Файл: Презентация по дисциплине Методология и методы социальнопсихологического исследования.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 120

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

III. Исследование.

I. Специфика методологии психологии. 2.1. «Анатомия» психологического знания

Кроме того, отечественные социогуманитарии в последнее время скорее привносят в нашу социальную практику знание, произведенное западной наукой, нежели сами являются производителями знания.

Трудно не согласиться с тем, что «самая актуальная проблема психологии на современном этапе – это интеграция психологического знания».

В основании психологического знания лежат базовые психологические «идеологии», такие, как бихевиоризм, когнитивизм и психоанализ.

Эти «идеологии» и соответствующий им уровень организации психологического знания называют по разному: парадигмами, подходами, ориентациями, системами знания и т.д.

В психологической литературе трудно найти удовлетворительное определение наиболее глобальных систем психологического знания и их слагаемых.

Когнитивизм, бихевиоризм и психоанализ можно охарактеризовать и как глобальные психологические методологии.

Примеры более фундаментальных и известных психологических обобщений:

Основные виды психологических объяснений аналогичны существующим в других науках:

Приведем примеры собственно научных психологических предсказаний, содержащихся в трудах психологов.

Например, большое значение имеют базовые «идеологии» и знание контекста, которые для многих наук мало актуальны.

2. Психологическое знание достаточно бессистемно.

3. Психологическое знание релятивно.

Причем можно выделить три основных слагаемых этой релятивности:

Во-первых, то, что считается знанием в рамках одних психологических школ и направлений, далеко не всегда признается таковым с позиций других.

4. Психологическое знание в значительной степени зависимо от процесса его социализации.

5. Психологическое знание эфемерно и мало похоже на знание точных наук.

Релятивность психологического знания тоже не следует переоценивать. Несмотря на его «скользящий» характер в нем остаются инвариантные и неизменные компоненты, например, психологические законы.

Исследователи, обеспокоенные состоянием психологического знания, могут избрать для себя одну из трех стратегий:

II. Методы социально-психологического исследования. 2. Метод наблюдения. 2.1. Наблюдение как метод и методика.

При психологическом наблюдении в качестве единиц наблюдения чаще используются специально выделенные категории, если оно строится на основе теоретических представлений о наблюдаемом явлении.

Системой категорий в узком смысле называют такую совокупность категорий, которой охватываются все теоретически допустимые проявления изучаемого процесса

К примеру Категориальная система Р. Бейлза.

2. Метод наблюдения.

2. Метод наблюдения.

В большинстве социально-психологических экспериментов именно наблюдение является способом регистрации зависимой переменной.

3. Метод опроса.

3. Метод опроса.

Построение:

3. Метод опроса.

Этапы построения:

3. Метод опроса.

В социологии выделяются три направления логической понятийной операционализации, которые затем определяют структуру вопросника и содержание вопросов:

3. Метод опроса.

Виды:

3. Метод опроса.

Виды:

3. Метод опроса.

Правила формулировки:

3. Метод опроса.

Требования к ответам (предлагаемым):

4. Метод социометрии.

4. Метод социометрии.

Деловые отношения связывают людей как исполнителей производственных, общественных, учебных и т.д. функций.

Личные взаимоотношения это и дружба, и товарищество, и вражда, и т.п.

4. Метод социометрии.

Социометрия начинается с социометрического вопроса (критерия выбора):

4. Метод социометрии.

Требования к исследователю:

4. Метод социометрии.

Требования к группе:

4. Метод социометрии.

4. Метод социометрии.

4. Метод социометрии.

4. Метод социометрии.

Групповая социограмма отображает всех членов группы и связи между ними. Существует несколько видов групповых социограмм как пример социограмма-мишень.

4. Метод социометрии.

Социометрические индексы – это количественные оценки полученных результатов. Они также делятся на индивидуальные и групповые.

Индекс психологической экспансивности индивида в группе. Индекс групповой экспансивности характеризует тип и интенсивность группового взаимодействия.

Индекс интегрированности группы характеризует степень включенности членов группы в общение в данном виде совместной деятельности

Индекс групповой сплоченности отражает отношение общего числа установленных в исследовании взаимных выборов в группе к теоретически возможному числу взаимных выборов.

Виды документов:

По степени персонификации документы подразделяются на:

Методы анализа документов делятся на две основные группы – традиционные и формализованные.

Главные процедуры контент-анализа имеют целью:

Единицы контент-анализа:

Количественными единицами контент-анализа являются единицы контекста и единицы счета.

Единицы контекста обозначают тот сегмент текста, в пределах которого определяется частота упоминания соответствующих категорий и подкатегорий.

Единицы счета подразумевают либо:

Требования к выделению категорий контент-анализа:

Второй этап. Составление кодировочной инструкции. Осуществляется соотнесение категорий с конкретными содержательными элементами текста, т.е. отыскание их индикаторов.

