Файл: Задача памфлета состоит в том, чтобы осмеять, предать позору определенное явление, определенное лицо. Памфлет, создавая образ разоблачаемого деятеля, стремится представить его как определенную индивидуальность бичует его в его политической жизни,.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Просвещения XVIII века, утверждавшего необходимость искоренения частных и общественных пороков. Традиции свифтовской сатиры — в ряду самых плодотворных в мировой литературе. В отечественной литературе традиция Свифта ощущается в сокрушительной беспощадности и гротескных образах сатиры М.Е. Салтыкова-Щедрина.
  1. Джонатан Свифт: личность и творчество


Джонатан Свифт (анг.Jonathan Swift; 30 ноября 1667 –19 октября 1745)– писатель –сатирик, публицист, общественный деятель, философ англо-ирландского происхождения. Основной источник сведений о происхождении и ранних годах Джонатана Свифта– его автобиография («Автобиографический фрагмент»), написанная в 1731 году, которая охватывает события его жизни до 1700 года. Дед писателя переселился с семьей из Кентербери (Англия) в Ирландию в годы гражданской войны. Свифт родился в Дублине. Его отец, которого также звали Джонатан Свифт, был мелким судейским чиновником. Он умер за два месяца до рождения сына. Мать Свифта осталась с детьми без средств к существованию, и это заставило ее отдать ребенка на воспитание в состоятельную семью брата мужа– Годвина Свифта. Разлука с матерью стала психологической травмой, повлиявшей на формирование достаточно тяжелого характера писателя. Кроме того, ребенок с детства страдал тяжелым заболевание – болезнью Меньера, что и обусловило в конце жизни почти полную потерю слуха и когнитивных способностей.

Дядя позаботился о его воспитании и образовании. Свифт проходит обучение в гимназии в Дублине (1674-1682), в 14 лет поступает в Тринити-колледж Дублинского университета. В 1686 году он получил степень бакалавра по гуманитарным наукам и продолжил обучение для получения степени магистра. Гражданская война в Ирландии и «Славная революция» 1688 года побудила Свифта уехать в Англию, где он пробыл два года. Его мать помогла устроиться на должность секретаря у известного английского государственного деятеля, сэра Уильяма Темпла. На протяжении 10 лет Свифт работал в Мур-парке в Лондоне в качестве помощника Темпла, выполняя его поручения, связанные с политикой, а также редактируя его эссе и мемуары.

Здесь написаны его первые памфлеты «Битва книг» и «Сказка бочки». Темпл был поражен способностями Свифта, их отношения приняли дружеский и доверительный характер. Темпль– один из немногих, о ком Свифт всегда отзывался положительно. Десять лет жизни в его доме она называл «счастливейшим временем своей жизни». Он дает уроки восьмилетней воспитаннице Темпля, Эстер Джонсон (Стелла), которая станет его другом на всю жизнь и впоследствии переедет к нему в Ирландию. Их могилы – рядом в центральном нефе Дублинского собора. Вильям Темпль
первым оценил литературное дарование Свифта, оказал ему помощь и поддержку в получении хорошего образования. В 1692 году он получает звание магистра в Оксфордском университете и принимает духовный сан англиканской церкви. Он получает место священника в глуши, в Ирландии, но вскоре опять возвращается на службу к Темплю и остается в его имении до смерти хозяина в 1699 году. Свифт заканчивает редактирование и публикацию его мемуаров, а затем находит должность секретаря и капеллана графа Беркли. Но не успевает занять это место. В 1702 году Свифт получает степень доктора богословия в Тринити-колледже. В эти годы он близок к партии вигов, которые завоевали в 1705 году большинство мест в английском парламенте. Однако вскоре разочаровывается в их политике. Когда через пять лет к власти приходят тори, писатель выступает в их поддержку. Завязываются дружеские отношения с Болингброком, известным политиком и писателем. С его помощью Свифт получает возможность публиковать свои памфлеты на страницах еженедельника The Examiner. Работает в течение 10 лет в маленькой общине, находящейся за 20 миль от Дублина, в качестве проповедника. Часто приезжает в Лондон. Возвращается к литературному творчеству. Его первый политический памфлет назывался «Рассуждения о спорах и разногласиях между Афинами и Римом» (1701).

На протяжении 1713-1724-х годов Свифт занимает должность декана Дублинского сбора. Активно включается в политическую жизнь Ирландии и продолжает памфлетную журналистику в Англии.

В 1720 году палата лордов ирландского парламента передала все законодательные функции британской короне. Начинается борьба Свифта за автономию Ирландии.

