Файл: 2. Основы теории культуры речи 6.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 63

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Оглавление

Язык – это главное средство общения, получения знаний в разных структурах человеческой деятельности и часть культуры народа. Язык СМИ играет глобальную роль как в распространении русского языка, так и в повышении функциональной грамотности населения. Речевая деятельность и культура речи будет всегда самой важной составляющей общении и ведении разговора в любой сфере. 2

2.Основы теории культуры речи 6

3. Как влияют на речевую культуру средства массовой информации? Почему речь представителей СМИ в наше время не может служить образцом литературного языка? 9

4. Средства массовой информации и культура речи. 11

5.Виды речевых ошибок в СМИ и их влияние на речь подростков 13

5.1. Примеры речевых ошибок 15

6.Практическая значимость проекта 22

6.1.Речевые ошибки телеведущих ток-шоу. Анализ их речи с точки зрения их соответствия нормам литературного языка 22

6.2.Анализ речевых ошибок политиков и ошибки в современной рекламе 23

Используемая литература 25


Введение
Язык – это главное средство общения, получения знаний в разных структурах человеческой деятельности и часть культуры народа. Язык СМИ играет глобальную роль как в распространении русского языка, так и в повышении функциональной грамотности населения. Речевая деятельность и культура речи будет всегда самой важной составляющей общении и ведении разговора в любой сфере.
Постоянно огромное внимание обращалось на речь окружающих людей, выступающих. Не зря существует заявление: «Речь говорящего – зеркало его души». И сегодняшние поговорки гласят: «От вежливых слов язык не отсохнет». Известному академику, писателю и переводчику, Дмитрию Сергеевичу Лихачёву принадлежат слова: «Наш язык – это значимая часть нашего универсального поведения в жизни. И потому, как человек говорит, мы сразу и легко можем говорить о том, с кем имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности. Наша речь – значимая часть не только нашего поведения, но и нашей жизни, нашей души, ума». В наш век современной техники, без ИКТ сложно представить себе жизнь. Поэтому огромное влияние на массовое созн
ание, речевую культуру оказывают средства массовой информации. Но сумели ли сберечь они национальное достояние, доставшееся нам от предков -наш русский язык ? Опыт работы в данном проекте способствует воспитанию чувства гражданственности и патриотизма, интереса и любви к русскому языку. Благодаря проекту мы получим возможность опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения. В этом заключается актуальность моей работы. Прежде чем перейти к рассмотрению проблемы моего проекта, следует сформулировать ряд проблемных вопросов, на которые нам предстоит ответить в ходе работы:

- Является ли реклама «двигателем прогресса» в стадии речевой культуры?

- Как современная поп-культура влияет на речь подростков?

- Какие ошибки допускают политики в своих выступлениях?

- Каксохранить русский язык – как национальное наследие , доставшееся нам от наших великих предков?

- Каковы причины возникновения речевых ошибок различного типа в СМИ? Какие теле- и радиопередачи чаще всего смотрят и слушают подростки?

- Какие типы речевых ошибок встречаются в речи радио- и телеведущих?

- Как снизить отрицательное воздействие СМИ на речевую культуру людей?

Проблема

Как воздействует на речевую культуру средства массовой информации? Почему речь представителей СМИ в наше время не является образцом литературного языка?

Цель исследования

Поскольку данная тема очень актуальна и востребована в современном обществе, то цель данной работы состоит в том, чтобы на основании изучения специальной литературы и собственных исследований в данной области выяснить, каким образом влияют на речевую культуру средства массовой информации?

Объект исследования

Исследование речевых ошибок телеведущих и ток-шоу, ошибок в эфире и политиков.

Предмет исследования

Исследование речевой культуры в средствах массовой информации.

Гипотеза

Если :

- изучить виды речевых ошибок на телевидении, проанализировать речь телеведущих и ток-шоу;

- проанализировать случайные и неслучайные рекламные ошибки, намеренно внедренные с целью привлечения внимания покупателя;

- проанализировать речь политиков на телевидении,

То:

- Вероятно, смогу ответить на главный вопрос нашего исследования: как влияют на речевую культуру средства массовой информации?



Задачи моего исследования сформулированы, согласно гипотезе.

Методы исследования:

-теоретические: анализ, синтез, сравнение, обобщение; методы формулировки гипотезы (индуктивные, дедуктивные).

Этапы исследования

- теоретический

- экспериментально – практический

- аналитический

Теоретическая значимость

Заключается в анализе теоретической литературы по теме, изучении опыта специалистов-филологов, что поможет в решении проблемы нашего исследования.

Практическая значимость

Заключается в опытно – экспериментальной части: проведение наблюдений, собственных умозаключений по теме нашего исследования.

База исследования

1.Что такое СМИ?

Один из элементов общественной жизни, который активно реагирует на общественные процессы и отражает их - это средства массовой информации Современный человек живет в век высоких информационных технологий, благодаря чему функциональная грамотность и осведомленность общества становится повседневной, и почти обыденной.

Человек каждый день получает массу новой информации, порой даже не задумываясь о ее источнике - телевидение, радио, печатная продукция, реклама, интернет - все это источник той или иной информации, которая ежедневно оказывает влияние на выбор человека - начиная от того, какой йогурт он съест на завтрак, заканчивая выбором главы государства.

