Файл: Дискуссия о социальном строе Древней Руси.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 71

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение

высшего образования

«Московский педагогический государственный

университет»

Институт Истории и Политики

Исторический факультет

Кафедра истории России

РЕФЕРАТ

На тему:

«Дискуссия о социальном строе Древней Руси»

Выполнила:

Студентка

ОЗФО ИИиП МПГУ

Малинина Елена

Проверил:

к.п.н., доц.

Горский Владимир Викторович

Город ‒ 2023

Содержание


Введение 3

Возникновение древнерусского государства 5

Общественный, социальный строй 7

Политический строй Киевского государства 12

Дискуссия о социальном строе 15

Заключение 29

Список используемой литературы 31

Введение


Одним из крупнейших государств европейского Средневековья стала в IX–XII вв. Киевская Русь. Под государством обычно понимают механизм политической власти:

1) на определенной территории;

2) с определенной системой органов управления;

3) с необходимым действием законов;

4) формированием органов принуждения (дружина – функции: внешняя – защита от внешних вторжений и внутренняя (полицейская) – подавление сопротивления внутри государства).

Возникновение государства – закономерный этап в развитии общества. На него влияет множество факторов, находящихся в сложном взаимодействии друг с другом: социальные, экономические, политические и духовные.

Русская земля как единое целое, подвластное киевским князьям, сложилась во второй половине IX - начале X в. Основной формой объединения племен была военная демократия, включавшая в себя наряду с княжеской властью такие институты, как вече, совет старейшин, народное ополчение. По мере роста внешней опасности и разложения родового уклада происходила концентрация власти в руках племенных вождей – князей, объединявшихся в более крупные «союзы союзов».


Таким образом началось формирование единой территориальной общности – Русской земли, которая по своему политическому устройству представляла собой федерацию славянских племен.

Возникновение государства с центром в Киеве у восточных славян стало результатом длительного процесса социально-экономического и политического развития. Основным содержанием этого процесса был рост сельскохозяйственной продукции, что позволило включить группу людей, вовлеченных в производство материальных благ и укрепление верховной власти правителей, статус которых становится наследственным. Правители, называемые в славянском регионе князьями, постепенно сосредоточивают в своих руках все больше и больше функций, распространяя свою власть на все большую территорию. Называя тип государства, сложившийся на Руси, раннефеодальной монархией, следует иметь в виду, что в начале XII века Россия сблизилась с государствами Восточной и Северной Европы –Норвегией, Швецией, Польшей, Чехией, Венгрией. От западноевропейских государств эти страны отличались главным образом отсутствием частной феодальной собственности на землю и доминированием централизованной эксплуатации свободных крестьян и прихожан корпорацией дружественной знати во главе с князем. Верховная власть в древнерусском государстве принадлежала великому киевскому князю. Принц был независимым правителем по отношению к другим правящим принцам. В своей общине принц был главой администрации, верховным военачальником и судьей. Княжеская власть была необходимым элементом государственной власти всех русских земель. При княжеском дворе жила труппа, которая делилась на «старшую» и «младшую». Князь имел при себе совет из самых важных князей и старших воинов (бояр), выступавших в качестве военачальников, а также административный аппарат, который руководил сбором дани и вкладов, судебными разбирательствами, конфискацией штрафов (младшие воины).. Киевская Русь IX-XII веков является, с одной стороны, колыбелью государства трех братских народов – русского, украинского и белорусского - и, с другой стороны, одной из величайших держав средневековой Европы, сыгравшей важную историческую роль в судьбах народов и штаты запада, востока и крайнего севера. Поэтому история Киевской Руси - одна из лучших страниц в истории русского народа!


Классики отечественной историографии (Н. М. Карамзин, С. М. Соловьев, В. О. Ключевский) внесли значительный вклад в изучение истории Древней Руси. Заслуженным авторитетом и влиянием пользуются труды других выдающихся российских историков. Это, прежде всего сочинения Н. М. Костомарова, А. А. Корнилова, С. Ф. Платонова, М. Н. Покровского, П. М. Милюкова, В. Н. Татищева.