1724 год– анонимно распространяются «Письма суконщика» Свифта. Добивается отмены денег Вуда. Период славы Свифта.

Последние годы (1727–1745) были сложными. В 1726 году выходят две первые книги «Путешествия Гулливера» которая переиздана три раза, переведена на все европейские языки. Пик славы Свифта. Становится почетным гражданином Ирландии. При жизни выходят два издания собрания сочинений.

1728 год–смерть Стеллы. Болезнь и психическое расстройство писателя. Признан недееспособности. В 1745 году умирает. Эпитафию себе на могилу сочинил заранее: «Здесь покоится тело Джонатана Свифта, декана этого обора… Ступай, путник и подражай, если можешь тому, кто мужественно боролся за дело свободы. Свое состояние завещал на создание лечебницы для душевнобольных, которая существует и сегодня (Госпиталь Святого Патрика). [10]

Основные произведения Д.Свифта:


1697 — Битва книг, Сказка бочки.

1708 — Рассуждение о неудобстве уничтожения христианства в Англии

1710-1714 — Дневник для Стеллы.

1712 — Предложение об исправлении, улучшении и закреплении английского языка.

1724-1725 — Письма суконщика.

1726 — Путешествия Гулливера

1729 — Скромное предложение.

3.Ранние памфлеты Д. Свифта: «Битва книг», «Сказка бочки».

Литературная деятельность Д.Свифта началась в Мур-Парке, в имении лорда Темпля, где была отличная библиотека. Первый период творчества Д. Свифта сразу же обогатил английскую литературу подлинным шедевром – памфлетом «Сказка бочки». К этому произведению примыкали два других: «Битва книг» и «Рассуждения о механическом действии духа». Все три вещи были опубликованы в 1704 году в книге с единым названием. Лишь в пятом издании 1710 года появился окончательный вариант текстов. Уже после создания первых памфлетов явственно определился характер его писательского дарования: выступив на стороне Темпла в литературной полемике о сравнительных достоинствах античной и современной словесности с памфлетом «Битва книг», Свифт показал себя сокрушительным полемистом, мастером пародийного слога и убийственной иронии.
Памфлет «Битва книг» имеет исторический контекст, в котором становится понятен его скрытый смысл. Во Французской академии к 1680-м годам сформировались два лагеря, занимавших противоположные позиции по отношению к древней и современной литературе. Идеологом так называемых «новых» был Шарль Перро, известный французский сказочник , который развил свои идеи в цикле диалогов «Параллели между древними и новыми авторами». Единомышленниками Перро были брат драматурга  Пьера Корнеля, Тома Корнель, и его племянник Фонтенель. Оппонентом Ш. Перро и его единомышленников в Академии был теоретик классицизма Н. Буало, Полемика по этим вопросам была продолжена и в Англии, после того как в 1690 году Уильям Темпл  опубликовал ответ Фонтенелю в своем эссе «О древнем и современном обучении». Темпл употребил две метафоры, использованные впоследствии другими авторами в полемике о древнем и новом искусстве слова. Во-первых, он отметил, что современный человек — это карлик, который «стоит на плечах гигантов », во-вторых, что древние учёные и писатели имели более чёткое представление о природе, чем люди современные. На эссе У. Темпла ответили критикой с позиций «новых» богослов 
Ричард Бентли и критик Уильям Уоттон. В свою очередь, сторонники Темпла во главе с епископом Фрэнсисом Эттербери  развернули полемику против «новых» (в частности, Уоттона). Дебаты «о древних и новых» в Англии продлились несколько лет. Джонатан Свифт не был в числе участников этой полемики, хотя он работал в то время в качестве секретаря Темпла. Но полемика дала пищу воображению Свифта и способствовала появлению его памфлета «Битва книг». Автор придумал необычный и эффектный способ литературной полемики, заставив сами книги принять в ней участие. В памфлете ярко и остроумно изображена фантастическая «война» книг, хранящихся в Королевской библиотеке Великобритании, располагавшейся в то время в Сент-Джеймском дворце. Книги оживают и вступают сначала в полемику о древних и новых», которая затем переходит «в вооруженное столкновение». «Род войск» и «оружие » выбираются в зависимости от содержания и характера того или иного произведения, что делает памфлет убийственно смешным и остроумным. При этом сам Свифт не отдает предпочтения ни одной из сторон, а представляет рукопись повреждённой в нескольких местах, предоставляя читателю самому догадаться об исходе «битвы». Предмет спора не представлялся Свифту по-настоящему серьезным, поэтому в ночной «битве» книг в библиотеке нет победителей. Среди участников сражения выступают не только древние авторы, но и современные Свифту писатели и критики. По художественной форме памфлет представляет собой пародию на сцену боя из ироикомической поэмы Сэмюэла Батлера «Гудибрас». [4;39]

