Файл: Презентация по дисциплине Методология и методы социальнопсихологического исследования.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 140

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

III. Исследование.

I. Специфика методологии психологии. 2.1. «Анатомия» психологического знания

Кроме того, отечественные социогуманитарии в последнее время скорее привносят в нашу социальную практику знание, произведенное западной наукой, нежели сами являются производителями знания.

Трудно не согласиться с тем, что «самая актуальная проблема психологии на современном этапе – это интеграция психологического знания».

В основании психологического знания лежат базовые психологические «идеологии», такие, как бихевиоризм, когнитивизм и психоанализ.

Эти «идеологии» и соответствующий им уровень организации психологического знания называют по разному: парадигмами, подходами, ориентациями, системами знания и т.д.

В психологической литературе трудно найти удовлетворительное определение наиболее глобальных систем психологического знания и их слагаемых.

Когнитивизм, бихевиоризм и психоанализ можно охарактеризовать и как глобальные психологические методологии.

Примеры более фундаментальных и известных психологических обобщений:

Основные виды психологических объяснений аналогичны существующим в других науках:

Приведем примеры собственно научных психологических предсказаний, содержащихся в трудах психологов.

Например, большое значение имеют базовые «идеологии» и знание контекста, которые для многих наук мало актуальны.

2. Психологическое знание достаточно бессистемно.

3. Психологическое знание релятивно.

Причем можно выделить три основных слагаемых этой релятивности:

Во-первых, то, что считается знанием в рамках одних психологических школ и направлений, далеко не всегда признается таковым с позиций других.

4. Психологическое знание в значительной степени зависимо от процесса его социализации.

5. Психологическое знание эфемерно и мало похоже на знание точных наук.

Релятивность психологического знания тоже не следует переоценивать. Несмотря на его «скользящий» характер в нем остаются инвариантные и неизменные компоненты, например, психологические законы.

Исследователи, обеспокоенные состоянием психологического знания, могут избрать для себя одну из трех стратегий:

II. Методы социально-психологического исследования. 2. Метод наблюдения. 2.1. Наблюдение как метод и методика.

При психологическом наблюдении в качестве единиц наблюдения чаще используются специально выделенные категории, если оно строится на основе теоретических представлений о наблюдаемом явлении.

Системой категорий в узком смысле называют такую совокупность категорий, которой охватываются все теоретически допустимые проявления изучаемого процесса

К примеру Категориальная система Р. Бейлза.

2. Метод наблюдения.

2. Метод наблюдения.

В большинстве социально-психологических экспериментов именно наблюдение является способом регистрации зависимой переменной.

3. Метод опроса.

3. Метод опроса.

Построение:

3. Метод опроса.

Этапы построения:

3. Метод опроса.

В социологии выделяются три направления логической понятийной операционализации, которые затем определяют структуру вопросника и содержание вопросов:

3. Метод опроса.

Виды:

3. Метод опроса.

Виды:

3. Метод опроса.

Правила формулировки:

3. Метод опроса.

Требования к ответам (предлагаемым):

4. Метод социометрии.

4. Метод социометрии.

Деловые отношения связывают людей как исполнителей производственных, общественных, учебных и т.д. функций.

Личные взаимоотношения это и дружба, и товарищество, и вражда, и т.п.

4. Метод социометрии.

Социометрия начинается с социометрического вопроса (критерия выбора):

4. Метод социометрии.

Требования к исследователю:

4. Метод социометрии.

Требования к группе:

4. Метод социометрии.

4. Метод социометрии.

4. Метод социометрии.

4. Метод социометрии.

Групповая социограмма отображает всех членов группы и связи между ними. Существует несколько видов групповых социограмм как пример социограмма-мишень.

4. Метод социометрии.

Социометрические индексы – это количественные оценки полученных результатов. Они также делятся на индивидуальные и групповые.

Индекс психологической экспансивности индивида в группе. Индекс групповой экспансивности характеризует тип и интенсивность группового взаимодействия.

Индекс интегрированности группы характеризует степень включенности членов группы в общение в данном виде совместной деятельности

Индекс групповой сплоченности отражает отношение общего числа установленных в исследовании взаимных выборов в группе к теоретически возможному числу взаимных выборов.

Виды документов:

По степени персонификации документы подразделяются на:

Методы анализа документов делятся на две основные группы – традиционные и формализованные.

Главные процедуры контент-анализа имеют целью:

Единицы контент-анализа:

Количественными единицами контент-анализа являются единицы контекста и единицы счета.

Единицы контекста обозначают тот сегмент текста, в пределах которого определяется частота упоминания соответствующих категорий и подкатегорий.

Единицы счета подразумевают либо:

Требования к выделению категорий контент-анализа:

Второй этап. Составление кодировочной инструкции. Осуществляется соотнесение категорий с конкретными содержательными элементами текста, т.е. отыскание их индикаторов.

Составляется словарь индикаторов категорий либо дается развернутое описание категорий в терминах исследуемых текстов.

