Файл: Задача памфлета состоит в том, чтобы осмеять, предать позору определенное явление, определенное лицо. Памфлет, создавая образ разоблачаемого деятеля, стремится представить его как определенную индивидуальность бичует его в его политической жизни,.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Памфле́т (от англ. pamphlet) — разновидность художественно-публицистического произведения, обычно направленного против политического строя, против той или иной общественной группы, партии, правительства ,зачастую через разоблачение отдельных их представителей.

Задача памфлета состоит в том, чтобы осмеять, предать позору определенное явление, определенное лицо. Памфлет, создавая образ разоблачаемого деятеля, стремится представить его как определенную индивидуальность — бичует его в его политической жизни, быту, индивидуальных особенностях, для того чтобысделать ещё сильнее удар по политической линии, им представляемой. 

Самые яркие, блестящие  представители английской памфлетной журналистики были среди противников  монархии. Особого внимания заслуживают  Д. Мильтон, Д. Лильберн, Джерард Уинстенли , а так же Джонатан Свифт . Памфлет был излюбленным жанром Свифта. Он страстно ненавидел феодализм, однако был исключительно прозорлив и в оценке новых буржуазных отношений, которые считал враждебными человеческой природе.  Памфлет "Битва книг" жестокое осмеяние поборников идейной и культурной новизны самоутверждавшейся буржуазной цивилизации.

Памфлет "Сказка бочки" антирелигиозная сатира. Носит нарочито сниженный, бытовой характер. Объектом сатиры Свифта являются "нелепости фанатизма и суеверия".

Главная тема «Сказки бочки» — резкая сатира на религию и на все три наиболее распространенные в Англии религиозные направления: англиканскую, католическую и протестантскую церкви. Свифт изображает соперничество этих церквей в образах трех братьев: Мартина (англиканская церковь), Петра (католицизм) и Джека (протестантизм), которые получили в наследство от своего отца (христианская религия) по кафтану. Отец в своем завещании строго-настрого запретил сыновьям производить какие-либо переделки в этих кафтанах. Но спустя короткое время, когда кафтаны вышли из моды, братья начали их переделывать на новый лад: нашивать галуны, украшать лентами и аксельбантами, удлинять или укорачивать и т. д. Сначала они пытались оправдать свои действия, перетолковывая текст завещания, а затем, когда дело зашло уже чересчур далеко, братья заперли отцовское завещание в «долгий ящик» и начали между собой ссориться. Петр оказался самым хитрым и ловким. етр оказался самым хитрым и ловким. Он научился надувать легковерных людей, разбогател и так раздулся от спеси, что вскоре рехнулся и напялил на себя сразу три шляпы, одну поверх другой (намек на тиару — тройная корона папы римского).
 

Свифт хочет доказать этой сатирой, что любая религия изменяется со временем, подобно тому, как меняется мода на платье. Поэтому не следует придавать значения религиозным обрядам и церковным догматам: они кажутся людям правильными лишь в определенный период, а затем устаревают и заменяются новыми. «Сказка бочки» после своего появления произвела настоящую сенсацию и за один год выдержала три издания. 

Книгу покупали нарасхват и старались угадать, кто из известных писателей может быть ее автором? В конце концов Свифт признался, что и «Сказку бочки» и ряд других, ранее изданных анонимных памфлетов написал он. После этого Свифт вошел на правах равного в узкий круг виднейших литераторов, художников и государственных деятелей Англии и заслужил славу самого талантливого писателя и самого остроумного человека своего времени. 





СЕНТИМЕНТАЛИЗМ - направление в европейской литературе и искусстве второй половины 18 в., сформировавшееся в рамках позднего Просвещения и отразившее рост демократических настроений общества. Раньше всего в Англии сентиментализм заявил о себе в лирике. Поэт Джеймс Томсон сделал объектом изображения английскую природу. Развитие лирики идет по пути усиления пессимистических мотивов, уже звучащих у Д.Томсона. Тема призрачности и тщеты земного существования торжествует у Эдварда Юнга, основателя «кладбищенской поэзии». Поэзия последователей Э. Юнга - шотландского пастора Роберта Блэра (1699-1746), автора мрачно-дидактической поэмы Могила (1743), и Томаса Грея, создателя Элегии, написанной на сельском кладбище (1749), - пронизана идеей равенства всех перед смертью.

С наибольшей полнотой сентиментализм выразил себя в жанре романа. В 1750-х сентиментализм стал главным направлением английской просветительской литературы. Творчество Лоуренса Стерна, которого многие исследователи считают «отцом сентиментализма». (Сатирический роман Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена (1760-1767) и роман Сентиментальное путешествие по Франции и Италии мистера Йорика (1768), от которого пошло название художественного течения). Критический английский сентиментализм достигает своего пика в творчестве Оливера Голдсмита.
Английский Романтизм охватывает период с конца XVIII в. примерно до 1830-х гг., это направление отразило настроения, сомнения, противоречия различных слоев населения. Самым ранним из романтиков был У. Блейк. Первый период развития английского романтизма (с середины 90-х годов XVIII века до 1810 г.) связан с именами поэтов «Озерной школы», или «лейкистов»: Уильяма Вордсворта, Сэмюэля Тейлора Колриджа и Роберта Саути.


