Файл: Презентация по дисциплине Методология и методы социальнопсихологического исследования.pptx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.04.2024
Просмотров: 140
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
I. Специфика методологии психологии. 2.1. «Анатомия» психологического знания
Примеры более фундаментальных и известных психологических обобщений:
Основные виды психологических объяснений аналогичны существующим в других науках:
Приведем примеры собственно научных психологических предсказаний, содержащихся в трудах психологов.
2. Психологическое знание достаточно бессистемно.
3. Психологическое знание релятивно.
Причем можно выделить три основных слагаемых этой релятивности:
4. Психологическое знание в значительной степени зависимо от процесса его социализации.
5. Психологическое знание эфемерно и мало похоже на знание точных наук.
К примеру Категориальная система Р. Бейлза.
Требования к ответам (предлагаемым):
Личные взаимоотношения это и дружба, и товарищество, и вражда, и т.п.
Социометрия начинается с социометрического вопроса (критерия выбора):
По степени персонификации документы подразделяются на:
Методы анализа документов делятся на две основные группы – традиционные и формализованные.
Главные процедуры контент-анализа имеют целью:
Количественными единицами контент-анализа являются единицы контекста и единицы счета.
Единицы счета подразумевают либо:
Требования к выделению категорий контент-анализа:
1. Теоретический этап исследования (постановка проблемы).
На этом этапе решаются следующие вопросы:
а) цель и задачи исследования;
в) материальные и временные возможности экспериментирования;
г) степень научной разработанности вопроса, которая зафиксирована в частной объяснительной теории.
2. Методический этап исследования.
На этом этапе осуществляется разработка методики эксперимента и экспериментального плана.
Разработка экспериментального плана предполагает:
3. Экспериментальный этап исследования.
4. Аналитический этап исследования.
При решении конкретных прикладных исследовательских задач можно выделить несколько уровней анализа :
Фокус-группа является базовым групповым методом качественного анализа.
Синектика – более структурированный подход к выработке идей.
Дельфи-группа предназначена для выработки идей о будущем, создания прогнозов.
Конфликтная группа формируется из людей с ярко выраженными противоположными взглядами.
- Ряд выводов относительно характера и строения беглого рассмотрения структуры психологического знания:
1. В структуре этого знания можно выделить компоненты, являющиеся стандартными составляющими любого научного знания и некоторые из них обладают определенной спецификой.
Например, большое значение имеют базовые «идеологии» и знание контекста, которые для многих наук мало актуальны.
2. Психологическое знание достаточно бессистемно.
В принципе, можно построить не-сколько таких «пирамид» – на идейно-методологических основаниях бихевиоризма, когнитивизма, психоанализа и др., каждая из которых будет стоять особняком. Но любая из подобных «локальных пирамид», скорее всего, окажется очень неустойчивой, ибо даже знание, накопленное в рамках одной идейно-методологической ориентации, трудно уложить в единую систему.3. Психологическое знание релятивно.
Причем можно выделить три основных слагаемых этой релятивности:
Во-первых, то, что считается знанием в рамках одних психологических школ и направлений, далеко не всегда признается таковым с позиций других.
Во-вторых, оно неотъемлемо от определенного объекта и той социокультурной (макро- и микро-) среды, в которую он погружен, а знание, полученное применительно к одной культуре, часто оказывается неприменимой к другим культурам. В-третьих, психологическое знание ситуативно, т.е. зависит от конкретной ситуации его получения: скажем, коэффициенты корреляции, измеренные на одной и той же выборке спустя некоторое время, всегда оказываются несколько другими.4. Психологическое знание в значительной степени зависимо от процесса его социализации.
Не всякое психологическое знание признается собственно знанием: чтобы стать таковым, оно должно пройти достаточно длительную «социальную обработку», на которую далеко не у всех психологов, в том числе и у исследователей, хватает сил, времени и возможностей. В результате реальный массив психологического знания намного превосходит объем «официального» знания научной психологии.5. Психологическое знание эфемерно и мало похоже на знание точных наук.
