Файл: Презентация по дисциплине Методология и методы социальнопсихологического исследования.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 144

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

III. Исследование.

I. Специфика методологии психологии. 2.1. «Анатомия» психологического знания

Кроме того, отечественные социогуманитарии в последнее время скорее привносят в нашу социальную практику знание, произведенное западной наукой, нежели сами являются производителями знания.

Трудно не согласиться с тем, что «самая актуальная проблема психологии на современном этапе – это интеграция психологического знания».

В основании психологического знания лежат базовые психологические «идеологии», такие, как бихевиоризм, когнитивизм и психоанализ.

Эти «идеологии» и соответствующий им уровень организации психологического знания называют по разному: парадигмами, подходами, ориентациями, системами знания и т.д.

В психологической литературе трудно найти удовлетворительное определение наиболее глобальных систем психологического знания и их слагаемых.

Когнитивизм, бихевиоризм и психоанализ можно охарактеризовать и как глобальные психологические методологии.

Примеры более фундаментальных и известных психологических обобщений:

Основные виды психологических объяснений аналогичны существующим в других науках:

Приведем примеры собственно научных психологических предсказаний, содержащихся в трудах психологов.

Например, большое значение имеют базовые «идеологии» и знание контекста, которые для многих наук мало актуальны.

2. Психологическое знание достаточно бессистемно.

3. Психологическое знание релятивно.

Причем можно выделить три основных слагаемых этой релятивности:

Во-первых, то, что считается знанием в рамках одних психологических школ и направлений, далеко не всегда признается таковым с позиций других.

4. Психологическое знание в значительной степени зависимо от процесса его социализации.

5. Психологическое знание эфемерно и мало похоже на знание точных наук.

Релятивность психологического знания тоже не следует переоценивать. Несмотря на его «скользящий» характер в нем остаются инвариантные и неизменные компоненты, например, психологические законы.

Исследователи, обеспокоенные состоянием психологического знания, могут избрать для себя одну из трех стратегий:

II. Методы социально-психологического исследования. 2. Метод наблюдения. 2.1. Наблюдение как метод и методика.

При психологическом наблюдении в качестве единиц наблюдения чаще используются специально выделенные категории, если оно строится на основе теоретических представлений о наблюдаемом явлении.

Системой категорий в узком смысле называют такую совокупность категорий, которой охватываются все теоретически допустимые проявления изучаемого процесса

К примеру Категориальная система Р. Бейлза.

2. Метод наблюдения.

2. Метод наблюдения.

В большинстве социально-психологических экспериментов именно наблюдение является способом регистрации зависимой переменной.

3. Метод опроса.

3. Метод опроса.

Построение:

3. Метод опроса.

Этапы построения:

3. Метод опроса.

В социологии выделяются три направления логической понятийной операционализации, которые затем определяют структуру вопросника и содержание вопросов:

3. Метод опроса.

Виды:

3. Метод опроса.

Виды:

3. Метод опроса.

Правила формулировки:

3. Метод опроса.

Требования к ответам (предлагаемым):

4. Метод социометрии.

4. Метод социометрии.

Деловые отношения связывают людей как исполнителей производственных, общественных, учебных и т.д. функций.

Личные взаимоотношения это и дружба, и товарищество, и вражда, и т.п.

4. Метод социометрии.

Социометрия начинается с социометрического вопроса (критерия выбора):

4. Метод социометрии.

Требования к исследователю:

4. Метод социометрии.

Требования к группе:

4. Метод социометрии.

4. Метод социометрии.

4. Метод социометрии.

4. Метод социометрии.

Групповая социограмма отображает всех членов группы и связи между ними. Существует несколько видов групповых социограмм как пример социограмма-мишень.

4. Метод социометрии.

Социометрические индексы – это количественные оценки полученных результатов. Они также делятся на индивидуальные и групповые.

Индекс психологической экспансивности индивида в группе. Индекс групповой экспансивности характеризует тип и интенсивность группового взаимодействия.

Индекс интегрированности группы характеризует степень включенности членов группы в общение в данном виде совместной деятельности

Индекс групповой сплоченности отражает отношение общего числа установленных в исследовании взаимных выборов в группе к теоретически возможному числу взаимных выборов.

Виды документов:

По степени персонификации документы подразделяются на:

Методы анализа документов делятся на две основные группы – традиционные и формализованные.

Главные процедуры контент-анализа имеют целью:

Единицы контент-анализа:

Количественными единицами контент-анализа являются единицы контекста и единицы счета.

Единицы контекста обозначают тот сегмент текста, в пределах которого определяется частота упоминания соответствующих категорий и подкатегорий.

Единицы счета подразумевают либо:

Требования к выделению категорий контент-анализа:

Второй этап. Составление кодировочной инструкции. Осуществляется соотнесение категорий с конкретными содержательными элементами текста, т.е. отыскание их индикаторов.

Составляется словарь индикаторов категорий либо дается развернутое описание категорий в терминах исследуемых текстов.

Четвертый этап. Кодировка всего массива исследуемых текстов – квантификация содержания, т.е. перевод в цифровое выражение всей совокупности исследуемых текстов.

Пятый этап. Статистическая обработка полученных количественных данных. Обычно используются процентные и частотные распределения, коэффициенты корреляции и т.п.

Шестой этап. Интерпретация полученных данных на основе задач и теоретического контекста исследования.

6. Метод эксперимента.

Эксперимент – исследовательская деятельность в целях изучения причинно-следственных связей, которая предполагает:

6. Метод эксперимента.