Четвертый этап. Кодировка всего массива исследуемых текстов – квантификация содержания, т.е. перевод в цифровое выражение всей совокупности исследуемых текстов.

Пятый этап. Статистическая обработка полученных количественных данных. Обычно используются процентные и частотные распределения, коэффициенты корреляции и т.п.

Шестой этап. Интерпретация полученных данных на основе задач и теоретического контекста исследования.

6. Метод эксперимента.

Эксперимент – исследовательская деятельность в целях изучения причинно-следственных связей, которая предполагает:

6. Метод эксперимента.

6. Метод эксперимента.

Первое условие относится к временнóй последовательности и формулируется следующим образом: причина должна предшествовать по времени эффекту.

Второе необходимое условие для обоснованного вывода о причинной зависимости В от А состоит в том, что воздействие или воздействия должны быть статистически связаны с эффектом.

Третье условие каузального вывода состоит в том, что не должно быть правдоподобного альтернативного объяснения появления В помимо А.

1. Теоретический этап исследования (постановка проблемы).

На этом этапе решаются следующие вопросы:

а) цель и задачи исследования;

б) объект исследования;

в) материальные и временные возможности экспериментирования;

г) степень научной разработанности вопроса, которая зафиксирована в частной объяснительной теории.

2. Методический этап исследования.

На этом этапе осуществляется разработка методики эксперимента и экспериментального плана.

Разработка экспериментального плана предполагает:

3. Экспериментальный этап исследования.

На этом этапе осуществляется непосредственное экспериментирование, т.е. создание экспериментальной ситуации, наблюдение, управление ходом эксперимента и измерение реакций испытуемых.

4. Аналитический этап исследования.

На этом этапе осуществляется количественный анализ результатов (математическая обработка), научная обработка полученных данных, формулирование новых научных гипотез.

7. Качественные методы.

7. Качественные методы.

При решении конкретных прикладных исследовательских задач можно выделить несколько уровней анализа :

7. Качественные методы.

Вербальные техники:

7. Качественные методы.

Невербальные техники:

Peer-группа. Суть его заключается в глубинном интервьюировании, но не одного, а трех-четырех человек одновременно.

Номинальная группа – это группа только по названию. Каждый участник интервьюируется индивидуально, а обобщение ответов и мыслей предоставляется другим участникам.

Десантная группа отличается от остальных групповых методов тем, что она проводится в реальной обстановке, например, в торговом зале магазина.

Фокус-группа является базовым групповым методом качественного анализа.

Мозговой штурм.

Синектика – более структурированный подход к выработке идей.

Дельфи-группа предназначена для выработки идей о будущем, создания прогнозов.

Конфликтная группа формируется из людей с ярко выраженными противоположными взглядами.

Группа модификации поведения используется для изучения того, насколько необходим потребителям тот или иной предмет домашнего обихода.

Адаптационная группа. Респонденты сталкиваются с фирменными или «слепыми» (немаркированными) товарами.

Расширенная творческая (креативная) группа. В отличие от фокус-группы здесь основное внимание уделяется проективным техникам исследования.

7. Качественные методы.

Цель: изучение путей влияния первых впечатлений на последующие процессы социального взаимодействия и знакомства.

Задачи:

Ход работы

Ход работы

Ход работы

  • Ряд выводов относительно характера и строения беглого рассмотрения структуры психологического знания:
  • 1. В структуре этого знания можно выделить компоненты, являющиеся стандартными составляющими любого научного знания и некоторые из них обладают определенной спецификой.

    1   2   3   4   5   6   7   8

Например, большое значение имеют базовые «идеологии» и знание контекста, которые для многих наук мало актуальны.

2. Психологическое знание достаточно бессистемно.

В принципе, можно построить не-сколько таких «пирамид» – на идейно-методологических основаниях бихевиоризма, когнитивизма, психоанализа и др., каждая из которых будет стоять особняком. Но любая из подобных «локальных пирамид», скорее всего, окажется очень неустойчивой, ибо даже знание, накопленное в рамках одной идейно-методологической ориентации, трудно уложить в единую систему.

3. Психологическое знание релятивно.

Причем можно выделить три основных слагаемых этой релятивности:

Во-первых, то, что считается знанием в рамках одних психологических школ и направлений, далеко не всегда признается таковым с позиций других.

Во-вторых, оно неотъемлемо от определенного объекта и той социокультурной (макро- и микро-) среды, в которую он погружен, а знание, полученное применительно к одной культуре, часто оказывается неприменимой к другим культурам. В-третьих, психологическое знание ситуативно, т.е. зависит от конкретной ситуации его получения: скажем, коэффициенты корреляции, измеренные на одной и той же выборке спустя некоторое время, всегда оказываются несколько другими.

4. Психологическое знание в значительной степени зависимо от процесса его социализации.

