Файл: Квесты современная методика обучения по обществознанию.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 54

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


4. Преимущества обучения современных школьников

с помощью квест-игр


1. Квест–игра является привлекательной для ученика, позволяет активизировать его внимание, остроумие, головоломки позволяют развивать познавательный интерес к обучению в ходе выполнения интересной подборки заданий.

2. Головоломки обогащают учащихся сходными впечатлениями от игры, что помогает сплотиться, вместе обсудить игру, принять коллективное решение, что важно для построения комфортной социальной атмосферы в коллективе класса.

3. Квесты формируют у обучающихся ощущение личной заинтересованности при выполнении заданий.

4. Квесты формируют у учеников унифицированную базу знаний и представлений об изучаемой теме или предмете, к которой можно обращаться во время групповой работы.

5. Квесты развивают навыки коммуникации и сотрудничества учеников между собой и с наставниками-педагогами. В нашем мире надо уметь общаться и сплачиваться для достижения своих целей. Квесты – отличный инструмент, способный улучшить навыки общения у учащихся любого возраста.

6. Коллективные игры-головоломки позволяют учителю выделять для ознакомления те объекты, которые он считает наиболее важными с точки зрения решения образовательных задач, и учитывать при этом интересы учеников в полном объёме.


5. Недостатки обучения современных школьников

с помощью квест-игр


1. Очень сложно подготавливать квесты на каждый урок, потому что хороший квест требует значительной работы, максимум креативности, а в реалиях быстротекущей школьной жизни, включающей большое количество других важных заданий и работы, подготовить квест на каждое занятие является трудновыполнимым, а иногда и невозможным.

2. Квест не является стопроцентной гарантией того, что всем его участникам интересно то, что происходит в игре, а значит материал ими может быть усвоен некачественно, что может сказаться на их дальнейшей успеваемости.

3. Не всегда условия проведения урока позволяют провести квест-игру, причины могут быть разные: слишком большое количество участников, неисправность аппаратуры, отсутствие необходимого реквизита и другие.

6. Что должно входить в образовательный квест?


1. Цель для игроков. Это главная задача, актуальная и необходимая для игрового мира. «Пройти учебную тему» — это не игровая цель, а пункт для отчётности. Формулировки целей должны по-настоящему заинтересовать учеников, вызвать желание проявлять активное участие в решении квеста.


2. Роли для игроков. Внутри игрового пространства ученики могут выступать в роли игровых персонажей, представителей различных профессий, членов семьи. Всё зависит от сюжета квеста и главной цели, которой нужно достичь. А, точнее, от фантазии и креативности составителя квеста.

3. Командные действия. Усложняя игру, можно добавлять ролевые элементы. В этом случае класс нужно поделить на группы, добавить элементы соревнования, дать каким-то из игроков личные цели, сделать взаимную помощь необходимой по механике, усложнить систему взаимодействий. Такие методы будут не только способствовать усвоению предмета, но и улучшать социальные и коммуникативные навыки. Ситуация, при которой каждый ученик делает свою часть работы и ждёт других, мало чем отличается от обычного решения примеров на уроке. Поэтому хорошо работает кооперация. Например, одни игроки владеют методом решения, а другие — данными.

4. Загадки и головоломки. С этой частью у учителя-предметника не должно возникнуть проблем: любое задание из сборника задач можно поместить в интересный контекст. Бессмысленные вещи мы запоминаем куда хуже, чем те, от которых что-то зависит. Задачи на знание предмета полезно совмещать с загадками на сообразительность, которые задействуют смекалку. Любая задача, решаемая в ходе прохождения квеста, должна быть необходимым условием для того, чтобы двигаться дальше.

5. Игровые механики. Это те правила, которые работают в игре и обеспечивают причинно-следственные связи. Поступив определенным образом, ученик получает определенный результат. Создателю квеста необходимо придумать, как работают те или иные элементы в игровом мире проводимого урока, каким правилам он подчинён. Например, чтобы двигаться дальше, нужно собирать ресурс. Или с каждым следующим шагом игроки получают дополнительные возможности, изменяются условия прохождения головоломки.

