Файл: Определение социальной защиты и социального обеспечения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Тарифы страховых взносов устанавливаются ежегодно федеральными законами. Федеральный закон от 20.11. 99 Нет. 197-ФЗ утвердили следующие ставки страховых взносов в ПФР: — для организаций работодателей, индивидуальных предпринимателей, частных детективов, осуществляющих частную нотариальную деятельность, и граждан (физических лиц), работающих по трудовому договору или выплачивающих вознаграждение по гражданско-правовым договорам за выполнение работ и оказание услуг и по авторским договорам, в размере 28% от суммы причитающихся по всем основаниям выплат в денежной и/или натуральной форме, независимо от источников финансирования; — для организаций работодателей, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции, в размере 20,6% от суммы начисленных платежей в денежной и (или) натуральной форме по всем основаниям, независимо от источников финансирования; — для индивидуальных предпринимателей, частных детективов, частных нотариусов — 20,6% от суммы доходов от их деятельности за вычетом расходов, понесенных при ее получении; — для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, — 20,6% доходов, определяемых исходя из стоимости патента; — для родовых общин коренных малочисленных народов Севера, работающих в традиционных отраслях промышленности, и для крестьянских (фермерских) хозяйств — 20,6% начисленных денежных и (или) натуральных взносов по всем основаниям, независимо от источников финансирования; — для адвокатов — 20,6% от суммы начисленных выплат в пользу адвокатов; — для граждан (физических лиц), работающих по трудовым договорам или получающих вознаграждение на основании гражданско-правовых договоров на выполнение работ или оказание услуг и на основании авторских договоров — 1% от суммы начисленных выплат в пользу этих лиц по всем основаниям, независимо от источника финансирования.

В дополнение к базовому тарифу в 28% Федеральным законом от 20.11.99 № 201-ФЗ введен дополнительный тариф в размере 14% от суммы начисленных платежей в их пользу по всем причинам, независимо от источника финансирования. Страховые премии по дополнительному тарифу считаются оплаченными в ПФР только в том случае, если страховые премии по дополнительному тарифу оплачены полностью. Средства, полученные ПФР по дополнительному тарифу, используются для повышения максимальной пенсии по возрасту для членов летных экипажей в гражданской авиации.


Организации любой организационно-правовой формы освобождаются от уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды социального страхования в отношении выплат в пользу инвалидов I, II и III групп, общероссийских организаций инвалидов, индивидуальных предпринимателей, частных детективов, внештатных нотариусов и других инвалидов.

Перечень платежей, не подлежащих обязательному страхованию, утверждается для каждого фонда постановлением Правительства РФ.

Помимо самих фондов, налоговые органы также контролируют правильность перечисления взносов на социальное страхование.

Для реализации государственной политики обязательного медицинского страхования были созданы Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ФФОМС).

Принцип солидарности поколений, субъектов Российской Федерации и отраслей экономики применяется при финансировании пособий государственного социального страхования. Солидарность между поколениями основана на том, что все выплаты производятся за счет текущих денежных поступлений от взносов работающего населения.

Солидарность субъектов Российской Федерации проявляется в перераспределении средств на федеральном уровне и субсидировании территориальных и местных страховых фондов. Это связано с различиями в экономическом развитии и демографической ситуации в субъектах Российской Федерации. В настоящее время около 70 из 89 субъектов Российской Федерации получают субсидии.

Солидарность отраслей экономики выражается в межотраслевом перераспределении средств, которое необходимо с учетом условий и уровня оплаты труда.

Однако в последнее время высказывается критика в отношении желательности дальнейшего использования этого принципа в качестве основы для финансирования пенсий по старости. По просьбе Минэкономразвития группа экспертов разработала альтернативную концепцию пенсионной реформы, основанную на принципах кумулятивного финансирования. По мнению разработчиков этой концепции, основной причиной нынешнего кризиса в пенсионной системе является не падение производства, сокращение численности занятых, снижение доли заработной платы в структуре валового внутреннего продукта, а солидарный и распределительный механизм финансирования. Они утверждают, что покрыть дефицит ПФР невозможно по двум основным причинам. Первое связано с демографической ситуацией и соотношением между активным населением и пенсионерами. Сегодня в России на одного пенсионера приходится 1,7 работающих, в то время как для нормального функционирования системы требуется соотношение как минимум 1 к 3. Второе состоит в чрезмерном количестве льгот, которые позволяют получать пенсию при снижении обычного пенсионного возраста.


В целях повышения финансовой стабильности предлагается постепенно, начиная с 2000 г., вводить элементы сбережений в систему обязательного пенсионного обеспечения. Согласно презентации авторов альтернативной концепции, пенсия по старости в будущем будет формироваться примерно равными частями за счет распределительных и накопительных источников.

К 2009 году планируется постепенно увеличить страховой взнос работников, делающих взносы в накопительную часть пенсии, до 7-9%.

Более высокие ставки пенсионных взносов будут установлены для отраслей промышленности с вредными условиями труда и особых природно-климатических зон.

Однако прогнозируемые результаты перехода на накопительную часть пенсий по старости выглядят слишком оптимистично. Пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца не могут по своей природе финансироваться за счет накопления средств на индивидуальных пенсионных счетах.

Механизм отчислений не используется для финансирования государственных пенсий по старости ни в одной из социально ориентированных экономик мира (он используется только в нескольких азиатских и африканских странах, а также в Чили, Аргентине, Колумбии и Перу). При схожих демографических процессах (увеличение доли пенсионеров в общей численности населения) пенсионные системы экономически развитых стран продолжают функционировать достаточно успешно.

