Файл: Общая характеристика делопроизводства в органах внутренних дел 2.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 91

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Как уже было указано выше, основным прика­зом, регулирующим документооборот в органах МВД России, является приказ № 615. Данным приказом утверждена Инструкция по дело­производству в ОВД РФ (далее – Инструкция).

В Инструкции делопроизводство определяется как деятельность, обеспечивающая создание официальных до­кументов и организацию работы с ними, предусматривающая определенные рамки, пределы своего действия – положения Инструкции распространяются на документационную деятельность, осуществляемую в органах внутренних дел. То есть документы, создаваемые в иных органах, не попадают под дейст­вие Инструкции ровно до того момента, пока они не поступят в орган внутрен­них дел (как входящий документ). При этом поступление в орган внутренних дел официального документа из любой организации (в том числе «граждан­ского» характера) не означает, что мы будем проверять насколько в докумен­те учтены правила документирования, установленные нашей внутренней Инструкцией. Речь идет о том, что при поступлении любого стороннего доку­мента непосредственно в орган внутренних дел, такой документ подпадает под действие Инструкции по делопроизводству в ОВД.

Указанный нормативно-правовой акт обеспечивает регулирование процес­са общего делопроизводства – то есть делопроизводства, характерного для лю­бого органа внутренних дел. Специальные виды делопроизводства, такие как уголовно-процессуальное или административно-процессуальное делопроиз­водство, осуществляются по специальным правилам, которые формируются в зависимости от направления деятельности и выполняемых задач.

Помимо подразделения на общее и специальное делопроизводство (в зави­симости от направления документируемой деятельности), по степени секрет­ности документируемых сведений делопроизводство подразделяют на секрет­ное и несекретное.

А.И. Бадьминова обосновывает, что контроль за исполнением документов можно разделить на такие формы, как:

1) контроль исполнения вопросов, постав­ленных данным документом на контроль, по существу;

2) контроль сроков исполнения документа­ции15.

Согласно п. 138 Инструкции «контроль пред­ставляет собой совокупность мероприятий, на­правленных на обеспечение своевременного и качественного исполнения принятых решений и поручений, зафиксированных в служебных доку­ментах».

Контрольные мероприятия включают в себя:

- подготовку сведений о сроках и содержании поручений и их систематизацию
;

- сбор, анализ и обобщение информации о выполненных поручениях;

- проверку исполнения поручений по существу;

- подготовку предложений о повышении исполнительской дисциплины, организации испол­нения поручений, усовершенствовании органи­зации контроля за исполнением поручений.

Таким образом можно сделать вывод, что осуществление делопроизводства в ОВД производится на основании как общего, так и специального нормативного регулирования. Общее нормативное регулирование ведения делопроизводства осуществляется ГОСТами и другими документами, устанавливающими еди­ные правила к составлению документов и доку­ментообороту. Специальные акты регулируют особенности ведения делопроизводства в ОВД. Основным нормативным актом в данной сфере является приказ № 615, который детально ре­гулирует осуществление документооборота в ОВД РФ, направлен на его систематизацию, уни­фикацию и упрощение работы с документами путем использования унифицированных норм.

Резюмируя изложенное, можно отметить, что на характеристику делопроиз­водства в ОВД оказывает влияние специфика осуществляемой деятельности. При этом речь идет как об общем делопроизводстве, так и о делопроизводстве специальном. Документирование и документооборот в органах внутренних дел являются необходимыми составляющими делопроизводства, с помощью которых обеспечивается выполнение важнейших организационных и управ­ленческих функций органов внутренних дел.

В течение последнего десятилетия в нашей стране проводится поэтапная ад­министративная реформа во всех ведомствах исполнительной власти, в том чи­сле и в правоохранительных органах16. В русле данного реформирова­ния стоят и вопросы усовершенствования системы делопроизводства как для внутреннего пользования, так и для удобства взаимодействия с населением.

В большинстве случаев проблемные вопросы организации и ведения дело­производства напрямую связаны с наличием определенных обстоятельств, связанных с осуществлением управленческих функций в органах внутренних дел. К таковым можно отнести следующие: отсутствие определенной прозрач­ности в управлении (что влияет на согласованность управленческих решений, приводит к их несогласованности); несогласованность плановых операций по работе с документами и их невыполнение; потеря документов и информации. Это может быть вызвано отсутствием единой системы планирования, наруше­ниями при ведении делопроизводства, отсутствием навыков планирования у сотрудников, а также низкой исполнительской дисциплиной. Помимо этого на работу с документами оказывает негативное влияние большое количество «бумажной» работы и общая «бюрократизированность» операций и решений в органах внутренних дел. При этом в органах внутренних дел наблюдается текучесть кадров, которая влияет на мотивацию сотрудников. Это обусловле­но отсутствием согласованной кадровой политики, реализуемой в процедуре управления.