6. Сюжет и интерактивность. Микросюжет есть и в задачах учебников: «Коля пошёл копать картошку...», «Садовод собрал со своего огорода…», «Завод в Москве выпустил…» Но надо учитывать, что учебники не дают учащимся обратной связи. Результатом контрольной работы становится оценка, а не знание о том, какое влияние было оказано на вымышленный мир. Ученик не узнаёт, расстроится ли Коля, если не сможет выкопать картошку, что садовод сделает с собранными фруктами и куда отправятся автомобили, произведённые на московском заводе. А вот интерактивная игра делает решения игроков необходимыми и реагирует на них.

7. Структура образовательного квеста


1. Введение – вступление, где должны быть чётко описаны главные роли участников и сценарий самого квеста, предварительный план работы, которую учащиеся должны будут выполнить, а также обзор всего квеста в общих чертах.

2. Задание – в игре должен быть чётко определён результат самостоятельной или групповой работы, к которому учащиеся должны прийти в ходе решения головоломок и задач. Как правило, задание может представлять собой серию вопросов, на которые необходимо найти ответы, анонсирована проблема, которую нужно решить, определена позиция, которую надо обосновать.

3. Ресурсы – практически любой квест невозможно представить без реквизита или раздаточного материала. К ресурсам квеста относятся бумажные носители с информацией, аудиозаписи, видеофрагменты и полноценные фильмы, необходимые интернет-ссылки. Всё это перед началом игры должен предоставить организатор квеста.

4. Процесс работы – процедура выполнения учащимися заданий, необходимых для решения сформулированных задач и поставленных целей.

5. Оценка результатов работы – критерии оценки зависят от типа выполняемых задач и от полученного учениками результата.

6. Заключение – последний раздел квест-игры, в котором суммируется опыт, полученный участниками квеста в результате прохождения головоломки. В заключение полезно включить риторические вопросы, стимулирующие активность учащихся на дальнейшее изучение и исследование учебного материала.

8. Принципы построения квеста


1. Принцип доступности заданий. Задания игры-головоломки всегда должны соответствовать возрасту, способностям, знаниям и возможностям обучающихся.

2. Принцип навигации. Педагог выступает как координатор процесса образования, мотивирует и направляет учащихся в нужном направлении по реке знаний.

3. Принцип добровольных образовательных действий учащихся. Ученик сам вправе выбирать, какой способ обучения ему удобнее и комфортнее для лучшего усвоения учебного материала.

4. Принцип времени. По длительности квесты бывают разные. Некоторые занимают несколько минут учебного времени, а на некоторые могут уходить несколько дней или даже недель. Организаторы квеста должны грамотно просчитать, сколько времени нужно ребятам для полного и продуктивного прохождения квеста.

5. Принцип системности. Задания должны быть логически связаны друг с другом, а также с заданиями предыдущих этапов квеста, которые ученики уже прошли.


6. Принцип эмоциональной окрашенности заданий. Образовательные задачи реализуются при помощи игровых методов и приёмов донесения информации учащимся. Интересные задачки, основанные на жизненных ситуациях легко вызывают обратную связь и заинтересованность у учеников.

7. Принцип интеграции. Во время проведения квеста учащиеся могут использовать различные виды образовательной деятельности, которые могут привести их к конечной цели.

Если задач на один урок слишком много, ученики могут не справиться с поступающим объёмом информации, либо усвоить его не полностью, что вредит качеству образовательного процесса.

8. Принцип присутствия импровизационной составляющей. Педагог, проводящий квест, может менять мизансцены, добавлять или убирать какие-либо задания, если ребята не справляются с объёмом, либо если задание не несёт в себе обязательный характер для решения последующих загадок. При прохождении квест-игр важна естественная позитивная эмоциональная окраска происходящего.

9.Как создать свой собственный квест?


