Файл: Теория разделения властей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2. Разделение властей - концепция, утверждающая, что для правильного функционирования государства в нём должны существовать независимые друг от друга ветви власти: законодательная (парламент), исполнительная (правительство) и судебная.

3. Основные положения теории разделения властей следующие:

-разделение властей закрепляется конституцией;

-согласно конституции законодательная, исполнительная и судебная власти предоставляются различным людям и органам;

-все власти равны и автономны, ни одна из них не может быть устранена любой другой;

-никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными конституцией другой власти;

-судебная власть действует независимо от политического влияния, судьи пользуются правом длительного пребывания в должности. Судебная власть может объявить закон недействительным, если он противоречит конституции.

- создание надёжного механизма, обеспечивающего взаимодействие властей, поддержание баланса сил и взаимного компромисса.

4. Этот механизм принято называть механизмом сдержек и противовесов. Он представляет собой общепринятые нормы, регулирующие порядок взаимодействия различных ветвей власти.

Для демократического общества принцип разделения властей особо важен и значим. Он выражает не только разделение труда между государственными органами, но и умеренность, "рассредоточенность" государственной власти, предупреждающую ее концентрацию, превращение ее в авторитарную и тоталитарную власть. Этот принцип в демократическом обществе предполагает, что все три власти одинаковы, равновелики по силе, служат противовесами по отношению друг к другу и могут "сдерживать" одна другую, не допускать доминирования одной из них. Например, превращения управленческой власти в авторитарную, а законодательной - во "всевластие", в тоталитарную власть, подчиняющую себе и управление, и правосудие.

5. Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную означает, что каждая из властей действует самостоятельно и не вмешивается в полномочия другой. При его последовательном проведении в жизнь исключается всякая возможность присвоения той или иной властью полномочий другой. Принцип разделения властей становится жизнеспособным, если он еще и обставляется системой "сдержек и противовесов" властей. Подобная система "сдержек и противовесов" устраняет всякую почву для узурпации полномочий одной власти другой и обеспечивает нормальное функционирование органов государства.


В современных демократических государствах (таких, как США, Германия) наряду с классическим делением государственной власти на "три власти" федеративное устройство является также способом децентрализации и "разделения" власти, предупреждающим ее концентрацию.. 6 В Конституции РФ предусмотрен принцип разделения властей в России. Так, в ст. 10: "Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны." Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. // "Российская газета" - Федеральный выпуск №4973 (149) от 13 августа 2009 г.

К органами законодательной власти в Российской Федерации относятся: - Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума - две палаты Собрания), Законодательные Собрания республик, входящих в состав Российской Федерации; - органы власти других субъектов Российской Федерации; местные органы государственной власти.

К органам исполнительной власти в Российской Федерации относятся: - Президент Российской Федерации; Совет Министров Российской Федерации; - Высшие должностные лица республик, избираемые гражданами или Законодательными Собраниями; - Правительство республик; органы администрации других субъектов Российской Федерации. Смысл классического учения о разделении властей (в том виде, в каком оно было разработано Монтескье и поддержано Кантом) не следует сводить ни к выражению компромисса классово-политических сил, ни к разделению труда в сфере государственной власти, выражающей народный суверенитет, ни к механизму "сдержек и противовесов", сложившемуся в развитых государственно-правовых системах. Разделение властей - это, прежде всего правовая форма демократии.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ


1.Административное право Российской Федерации [Текст]: учебник для вузов / А. П. Алехин, А. А. Кармолицкий, Ю. М. Козлов. — М. : Зерцало, 1996. — 540 с.

2.Асланян, Р. Р. Конституционная система исполнительной власти в Российской Федерации: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. 12.00.02 — Конституционное право; Муниципальное право / Р. Р. Асланян; Науч. рук. Е. В. Колесников. — Саратов, 2005. — 26 с.

3.Бахрах, Д. Н. Административное право: Учебник для вузов / Д. Н. Бахрах, Б. В. Россинский, Ю. Н. Старилов. -3-е изд., пересмотр. и доп. — М.: Норма, 2007. — 816 с.

4.Бельский, К.С. Феноменология административного права / К.С. Бельский. — Смоленск, 1995. — 144с.


5.Гегель, Г. Лекции по философии истории. — СПб.: Наука, 1993. — 479 с.

6.Кокошкин, Ф.Ф. Избранное / Ф.Ф. Кокошкин; [сост., автор вступ. ст. и коммент. А.Н. Медушевский] — М., 2010. — 592 с.