Ход повествования в памфлете прерывается аллегорической притчей о пауке и пчеле. Паук живёт, как владелец замка, на чердаке, а движимая любопытством пчела залетает снаружи и попадает в паутину. Между пауком и пчелой разгорается спор: паук говорит, что паутина — это его дом, знатное поместье, в то время как пчела бродяжничает, порхая с места на место, не заботясь о репутации. Пчела возражает, что она действует по законам природы, помогая полям, в то время как замок паука представляет собой лишь продукты его собственного тела, «лавку грязи и яда». Это аллегория иллюстрирует основную идею памфлета. Пчела подобна древним авторам: она живёт в гармонии с природой и поёт свои песни в полях. Паук похож на сторонников «новых» и критиков: он убивает слабых и затем крутится в своей паутине (книгах критиков), переваривая проглоченное.


Битва книг» Д.Свифта перекликается с поэмой Н.Буало «Налой» (1674—1680). Появлялись и другие произведения с подобным сюжетом, в частности, «Битва поэтов» Эдварда Кука (1729), который использовал этот приём для нападок на поэта Александра Поупа. Памфлет «Битва книг» часто расценивается лишь как введение ко второму памфлету Свифта «Сказка бочки», сделавшему его знаменитым, хотя он и был опубликован анонимно, как большинство произведений писателя. Оба они напечатаны в 1704 году. Но первый памфлет также имеет большое значение для начинающего писателя и вполне самостоятельное содержание.

В это время Свифт, молодой священник, окончивший богословский факультет, очень ревностно относится к религии, не признает никаких компромиссов в служении Богу. Такая позиция сказалась в его памфлете «Сказка бочки». По словам автора, цель его памфлета– обличить «множество грубых извращений в религии и учености». Однако по сути дела памфлет, в котором истинной не признается ни одно из направлений в религии, является атеистическим произведением. Очень метко замечает по этому поводу Вольтер: «розги Свифта настолько длинны, что он задевает отца, когда сечет сыновей». Название является непереводимым английским идиоматическим выражением: «сказка бочки» подразумевает неразбериху и путаницу, часто смешного свойства. Этот смысл заглавия отразился в композиции памфлета, который включает много авторских отступлений, не имеет последовательного и четкого сюжета. Такая композиция сближает сатиру Свифта с писательской манерой Лоренса Стерна. Второй, подлинный смысл заглавия памфлета объясняет сам автор в предисловии, напоминая старинный обычай моряков-китобоев выбрасывать в море связку пустых бочек, чтобы отвлечь внимание морского чудовища и сохранить свою жизнь. К такому же приему прибегает и английское правительство, когда при кризисе в стране отвлекает внимание народа спорами на религиозные темы. Свифт не первый прибегает к такой аллегории: английский философ-материалист XVII века Гоббс также сравнивал в своей книге «Левиафан» религию с пустой бочкой. Канва сюжета восходит к очень известной притче о трех кольцах, которая включена в сборник «Декамерон» поэта итальянского Возрождения Боккаччо. В обоих случаях речь идет о наследстве, оставленном отцом своим трем сыновьям. Аллегорический смысл сюжета более очевиден у Свифта: Отец– это Бог, а три его сына– три направления в христианской религии в Европе. Петр (католицизм), Мартин (умеренное протестантство, введенное Мартином Лютером) и Джек (кальвинизм, в Англии – пуританство)– получают к наследство три кафтана, которых хватило бы им на всю жизнь, если бы они выполнили условия завещания. Отец завещал им жить дружно, беречь наследство и никогда не переделывать и не украшать кафтаны. Под Заветом Отца подразумевается Новый Завет, а кафтаны символизируют истинное направление в религии. Первые семь лет, означающие семь первых веков христианства до разделения церквей, братья соблюдают Завет и живут дружно, но честолюбивое желание войти в избранное общество заставляет его забыть. Они начинают украшать кафтаны бантами, серебряной бахромой и позументами и перекраивают их по моде. Наибольшему сатирическому обличению подвергается старший брат Петр (католицизм), ханжа, лицемер и лгун, который сначала искажает отцовское завещание, а потом прячет его и не разрешает никому читать, постоянно обманывая братьев. Имя старшего брата содержит намек на апостола Петра, главу католической церкви. Свифт фактически создает сатирический образ римского папы. В поведении старшего брата в сатирической форме критикуются атрибуты папства: тройная корона-тиара, целование туфли папы. Ключи от дома, которые он присваивает,