Психологическое знание – это тоже Знание, но, во-первых, знание плохо организованное, во-вторых, знание «скользящее», изменяющееся вслед за его постоянно изменяющимся объектом. В то же время неорганизованность, релятивность и бессистемность психологического знания не следует абсолютизировать. Однако это организованность особого рода, отличающаяся от типовой организации знания в точных науках и определяющаяся не столько онтологией изучаемых объектов (хотя и ею тоже), сколько потребностями познающего субъекта – в основном, потребностью психологического сообщества в облегчении понимания и изучения этих объектов.Релятивность психологического знания тоже не следует переоценивать. Несмотря на его «скользящий» характер в нем остаются инвариантные и неизменные компоненты, например, психологические законы.
Исследователи, обеспокоенные состоянием психологического знания, могут избрать для себя одну из трех стратегий:
- смириться с «вечным кризисом» психологической науки, воспринимая ее как науку, находящуюся на допарадигмальной стадии развития и списывая все ее недостатки на недостаточный уровень ее развития;
- ждать формирования единой парадигмы, которая объединит психологическую науку и придаст психологическому знанию организованный, устойчивый и надситуативный характер;
- попытаться найти нетрадиционные варианты организации психологического знания, не пытаясь выстроить его по образцу естественных наук.
II. Методы социально-психологического исследования. 2. Метод наблюдения. 2.1. Наблюдение как метод и методика.
- С точки зрения структуры , или общих принципов организации исследования, психологическое наблюдение как метод противопоставляется экспериментальному методу. Такое противопоставление основывается на признании «пассивности» наблюдателя как регистратора психологических данных и «непосредственного» характера представленности этих данных.
- свободное наблюдение при минимальных ограничениях того, что и когда наблюдать;
- наблюдение целенаправленное, если в плане четко определены цели, организация наблюдения и способы отчета наблюдателя.
Виды (в зависимости от содержания целей исследователя):
- Систематическим обычно называют любое наблюдение, если оно осуществляется по определенным правилам структурирования понятий наблюдателя для квалификации событий.
- С учетом позиции наблюдателя можно выделить внешнее наблюдение, т.е. наблюдение «со стороны».
- Включенное наблюдение, когда исследователь сам является членом наблюдаемой им группы людей.
- В зависимости от того, знает ли человек, являющийся объектом наблюдения, о самом факте наблюдения за ним, различают открытое и скрытое наблюдение.
Предметом социально-психологического наблюдения служат вербальные и невербальные акты поведения отдельного человека или группы людей в определенной социальной среде или ситуации:
- речевые акты, их содержание, последовательность, направленность, частота, продолжительность, особенности лексики, грамматики и т.п.;
- выразительные движения (мимика, пантомимика, отдельные жесты);
- перемещения в пространстве, их скорость и направление, дистанция;
- физическое взаимодействие
При психологическом наблюдении в качестве единиц наблюдения чаще используются специально выделенные категории, если оно строится на основе теоретических представлений о наблюдаемом явлении.
Системой категорий в узком смысле называют такую совокупность категорий, которой охватываются все теоретически допустимые проявления изучаемого процесса
К примеру Категориальная система Р. Бейлза.
2. Метод наблюдения.
- Процесс взаимодействия описывается с помощью 12 категорий, которые отражают основные взаимоотношения и групповые процессы в четырех областях – позитивные эмоции, негативные эмоции, постановка проблемы, решение проблемы.
- ориентировка членов группы в общей задаче (обмен информации);
- оценка хода выполнения задачи членами группы (оценивание мнений);
- контроль (попытка членов группы воздействовать друг на друга);
- нахождение группового решения;
- ослабление межличностных и внутриличностных напряжений;
- проявление солидарности (или раскола между ними).
При выполнении некоторой общей задачи деятельность группы, по мнению Р. Бейлза, развивается как последовательность фаз:
2. Метод наблюдения.
В целостном процессе социально-психологического исследования наблюдение может выполнять различные задачи. Это могут быть, например: предварительная ориентировка в объекте; фиксация изменений зависимой переменной в экспериментальной ситуации; уточнение результатов, полученных другими методами.В большинстве социально-психологических экспериментов именно наблюдение является способом регистрации зависимой переменной.
3. Метод опроса.
- Опрос в социально-психологическом исследовании применяется с целью получения информации об объективных и/или субъективных фактах со слов опрашиваемых.
- очный («лицом к лицу») опрос – интервью, беседа;
- заочный опрос – социально-психологическая анкета.