Составляется словарь индикаторов категорий либо дается развернутое описание категорий в терминах исследуемых текстов.

Четвертый этап. Кодировка всего массива исследуемых текстов – квантификация содержания, т.е. перевод в цифровое выражение всей совокупности исследуемых текстов.

Пятый этап. Статистическая обработка полученных количественных данных. Обычно используются процентные и частотные распределения, коэффициенты корреляции и т.п.

Шестой этап. Интерпретация полученных данных на основе задач и теоретического контекста исследования.

6. Метод эксперимента.

Эксперимент – исследовательская деятельность в целях изучения причинно-следственных связей, которая предполагает:

6. Метод эксперимента.

6. Метод эксперимента.

Первое условие относится к временнóй последовательности и формулируется следующим образом: причина должна предшествовать по времени эффекту.

Второе необходимое условие для обоснованного вывода о причинной зависимости В от А состоит в том, что воздействие или воздействия должны быть статистически связаны с эффектом.

Третье условие каузального вывода состоит в том, что не должно быть правдоподобного альтернативного объяснения появления В помимо А.

1. Теоретический этап исследования (постановка проблемы).

На этом этапе решаются следующие вопросы:

а) цель и задачи исследования;

б) объект исследования;

в) материальные и временные возможности экспериментирования;

г) степень научной разработанности вопроса, которая зафиксирована в частной объяснительной теории.

2. Методический этап исследования.

На этом этапе осуществляется разработка методики эксперимента и экспериментального плана.

Разработка экспериментального плана предполагает:

3. Экспериментальный этап исследования.

На этом этапе осуществляется непосредственное экспериментирование, т.е. создание экспериментальной ситуации, наблюдение, управление ходом эксперимента и измерение реакций испытуемых.

4. Аналитический этап исследования.

На этом этапе осуществляется количественный анализ результатов (математическая обработка), научная обработка полученных данных, формулирование новых научных гипотез.

7. Качественные методы.

7. Качественные методы.

При решении конкретных прикладных исследовательских задач можно выделить несколько уровней анализа :

7. Качественные методы.

Вербальные техники:

7. Качественные методы.

Невербальные техники:

Peer-группа. Суть его заключается в глубинном интервьюировании, но не одного, а трех-четырех человек одновременно.

Номинальная группа – это группа только по названию. Каждый участник интервьюируется индивидуально, а обобщение ответов и мыслей предоставляется другим участникам.

Десантная группа отличается от остальных групповых методов тем, что она проводится в реальной обстановке, например, в торговом зале магазина.

Фокус-группа является базовым групповым методом качественного анализа.

Мозговой штурм.

Синектика – более структурированный подход к выработке идей.

Дельфи-группа предназначена для выработки идей о будущем, создания прогнозов.

Конфликтная группа формируется из людей с ярко выраженными противоположными взглядами.

Группа модификации поведения используется для изучения того, насколько необходим потребителям тот или иной предмет домашнего обихода.

Адаптационная группа. Респонденты сталкиваются с фирменными или «слепыми» (немаркированными) товарами.

Расширенная творческая (креативная) группа. В отличие от фокус-группы здесь основное внимание уделяется проективным техникам исследования.

7. Качественные методы.

Цель: изучение путей влияния первых впечатлений на последующие процессы социального взаимодействия и знакомства.

Задачи:

Ход работы

Ход работы

Ход работы

а) цель и задачи исследования;

б) объект исследования;

в) материальные и временные возможности экспериментирования;

г) степень научной разработанности вопроса, которая зафиксирована в частной объяснительной теории.

2. Методический этап исследования.

На этом этапе осуществляется разработка методики эксперимента и экспериментального плана.

Разработка экспериментального плана предполагает:

  • составление программы экспериментирования как рабочего плана и последовательности процедур опыта ;
  • планирование математической обработки экспериментальных данных.

3. Экспериментальный этап исследования.

На этом этапе осуществляется непосредственное экспериментирование, т.е. создание экспериментальной ситуации, наблюдение, управление ходом эксперимента и измерение реакций испытуемых.

Основное правило экспериментирования состоит в том, что все переменные, кроме одной, должны быть константными на протяжении всего опыта, и только одна из них – изучаемый фактор – может варьировать. Варьируемая переменная всегда должна иметь количественную или качественную определенность и обладать изменяющимися в процессе опыта параметрами.

4. Аналитический этап исследования.

На этом этапе осуществляется количественный анализ результатов (математическая обработка), научная обработка полученных данных, формулирование новых научных гипотез.

7. Качественные методы.

Качественные методы направлены на изучение максимально широкого спектра феноменологии изучаемого явления и не ставят целью проследить количественные закономерности. Можно сказать, что качественные методы направлены на раскрытие причинно-следственных связей, процессуальных характеристик изучаемого явления.