Шаг №1. Необходимо определить вид квеста, который будет создан. Это может быть образовательный, квест, квест в реальной жизни или веб-квест. Иногда для успешного проведения урока не обязательно использовать весь квест целиком, достаточно только взять его основные элементы. От вида квеста зависит, в первую очередь, форма его проведения: на улице, на территории учебного заведения, в классе, в компьютерном классе или дома, если это веб-квест.

Шаг №2. Далее нужно определить тему и название квеста. Тема, как правило, выбирается из учебной программы. Она должна соответствовать теме урока в соответствии с учебным планом. К выбору названия квеста надо подходить творчески и креативно, ведь интересное и необычное название точно сможет увлечь школьников. Название должно вызывать у ребят любопытство, содержать в себе интригу, пробуждать интерес и желание узнать, что же будет дальше после выполнения той или иной задачи квеста. Название квеста выбирает человек, лично подготовивший его.

Шаг №3. Необходимо подготовить вступление и обозначить проблемы, которые надо решить при прохождении квеста. Квест – это, в большинстве случаев, сюжетная игра, включающая в себя проблемные задания, которые составлены с учётом возрастных и психологических особенностей обучающихся, и которые должны быть выполнены ребятами в течение времени, отведённого на головоломку. Так, для обучающихся основной и старшей школы сюжет квестов часто носят профориентационный характер, помогающий определиться школьникам с их будущей профессией. Сюжет также может носить приключенческий или детективный характер, содержать загадку или тайну, которую предстоит разгадать. Это также может быть путешествие, история из современной жизни или какой-либо странный случай. В сюжете обязательно должна присутствовать захватывающая и интересная составляющая, способная вызвать желание у учеников экспериментировать, искать, размышлять, анализировать, делать выводы о проделанной работе.


Шаг №4. Далее необходимо составить основное проблемное и промежуточные задания. Основное проблемное задание – это задание урока, которое можно взять из учебника. Промежуточные задания можно придумать самостоятельно, либо взять из открытых источников. Главное, чтобы такие задачи несли в себе логический смысл и приносили пользу при решении основной проблемы.

Шаг №5. Следующим этапом подготовки квеста является распределение ролей между участниками квеста. Следует помнить, что для прохождения квеста роли нужны не всегда, а их наличие зависит от вида квеста. Например, в квесте в реальной жизни или в веб-квесте роли необходимы, а на уроке с элементами квест-игр они совсем не обязательны. Роли придумываются исходя из деятельности, которую должны совершать ученики, или из заданий, которые были подготовлены организатором. Роли также выдаются в зависимости от личных возможностей, способностей и навыков обучающегося.

Шаг №6. Далее нужно подготовить конверт со справочным и раздаточным материалом, или, как его ещё называют, кейс. В зависимости от вида и темы образовательного квеста составитель готовит вопросы и задания, подбирает справочный материал и иллюстрации по теме квеста, составляет список информационных ресурсов и справочных материалов, которыми могут пользовать учащиеся, проходящие квест.

Шаг №7. Следующий этап представляет собой составление правил игры. В квесте правила игры – это то, что нужно сделать обучающимся, чтобы узнать или найти решение задачи. Правила игры должны включать в себя этапы работы с подготовленным учителем материалом в кейсе.

К правилам относятся следующие действия: выбор роли, составление плана действий, выполняемых самостоятельно, сбор необходимых материалов по заданиям квеста, исследование информационных ресурсов и других источников, работа со справочным материалом в поиске решений задач и ответов на вопросы квеста, выполнение творческого задания, задания с текстовыми материалами, иллюстрациями, подготовка отчёта по результатам квеста.

Правила командной игры: учащимся необходимо объединиться в команду, поставить коллективную задачу, выбрать роли, изучить материал источников, получить информацию из ссылок на различные информационные ресурсы, выполнить задание в соответствии с выбранной ролью, составить и предоставить наставнику отчёт о выполненном задании квеста.

Таким образом, все спланированные учителем действия и инструкции, которые должны выполнить обучающиеся во время прохождения квеста, и есть правила игры.