Файл: Анализ направлений деятельности педагогапсихолога образовательной организации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 104

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Оглавление


Практическое задание 1 4

Практическое задание 2 5

Практическое задание 3 10

Практическое задание 4. 12

15

15

Таблица 1;2;3 20

21

Практическое задание 6. 24

Практическое задание 7: 27

Практическое задание 8. 33








Практическое задание 1


Тема: «Анализ направлений деятельности педагога-психолога образовательной организации».

Направления деятельности педагога-психолога




Направление

деятельности

Содержание

Специалист/ы,

реализующий/ие

данное направление

1.

Диагностическая деятельность

«Диагностика на эмоциональную и познавательную сферу для выявления нарушений. Диагностика детей в кризисные периоды развития» [2].

Педагог-психолог, учитель.

2.

Образовательная

деятельность

«Включает в себя следующие компоненты: Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие»[3].

Методист, воспитатель, педагог-психолог.

3.

Коррекционно-развивающая

деятельность

«Обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в условиях ДОУ. Индивидуальная и групповая работа с детьми»[10].

Социальный педагог, логопед, психолог.

4.

Лечебно-восстановительная работа

«Работа направлена на сохранение и укрепление здоровья, зрительных функций, стимуляцию остаточного зрения у слепых и улучшения зрения у слабовидящих детей»[5]

Медсестра, педагог психолог, логопед.

5.

Консультативная

деятельность

«Консультация для родителей, консультация воспитателей по проблемам оказания помощи детям с ОВЗ в условиях урока»[6].

Логопед, психолог, социальный педагог

6.

Культурно-просветительная

деятельность

«Отвечает за творческую активность, толерантность, высокую нравственность, информационной и экологической культуре»[6].

Воспитатель, педагог-психолог.

7.

Социально-педагогическая

деятельность

«Адаптация ребенка к дошкольному учреждению, развитие индивидуальных особенностей ребенка, работа с различными группами дошкольников, в том числе имеющих отклонения в развитии»[6].

Психолог, социальный педагог, воспитатель.

8.

Научно-методическая

работа

«Научно-методическое обеспечение пространства, повышение квалификации специалиста»[3].

Методист.


Краткое заключение по результатам наблюдения о целенаправленности, согласованности и взаимодействии специалистов образовательной организации:

«В процессе наблюдения в мой практической работе наблюдалось очень тесное сотрудничество, взаимопомощь, специалистов ДОУ .Достижение эффективности в коррекционное - развивающей работе возможно, если все участники педагогического процесса будут участвовать вместе».

«Специалисты ДОУ индивидуально обследуют детей, наблюдают за ними в процессе занятий. Результаты обсуждаются и анализируются всем педагогическим коллективом, во главе с методистом дошкольного учреждения».

Практическое задание 2


Тема:« Аннотированный список документации педагога-психолога».
Аннотированный список документации педагога-психолога; Конвенция ООН о правах ребенка; Конституция РФ; Закон РФ «Об образовании»; Письмо МО РФ от 22.01.98  № 20-58-07 ин/20-4 «Об учителях логопедах и педагогах-психологах образовательных учреждений»; Приказ № 636 от 22.10.99.г. «Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации» с приложением; Письмо МО РФ № 70/23-16 от 07.04.1999 г. «О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования»; Этический кодекс педагога-психолога службы практической психологии образования России (принят на Всероссийском съезде практических психологов образования, май 2003г.,      г. Москва); Распорядительно-нормативные документы (административные распоряжения, инструкции, приказы, законодательные акты и распоряжения субъектов РФ, и пр.); Требования к оформлению кабинета педагога-психолога;

Рекомендуемые формы ведения документации педагогом-психологом в образовательном учреждении; Хронометраж рабочего времени практического психолога; график работы. годовой план работы; журналы учета видов работы; журнал регистрации детей, нуждающихся в коррекционных занятиях; журнал учёта коррекционно-развивающих занятий; индивидуальные карты развития детей; результаты мониторинга; программы и методы коррекционно-развивающей работы, в том числе диагностической, просветительской, консультационной и других видов деятельности; аналитический отчет о проведенной работе за год, утвержденный руководителем образовательной организации.