Помимо изложенного в организации делопроизводства в органах внутрен­них дел можно выделить определенные вопросы, связанные с низкой квали­фицированностью сотрудников по вопросам документационного обеспечения, например незнание или банальное несоблюдение сотрудниками установлен­ных требований к оформлению документов. В результате этого возникает увеличение количества проверочных операций, увеличение времени на под­готовку итогового варианта документа. Проблемой является также и неква­лифицированное документирование распорядительной деятельности. Речь в данном случае идет об управленческих решениях, содержащих неясные задания, нереальные сроки исполнения, противоречащие изданным ранее прика­зам. Создание документов, содержащих такие решения, обязательно вызовет поток дополнительных документов разъяснительного характера из структур­ных подразделений. Отдельным моментом можно выделить нарушение сро­ков работы с документами, несвоевременное, некачественное выполнение за­даний, поручений.

Также следует особо выделить в качестве проблемы неправильное тол­кование смысла и сущности перевода многих документальных операций в электронную форму. Использование компьютеров в процессах создания и подготовки документов, с одной стороны, значительно повысило скорость под­готовки документов и сократило трудоемкость этих операций, но, с другой сто­роны, привело к значительному увеличению количества документов за счет со­здания одного и того же документа в бумажной и электронной формах.

Еще одним проблемным вопросом является наличие различных подходов к пониманию отдельных законодательных положений и отсутствие допол­нительных методических документов, разъясняющих проблемные вопросы. Кроме того, существуют отдельные вопросы, усложняющие работу в рамках специального делопроизводства. Речь, в первую очередь, идет об отсутствии законодательно закрепленных бланков документов специального делопро­изводства (уголовно-процессуальных и административно-процессуальных). Существуют общепринятые формы документов, в соответствии с которыми оформляется печатно-бланочная продукция, однако такие формы в различ­ных территориальных органах внутренних дел могут различаться.

Отдельно хотелось бы обратить внимание на тот факт, что многие вопросы, возникающие при документировании, документообороте, хранении или ис­пользовании документов, напрямую зависят от вопросов, возникающих в ходе самой управленческой деятельности, которая документируется. Так, неточное или неоднозначное толкование различных нормативно-правовых актов фе­дерального уровня или ведомственного характера может вызвать безоснова­тельное увеличение количества подготавливаемых документов, увеличение и усложнение документооборота и т.д.


Главной проблемой в организации делопроизводства правоохранительных органов в настоящее время является переход на безбумажный документообо­рот, от этого образуется ряд новых проблемных вопросов17.

В настоящее время в органах внутренних дел зачастую электронный доку­ментооборот дублируется бумажным. Это связано как с низким материально-техническим обеспечением в подразделениях, так и элементарной некомпе­тентностью сотрудников по вопросам оптимальной организации электронного документирования и документооборота.


Список использованной литературы


Нормативные акты


  1. «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 07.10.2022) // Парламентская газета. – 2001. – N 241-242.

  2. Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 21.12.2021) «О полиции» // Российская газета. – 2011. – N 28.

  3. Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2022) // Российская газета. – 2010. – N 168.

  4. «ГОСТ Р ИСО 15489-1-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Информация и документация. Управление документами. Часть 1. Понятия и принципы» (утв. Приказом Росстандарта от 26.03.2019 N 101-ст) . М., Стандартинформ, 2019

  5. Государственная система документационного обеспечения управления. Основные положения. Общие требования к документам и службам документационного обеспечения (одобрена коллегией Главархива СССР 27.04.1988, Приказ Главархива СССР от 25.05.1988 № 33). – М., Главархив СССР, 1991.


Литература


  1. Бадьминова А.И., Веретехина С.В. Проблемы контроля исполнения документов и способы их решения // Новая наука: от идеи к результату. 2015. № 6. С. 4-6.

  2. Зайцева, Е.В. Делопроизводство и документооборот в системе государственного и муниципального управления : учебно-методическое пособие / Е.В. Зайцева, Н.В. Гончарова. – Екатеринбург, 2017. – 200 с.

  3. Карпова А.В., Сетраков А.Н. Теоретические основы организации документооборота как способа совершенствования управленческой деятельности // Наука и образование. 2019. № 10. С. 37-41.