7. Качественные методы.

При решении конкретных прикладных исследовательских задач можно выделить несколько уровней анализа :

  • сознательные факторы, доступные для структурированных опросников;
  • личные чувства и язык, для которых требуется «сочувствующее» интервью;
  • интуитивные ассоциации, для выявления которых используются невербальные техники или игры, выявляющие внутренний мир покупателей;
  • бессознательные, спонтанные реакции, не подверженные цензуре сознания факторы, поддающиеся лишь проективным техникам.

7. Качественные методы.

Вербальные техники:

  • Свободные и направленные ассоциации. Респондентам предлагается быстро, не задумываясь, высказать все, с чем у него ассоциируется какой-то объект.
  • Завершение предложений.
  • Аналогии. Это представление товара или его фирменного знака не таким, каков он есть, а как-либо иначе.
  • Персонализация. Респондент «превращается» в товар или фирменный знак.
  • Ролевая игра. Проводится для того, чтобы «обыграть» отношения к фирменным знакам и рекламным сообщениям.

7. Качественные методы.

Невербальные техники:

  • Завершение рисунка. Обычно предлагаются «размытые», неопределенные картинки, содержащие человеческие фигурки. Каждый человечек олицетворяет собой тот или иной объект .
  • Психологический рисунок. Эффективная невербальная техника визуализации средствами живописи.
  • Коллаж. Материалом для коллажа служат наборы иллюстрированных журналов, газет и другой печатной продукции, клей, ножницы, цветные фломастеры.
  • Направленные мечты. Респондентам предлагают фантазировать, представляя то, о чем они мечтают
  • Манипуляция с предметами. Процесс состоит в том, что респондентам предоставляют широкий ассортимент образного и/или вербального материала, которым они манипулируют.

Peer-группа. Суть его заключается в глубинном интервьюировании, но не одного, а трех-четырех человек одновременно.

Номинальная группа – это группа только по названию. Каждый участник интервьюируется индивидуально, а обобщение ответов и мыслей предоставляется другим участникам.

Десантная группа отличается от остальных групповых методов тем, что она проводится в реальной обстановке, например, в торговом зале магазина.

Фокус-группа является базовым групповым методом качественного анализа.

Мозговой штурм.

Синектика – более структурированный подход к выработке идей.

Дельфи-группа предназначена для выработки идей о будущем, создания прогнозов.

Конфликтная группа формируется из людей с ярко выраженными противоположными взглядами.

Группа модификации поведения используется для изучения того, насколько необходим потребителям тот или иной предмет домашнего обихода.


Адаптационная группа. Респонденты сталкиваются с фирменными или «слепыми» (немаркированными) товарами.

Расширенная творческая (креативная) группа. В отличие от фокус-группы здесь основное внимание уделяется проективным техникам исследования.

7. Качественные методы.


Метод фокус-группы в социально-психологическом исследования может применяться:
  • на ранних стадиях исследования с целью выдвижения гипотез;
  • самостоятельно, в качестве основного метода сбора информации;
  • на заключительных этапах исследования для дополнения и интерпретации результатов, полученных другими методами.
Как вы знакомитесь с другим человеком и начинаете испытывать к нему симпатию? По-видимому, это довольно простой процесс — наблюдая за другим человеком, вы выясняете, что он собой представляет, и решаете, привлекает ли он вас. Тем не менее предположение о том, что вы пассивно наблюдаете положительные качества и недостатки, присущие другому человеку, может оказаться совершенно ошибочным. Как утверждает Снайдер в своей статье «Когда вера создает реальность...», вы скорее являетесь активным творцом образа человека, хотя считаете, что просто видите его. Это означает, что ваше начальное впечатление о том, что человек «в действительности» собой представляет, будет определять ваше поведение по отношению к нему, а ваше поведение, в свою очередь, сформирует ответные реакции этого человека таким образом, что ваши первоначальные ожидания подтвердятся.

Цель: изучение путей влияния первых впечатлений на последующие процессы социального взаимодействия и знакомства.

Люди используют разные модели и стили взаимодействия с теми, кого они воспринимают как физически привлекательных людей, и с теми, кого они считают непривлекательными. Эти различия в самопрезентации и стиле взаимодействия могут, в свою очередь, вызывать и воспитывать у человека- мишени те формы поведения, которые согласуются со стереотипом. Это означает, что люди с привлекательной внешностью могут на самом деле начать вести себя дружелюбно, мило и общительно, но не обязательно потому, что они обладают такими чертами личности, а потому, что поведение других порождает и поддерживает формы поведения
, которые считаются проявлением этих черт.

