Файл: Реферат внутренняя политика Николая i (Тема) Разработал курсант гр. Зтпп11 Мухин А. Н. (Фио).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

а Каспийский институт морского и речного транспорта филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Волжский государственный университет водного транспорта» (ФГБОУ ВО «ВГУВТ»)Специальность 23.03.01. Технология транспортных процессов (код) (название)Дисциплина ИсторияРЕФЕРАТВнутренняя политика Николая I(Тема)Разработал курсант гр. ЗТПП-11 Мухин А.Н.(ФИО)Проверил преподаватель: Морозова О.В Астрахань 2023СОДЕРЖАНИЕВведение………………………………………………………………….....3 Особенности николаевского самодержавия…………………………..4 Крестьянский вопрос …………………………………………………..7 Значение законодательства о крестьянах……………………………..9 Общественное движение в 20-х – 50-х гг. XIX века ………………..12 Революционные кружки конца 20-х – начала 30-х гг. ……………...15 Западничество и славянофильство …………………………………..19 Заключение…………………………………………………………….24 Список использованной литературы…………………………………25 ВВЕДЕНИЕБудущий император Николай I родился в Царском Селе 25 июня 1796 г. С раннего детства он был определен в военную службу. 7 ноября 1796 г. он был произведен в полковники и назначен шефом Конногвардейского полка. Николай (как и его младший брат Михаил) был особенно близок с отцом - Павлом I, недолюбливавшим своих старших сыновей.В отличие от Александра, Николай не получил глубокого образования и никогда не отличался сильной тягой к знаниям. С раннего детства он предпочитал “усыпительным лекциям” военные занятия. Самыми любимыми были у Вел. кн. Николая уроки полковника Джанотти, преподававшего инженерную часть. Это во многом предопределило его дальнейшую специализацию - руководство инженерными подразделениями русской армии.В 1817 г. он женился на прусской принцессе Шарлотте (будущей императрице Александре Федоровне), которая в апреле 1818 г. родила сына Александра (будущего Александра II). Вскоре после этого был назначен генерал-инспектором по инженерной части и шефом лейб-гвардии Саперного батальона. Этим окончательно была определена его сфера деятельности. Сфера скромная, но вполне соответствующая его наклонностям. Наблюдательные современники уже тогда отмечали самостоятельность Николая как главную черту его характера. В 1818 г. он был назначен также и командиром бригады 1 Гвардейской дивизии (Измайловский и Егерский полки). В целом отношения будущего монарха с подчиненными складывались достаточно ровно (хотя гвардейцы, за исключением лейб-саперов, его не любили), но порой он бывал резок и несдержан. Однажды (в 1822 г.)это привело к нешуточному конфликту Николая с офицерами лейб-гвардии Егерского полка во время похода гвардии в Вильну. Разнос, учиненный Николаем ротному командиру В.С. Норову за мелкие неисправности в строю, повлек за собой коллективное требование всех офицеров полка, чтобы он, как писал сам Николай командиру дивизии И.Ф. Паскевичу, “отдал сатисфакцию Норову”. Т.е. офицеры требовали дуэли. Конечно, это было невозможно, но в знак протеста офицеры также коллективно подали в отставку. Паскевича с трудом удалось замять это дело.Вместе с тем, Николай обладал и рядом весьма привлекательных черт, вскоре расположивших к нему общество. Так, новый император был чрезвычайно скромен в быту, благороден в мыслях и поступках (так, было известно, что Николай всегда прощал всех арестованных за публичное оскорбление его достоинства) и весьма величественен. Он был прирожденный монарх. О нем вспоминали: “Никто лучше, чем он, не был создан для роли самодержца. Он обладал для того и наружностью и необходимыми нравственными свойствами. ... Никогда этот человек не испытывал тени сомнения в своей власти или в законности ее. Он верил в нее со слепой верой фанатика, а ту безусловную пассивную покорность, которую требовал он от своего народа, он первый сам проявлял по отношению к идеалу, который считал себя призванным воплотить в своей личности, идеалу избранника Божьей власти, носителем которой он считал себя на земле.” Ему был очень близок идеал монарха-отца своего народа. Именно заботу о народном благе (так как он его понимал) он ставил выше всех иных задач. Общеизвестным фактом было то, что император как правило работал около 12 часов в сутки.1.ОСОБЕННОСТИ НИКОЛАЕВСКОГО САМОДЕРЖАВИЯОбстоятельства воцарения Николая были очень смутны. Он с горем писал брату Константину, что получил престол “ценою крови своих подданных". Дело декабристов имело для молодого императора, как и для всего государства, громадное значение. 0но оказало сильнейшее влияние на всю правительственную деятельность императора Николая и очень отразилось на общественном настроении его времени. (Поэтому-то дело декабристов пользовалось всегда большой известностью, несмотря на то, что все его подробности составляли государственную тайну). Император Николаи во все свое царствование помнил "своих друзей 14-го декабря” (так он выражался о декабристах). Лично знакомый с их делом, сам участвуя в допросах и следствии, Николай имел возможность вдуматься в обстоятельства дела.