Файл: Дискуссия о социальном строе Древней Руси.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 74

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В практике межэтнических отношений основана концепция «государственного феодализма», выдвинутая Л. В. Черепниным, трактующая дань как зародыш феодальной ренты, получаемой «коллективным феодалом» – государством. И. И. Фроянов видит в этом «военную контрибуцию», собранную князем с покоренных племен.

Князь и дружина. Основными источниками дохода для принца и труппы, помимо дани, по-прежнему оставалась военная добыча. Но уже в конце Х в. появились княжеские села, экономика которых заключалась в рыболовстве и коневодстве (добытый мех продавался вместе с экспортной частью дани на рынках Константинополя, а лошади были нужны для военных целей).

С ростом рода Рюриковичей и умножением числа дружинников дани-полюдья начинает не хватать. Князья стали посылать своих боярских наместников «кормиться», предоставляя им право собирать полюдье в деревне или населенном пункте. В некоторых случаях, в виде своеобразной награды за службу князю, деревни закреплялись за приемными, переходя по наследству и становясь феодом.

Редкие монастырские и боярские вотчины, окруженные морем вольных общин, появились не ранее XII в. Поэтому, если и можно говорить о первобытном характере древнерусского общества, то лишь с большой долей условности, как о тенденции - направлении развития, которое пробивается, но не как реальная ситуация того времени.

Зарождению ранних отношений способствовали следующие факторы:

  • увеличение числа сотрудников Княжества;

  • сокращение его традиционных средств к существованию (дань, вира, военные трофеи);

  • увеличение стоимости пахотных земель;

  • возможность предоставления земли рабочей силой в связи с расширением общины и увеличением числа социальных изгоев;

  • изменение стереотипов сознания и поведения дружинников, которые, с одной стороны, все чаще стремились не к воинской славе и службе князю, а к богатству, а с другой стороны – главной ценностью стали считать не движимое имущество (деньги, домашний скот, рабов и т.д.), а землю.

Зависимое население. В княжеских селах и боярских вотчинах работали зависимые люди. Сначала здесь работала самая многочисленная группа зависимого населения – рабы (невольницы или селиды), пополнявшаяся за счет заключенных и обездоленных соплеменников, вынужденных продавать свою свободу. Другими источниками рабства были брак рабыни и служба тиуна без специального контракта на этот счет. Однако обращение в долговое рабство было запрещено. Хозяин полностью контролировал жизнь раба, и за его убийство он нес только наказание церкви. Диапазон использования их труда был очень широк – от пахоты (роль крепостных) до управления поместьем (тиуны, огнищане).


В начале двенадцатого века. появилась новая группа зависимых людей - торговцы, чаще всего это были разорившиеся общинники, которые шли в рабство, чтобы получить какой-то заем – «купы». Работая в долг, покупатель мог работать на земле своего хозяина, но в то же время он сохранял свое хозяйство. Закон защищал покупку от возможного желания владельца превратить его в «обельного» (то есть полного) раба. Таким образом, по своему социальному статусу представитель других групп напоминал зависимого феодального крестьянина.

«Русская правда» не раз упоминает такую группу людей, как смерды, зависимые от князя. Скорее всего – это люди, которые работали в княжеских селах.

Некоторые историки видят в нем все сельскохозяйственное население страны – общины. (Термин «крестьянин» появится только в четырнадцатом веке.). Однако за убийство смерда полагался штраф в 5 гривен, как за раба, так и за свободного общинника – «людину» – 40 гривен.

Различные формы и степени зависимости, существующие в древнерусском обществе, сильное преобладание в нем свободных людей свидетельствуют о его сложном преходящем характере.

Жизнь и быт.

В Древней Руси доминировала семья из супружеских пар, состоящих из мужа, жены и детей. Исключением были многодетные семьи. В дохристианские времена известен обычай «омовения» невест на языческих праздниках, но, как отмечает летописец, и при этом с согласия невесты. Заключение брака проходило в несколько этапов. Все началось со сватовства. Невеста при появлении сватов нарядилась в самое лучшее платье. После этого в доме невесты произошел сговор. Ритуальными блюдами были круглый пирог (караваны) и сыр. Если жених после сговора отказывался заключать брак, он «платил за сыр» (за обман невесты). Свадьба длилась несколько дней и сопровождалась песнями, играми.

С принятием христианства был введен религиозный брак. Но большинство населения уже давно ограничивается укоренившимся обычаем свадьбы – веселья.

Однако постепенно церковь стала главным регулятором семейной жизни. Церковные правила диктовали определенные ограничения на брачные союзы. По возрасту – не менее 13-14 лет;

По степени родства – не допускаются браки ближе шестого колена родства (двоюродные братья и сестры). Брак не допускался при резкой разнице в социальном статусе между женихом и невестой. Количество свадеб было ограничено: разрешалось не более двух. Третий брак был одобрен только в исключительных случаях.


Развод (расторжение брака) разрешался в нескольких случаях: измена жены, супружеская неверность (если доказано), участие жены в покушении на жизнь мужа и краже его имущества; отсутствие детей. Инициатором развода в большинстве случаев был муж. По инициативе жены развод был одобрен, если муж был пьян, растратил семейное имущество.

