Файл: Контрольная работа по дисциплине Введение в научную деятельность Группа 19073 Обучающийся Инякин С. В.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Распоряжением Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р утверждена «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года»17, являющаяся основополагающим документом в сфере инновационного развития. В данном документе обозначено стремление России к восстановлению лидирующих позиций российской фундаментальной науки на мировой арене. В документе определены цель, задачи, направления государственной политики, механизмы инновационной деятельности и комплекс мер по ее реализации, а также система экономических и иных мер, стимулирующих научную, научно-техническую и инновационную деятельность. Отмечается, что инновационная система призвана стать одним из эффективных инструментов динамичного развития национальной экономики путем эффективного использования высокого научно-технического и интеллектуального потенциала страны, а также формирования научно-технической и организационно-экономической базы развития инновационного предпринимательства, коммерциализации знаний и технологий.

Постановление Правительства РФ от 09.04.2010 № 218 «О мерах государственной поддержки развития кооперации российских образовательных организаций высшего образования, государственных научных учреждений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства...»18 законодательно устанавливает правила предоставления субсидий на государственную поддержку развития кооперации российских высших учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства, на конкурсной основе. Участником конкурса на право получения субсидии может быть организация, которая представляет проект, предусматривающий выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ российскими высшими учебными заведениями.

Постановление Правительства РФ от 09.04.2010 № 219 «О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования»19 утверждает Положение о поддержке развития инновационной инфраструктуры, включая поддержку малого инновационного предпринимательства в федеральных вузах, осуществляемую в целях формирования инновационной среды, развития взаимодействия между вузами и промышленными предприятиями, поддержки создания хозяйственных обществ.


Законодательные акты, регулирующие управление научной деятельностью, разрабатываются не только на федеральном, но и на ведомственном уровне системы управления наукой, на уровне региональных научных центров, в отдельных городах, являющихся центрами научной деятельности. Документы, регламентирующие структуру научных учреждений и организаций, принимаются также на всех уровнях системы управления наукой и направлены на создание научно-исследовательских, конструкторских и проектных организаций, утверждение их уставов, организацию лицензирования, аккредитации и стандартизации.

2 Нормативные документы, регламентирующие организацию фундаментальных и прикладных исследований


Акты, регламентирующие организацию фундаментальных и прикладных исследований, направлены на выделение из общей совокупности НИР, НИОКР наиболее важных, приоритетных исследований в науке и технике с целью концентрации на их выполнение финансовых, трудовых и материальных ресурсов.

Главным документом организации фундаментальных исследований в стране является утвержденная Указом Президента РФ «Доктрина развития российской науки»20. В ней изложена система взглядов на роль и значение науки в обеспечении независимости и процветания России, а также принципов, определяющих механизм государственного регулирования научной деятельности, которыми руководствуются органы исполнительной власти, научные работники, научно-исследовательские организации, научно-технические общества и объединения. Определены цели и задачи органов государственного и муниципального управления по развитию российской науки. Рассматриваются основные направления коренной реорганизации сферы науки, привлечения дополнительных источников финансирования, более эффективного использования результатов научных исследовании в экономике.

В доктрине установлены основы развития научного потенциала России, принципы государственной научной политики, международного научного сотрудничества. В качестве элементов реформирования системы управления сферой науки определено совершенствование механизмов финансирования, организации научных исследований и налоговой политики.

На основе доктрины развития российской науки определяются фундаментальные направления в отраслевых исследованиях. Это достаточно хорошо иллюстрируется научными исследованиями, выполняемыми в Министерстве образования и науки Российской Федерации. Так, например, 16 июня 2000 г. вышел Приказ Министерства образования РФ, в котором было утверждено Положение «Об организации научно-технической программы “Научные исследовании высшей школы по приоритетным направлениям науки и техники”»
21.

В августе 2012 г. были приняты «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2020 года и дальнейшую перспективу»22. Стратегической целью государственной политики в области развития науки и технологий установлено обеспечение к 2020 г. мирового уровня прикладных научных исследований и разработок. Предусматривается достижение глобальной конкурентоспособности России по направлениям, принятым в качестве национальных научно-технологических приоритетов и учитывающих их тесную связь с критическими технологиями.

Национальными приоритетами научно-технологического развития, относящимися к прямой ответственности государства, определены: оборона и безопасность, технологическая модернизация образования и здравоохранения, включая фармацевтику, экологию и рациональное природопользование.

Приоритетами научно-технологической модернизации по направлениям, востребованным бизнесом, но одновременно входящим в сферу интересов государства, установлены: технологии геологоразведки и добычи трудноизвлекаемых запасов, включая технологии добычи на шельфе и в условиях Крайнего Севера, технологии транспортировки углеводородов, энерго- и ресурсосбережение, энергоэффективное потребление, технологическая модернизация строительного комплекса и ЖКХ.

Приоритетами в сфере формирования принципиально новой технологической базы и достижения технологического лидерства определены: развитие нано-, био- и информационных технологий. Предусматриваются масштабные исследования в области наноиндустрии и новых материалов как основы создания ядра новейшего технологического уклада, обеспечение перевода традиционных отраслей экономики на принципиально новую технологическую базу, в том числе за счет развертывания глобально ориентированных специализированных производств, достижение технологического лидерства в определенных сегментах глобального рынка. Наибольшие возможности в достижении технологического лидерства имеются в области атомной энергетики, ракетно-космических систем и гражданского авиастроения.

Эти документы являются долгосрочными и детализируются на конкретный период дополнительными актами.

Ряд законодательных актов направлен на установление приоритетов и пропорций в фундаментальных и прикладных исследованиях, кооперирование отечественных и зарубежных НИР и НИОКР. Примером такого документа может служить Постановление Правительства РФ от 04.11.2006 № 645 «О координации научных исследований и разработок гражданского назначения, финансируемых за счет собственных средств федеральных государственных унитарных предприятий и открытых акционерных обществ, контрольный пакет акций
которых находится в федеральной собственности, направленных на реализацию приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации, а также критических технологий Российской Федерации»23. Этим постановлением уточняется порядок отчетности руководителей федеральных государственных унитарных предприятий и представителей интересов Российской Федерации в органах управления открытых акционерных обществ о результатах исследований по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники с учетом результатов и основных направлений научных исследований и разработок гражданского назначения.

Ряд правовых актов регламентирует материально-техническую базу и финансирование фундаментальных и прикладных исследований, например Постановление Правительства РФ от 09.08.2016 № 767 «Об утверждении устава Российского фонда фундаментальных исследований»24 и Постановление Правительства РФ от 29.04.2019 №526 «О Российском фонде фундаментальных исследований»25.

Нормативные документы, регламентирующие организацию фундаментальных и прикладных исследований, также принимаются на всех уровнях системы управления наукой.