Второй период (1811–1832 гг.) связан со вступлением в литературу Байрона и Шелли, поэтов, которые отличались активным неприятием современности, что выражалось в сатирическом изображении окружающей действительности, в создании стихов на политические темы, а у Шелли и в стремлении противопоставить ей некий социальный идеал. Особое место в английском Романтизме занимают Ч.Р. Мэтьюрин, автор философского романа «Мельмот Скиталец», и М. Шелли, которая в романе «Франкенштейн» обращается к фантастике для передачи современных конфликтов.

месте с тем английскому Романтизму присущи индивидуальные черты и видоизмененные общеромантические идеи и формы. Не случайно ученые высказывают мысль о том, что новое направление в искусстве зародилось раньше всего в Англии, еще в XVIII в. Тема страдающей, уединившейся от мира личности присутствует в сочинениях Э. Юнга, Т. Грейя, внимание к природе характерно для Д. Томсона, ирония и разрушение канонических форм повествования появились в литературе сентиментализма (Л. Стерн), который часто называют предромантизмом. Значение истории для романтиков подтверждается тем, что множество романов этого времени основаны на исторических событиях, имеют своей целью погрузить читателя в ту или иную эпоху через проникновение в глубь личности романтического героя, олицетворяющего ту или иную эпоху. Яркой иллюстрацией данной черты английских романтических произведений служат романы Вальтера Скотта, М. Эджуорт.


Содержание



Введение…………………………………………………………………………..3

1.Памфлет, его история и жанровая специфика………………………………..4

2.Джонатан Свифт: личность и творчество…………........................................7

3.Ранние памфлеты Д. Свифта: «Битва книг», «Сказка бочки»………………10

4.Политические памфлеты ирландского периода: «Предложение о всеобщем

употреблении ирландской мануфактуры», «Письма суконщика»…………..15

5.Памфлет «Скромное предложение о детях бедняков»……………………...18

6.Заключение……………………………………………………………………..20

7.Список использованной литературы…………………………………………21


Введение Темой данной работы является сатирическая памфлетная публицистика Джонатана Свифта (1667–1745). Вопрос содержания и художественного своеобразия сатиры Д.Свифта давно привлекает внимание отечественных исследователей. Из числа наиболее значительных работ, посвященных его решению, можно назвать: статью А.А. Елистратовой «Свифт и другие сатирики» в «Истории всемирной литературы», главу «Свифт» З.Т.Гражданской в «Истории зарубежной литературы
XVIIIXVIII в.в.» (1967), монографию В.С.Муравьева «Джонатан Свифт» (1968), работы И. А.Дубашинского «Памфлеты Свифта» (1968) и «Рождение свифтовской сатиры » (1966), статью А.Ингер «Джонатан Свифт» (1967), книгу А.Штейна «Свифт и человечество» (1988), работу В.В.Папсуева «Три великих английских романиста эпохи Просвещения: Дефо, Свифт, Фильдинг» (2001). К этим научным источникам мы обращались при написании работы. Сатира Д. Свифта стала одним из самых ярких явлений английской памфлетной журналистики и в целом английской литературы эпохи Просвещения. Свифт – один из создателей жанра европейского памфлета XVIII века. Но сатирический памфлет Д. Свифта не теряет своего значения и сегодня, так как дает образцы бескомпромиссно резкой, беспощадно-правдивой социально-политической публицистики, которой так недостает в условиях современности. По словам А.Елистратовой, «Свифт жив, поскольку живы все те людские слабости и пороки, против которых он направлен». Сатирические приемы, разработанные Свифтом: гротекст, сарказм, пародия, язвительная ирония, прием маски – вошли в сокровищницу мировой сатиры и применяются на протяжении веков, не теряя своей действенной силы. Весь этот арсенал художественных средств подчинен самому важному в сатире этого необычного писателя, философа, политика – его действенному и страстному гуманизму. Он разрушает сатирой пороки общества и человека не только для того, чтобы заставить посмеяться над ними, но и для того, чтобы их искоренить. Насколько ему это удалось в рамках его сложного нелегкого времени, мы покажем в содержании реферата.
При написании работы были использованы следующие принципы научного исследования: историко- биографический (раздел «Свифт: личность и творчество»), проблемно-теоретический (раздел «Памфлет. Его история и жанровая специфика»), аналитический (разделы «Ранняя сатира», «Политические памфлеты ирландского периода: « Письма суконщика», «Предложение о всеобщем употреблении ирландской мануфактуры», «Скромное предложение о детях бедняков»).
  1. Памфлет, его история и жанровая специфика


