Файл: Российский государственный социальный университет Факультет дистанционного обучения практическое задание 2 по дисциплине История и онтология науки.docx
Добавлен: 27.04.2024
Просмотров: 24
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
| Российский государственный социальный университет Факультет дистанционного обучения |
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 2
по дисциплине «История и онтология науки»
Реферат
_____________________________________________________
Диалектические идеи в естествознании второй половины XIX в
ФИО студента | Хащенко Ксения Юрьевна |
Направление подготовки | Техносферная безопасность |
Группа | ТБ ЗФ-ТЕХ-М-4-3-2022-1 |
Москва 2022
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Введение………………………………………………………………3
2. История метафизики…………………………………………………4
3. Метафизика второй половины 19 века…………………………..…5
4. Заключение……………………………………………………………6
5. Список литературы……………………………………………………7
1.ВВЕДЕНИЕ
При написании данной работы мне удалось изучить вопросы о природе сознания и отношениях между разумом и материей, которые входят в понятие метафизики. Которая в свою очередь,является одним из четырех разделов филосовии. Данная тема для меня очень интересна и познавательна.
Совокупность знаний о структуре реальности, методах ее функционирования и изменения, сформированная на определенном этапе развития человека, а также сформированная на основе исходных мировоззренческих принципов и интегрирующая знания и опыт, накопленные человечество, представляет собой картину мира.
С изменением уровня познания мира по мере совершенствования науки меняются и представления о его структуре. Эти взгляды отличаются от научных теорий большей стабильностью, ясностью, доступностью. Вся совокупность таких устойчивых представлений, определяемая данным
уровнем развития общественного производства, техники, науки, культуры и системы общественных отношений, формирует картину мира. Картина мира - важная философская категория. В истории человеческой культуры картина мира постоянно менялась. На ранних этапах развития философии, когда она еще во многом зависела от религии, религиозных и мифологических представлений, картина мира была религиозно-философской.
Анализ картины мира как особой составляющей научного знания предполагает предварительное выяснение значений исходных терминов - мир и картина мира. Мир - это Вселенная во всей совокупности форм материи в земном и космическом пространстве, то есть все, что существует вокруг нас.
Выражение картина мира появилось сравнительно недавно; он стал популярным только в 20 веке. Это выражение означает, что возможен общий взгляд на мир, что человек пытается осмыслить мир в целом и нарисовать в уме определенную картину, отражающую мир.
Каждая из картин мира дает свою версию того, что такое мир на самом деле и какое место в нем занимает человек. Частично эти картинки противоречат друг другу, а частично дополняют друг друга и способны составить единое целое.
Метафизика - (древнегреческое мета физик - то, что после физики) - ветвь философии, которая занимается изучением изначальной природы реальности, мира и бытия как такового.
Первоначально слово метафизика использовалось как обозначение для сборника из 14 трактатов Аристотеля с рассуждениями о первых причинах (первопричинах), которые остались после него в необработанном виде. Термин метафизика имеет искусственное происхождение. Александрийский библиотекарь Андроник Родосский (I век до н.э.), который стремился расположить произведения Аристотеля в соответствии с их внутренней смысловой связью, назвал (после физики) свою книгу о первом рождении вещей. Они были расположены после Физики Аристотеля, поэтому и получили свое название. Сам Аристотель также называл их Первой философией [1].
2.ИСТОРИЯ МЕТАФИЗИКИ
Метафизика сохраняет статус одного из центральных значений в философии на всём протяжении истории со времён Античности и до наших дней. Для многих философов она определяется как синонимом философии в целом.
В частности Аристотелевской философии можно связать метафизику с бытием Ума. А что касаемо Платоновской философии считается, что метафизика «связана» с миром идей.
Цельность связи понятий между античностью и современностью ощутима в сегодняшнем обиходном словоупотреблении «метафизического» как синонима «идеального», «сверхчувственного», лежащего за пределами явленного.
Тем не менее это родство определяется в обиходном словоупотреблении оправдано, но в свою очередь и обманчиво. К напримеру, «идеальное» античности — это вовсе не то «идеальное», которое присутствует у Карла Маркса или у платоников XX века.
Общим в таком словоупотреблении подразумевается то, что не «видится глазом», не усматривается непосредственно и «просто»; то, что требует каких-то особых операций (магических или метафорических — восхождения, нисхождения, возвращения, интеллектуальных — абстрагирования, редукции, и так далее) для достижения истока (начал, причин).
Содержание понятия «метафизика» и отношения к ней менялось неоднократно:
-
Аристотель во всей своей «Метафизике» ни разу не употребляет слово «метафизика» (если не считать названия книги, не им самим данного), а в самом тексте непосредственно обсуждает, описывает и анализирует проблемы «начал». Естественно, что Аристотель так поступает не только потому, что таков был круг его собеседников, которым не нужно было давать определений, но потому, что характер объяснений у Аристотеля принципиально отличается от того, к чему «привыкло» Новое время. -
Фома Аквинский и другие средневековые европейские философы обращаются с метафизикой, как с чем-то законченным, созревшим, имеющим фиксированное, раз и навсегда заданное значение (заданное Аристотелем, в частности), и нуждающимся только в должном разъяснении, аргументации и последовательном применении. -
Декарт применяет принцип эпохе в отношении всех фундаментальных (и поэтому — метафизических) утверждений, исключая из рассмотрения любые основания, которые могут быть подвергнуты сомнению. Декарт приходит, таким образом, к единственному бесспорному утверждению — «я сомневаюсь, значит мыслю, следовательно, существую» (невозможно подвергнуть сомнению сам факт сомнения). -
С конца XVIII века, с эпохи Просвещения, метафизика начинает систематически рассматриваться не только как осмысленная совокупность высказываний о мире, бытии и сущем, которые могут быть истинны или ложны (как было у Аристотеля), но как особый способ понимания вообще — способ, который ориентируется в том числе на уже существующие высказывания и понимания. То есть уже существующие «до» XVIII века высказывания и понимания «вошли» в наличный мир, оказались под тем же знаком вопроса, что и существование «простого стула». -
Иммануил Кант критикует утверждения об «опытном» происхождении знания. Кант различал априорное, доопытное и апостериорное, послеопытное знание. Априорными формами восприятия (ибо ведь даже в чистом восприятии мы получаем знание) он называл пространство и время, априорными объявлял также категории рассудка и схематизм их функционирования. -
Гегель в XIX веке вынужден специально обсуждать само понятие «начало». Он начинает свою книгу «Науки логики» с заявления о том, что никаких определений начала перед самим началом логики (объективной метафизики) быть не может, и ситуация с «началами» обстоит не так, как в началах, скажем, математики [2].