Возникновение древнерусского государства


Вопрос образования российского государства обсуждался и решался огромным количеством представителей различных наук – от истории, археологии до лингвистики и географии. С положительной стороны, увеличивается количество публикаций, возрастает сложность исследований происхождения древнерусского государства. Раньше и сейчас идут споры об истории происхождения древнерусского государства. Это проблема постоянных политических спекуляций. Анализ исторических исследований показывает, что прав был, наверное, М.Н. Покровский, определивший историю как «политику, опрокинутую в прошлое»

В исторической науке по вопросу образования государства у восточных славян с XVIII века кипят страсти. В 30-60 годы XVIII в. немецкие ученые Иоганн Готфрид Байер и Герард Фридрих Миллер, работавшие в Петербургской Академии Наук, в своих научных трудах впервые попытались доказать, что Древнерусское государство было создано варягами. Они положили начало норманнской теории происхождения Российского государства. Крайним проявлением концепции является утверждение, что славяне в силу своей неполноценности не могли создать государства, а затем без иноземного руководства были не в состоянии управлять им.

М. В. Ломоносов, которому императрица Елизавета I поручила написать историю России, решительно выступил против этой теории. С тех пор борьба норманнов и антинорманнистов не утихает. Норманны единодушны по двум принципиальным вопросам. Во-первых, они считают, что норманны получили господство над восточными славянами путем внешнего военного завоевания или путем мирного завоевания (приглашение править); во-вторых, они считают, что слово «Русь» имеет нормандское происхождение. Антинорманнисты считают, что термин «Русь» имеет варяжское происхождение и восходит к очень древним временам. В «Повести временных лет» есть места, которые противоречат легенде о призвании трех братьев править.

За 852 год есть указание на то, что во времена правления Михаила в Византии уже существовала русская земля. В Лаврентьевской и Ипатьевской летописях речь идет о том, что все северные племена, включая Русь, пригласили варягов править. Советские исследователи М. Н. Тихомиров, Д. С. Лихачев считают, что запись о призвании варяжских князей появилась позже в летописях для противостояния двум государствам – Киевской Руси и Византии. Для этого автору летописи пришлось указать на иностранное происхождение княжеской династии. Согласно исследованию А.А. Чессова, варяжские войска стали называться Русью после перехода на Юг. А в Скандинавии ни один источник не может знать о каком-то племени русов.


Вот уже более двух столетий идут споры между представителями нормандской и антинорманнианской школ в истории. В настоящее время позиции норманистов и славянофилов сблизились. Однако это сближение не является доказательством утверждения истины. И та, и другая концепция оказались тупиковыми.

Общественный, социальный строй


Характер общественного строя.

Вопрос о природе общественного строя в Древней Руси остается в отечественной науке одним из самых спорных и запутанных.

Одни историки считают, что существовали рабовладельческие отношения (В. И. Горемыкин), другие определяют это общество как переходное и доклассическое, в котором существовало несколько социально-экономических укладов, но преобладала община (И. И. Фроянов).

Большинство сходится во мнении, что в рамках Древней Руси происходил процесс зарождения раннефеодального общества, сильно отличающегося от зрелого феодализма.

Основные черты зрелого феодального строя:

  • монопольная собственность феодалов на землю;

  • наличие крестьянского хозяйства, в котором производитель владел рабочими инструментами, домашним скотом и использовал часть земли, которая была передана ему феодалом;

  • для своего пользования он оказывал услугу - аннуитет, аннуитет или денежную ренту;

  • личная зависимость крестьянина от феодала;

  • доминирование натурального хозяйства.

Историки пытались выяснить зарождение этих черт и, прежде всего, феодальной собственности на землю, в недрах древнерусского общества.

Особенности общественного строя Древней Руси.

Община и свободные общинники. Основным населением Древней Руси были свободные люди (в единственном числе – «людин», отсюда – «простолюдин»). В Древней Руси и в XI веке сельскохозяйственная община составляла экономическую и социальную основу общества. Она отвечала за общественный порядок на своей территории перед государством (за труп, обнаруженный на ее территории, она должна была заплатить или найти и выдать убийцу), платила штраф-виру за своих членов, владела землей, которую периодически распределяла между семьями. (Само слово «Вервь» чаще всего ассоциируется с веревкой, которая, возможно, использовалась для изоляции отдельных участков.) За владение, то есть распоряжение и использование земли, а также за защиту от набегов кочевников общины платили дань князю, который постепенно воспринимался ими как верховный владелец всей земли.