7.Конституционное (государственное право) зарубежных стран: В 4 т. Тома 1-2. Часть общая: Учебник / Страшун. — 3-е изд., обновл. и дораб.- М.: Издательство БЕК, 2000. — 784 с.

8.Коркунов, Н.М. Лекции по общей теории права. / Н.М. Коркунов; [сост., автор вступ. ст., коммент. А.Н. Медушевский]. — М., 520 с.

9.Локк Д. Избранные философские произведения: Т.2. — М., 2006. 10.Масленникова, С. В. Право граждан на народное представительство в Российской Федерации: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Специальность 12.00.02 — Конституционное право; Муниципальное право / С. В. Масленникова; Науч. рук. Н. А. Богданова. — М.,2001. — 24 с.

11.Мирзаев, С. Б. Полибий / С. Б. Мирзаев — М.,1986. — 112с.

12.Монтескье, Ш. Л. Избранные произведения / Ш. Л. Монтескье- М., 1955. — 803 с.

12.Руссо, Ж. Ж. Трактаты / Ж. Ж. Руссо. — М., 2009. — 710 с.

13.Чиркин, В. Е. Государствоведение : Учебник /В. Е. Чиркин. -2-е изд., испр. и доп., учеб. -М.: Юрист,2000. — 384 с.

14.Барнашов, А.М. Судебная власть и конституционное правосудие в системе единства, разделения и взаимодействия ветвей государственной власти / А.М. Барнашов // Вестн. Том. гос. ун-та. — 2003. — №279. — С.12-17 15.Безруков, А.В. Единство государственной власти и законодательная власть в системе разделения властей / А.В. Безруков // Проблемы Права. — № 6 (37). — 2012. — С. 21-26.

16.Бельский, К.С. О функциях исполнительной власти / К.С. Бельский // Государство и право. — 1997. — №3. — С.14-21.

17.Геворкян, М. В. Истоки теории разделения властей / М.В. Геворкян // Вестник Псковского государственного педагогического университета. Серия: Социально-гуманитарные и психолого-педагогические науки. — 2010. — № 11. — С. 116-120.

18.Гончаров, В. В. Понятие исполнительной власти, ее место в механизме государственной власти в Российской Федерации: конституционно-правовой анализ / В. В. Гончаров, С. М. Жилин // Право и политика. — 2010. — N 2. — С.312-321.

19.Дунямалыев, Т.Б. Разделение властей в контексте ведущих парадигм политико-правовой мысли / Т.Б. Дунямалыев // Вестник ВЭГУ. — 2014. — № 5 (73). — С.152-159.

20.Желтов В.В., Эволюция взглядов на теорию разделения властей в отечественной политической науке / В.В. Желтов, О.С. Реснянская // Вестник ТОГУ. — 2010. — № 1(6). — С. 183-190

21.Зорькин, В.Д. Политические взгляды Джона Лильберна / В.Д. Зорькин // Вестник Московского ун-та. Серия 11. Право. — 1969. — № 3. С. 28


22.Керимов, А. Д. Исполнительная власть в системе разделения властей / А.Д. Керимов // Гражданин и право. — 2001. — № 9. — С.26-29.

23.Ковалевская, О.В. Судебная власть в системе разделения властей / О.В. Ковалевская // Вестник АГТУ. — 2009. — № 4 (45). — С. 175-177

24.Козловская, В.И. М.М. Сперанский и система сдержек и противовесов в его теории разделения властей / В.И. Козловская// Вестник МГОУ. — 2014. — № 2. — С.8-14

25.Медушевский, А.Н. Идея разделения властей. История и современность / А.Н. Медушевский // Вестник РАН. — 1994. — Т. 64. — №1. — С. 21 — 31. 26.Реснянская, О.С., Законодательная, Исполнительная и судебная ветви власти в системе разделения властей / О.С. Реснянская // Известия АлтГУ. — 2009. — № 4-1. — С. 280-283

27.Ткачева, Н.В. Предназначение судебной власти / Н.В. Ткачева // Вестник ЮУГУ. Серия «Право». Выпуск 26. — 2011.- № 19. — С. 61-61 .

28.Шаханин, В. А. Взгляды Аристотеля на организацию государственной власти / В.А. Шаханин // Актуальные проблемы права: материалы II междунар. науч. конф. — М., 2013. — С. 5-13.

29.Сперанский, М. М. План государственного преобразования графа М.М. Сперанского (введение к уложению государственных законов 1809 г.) с приложением / М.М. Сперанский — М. 1905. — 357 с.