Первое, что он вынес из своего знакомства с делом, было заключение о неблагонадежном настроении всего вообще дворянства. Большое количество людей, прикосновенных к революционным "союзам", было поголовно иа дворянства. Заметив это, император Николай был склонен считать заговор сословным дворянским движением, охватившим все круги и слои дворянства. Поэтому он не слишком доверял дворянству и подозревал дворян в стремлении к политическому господству в государстве. Править при помощи и посредстве дворянского сословия, как правила, например, Екатерина II, Николай не хотел, страшась за полноту своей власти. Потому он постарался создать вокруг себя бюрократию и править страною посредством послушного чиновничества, без помощи дворянских учреждений и деятелей. Это ему удалось. При императоре Николае была значительно усилена централизация управления: все дела решались чиновниками в министерских канцеляриях в Петербурге, а местные сословные учреждения превратились в простые исполнительные органы министерств.С другой стороны, император Николай из дела декабристов убедился, что желание перемен и реформ, которое руководило декабристами, имело глубокие основания. Крепостное право, отсутствие хорошего свода законов, пристрастие судей, произвол правителей, недостаток просвещения, словом, все то, что стремились уничтожить декабристы, было действительным злом русской жизни. Его нужно было исправить. Покарав декабристов, император понял, что правительство само должно было исправить эти недостатки и законным путем начать реформы. К таким реформам Николай сразу же показал свою готовность - при условии незыблемости самодержавного строя, на который покушались декабристы. Поэтому в начале правления императора Николая мы видим оживленную правительственную работу, направленную на улучшение администрации, суда и финансов и на улучшение быта крепостных крестьян.Таким образом, молодой государь, мало подготовленный к делу управления своим воспитанием, отличался однако, большою энергией и любовью к дисциплине. Из обстоятельств воцарения своего он вынес, вместе с желанием охранить самодержавие, также определенную склонность к бюрократической форме управления. Вместе с тем он понял необходимость реформ и выразил готовность их произвести. Но при том недоверии к дворянскому обществу, какое у него сформировалось вследствие заговора декабристов, Николай намеревался провести свои реформы без участия общественных сил, исключительно силами бюрократии.В свою очередь, и дворянство сторонилось от близости с бюрократией нового царствования. Оно было запугано делом декабристов. Сотни семей дворянских так или иначе были задеты этим делом и страшились преследования за близость к декабристам. Такого трепета в дворянском обществе не было со времен Петра и Анны Иоанновны.В ссылке погиб для общественной жизни цвет дворянской молодежи, и эта утрата отразилась не только на настроении дворянства, но и на его силах. Сословие оскудело людьми и само устранялось от общественной деятельности. Между властью и обществом произошел таким образом разрыв и отчуждение. Конечно, это облегчило для Николая переход к опоре на бюрократию, но в то же время отразилось на силах и популярности самого правительства. В своих начинаниях оно не встречало сочувствия и содействия общества, а потому не всегда могло осуществлять свои хорошие намерения и достигать своих целей.Недоверие к окружению, явившееся во многом следствием декабристского выступления, а также представления Николая о обязанностях монарха привели к сверхцентрализации власти в руках лично императора. Николай хотел во все мало-мальски важные дела вникать самостоятельно и руководить всеми процессами на территории империи. Следствием этого стало стремительное разрастание Собственной Его Императорского Величества Канцелярии. Собственная Его Императорского Величества канцелярия существовала и до Николая, но не играла заметной роли в управлении государством, служа личной канцелярией государя по делам, которые он брал в свое личное ведение. Постепенное превращение ее в государственное учреждение началось при Аракчееве, когда С. Е.И.В. Канцелярия стала, фактически, канцелярией Кабинета министров. Окончательное огосударствление Канцелярии происходит в 1826 г. (хотя формально она и продолжала считаться негосударственным органом). Параллельно с ростом влияния Канцелярии идет процесс разрастания ее штата и дробления ее на отделения. Всего начитывалось 6 отделений.I отделение: все личные дела монарха и надзор за административным аппаратом (здесь оно дублировало I департамент Сената)II отделение: кодификация законов (деятельность Сперанского - ПСЗРИ и т.д.). Также наблюдение за соответствием законов и хранение их.III отделение: политическая полиция. Придан Корпус жандармов. Самое обширное отделение. Делилось на Экспедиции.1. Политический сыск и следствие. (Ежегодные отчеты о нравственно-политическом состоянии общества).2. Государственные преступления неполитического характера (изготовление фальшивых денег, должностные преступления). Дела по расколам и сектантам.3. Наблюдение за иностранцами, находящимися в России ( аналог контрразведки).4. Борьба с природными катаклизмами и крестьянскими бунтами. Давала информацию о взаимоотношениях помещиков и крестьян, пытались пресечь злоупотребления помещиков. Т.о. стремились к поддержанию порядка в империи.5. Цензура, преимущественно театральная (кроме того, почти все ведомства имели в николаевское время свои цензуры). Численность III отделения небольшая (