  4. Кузнецов, И.Н. Документационное обеспечение управления и делопроизводство : учебник для бакалавров / И.Н. Кузнецов. – М. : 2013. – 411 с.

  5. Кушнерук, С.П. Делопроизводство и архивное дело: развитие национальной отраслевой терминологии (на материале терминологических стандартов России) / С.П. Кушнерук, Н.А. Тюрикова // Вестник Волгоградского государственного университета. – Серия 2: Языкознание. – 2013. – № 2(18). – С. 28-33.

  6. Мазур, С.Ф. Отдельные вопросы развития документационного обеспечения управления / С.Ф. Мазур // Труды Академии управления МВД России. – 2011. -№ 3(19). – С. 110-114; 2018. – № 3(47). – С. 64-67.

  7. Мазур, С.Ф. Отдельные вопросы совершенствования правового регулирования электронного документооборота / С.Ф. Мазур, Д.Д. Дементьев // Пробелы в российском законодательстве. – 2016. – № 3. – С. 119-122.

  8. Никишин В.А. Электронный документооборот как инструмент эффективного руководства // Научные труды КубГТУ. 2014. № 3. С. 1-5.

  9. Петрова, Е.С. Организация делопроизводства в горрайорганах внутренних дел и основные направления его совершенствования : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.13 / Е.С. Петрова. – Москва, 1999. – 185 с.

  10. Тулупова, М.Ю.Документационное обеспечение управления органов внутренних дел / М.Ю. Тулупова, О.В. Медведева // Вестник Тамбовского университета. -Серия : Гуманитарные науки. – 2011. – № 7(99). – С. 261-263.

  11. Чичерин Ю.С., Коваленко Л.Ю. Некоторые направления реформирования документооборота в деятельности подразделений уголовного розыска МВД России // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2016. № 4 (39). С. 111-115.





1 Петрова, Е.С. Организация делопроизводства в горрайорганах внутренних дел и основные направления его совершенствования : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.13 / Е.С. Петрова. – Москва, 1999. – 185 с.

2 Тулупова, М.Ю.Документационное обеспечение управления органов внутрен­них дел / М.Ю. Тулупова, О.В. Медведева // Вестник Тамбовского университета. -Серия : Гуманитарные науки. – 2011. – № 7(99). – С. 261-263.

3 Мазур, С.Ф. Отдельные вопросы развития документационного обеспечения управления / С.Ф. Мазур // Труды Академии управления МВД России. – 2011. -№ 3(19). – С. 110-114; 2018. – № 3(47). – С. 64-67.

4 Кушнерук, С.П. Делопроизводство и архивное дело: развитие национальной отраслевой терминологии (на материале терминологических стандартов России) / С.П. Кушнерук, Н.А. Тюрикова // Вестник Волгоградского государственного универ­ситета. – Серия 2: Языкознание. – 2013. – № 2(18). – С. 28-33.

5 Мазур, С.Ф. Отдельные вопросы совершенствования правового регулирования электронного документооборота / С.Ф. Мазур, Д.Д. Дементьев // Пробелы в россий­ском законодательстве. – 2016. – № 3. – С. 119-122.

6 Зайцева, Е.В. Делопроизводство и документооборот в системе государствен­ного и муниципального управления : учебно-методическое пособие / Е.В. Зайцева, Н.В. Гончарова. – Екатеринбург, 2017. – 200 с.

7 Чичерин Ю.С., Коваленко Л.Ю. Некоторые направления реформирования документооборота в деятельности подразделе­ний уголовного розыска МВД России // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2016. № 4 (39). С. 111-115.

8 Никишин В.А. Электронный документооборот как инструмент эффективного руководства // Научные труды КубГТУ. 2014. № 3. С. 1-5.

9 Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 21.12.2021) «О полиции» // Российская газета. – 2011. – N 28.

10 Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2022) // Российская газета. – 2010. – N 168.

11 «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 07.10.2022) // Парламентская газета. – 2001. – N 241-242.

12 «ГОСТ Р ИСО 15489-1-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Информация и документация. Управление документами. Часть 1. Понятия и принципы» (утв. Приказом Росстандарта от 26.03.2019 N 101-ст) . М., Стандартинформ, 2019

13 Государственная система документационного обеспече­ния управления. Основные положения. Общие требования к документам и службам документационного обеспечения (одобрена коллегией Главархива СССР 27.04.1988, При­каз Главархива СССР от 25.05.1988 № 33). – М., Главархив СССР, 1991.