Термин «СМИ» - это однонаправленность воздействия прессы, радио и телевидения («сверху вниз»), то есть он практически санкционирует авторитарность их воздействия как вещь само собой разумеющуюся (выявление чего и привело к его фактическому удалению из французского языка [1]), и не соответствует развитию электронных средств коммуникации, основным вектором которого является мгновенная обратная связь всех со всеми.

Объективным будет произвести понятие терминов «средства массовой информации», «средства массовой пропаганды» и «средства массовой коммуникации» и дать им право на существование как раздельных понятий.

В 70-х годах прошлого века в нашей стране распространилось выражение «средства массовой информации» – как перевод французского «moyens d'information de masse». Для удобства его сократили по первым буквам всех слов. Так родилась знаменитая аббревиатура СМИ
.

На данный момент времени, как упоминалось несколько видов СМИ: печатная продукция, электронная, теле - и радио - продукция. Можно условно разделить их на несколько видов:

-рекламные издания (печатная продукция сборника объявлений); электронные СМИ (как правило, это электронная версия существующего печатного или телевизионного источника массовой информации - газеты, журнала или программы, это также может быть новостной блок, законодательный и т.п.);

газеты;

-журналы (современные журналы носят очень разнообразный характер - от научно-познавательных до информационно-развлекательных, спектр очень большой, есть также специализированные журналы, которые освещают информацию по какой-нибудь узкой области, интересную для определенной категории читателей :

- компьютерный журнал, журнал о растениях, животных и прочее);

-справочники (справочники как правило содержат в себе информацию справочного характера, являются своего рода каталогом, устроенным тем или иным образом);

-радио (в радиоэфире можно сегодня услышать в основном музыкальные произведения, новости, дискуссии .

-телевидение.

Последний пункт заслуживают отдельного рассмотрения, ввиду того, что больший процент аудитории предпочитает телевидение. На то есть различные причины - несомненное удобство, возможность воспринимать информацию сразу несколькими органами чувств, отсутствие платы (по крайней мере за основные каналы) и многое другое. Телевидение является источником информации различного рода - коммерческой, политической, культурной, образовательной, развлекательной. Все это вперемешку с рекламой создает мощную основу для манипуляции массовым сознанием.

2.Основы теории культуры речи


Культура речи – распространённое в российской  лингвистике понятие, объединяющее владение языковой нормы устного и письменного языка , а также «умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения»[1]. Культура речи заключается не только в знании избегать ошибок в речи, но и в стремлении постоянно увеличивать свой словарный запас, в умении слушать и понимать собеседника , и его точку зрения, в способности подбирать нужные слова в каждой необходимой ситуации общения.

Под культурой речи понимается совокупность таких качеств, которые оказывают наилучшее влияние на адресата с учетом необходимой обстановки и в соответствии с поставленной задачей. К ним относятся:


  • содержательность,

  • логичность,

  • доказательность,

  • ясность и понятность,

  • убедительность,

  • чистота речи.

Одна из основных задач культуры речи — это охрана литературного языка, его норм. Следует подчеркнуть, что такая охрана является делом национальной важности, поскольку литературный язык — это именно то, что в языковом плане объединяет нацию. Создание литературного языка — дело не простое. Он не может появиться сам по себе. Язык русской национальности к моменту появления литературного языка был весьма неоднороден. Он состоял из диалектов, просторечия и некоторых других обособленных образований. Просторечие более едино, но все же недостаточно упорядочено по своим нормам. Пушкин сумел на основе разных проявлений народного языка создать в своих произведениях такой язык, который был принят обществом в качестве литературного.

Одна из важнейших функций литературного языка — быть языком всей нации, встать над отдельными локальными или социальными ограниченными языковыми образованиями. 

Язык располагает большим арсеналом средств. Главнейшее требование к хорошему тексту таково: из всех языковых средств для создания определенного текста должны быть выбраны такие, которые с максимальной полнотой и эффективностью выполняют поставленные задачи общения, или коммуникативные задачи. Изучение текста с точки зрения соответствия его языковой структуры задачам общения в теории культуры речи получило название коммуникативного аспекта культуры владения языком.

Еще один аспект культуры речи — этический. В каждом обществе существуют свои этические нормы поведения. Они касаются и многих моментов общения.

Этические нормы, или иначе — речевой этикет, касаются в первую очередь обращения на "ты" и "вы", выбора полного или сокращенного имени (Ваня или Иван Петрович), выбора обращений типа гражданин, господин и др., выбора способов того, как здороваются и прощаются (здравствуйте, привет, салют, до свидания, всего доброго, всего, до встречи, пока и т. п.). Этические нормы во многих случаях национальны: например, сфера общения на "вы" в английском и немецком языках уже, чем в русском; эти же языки в большем числе случаев, чем русский язык, допускают сокращенные имена. Иностранец, попадая в русскую среду, часто, не желая того, выглядит бестактным, привнося в эту среду свой языковой этикет. Поэтому обязательным условием хорошего владения русским языком является знание русского языкового этикета".