3.ЗНАЧЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О КРЕСТЬЯНАХ

6.ЗАПАДНИЧЕСТВО И СЛАВЯНОФИЛЬСТВО

7.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

, тотчас же из закона могли вывести, что личность крестьянина не есть частная собственность землевладельца, что их связывают отношения к земле, с которой нельзя согнать большую часть государственных плательщиков. На почве закона 1842 г. только и стало возможно Положение 19 февраля, первая статья которого гласит, что крестьяне получают личную свободу "без выкупа". Повторяю, что этот закон надо отнести весь на счет графа Киселева.

Итак, в царствование Николая законодательство о крепостном праве стало на новую почву и достигло важного результата - общего молчаливого признания, что крепостной крестьянин не есть частная собственность землевладельца; закон 1842 г. достиг перемещения в праве, но не в положении крестьян. Законодательство при этом могло достигнуть и практических результатов, и эти результаты вышли бы из законодательства Николая, если бы законы применялись иначе. Однако в нашей внутренней истории XIX в. нет ничего любопытнее применения законов о крепостных крестьянах в царствование Николая, ничто так не наводит на размышление о свойстве государственного порядка. Приведу отдельный случай. Мы видели, какое важное значение имеет закон 1827 г. о четырех с половиною десятинах земли; этот закон был внесен в первое издание Свода законов. После Сперанского второе отделение Собственной е. в. канцелярии издавало второе издание Свода законов. Заглянули в него: закона 1827 г. нет как нет; он не был отменен, а просто пропал без вести, как пропало известное дело об откупщике.

Можно понять, какое важное значение мог бы иметь закон 8 октября 1847 г., предоставлявший крестьянам имений, продававшихся с публичного торга, выкупаться с землей: две трети дворянских имений состояли в неоплатных долгах казенным учреждениям. Сумма этих долгов близко подходила к миллиарду. Собственно говоря, освобождение крестьян можно было бы совершить чисто финансовой операцией, назначив срок для уплаты долгов, н потом конфисковать имения, как они конфискуются и теперь частными банками. Но не хотели прибегать к такой политической стратегеме, пользуясь затруднительным положением дворянства. Имений, которые продавались с публичного торга, было множество, но, чтобы крестьяне могли выкупаться, нужно было устроить удобный для них порядок аукциона, устроить известный порядок оповещения крестьян о продаже, наконец, устроить им возможность получать ссуды (редкое имение могло тотчас собрать достаточное количество своих денег), ничего этого не было предусмотрено. Закон просто был брошен в аукционную залу, со всех сторон полились представления о затруднениях, какие встречались при применении закона. Правительство могло поступить двояко: сознавая недостаток выработанного закона, оно могло гласно отменить его; сознавая пользу этого закона, оно могло развить и поправить его; то и другое оно могло сделать по праву, ибо каждое правительство может и отменить закон и поправить его, сознаваясь в ошибке; все это в порядке вещей. Поступили иначе.
Высочайшая власть не отменяла закона, но через несколько месяцев вышло новое издание Свода законов; закона 8 октября там не оказалось. Имения продавали с торгов, крестьяне обращались с ходатайством к правительству; им говорили, что закона об этом нет, им показали издание, и просители не находили его там. Высшая власть не отменяла закона; бюрократия, устроенная для установления строгого порядка во всем, представляла единственное в мире правительство, которое крадет у народа законы, изданные высшей властью; этого никогда не было ни в одну эпоху, кроме царствования Николая, и, вероятно, никогда не повторится.