Многие считали деторождение самым важным признаком успешной семьи. Родители были обязаны заботиться о детях. Воспитание детей и ведение домашнего хозяйства были главной заботой женщины. Признаками хорошего воспитания были целомудрие, уважение к старшим. Дети, подвергшиеся жестокому обращению со стороны своих родителей, были обречены на суровое наказание – от проклятий до отлучения от церкви. Родители, наказывая детей, не должны их обижать.

В Древней Руси существовала свобода выбора супруга, осуждалось принуждение со стороны родителей и других людей. Женщина была относительно равной. На княжеских пирах присутствовали стражники и бояре со своими женами. Женщины приняли участие в праздничных беседах.



Политический строй Киевского государства


В исторической науке разделились мнения по поводу характера политического строя Древней Руси. Принято считать, что Древняя Русь (IX‒XI вв.) – раннефеодальное государство, сохранявшее пережитки родоплеменных отношений.

Великие князья постепенно утрачивали черты военных вождей (присущие им в IV-VII вв.) и, становясь светскими правителями, принимали участие в разработке законов, организации суда, торговли. В обязанности князя входили функции обороны государства, сбора налогов, судопроизводства, организации военных походов, заключения международных договоров.

Князь правил при помощи дружины, костяк которой составляла гвардия из наемников (вначале варяги, в киевский период – кочевники). Отношения между князем и дружинниками носили вассальный характер. Князь считался первым среди равных. Дружинники были на полном содержании и проживали на княжеском дворе. Они подразделялись на старших и младших. Старшие дружинники назывались боярами, из их числа назначались представители высших чинов княжеской администрации. Наиболее приближенные к князю бояре составляли княжеский совет, который принимал важнейшие решения.

К X в. в руках великого князя была сосредоточена вся полнота законодательной, исполнительной, судебной и военной власти. Великий князь был представителем киевской династии, которой принадлежало верховное право на власть. Он правил в Киеве, а его дети и родственники являлись наместниками в подвластных ему землях. После смерти великого князя власть передавалась по старшинству от брата к брату. Это приводило к распрям, так как зачастую великий князь пытался передать власть не брату, а сыну. Во второй половине XI в. важнейшие вопросы внутренней и внешней политики решались на княжеских съездах.

Постепенно племенные сходки превратились в вечевые собрания. Долгое время их роль была незначительна, но в 9 в. с началом раздробленности она резко возросла.

Русь IX-XII вв. представляла собой федерацию городов-государств во главе с великим киевским князем.

Значительную политическую роль играли вечевые собрания, на которых городские жители решали вопросы войны и мира, законодательства, земельного устройства, финансов и др. Руководили ими представители знати.

Вечевые собрания, являвшиеся элементом народного самоуправления, свидетельствуют о наличии демократии в древнерусском государстве. 14 великих киевских князей (из 50) были избраны на вече. По мере укрепления княжеской власти роль последних снижалась. К середине XII в. за вече сохранилась лишь функция комплектования народного ополчения.


В древнерусском государстве не существовало разделения между административным, полицейским, финансовым и другими видами самоуправления. В практике управления государством князья опирались на собственное право.

В суде преобладал обвинительный процесс, применяемый как в гражданских, так и в уголовных делах. Каждая из сторон доказывала свою правоту. Главную роль играли показания свидетелей. Князья и их посадники выполняли функции посредников между сторонами, взимая за это плату.

Древнерусское законодательство формировалось по мере укрепления государственности. Первый свод законов, дошедший до наших дней, – «Русская Правда», составленная во времена княжения Ярослава Мудрого на основе еще более древнего свода законов.

Документ включал в себя свод уголовных и гражданских законов. По гражданским делам «Русская Правда» устанавливала суд двенадцати выборных.

Закон не признавал телесных наказаний и пыток, а смертная казнь выносилась в исключительных случаях. Применялась практика денежных штрафов. «Русская Правда» пополнялась новыми статьями во времена правления Ярославичей (вторая половина XI в.) и Владимира Мономаха (1113-1125 гг.)

Дискуссия о социальном строе


Еще одна серьезная проблема в истории IX-XI веков. – социальная структура Древней Руси. В XIX веке отечественные историки придавали небольшое значение социальным факторам исторического процесса. Но после революции 1917 года, с утверждением в отечественной науке марксизма, изучение социальной истории постепенно выходит на первый план.

В 20-е годы двадцатого века в советских общественных науках, в том числе и в исторической науке, утвердился так называемый формирующий подход, основанный на принципах исторического материализма. Согласно такому подходу, каждый народ в своей истории проходил и проходит одни и те же этапы социально-экономического развития, которые в народе называются формациями. В ходе многочисленных дебатов была утверждена идея пяти формаций: первобытнообщинный строй, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, социалистический. Согласно идеям историков-марксистов того времени, следующая формация по мере развития производительных сил и изменения производственных отношений приходит на смену предыдущей.

В принципе, формирующий подход имеет свои положительные стороны, поскольку он предоставляет исследователю определенную теоретическую поддержку. Но с самого начала достоинства накладывались друг на друга, а недостатки были значительными: специфика развития каждого отдельного народа, каждого отдельного государства, казалось, выпадала из поля зрения, а конкретная история приспосабливалась к абстрактным «общим моделям», которые часто уводили очень далеко от реальной истории.