6. Метод эксперимента.

Первое условие относится к временнóй последовательности и формулируется следующим образом: причина должна предшествовать по времени эффекту.

Второе необходимое условие для обоснованного вывода о причинной зависимости В от А состоит в том, что воздействие или воздействия должны быть статистически связаны с эффектом.

Третье условие каузального вывода состоит в том, что не должно быть правдоподобного альтернативного объяснения появления В помимо А.

1. Теоретический этап исследования (постановка проблемы).

На этом этапе решаются следующие вопросы:

а) цель и задачи исследования;

б) объект исследования;

в) материальные и временные возможности экспериментирования;

г) степень научной разработанности вопроса, которая зафиксирована в частной объяснительной теории.

2. Методический этап исследования.

На этом этапе осуществляется разработка методики эксперимента и экспериментального плана.

Разработка экспериментального плана предполагает:

3. Экспериментальный этап исследования.

На этом этапе осуществляется непосредственное экспериментирование, т.е. создание экспериментальной ситуации, наблюдение, управление ходом эксперимента и измерение реакций испытуемых.

4. Аналитический этап исследования.

На этом этапе осуществляется количественный анализ результатов (математическая обработка), научная обработка полученных данных, формулирование новых научных гипотез.

7. Качественные методы.

7. Качественные методы.

При решении конкретных прикладных исследовательских задач можно выделить несколько уровней анализа :

7. Качественные методы.

Вербальные техники:

7. Качественные методы.

Невербальные техники:

Peer-группа. Суть его заключается в глубинном интервьюировании, но не одного, а трех-четырех человек одновременно.

Номинальная группа – это группа только по названию. Каждый участник интервьюируется индивидуально, а обобщение ответов и мыслей предоставляется другим участникам.

Десантная группа отличается от остальных групповых методов тем, что она проводится в реальной обстановке, например, в торговом зале магазина.

Фокус-группа является базовым групповым методом качественного анализа.

Мозговой штурм.

Синектика – более структурированный подход к выработке идей.

Дельфи-группа предназначена для выработки идей о будущем, создания прогнозов.

Конфликтная группа формируется из людей с ярко выраженными противоположными взглядами.

Группа модификации поведения используется для изучения того, насколько необходим потребителям тот или иной предмет домашнего обихода.

Адаптационная группа. Респонденты сталкиваются с фирменными или «слепыми» (немаркированными) товарами.

Расширенная творческая (креативная) группа. В отличие от фокус-группы здесь основное внимание уделяется проективным техникам исследования.

7. Качественные методы.

Цель: изучение путей влияния первых впечатлений на последующие процессы социального взаимодействия и знакомства.

Задачи:

Ход работы

Ход работы

Ход работы

Ход работы

  • Убедительно продемонстрировав самоподтверждающийся характер этого конкретного социального стереотипа, мы затем сделали попытку разобраться в процессе поведенческого подтверждения.
  • Результаты: как мужчины-реципиенты представлялись женщинам-мишеням, которых они считали привлекательными и непривлекательными — одинаково или по-разному? Анализ рейтингов наблюдателей-судей, прослушивавших магнитофонные записи только мужской части разговоров, дал явные доказательства того, что стиль взаимодействия наших реципиентов с женщинами-мишенями действительно зависел от физической привлекательности мишени.
Мужчины, взаимодействовавшие с женщинами, которых они считали физически привлекательными, казались более сердечными, сексуально темпераментными, интересными, независимыми, сексуально терпимыми, дерзкими, дружелюбными, открытыми, обладающими чувством юмора и навыками социального общения по сравнению с реципиентами, взаимодействовавшими с непривлекательной мишенью. Более того, те же самые мужчины казались судьям более привлекательными, более уверенными и более оживленными в разговоре, чем реципиенты, взаимодействовавшие с непривлекательной мишенью. Наблюдатели-судьи также считали, что они комфортнее чувствуют себя при разговоре, получают от него больше удовольствия, им больше нравятся партнерши, они чаще берут на себя инициативу, эффективнее пользуются голосом, их партнерши кажутся им более привлекательными и, наконец, они кажутся своим партнершам более привлекательными, чем мужчины, взаимодействовавшие с непривлекательной мишенью. Таким образом, создается впечатление, что различия в экспрессивной самопрезентации общительности мужчин-реципиентов могут быть ключевым фактором процесса активизации у женщин-мишеней тех ответных образцов экспрессии, которые дают поведенческое подтверждение атрибуций, породивших самопредставление реципиентов. Одной из причин, побуждающих женщин-мишеней, которым приписали привлекательность, отвечать взаимностью на эту дружелюбную самопрезентацию, может быть то, что, по сравнению с женщинами, действовавшими при условии непривлекательной мишени, они считали, что их образы, сложившиеся у партнеров, точнее, и стиль взаимодействия ближе к обычному стилю обращения мужчин с ними. Возможно, женщины, которым приписывали непривлекательность, отвергали обращение с ними партнеров как нерепрезентативное и, защищаясь, принимали более холодный и отчужденный тон разговора, чтобы справиться с ситуацией.
Вывод: Наши исследования указывают на существенные, но часто остающиеся незамеченными следствия социальных стереотипов. Мы продемонстрировали, что ожидания, основанные на общекультурных стереотипах внешней привлекательности, влияли на динамику развития социального взаимодействия и процессы знакомства таким образом, что эти стереотипные первые впечатления на самом деле оправдывались... Стереотип действительно функционировал как самоисполняющееся пророчество.