Точно так же разделан был закон 1848 г., предоставлявший крестьянам право приобретать недвижимую собственность. Он был так выражен, что крестьяне отказались от пользования этим законом. Крестьяне могли приобретать недвижимую собственность с согласия помещика; они должны были заявлять помещику свое желание и возможность приобрести собственность: землевладелец мог и отказать в этом согласии, то он знал, что у крестьянина есть капитал, и, пользуясь своим правом, миг отнять его или мог дать согласие на покупку собственности, а потом взять у крестьянина, ибо оставалась еще в полном действии статья, которая гласила, что крестьянин не имеет права начинать иск19. Значит, закон одной рукой давал сословию право, а другой подчинял пользование этим правом безграничному произволу.

Так умела выражать мысли верховной власти тогдашняя бюрократия; выразив столь своеобразно мысль закона, она тем самым отменила высочайшую волю. Это нужно знать, чтобы понять печальную справедливость слов императора, который сказал, что империей правит столоначальник. Благодаря недостатку решительности все законодательство Николая о крестьянах осталось без практических последствий, которые надо отличать от перемен в праве. Трудно объяснить эту непоследовательность и эту нерешительность; даже крепостники-землевладельцы удивились. Среди толков, вызванных законом 2 апреля, в бумагах Киселева записано и одно любопытное возражение, которое тогда часто повторяли. Некий дворянин говорил: "Зачем нас мучают этими полумерами? Разве в России нет верховной власти, которая может приказать землевладельцам отпустить своих крестьян на волю с землей или без земли? Это вправе сделать верховная власть. Дворянство, всегда верно преданное престолу, получив приказ исполнить это, исполнило бы его". Что можно было сказать против этого возражения, шедшего из среды помещиков, которые были против освобождения крестьян? Надо думать, что недостаток решимости и последовательности, боязнь пользоваться верховной властью объясняются недостатком
знакомства со средой и настоящим того класса, интересы которого преимущественно были связаны с крепостным правом. Дворянство при Николае внушало более страха чем при Александре. Рассматривая бумаги неофициального комитета, который собирался при Александре в начале его царствования, мы там встречаем такие суждения графа Строганова о дворянстве, которые показывают, что государственные люди того времени вовсе не считали его средой, способной дать правительству оппозицию.

4.ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ В 20-х - 50-х гг. XIX ВЕКА.

Реакцией на неудачу реформ Александра I и на выступление де­кабристов было нарастание консервативных настроений в русском об­ществе. Николай I мечтал подчинить себе общество, руководить его идейной жизнью, управлять его настроениями. Он считал, что луч­шая теория - "добрая нравственность", и дело подданных "не рассуждать", а повиноваться. Однако начальственное "не рассуждать" было уже недостаточно для того, чтобы заставить общество не только повиноваться власти, но и служить ей не за страх, а за совесть.

По официальной доктрине, эффектно сформулированной минист­ром народного просвещения графом С. С. Уваровым (с 1833 до 1849 г.), в основе самобытной русской жизни лежат три принципа: самодержавие, православие и народность. Он же (Уваров), известный, между прочим, своей реакционностью, был отправлен в отставку за то, что осмелился защищать в печати идею университетского образования20. Первым в "теории офици­альной народности", безусловно преобладающим, являлось, конечно, самодержавие, которому все должно подчиняться не только внешне, но и внутренне, не только за страх, а за совесть.

Самодержавие объявлялось основным устоем русской жизни, обеспечивающим якобы величие и мощь России, отсюда преданность и служба ему объявлялась гражданским долгом всех подданных.

Православие считалось основой духовной жизни народа, поэтому православная церковь, подчиненная светской власти, являлась опо­рой самодержавия.

"Православие - одна из опор этой власти, отнюдь не та "внутрен­няя правда" самостоятельной и авторитетной русской церкви, о ко­торой мечтали славянофилы, а вполне реальная система церковного властвования над духовной жизнью "паствы", притом церковность-орудие политической силы самодержавия, вполне покорное граждан­ской власти под управлением синодального обер-прокурора".


В понятие "народность" вкладывалось отсутствие якобы социаль­ной розни в России, "единство" народа и "единение" его с царем. "...Под "народностью" разумелся казенный патриотизм - безусловное преклонение перед правительственной Россией, перед ее военной мощью и полицейской выправкой, перед Россией в ее официальном облике, "в противоположность России по бумагам с Россией в нату­ре", по выражению историка М. П. Погодина, перед Россией де­коративной, в казенном стиле, притворно уверенной в своих силах, в непогрешимости и устойчивости своих порядков и умышленно закрывающей глаза на великие народно-государственные нужды".