3.МЕТЕФИЗИКА ВТОРОЙ ПОЛОВТНЫ 19 ВЕКА
Идеи, высказанные Кантом, развивали многочисленные позитивисты. В отличие от Канта, они полагали, что в своей метафизике вообще не оставляют места метафизическому, трансцендентальному, внеположному фактической наличности, но только «опыт», факт.
Критики позитивистов (в частности, материалисты) указывали на то, что ни один позитивист не способен обойтись без обобщающих категорий и понятий, которым нет никакого соответствия в наличном мире фактов. Поздняя критика с позиций марксизма позитивистов конца XIX века (В. И. Ленин «Материализм и эмпириокритицизм») связывала философскую деятельность позитивистов с наследием И.Канта, с кантианской «вещью в себе». В контексте марксистских работ слово «метафизика» употреблялось как синоним обмана, лжи и реакционной идеологии классов-эксплуататоров. В целом, ни позитивисты, ни материалисты не оставили работ, вошедших в общепризнанную классику метафизики. Так случилось потому, что они полагали, будто в их ориентации на факты, науку, покорение «природы» и «социальных сил» метафизика отсутствует.
Во второй половине XIX века Фридрих Ницше посвятил всю свою жизнь и философскую работу борьбе с метафизикой (Философия жизни). Вся «старая» метафизика укрывает от мысли фундаментальное потрясение, исчезновение начал, ликвидацию основ, господство чистого становления, торжество Ничто («Бог умер»).
Драматический и знаменательный смысл борьбы Ницше можно обозначить как творческое, трагическое придание ценности миру на фоне признания всепроникающего и неустранимого нигилизма. Нигилизм невозможно «критиковать», поскольку не наблюдается ни одной позиции, которая была бы внеположна самому нигилизму. Само историческое возникновение критической философской позиции в античности (Сократ) расценивалось Фридрихом Ницше как метафизическое падение [3].
Первые десятилетия XIX века в России характеризуются широким и глубоким интересом к европейской философии. В центре внимания крупнейшие представители немецкой классической философии Кант, Гегель и Шеллинг. В это время в Москве возникает философский кружок «Общество любомудров», созданный очень молодыми людьми. Кружок просуществовал немногим более двух лет. Тем не менее событие это знаменательное: среди участников «Общества любомудров» оказались те, кто впоследствии играл очень существенную роль в общественной и культурной жизни России.
Один из «любомудров», А.И. Кошелев, позднее так описывал духовную атмосферу в кружке: «Тут господствовала немецкая философия, то есть Кант, Фихте, Шеллинг, Окен, Геррес и др.… Начала, на которых должны быть основаны всякие человеческие знания, составляли преимущественный предмет наших бесед. Христианское учение казалось нам пригодным только для народных масс, а не для нас, философов. Мы особенно высоко ценили Спинозу и считали его творения много выше Евангелия и других священных писаний. Председательствовал кн. Одоевский, а говорил всего более Д. Веневитинов и своими речами часто приводил нас в восторг». В такой атмосфере восторженности, экзальтированности, но и, несомненно, сильного духовного подъема происходило рождение русского романтизма.
Философия играла весьма существенную роль в этом процессе. «Философия есть истинная поэзия, а истинные поэты были всегда глубокими мыслителями, были философами», — провозглашал гениальный юноша Д. Веневитинов, выражая символ веры не только участников «Общества любомудров». В.Ф. Одоевский писал в «Русских ночах»: «Моя юность протекала в ту эпоху, когда метафизика была такой же общей атмосферой, как ныне политические науки» [4].
4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение данной темы помогло осознать, что это наука, которое изучает все то, что лежит за пределами физических научных явлений, с целью найти смысл, причины и сущности. Изучение данной темы помогло мне при подходе к изучению той или иной сферы подходить более разностороннее.
В истории изучения природы человеком сложились два прямо противоположных, несовместимых метода этого исследования, которые приобрели статус общефилософских, т. е. Универсальных. Это диалектический и метафизический методы.
При метафизическом подходе объекты и явления окружающего мира рассматриваются изолированно друг от друга, без учета их взаимных связей и как бы в застывшем, фиксированном, неизменном состоянии. Диалектический подход, напротив, предполагает изучение предметов, явлений со всем богатством их взаимосвязей, с учетом реальных процессов их изменения, развития.
Из всего вышеизложенного следует, что основные принципы диалектики - принцип развития и принцип всеобщей взаимосвязи - получили во второй половине 18-го и особенно в 19-м веках. мощное естественнонаучное обоснование. Это означало крах прежних метафизических представлений о мире и возвращение к его диалектическому пониманию, основы которого были заложены еще в античной натурфилософии.