В теории современной журналистики памфлет относится к художественно-публицистической группе жанров. В теории литературы это один из сатирических жанров. Но возник этот жанр не сегодня. Уже в античные времена политическое красноречие Демосфена, Цицерона, сатиры Ювенала, Плутарха, Лукиана– содержат экспрессивность и непримиримость памфлета. Термин «памфлет» впервые употреблен английским церковным деятелем и публицистом Ричардом де Бёри в 1344 году. Время становления этого жанра – эпоха Возрождения, когда появляются такие сатирические произведения, как «Похвальное слово глупости» Э. Роттердамского, «Письма темных людей» Ульриха фон Гуттена, «Корабль дураков» С. Брандта. По мере исторической трансформации этого жанра памфлет становится все более политически заостренным. Великие просветители XVIII века: Д. Свифт, Д. Дефо, Жан-Мари Аруэ (Вольтер), Д. Дидро– сделали этот жанр основным оружием политической сатиры. Словарь литературоведческих терминов дает следующее определение жанра памфлета:


«От английского «pamphlet»–листок, который держат в руке)– произведение преимущественно остро сатирического характера, высмеивающее в резкой, обличительной форме политический строй в целом, общественное явление, программу и деятельность той или иной партии, группы и т.д. Памфлет разоблачает конкретных представителей–лидеров, идеологов, определенные индивидуальности, носителей типических черт и качеств данного явления»[3;258] .Однако есть и другие версии трактовки этимологии названия этого жанра, наиболее известная связывает его с греческими словами «пам» – «все» и «флего» – «испепеляю», то есть «всесожигающий». Среди современных теоретиков существует мнение, что такая этимология связана с античной мифологией: «Это понятие имеет под собой мифологическую основу и связано с представлением о гневе олимпийских богов, прежде всего – их главы Зевса-громовержца, поражавшего своими молниями врагов».1

Бесспорно другое: памфлет – это разновидность сатирической фельетонистики. Отличие памфлета от фельетона на политические темы состоит в крупномасштабности политического содержания. В отличие от фельетона, в памфлете разоблачаются не какие-то отдельные стороны общественного явления или политического лидера, а само явление, сама опасная идеология, крупные государственные или общественные деятели. Наступательная позиция памфлета выражается в самой острой форме сатирического обличения – сарказме. Именно сарказм, как высший уровень иронии, отличает памфлет от политического фельетона. Важной содержательной спецификой памфлета является его социальная глобальность. Излюбленный прием сатирического обличения в памфлете–сарказм. «Сарказм – это вид комического, который предполагает едкую, язвительную насмешку над изображаемым. Памфлет строится на едкой, язвительной, уничтожающей насмешке. Для сарказма, в отличие от иронии, характерны особые взаимоотношения изображаемого и подразумеваемого. Сарказм более дидактичен, его оценки более откровенны и назидательны». [9;189]

Памфлет – это гневная критика, проявления непримиримого и крайнего неудовольствия, когда объект изображения находится в диаметрально противоположной позиции и требует своего развенчания и уничтожения. Недаром выдающийся французский публицист, автор знаменитого «Памфлета о памфлетах» Поль-Луи Курье (1772–1825) называл памфлет «сочинением, полным яда». Важной отличительной чертой памфлета является также использование гротеска, в отличие от фельетона, который преимущественно пользуется гиперболой. И если фельетонист высмеивает лишь некоторые черты героя, то объектом памфлетиста, как правило, становится человек, социальный тип в целом. На речевом уровне нужно отметить большую экспрессивность речи памфлета, которая связана с открытостью авторской позиции. Среди речевых средств комического в памфлете преобладает парадокс, доведенный до абсурда. Тематическое многообразие заставляет некоторых исследователей делить памфлеты по тематическому принципу – литературный, исторический, философский, политический, но такое подразделение относится только к тематике памфлета. Памфлет может использовать разные жанровые формы: письма, прокламации, пародии, рецензии. Выделяют памфлеты портретные и проблемные. Портрет-памфлет посвящен созданию сатирического портрета политического деятеля. Он может быть адресным – т.е. посвящен конкретному деятелю, а может содержать намеренное обобщение. Проблемный памфлет посвящен какому-либо социальному явлению, политическому конфликту. Все сказанное о памфлете имеет прямое отношение к сатире Д.Свифта. Памфлетистика Д. Свифта имела огромное политическое значение для своего времени, впоследствии она вошла и в арсенал мировой сатиры, выделяясь такими основными качества, как резкость критики, отказ от общественных авторитетов и запретных тем, безудержное буйство фантазии, рождающее гротескные, фантастические образы, и при всем этом –глубочайшая гуманность. Все суровое и резкое творчество Свифта преследует целью защиту человека и человечества от произвола, тирании и лжи. Таким образом, желчная сатира Свифта неотделима от гуманистического пафоса его творчества, развивавшегося в русле английского