Серьезность проблемы финансирования свидетельствует о необходимости теоретической разработки модели пенсионного страхования, учитывающей уникальные социально-экономические и политические условия России. Адаптация внутренней пенсионной системы к рыночным условиям не должна ограничиваться переходом к принципу накопительного финансирования как единственно возможному варианту. Радикальные изменения в период общей экономической нестабильности в России вряд ли дадут желаемые результаты. Более того, с научной точки зрения, оба метода накопления и распределения средств эквивалентны.

Более перспективными являются предложения тех экономистов, которые считают необходимым изменить только метод перераспределения в рамках системы солидарности, в частности, более точно определить долю материальной ответственности работников, работодателей и государства за потерю заработка или дохода в связи с достижением пенсионного возраста.

Как упоминалось выше, внебюджетные фонды социального обеспечения не являются единственным источником финансирования социального обеспечения. В частности, расходы на реализацию прав и льгот, предусмотренных Федеральным законом «О ветеранах» от 12.01.95 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», покрываются за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.


Порядок возмещения этих расходов утверждается Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ.

В случае принятия органами местного самоуправления дополнительных мер социальной защиты источником финансирования является местный бюджет.

Вывод

Таким образом, когда мы говорим о социальной политике государства, то имеем в виду, прежде всего, действия правительства, направленные на распределение и перераспределение доходов различных членов и групп общества. Именно так можно определить социальную политику в узком смысле. В самом широком смысле социальная политика является одним из направлений макроэкономического регулирования, направленного на обеспечение социальной стабильности общества и создание максимально равных «игровых площадок» для граждан страны.

2 Общие положения о социальном обеспечении и социальной защите



2.1 Концепция и направления социальной защиты
В последнее время термин «социальная защита» становится все более популярным как на международном, так и на национальном уровне.

«Социальная защита — это комплекс дополнительных мер, направленных на оказание материальной поддержки наименее защищенным слоям населения (престарелым, инвалидам, малообеспеченным семьям с детьми, учащейся молодежи, лицам, не имеющим средств к существованию), недопущение разрушения системы социальной защиты и поддержание уровня социальных услуг. Этот пакет мер реализуется как за счет средств государственного и местных бюджетов, так и за счет специально созданных фондов социальной поддержки. Эта «ведомственная концепция» социальной защиты не содержит существенных признаков, которые позволили бы проводить сравнение или дифференциацию социальной защиты и социального обеспечения.

Социальная защита населения понимается как более универсальная система поддержки населения, чем социальное обеспечение, которая фокусируется не только на классических социальных рисках (старость, инвалидность, потеря кормильца, временная нетрудоспособность и т.д.), но и на рисках, привносимых в жизнь общества спецификой переходного периода, связанной с формированием в стране иной экономической системы. Вместе с узкой концепцией социальная защита рассматривается в теории права социального обеспечения в более широкой перспективе. В.Ш. Шайхатдинов, например, считает, что это включает в себя деятельность государственных и местных органов власти, общественных организаций, предприятий по созданию гуманной среды, защите материнства и детства, помощи семье, охране здоровья граждан, профессиональному обучению граждан, занятости, охране труда, регулированию заработной платы и доходов, обеспечению жильем, регулированию имущественных прав граждан, предоставлению материальных услуг и защите инвалидов и др.


Социальная защита — это практическая деятельность по реализации основных направлений социальной политики.

Под социальной защитой некоторые авторы понимают всю деятельность государства, направленную на обеспечение процесса становления и развития полноценной личности, выявление и нейтрализацию негативных факторов, влияющих на личность, создание условий для самоопределения и самоутверждения в жизни либо как совокупность экономических и правовых гарантий, установленных законом, обеспечивающих соблюдение основных социальных прав граждан и достижение социально приемлемого уровня жизни.

Специальные работы документируют социальную защиту как одну из важнейших функций государства. Социальная защита делится на общую и специальную защиту. Общее — деятельность, направленная на обеспечение основных социальных и иных прав граждан, а конкретное — специальная система регулирования, направленная на стабилизацию отдельных лиц и социальных групп, которые в силу определенных особенностей нуждаются в особой социальной защите. К таким нуждающимся относятся, например, военнослужащие. Их социальная защита состоит из комплекса социальных механизмов, направленных на устранение или минимизацию дискомфорта, связанного с их положением в обществе, социальной организации, обеспечивающей полное вовлечение личностей солдат, социальной группы солдат и их семей в общественную деятельность и поддержание их высокого социального статуса.

Поэтому концепция социальной защиты на данном этапе является скорее коллективной концепцией, используемой практиками, учеными и политиками. В то же время его содержание отражает различные аспекты государственной социальной политики. Введение понятия социальной защиты населения в оборот научных понятий правомерно и необходимо, поскольку позволяет методом научной абстракции отличить от огромного комплекса общественных отношений, регулируемых нормами различных отраслей права, именно те, которые возникают исключительно в связи с социальной защитой населения или содержание которых включает в себя, помимо прочих прав, и право человека на социальную защиту. Первое из них, безусловно, должно включать в себя социальные отношения в отношении социального обеспечения населения. Поэтому социальное обеспечение в самом широком смысле является одной из важнейших форм социальной защиты при возникновении социальных рисков.