"Во внутренней жизни страны эта система "официальной народ­ности" воплощает полный застой органической, творческой деятель­ности и прикрывает агонию разлагавшегося старого порядка. В отношениях международных она ведет к выступлениям, полным чрезмерной самонадеянности, к политическому авантюризму, ко­торый через перенапряжение сил страны, расшатанных внутренним кризисом, увлекает государство к роковой катастрофе".

Новый университетский устав 1835 г. передавал руководство де­лом просвещения в руки попечителей учебных округов (назначав­шихся часто из генералов) и ограничивал (но не уничтожал) университетскую автономию. Было учреждено несколько женских институтов21.

Сам министр просвещения граф Уваров был просвещенным чело­веком, и наука могла жить под его "отеческим" попечением22. По мне­нию ряда современных исследователей, Уваров стремился не просто пресечь нежелательные тенденции в духовном развитии страны, но и направить его в нужное русло, до известной степени поощряя про­свещение. В Московском университете в уваровскую эпоху действо­вала блестящая плеяда профессоров - Т. Н. Грановский, Н. Д. Каве­лин, П. Г. Редкий и другие ("золотой век" Московского университе­та).

Рупорами правительственной идеологии были популярные журна­листы Ф. В. Булгарин и Н. И. Греч, издававшие газету "Северная пчела". Ф. В. Булгарин и Н. И. Греч являлись нештатными осведоми­телями III Отделения.

Когда в 1830 г. кружок Пушкина, Дельвига и Вяземского стал из­давать "Литературную газету", то Булгарин, боявшийся кон­куренции, стал яростно травить газету. Сначала Булгарин не задевал самого Пушкина, но позже в "Северной пчеле" напечатал против него грязный пасквиль. На это Пушкин ответил следующей эпиграммой.

Не то беда, Авдей Флюгарин,


Что родом ты не русский барин,

Что на Парнасе ты цыган,

Что в свете ты Видок Фиглярин:


Беда, что скучен твой роман.

Правящая верхушка пыталась исторически и теоретически обос­новать "теорию официальной народности", придать ей национальную окраску, вывести "устои" русской жизни из особенностей ис­торического развития России.

Наиболее обстоятельно эта теория была развита и обоснована в трудах профессора-историка Московского университета М. П. Пого­дина. Он исходил из противопоставления истории России и стран За­падной Европы. В России, писал Погодив, сложился особый тип власти, основанный на "единении" царя и народа. И даже крепостное право у Погодина, который сам был в прошлом крепостным, вызыва­ет умиление, поскольку оно "сохраняет в себе много патриархально­го": хороший помещик является "благодетелем" своих крестьян. Сохранение самобытности России - залог того, что и в будущем Рос­сия станет развиваться не путем революций, как на Западе, а "мудрым попечением" самодержавной власти.

Прямее, проще и воинственнее эту же концепцию проводил про­фессор литературы С. П. Шевырев, который в своих писаниях резко противопоставлял "разлагающийся и гниющий" Запад, одержимый "злым заразительным недугом, окруженный атмосферою опасного дыхания" нашей "святой Руси", которая крепка "тремя коренными чувствами" - самодержавием, православием и народностью. И в России, и в Европе привыкли видеть в императоре Николае сторонника старых начал политической реакции и врага демократических движений23.

Неотъемлемую черту идеологической доктрины "официальной народности" составлял квасной патриотизм, призванный способство­вать максимальному искажению реальной действительности. Апофе­озом его служат известные слова шефа жандармов А. X. Бен­кендорфа относительно прошлого, настоящего и будущего России: "Прошедшее России удивительно, ее настоящее более, чем велико­лепно, что же касается будущего - оно выше всего, что только может представить себе самое пылкое воображение".

Другой точки зрения придерживался тонкий наблюдатель, французский путешественник маркиз де Кюстин, путешествующий по николаевской России: "Внешний порядок, царящий в России -лишь иллюзия; под ним таятся недуги, подтачивающие госу­дарственный организм. Правительство, которое ничего не стыдится, потому что оно силится все скрывать, и добивается этого, более страшно, чем прочно; в нации - недомогание, в армии - отупение, во власти - ужас, испытываемый даже теми, кто наиболее внушает страх, раболепство в церкви, лицемерие у знатных, невежество и ни­щета в народе и Сибирь для всех, - вот какою сделали страну необхо­димость, история, природа, Провидение, намерения которого всегда непроницаемы...".