Не всякое психологическое знание признается собственно знанием: чтобы стать таковым, оно должно пройти достаточно длительную «социальную обработку», на которую далеко не у всех психологов, в том числе и у исследователей, хватает сил, времени и возможностей. В результате реальный массив психологического знания намного превосходит объем «официального» знания научной психологии.

5. Психологическое знание эфемерно и мало похоже на знание точных наук.

Психологическое знание – это тоже Знание, но, во-первых, знание плохо организованное, во-вторых, знание «скользящее», изменяющееся вслед за его постоянно изменяющимся объектом. В то же время неорганизованность, релятивность и бессистемность психологического знания не следует абсолютизировать. Однако это организованность особого рода, отличающаяся от типовой организации знания в точных науках и определяющаяся не столько онтологией изучаемых объектов (хотя и ею тоже), сколько потребностями познающего субъекта – в основном, потребностью психологического сообщества в облегчении понимания и изучения этих объектов.

Релятивность психологического знания тоже не следует переоценивать. Несмотря на его «скользящий» характер в нем остаются инвариантные и неизменные компоненты, например, психологические законы.

Исследователи, обеспокоенные состоянием психологического знания, могут избрать для себя одну из трех стратегий:

  • смириться с «вечным кризисом» психологической науки, воспринимая ее как науку, находящуюся на допарадигмальной стадии развития и списывая все ее недостатки на недостаточный уровень ее развития;
  • ждать формирования единой парадигмы, которая объединит психологическую науку и придаст психологическому знанию организованный, устойчивый и надситуативный характер;
  • попытаться найти нетрадиционные варианты организации психологического знания, не пытаясь выстроить его по образцу естественных наук.

II. Методы социально-психологического исследования. 2. Метод наблюдения. 2.1. Наблюдение как метод и методика.

  • С точки зрения структуры , или общих принципов организации исследования, психологическое наблюдение как метод противопоставляется экспериментальному методу. Такое противопоставление основывается на признании «пассивности» наблюдателя как регистратора психологических данных и «непосредственного» характера представленности этих данных.
  • Виды (в зависимости от содержания целей исследователя):

  • свободное наблюдение при минимальных ограничениях того, что и когда наблюдать;
  • наблюдение целенаправленное, если в плане четко определены цели, организация наблюдения и способы отчета наблюдателя.
  • Систематическим обычно называют любое наблюдение, если оно осуществляется по определенным правилам структурирования понятий наблюдателя для квалификации событий.
  • С учетом позиции наблюдателя можно выделить внешнее наблюдение, т.е. наблюдение «со стороны».
  • Включенное наблюдение, когда исследователь сам является членом наблюдаемой им группы людей.
  • В зависимости от того, знает ли человек, являющийся объектом наблюдения, о самом факте наблюдения за ним, различают открытое и скрытое наблюдение.

Предметом социально-психологического наблюдения служат вербальные и невербальные акты поведения отдельного человека или группы людей в определенной социальной среде или ситуации:
  • речевые акты, их содержание, последовательность, направленность, частота, продолжительность, особенности лексики, грамматики и т.п.;
  • выразительные движения (мимика, пантомимика, отдельные жесты);
  • перемещения в пространстве, их скорость и направление, дистанция;
  • физическое взаимодействие

При психологическом наблюдении в качестве единиц наблюдения чаще используются специально выделенные категории, если оно строится на основе теоретических представлений о наблюдаемом явлении.

Системой категорий в узком смысле называют такую совокупность категорий, которой охватываются все теоретически допустимые проявления изучаемого процесса

К примеру Категориальная система Р. Бейлза.

2. Метод наблюдения.

  • Процесс взаимодействия описывается с помощью 12 категорий, которые отражают основные взаимоотношения и групповые процессы в четырех областях – позитивные эмоции, негативные эмоции, постановка проблемы, решение проблемы.
  • При выполнении некоторой общей задачи деятельность группы, по мнению Р. Бейлза, развивается как последовательность фаз:

  • ориентировка членов группы в общей задаче (обмен информации);
  • оценка хода выполнения задачи членами группы (оценивание мнений);
  • контроль (попытка членов группы воздействовать друг на друга);
  • нахождение группового решения;
  • ослабление межличностных и внутриличностных напряжений;
  • проявление солидарности (или раскола между ними).

2. Метод наблюдения.

В целостном процессе социально-психологического исследования наблюдение может выполнять различные задачи. Это могут быть, например: предварительная ориентировка в объекте; фиксация изменений зависимой переменной в экспериментальной ситуации; уточнение результатов, полученных другими методами.

В большинстве социально-психологических экспериментов именно наблюдение является способом регистрации зависимой переменной.

3. Метод опроса.

  • Опрос в социально-психологическом исследовании применяется с целью получения информации об объективных и/или субъективных фактах со слов опрашиваемых.
  • Опросы в социальной психологии делятся на два основных типа:

  • очный («лицом к лицу») опрос – интервью, беседа;
  • заочный опрос – социально-психологическая анкета.