Задачи:

  • продемонстрировать самоподтверждающийся характер стереотипа физической привлекательности в контексте социального взаимодействия;
  • отразить спонтанное возникновение первых впечатлений при обыденном социальном взаимодействии и последующие направляющее влияние этих впечатлений на социальное взаимодействие;
  • исследовать влияние наших манипуляций кажущейся физической привлекательностью цели как на первые впечатления, полученные мужчинами-реципиентами о женщинах-мишенях, так и на поведенческую самопрезентацию женщин во время этих взаимодействий;
  • попытаться разобраться в процессе поведенческого подтверждения.

Ход работы

  • В нашем первом исследовании Элизабет Декер Танке, Элен Бершайд и я хотели продемонстрировать самоподтверждающийся характер стереотипа физической привлекательности в контексте социального взаимодействия, спланированного так, чтобы как можно точнее отразить спонтанное возникновение первых впечатлений при обыденном социальном взаимодействии и последующее направляющее влияние этих впечатлений на социальное взаимодействие.
Пятьдесят один студент и пятьдесят одна студентка старших курсов университета штата Миннесота за дополнительный зачет участвовали в эксперименте, который был описан как исследование «процессов, посредством которых люди знакомятся друг с другом». Эти индивиды взаимодействовали в диадах «мужчина—женщина» в ситуации первого знакомства, когда они могли слышать, но не могли видеть друг друга (телефонный разговор). Перед началом разговора мужчина из каждой пары получал моментальный снимок своей партнерши по взаимодействию, сделанный фотоаппаратом «Полароид». Эти фотографии, подготовленные заранее и распределенные по парам случайным образом, идентифицировали цель либо как физически привлекательную (условие привлекательной цели), либо как физически непривлекательную (условие непривлекательной цели). Каждая пара в течение десяти минут вела неструктурированный телефонный разговор, который записывался на магнитофон. Голос каждого из участников записывался на отдельную дорожку пленки. Чтобы оценить, насколько поведение женщин-мишеней подтверждало стереотипы мужчин-реципиентов, 12 наблюдателей-судей прослушивали записи разговоров, происходивших при знакомстве. Наблюдатели-, судьи не были ознакомлены с экспериментальной гипотезой и ничего не знали о фактической или воспринимаемой физической привлекательности индивида, запись голоса которого они слышали. Они слышали только ту дорожку записи, на которую были записаны голоса участниц-женщин. Девять других наблюдателей-судей слушали и оценивали только голоса мужчин-реципиентов.

Ход работы

  • Чтобы составить схему процесса поведенческого подтверждения основанных на стереотипе атрибуций при этих парных социальных взаимодействиях, мы исследовали влияние наших манипуляций кажущейся физической привлекательностью цели как на первые впечатления, полученные мужчинами-реципиентами о женщинах-мишенях, так и на поведенческую самопрезентацию женщин во время этих взаимодействий. Это влияние оценивалось на основе рейтингов, которые выставляли судьи-наблюдатели, прослушав магнитофонные записи голосов участников.
Результаты: мужчины-реципиенты явно формировали свои первые впечатления о женщинах-мишенях, основываясь на обычных стереотипах, связывающих физическую привлекательность с социально желательными личностными характеристиками. Судя по оценкам первых впечатлений, которые были собраны после того, как реципиенты получили фотографии своих партнерш, но перед началом разговоров-знакомств, стало ясно, что (как диктует стереотип внешней привлекательности) мужчины, которые предвкушали знакомство с привлекательными партнершами, ожидали взаимодействия с относительно сердечными, уравновешенными, обладающими чувством юмора и навыками общения индивидами. И наоборот, мужчины, столкнувшиеся с перспективой знакомства с относительно непривлекательными партнершами, создали для себя образы довольно замкнутых, неловких, серьезных и не обладающих навыками общения созданий. Наши реципиенты не только смоделировали образы своих партнерш по разговору на основе стереотипных интуитивных представлений о связи между красотой и положительными чертами характера: основанные на стереотипе атрибуции положили начало цепи событий, которые привели к поведенческому подтверждению этих изначально ошибочных суждений. Анализ оценок наблюдателей-судей, прослушивавших магнитофонные записи разговоров, показал, что женщины-мишени, которые (сами того не зная) воспринимались в качестве внешне привлекательных (вследствие случайного распределения экспериментального условия привлекательной мишени), действительно начинали вести себя дружелюбно, мило и общительно. Это поведенческое подтверждение было заметно даже для внешних наблюдателей-судей, которые ничего не знали о фактической или воспринимаемой внешней привлекательности индивидов-целей. При этой демонстрации поведенческого подтверждения в социальном взаимодействии «красивые» люди становились «хорошими» людьми, но не обязательно потому, что обладали социально ценимыми чертами личности, которые им приписывались, а потому, что действия реципиентов, основанные на их стереотипных представлениях, ошибочно поддерживали и подтверждали эти атрибуции.