Диагностические материалы и пособия; Экспресс-диагностика В.Воскобовича уровня овладения способами познания; М.В. Ермолаева, И.Г. Ерофеева «Психологическая карта дошкольника» (готовность к школе) графический материал; Д. Векслер «Руководство к методике исследования интеллекта у детей; .И. Гуткина «Определение психологической готовности детей 6 – 7 лет к школьному обучению»[25]

Младший возраст; Диагностика адаптации детей к условиям ДОУ; Методика Стреблевой «Ранняя диагностика умственной отсталости»; Шкала Бине-Симона; Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко «Экспресс диагностика в детском саду»[25].

Подготовительный возраст; Л.А.Ясюкова «Методика определения готовности к школе» Г. Вислак «Психодиагностика готовности к школе» Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко «Экспресс диагностика в детском саду» М. Безруких, Л. Морозова «Методика оценки уровня равзития зрительно-моторного восприятия

Д. Векслер «Методика исследования интеллекта» Методика П. Торренса

М.М. Семаго, И.Я. Семаго «Групповая диагностика готовности к школе»

Типология методик психологического обследования детско-родительских

отношений в семье

Предлагаемые ребенку:

Методика рисунка семьи и ее модификации (кинетический рисунок семьи, семья животных) (Хоментаускас, 1990; Венгер, 2003; Лосева, 1986); Адаптированный вариант методики Рене Жиля (Гильяшева И.Н. и др., 1994; Осницкий, 1997); Различные варианты методики «Незавершенные предложения» (Либере А.Г., 1991); Модификация оценочно-самооценочной методики (РЕП) (Лидере А.Г., 1991); Детский ТАТ (Бурлакова, Олешкевич, 2001); Детский тест «Эмоциональные отношения в семье» Бене-Антони и его модификации (Лидерс А.Г., 1993); Диагностическая беседа «Мой круг общения» Т.Ю. Андрущенко (Андрущенко Т.Ю., 1999).

Пособия и материалы для родителей: Родительское сочинение «История жизни моего ребенка» (Карабанова О.А., Захарова Е.И., 2002); Опросник родительских отношений Варги-Столина – ОРО (Варга А.Я., Столин В.В., 1986); Опросник стиля родительского воспитывающего поведения Э.Г. Эйдемиллера – АСВ (Эйдемиллер, 1976, 1996); Опросник эмоциональных отношений в семье Е.И. Захаровой ОДРЭВ (Захарова Е.И., 1996);

Опросник «Измерение родительских установок и реакций» - РАRI (Нещерет, 1980; Архиреева Т.В., 2002);

Материалы и пособия детям и родителям: Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми И.М. Марковской – ВРР (Марковская И.М., 1999); Самооценочная методика в варианте, когда, например, родители оценивают ребенка и дают оценки за ребенка, а затем обсуждают отличия в оценках родитлей от самооценки, полученной от ребенка, и наоборот (Лидерс А.Г., 1991; Бурменская и др., 2002); Методика «Диагностика содержания общения детей с близкими взрослыми» (Т.Ю. Андрущенко и Г.М. Шашловой);


Предлагаемые диаде «ребенок-родитель»: Цветовой тест отношений А.М. Эткинда (Эткинд А.М., 1980); Методика «Модель личностной сферы» (Шмидек) (А.Г. Лидере, 1991);

Работа с детьми:

1) Используемые технологии: Л.А Венгер «Психолог в детском саду. Руководство для работы практического психолога»; О.Л.Князева, Р.Б. Стеркина «Я, ты, мы» (социально-личностное развитие); И.Л. Арцишевская «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду»; И.А. Пазухина «Тренинговые занятия по развитию эмоционального мира дошкольников» и другие; В.Воскобович «Сказочные лабиринты» (для развития интеллектуально-творческих способностей у дошкольников); Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина «Практикум по детской психологии»; М.Н. Ильина «Подготовка к школе» и другие.

2) Используемые дидактические пособия: «Геоконт», «Змейка», «Квадратные забавы» для развития логико-математических представлений у детей дошкольного возраста. Автор В.Воскобович; «Соты Кайе» (для формирования творческого, объемно-пространственного и ассоциативного мышления); «Логические блоки Дьенеша» (для овладения мыслительными операциями и общего интеллектуального развития); Серия «Развивающие игры. Логико-малыш» (психология – 6 альбомов); Интеллектуальные игры Б.П. Никитина («Уникуб», «Сложи узор», «Кубики для всех»;

Цикл игр-занятий «Найди друзей» для эффективной работы с детьми, имеющих нарушение эмоциональной сферы и другие.

Работа с родителями: Картотека анкет для родителей; Папки-передвижки «Советы психолога»; Подборка рекомендаций по воспитанию и обучению детей;

Библиотека для родителей: О.Л. Зверева, Т.В. Кротова «Родительские собрания в ДОУ»; Наталья Барложецкая «Советы опытной няни»; Б. Адлер «Перехитрим малыша»; Л. Образцова «Когда сдают нервы»; Е. Виноградова «Вредные привычки» и другие.

«В своей деятельности педагог-психолог использует следующие виды документации: отчетную, позволяющую осуществить качественно-количественный анализ его деятельности, и дополнительную, позволяющую сохранять и структурировать получаемую психологическую информацию».

Практическое задание 3


Тема. «Анализ предметно-пространственной среды кабинета педагога-психолога».

Материально – техническое оснащение кабинета педагога-психолога.


Цвет стен , пола, мебели подобран с использованием спокойных и нейтральных тонов, которые не вызывают возбуждения и раздражения. Мебель в кабинете имеет округлые формы и установлена в контексте общей композиции. Кабинет оснащен всем необходимым для проведения коррекционных занятий [12].

Методическая литература представлена в виде детской литературы, наглядных пособий, дидактических и развивающих игр. Имеется раздаточный и демонстрационный материал, материалы для диагностирования, обследования[12].

Перечень оборудования .

Диван, 2 кресла, детские столы -1, письменный стол – 4, ковер, стулья- 4, детские – 3, методики для обследования, игрушки, папки, зеркало, развивающие игры, ноутбук, кукольный театр 3 шт., домик для детей, Пуфик кресло с гранулами, телевизор, музыкальный центр[11].



Кабинет психолога создан на базе обычного класса, находится на втором этаже. Зоны кабинета разделены по всем правилам. Создана комфортная атмосфера. Очень хорошее освещение кабинета, цветовая гамма кабинета выдержана в успокаивающих глаз тонах. Атмосфера в кабинете уютная и благоприятная.

Рекомендации для кабинета- психолога.

  • Кабинет территориально должен включать несколько зон, каждая из которых имеет свое назначение и соответствующее оснащение.

  • Зона ожидания приема и беседы «рабочий стол», картотека с данными «дети, педагоги, родители»; закрытая картотека содержащая данные и результаты обследований, которые не должны быть доступны посторонним.; шкафЮ, для размещения психологических таблиц, плакатов, методической литературы и другого инструментария для обследования.

  • Зона игровой терапии «мягкое покрытие пола, передвижная мебель, игрушки, карандаши, альбомы».

  • Зона релаксации и снятия психоэмоционального напряжения «свободное размещение удобных мягких кресел для отдыха, возможность перемонтировки подвижного и легко комбинируемого оборудования, трансформация пространства с помощью временных перегородок».

Практическое задание 4.


Тема. « Изучение уровня готовности дошкольника к школе».

В исследовании готовности дошкольника к школе принимали участие дети в возрасте 6 лет. Выборка составила 2 человека.
Учащиеся участвовали в исследовании добровольно, с разрешения администрации учреждений и согласия родителей. Таким образом, в процессе данного исследования были соблюдены этические нормы исследовательской деятельности в психологии. В ДОУ процедура диагностики проходила в специально выделенном помещении.

Обстановка была благоприятной: комнатная температура была в норме, достаточный уровень освещения, удобная мебель, посторонних отвлекающих звуков не было, также участники исследования были снабжены всем необходимым инвентарем для выполнения методик (бумага, ручка, бланки и пр.).

В исследовании готовности дошкольника к школе принимали участие дети в возрасте 6 лет. Выборка составила 2 человека.
Учащиеся участвовали в исследовании добровольно, с разрешения администрации учреждений и согласия родителей. Таким образом, в процессе данного исследования были соблюдены этические нормы исследовательской деятельности в психологии. В ДОУ процедура диагностики проходила в специально выделенном помещении.

Обстановка была благоприятной: комнатная температура была в норме, достаточный уровень освещения, удобная мебель, посторонних отвлекающих звуков не было, также участники исследования были снабжены всем необходимым инвентарем для выполнения методик (бумага, ручка, бланки и пр.).