Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 36
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Из данных таблицы 1.2 можно увидеть, что в целом в ООО «Техноресурс» доходы от основной деятельности (выручка от продаж) составляли в 2009 г. 354 тыс. руб., а в 2011 г. – 15 158 тыс. руб., их прирост составил 14 804 тыс. руб.
Покупная стоимость товаров ООО «Техноресурс» также увеличились в 2009–2011 гг. с 199 до 12 790 тыс. руб. (увеличение 12 591 тыс. руб.).
Высокий прирост товарооборота обеспечил увеличение валового дохода предприятия до 2 368 тыс. руб. по итогам 2011 г. В тоже время опережающий рост себестоимости реализованных товаров привел к снижению доли валового дохода в товарообороте предприятия с 43,8 до 15,6%.
Издержки обращения в 2009 г. составили 143 тыс. руб., в 2011 г. 2 261 тыс. руб.
Издержки обращения торгового предприятия характеризуются уровнем издержкоемкости торговой деятельности. Он определяется как отношение суммы издержек обращения к сумме товарооборота, выраженное в процентах. Уровень издержкоемкости является важнейшим качественным показателем экономичности хозяйственной деятельности торгового предприятия, отражая долю его текущих затрат в цене реализуемых товаров.
По данным ООО «Техноресурс» уровень издержек обращения в выручке от продаж в 2009 г. составил 404%, а в 2011 г. 14,9%. Следовательно, доля издержек обращения в товарообороте предприятия снижается.
В состав издержек обращения ООО «Техноресурс» входят затраты на оплату труда и суммы начисленных налогов с заработной платы, транспортные расходы, амортизационные отчисления, расходы по обслуживанию.
Затраты связанные с процессом обращения товаров (издержки обращения) проанализированы в таблице 1.2.
Таблица 1.2. Динамика издержек обращения ООО «Техноресурс», в тыс. руб.
Показатель | 2009 г. | 2010 г. | 2011 г. | Изменение суммы | Темп прироста, % | |||
2010 г. к 2009 г. | 2011 г. к 2010 г. | 2010 г. к 2009 г. | 2011 г. к 2010 г. | |||||
1. Транспортные расходы | 15,2 | 34,6 | 112,3 | 19,4 | 77,7 | 127,6 | 224,6 | |
2. Расходы по оплате труда | 96,0 | 1 332,0 | 1 644,0 | 1236,0 | 312,0 | 1 287,5 | 23,4 | |
3. Амортизация | 0,0 | 14,0 | 19,0 | 14,0 | 5,0 | – | 35,7 | |
4. Расходы по хранению, подработке, сортировке и упаковке товаров | 17,2 | 132,1 | 187,7 | 114,9 | 55,6 | 669,5 | 42,1 | |
5. Расходы по таре | 2,0 | 5,0 | 5,0 | 3,0 | 0,0 | 150,0 | 0,0 | |
6. Потери товаров | 1,0 | 15,2 | 22,3 | 14,2 | 7,1 | 1 420,0 | 46,7 | |
7. Расходы на рекламу, маркетинг и продвижение товаров | 3,0 | 45,0 | 224,0 | 42,0 | 179,0 | 1 400,0 | 397,8 | |
8. Административно управленческие и прочие расходы | 8,6 | 13,1 | 46,7 | 4,5 | 33,6 | 52,2 | 255,5 | |
Итого | 143,0 | 1 591,0 | 2 261,0 | 1448,0 | 670,0 | 1 012,6 | 42,1 |
Рис. 1.2. Структура издержек обращения ООО «Техноресурс»
Из данных, приведенных в таблице 1.2 и на рисунке 1.2, можно сделать вывод, что наибольший удельный вес в общей объеме издержек приходится на затраты на оплату труда персонала. В 2009 г. по сравнению с 2011 г. их сумма увеличилась на 1 548 тыс. руб.
Значительную долю занимают расходы по хранению, подработке, сортировке и упаковке товаров а также расходы на рекламу, маркетинг и продвижение товаров.
Балансовая прибыль (прибыль до налогообложения), выявляемая на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций и оценки статей баланса, включает три укрупненных элемента: прибыль (убыток) от реализации продукции, прочих операционных и внереализационных доходов. По итогам 2011 г. балансовая прибыль ООО «Техноресурс» составила 83 тыс. руб., что в 16,6 раз больше уровня 2009 г., чистая прибыль по итогам 2011 г. составила 66 тыс. руб.
Главным источником формирования прибыли является основная деятельность торгового предприятия, с целью осуществления которой оно создано. Прибыль от реализации продукции, работ и услуг (прибыль от продаж) определяется как разница между выручкой от реализации товаров, работ и услуг (за вычетом налога на добавленную стоимость, акцизов и других аналогичных обязательных платежей), себестоимостью реализованных товаров, работ и услуг, коммерческих и управленческих расходов. Анализ прибыли начинается с расчета изменения суммы прибыли в абсолютном и относительном измерении.
Важнейшими факторами, влияющими на сумму прибыли от реализации, являются:
-
изменение товарооборота; -
изменение покупной стоимости реализованных товаров; -
изменение величины издержек обращения.
Исходные данные для факторного анализа прибыли от продаж представлены в таблице 1.2. Влияние изменения товарооборота ООО «Техноресурс» на прибыль от продаж составило:
тыс. руб.
тыс. руб.
Влияние изменения покупной стоимости реализованных товаров ООО «Техноресурс» на изменение прибыли от продаж определяется следующим образом:
тыс. руб.
тыс. руб.
Влияние изменения издержек обращения ООО «Техноресурс» на изменение прибыли от продаж определяется следующим образом:
тыс. руб.
тыс. руб.
Совокупное влияние факторов должно соответствовать абсолютному изменению прибыли:
тыс. руб.
тыс. руб.
Как видно из рассчитанных показателей, отрицательное влияние на прибыль от продаж ООО «Техноресурс» в 2009–2011 гг. оказало изменение закупочной стоимости реализованных товаров. Изменение величины издержек обращение привело к увеличению прибыли от реализации в 2010 г. 1 255,67 тыс. руб., в 2011 г. – на 1 161,22 тыс. руб.
Рентабельность – один из основных качественных показателей эффективности деятельности предприятии, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования средств в процессе производства и реализации продукции (работ, услуг). Рентабельность показывает степень прибыльности деятельности предприятия (табл. 1.2, рис. 1.2).
Таблица 1.3. Показатели рентабельности ООО «Техноресурс» в 2009–2011 гг., в процентах
Показатель | 2009 г. | 2010 г. | 2011 г. | Изменение | |
2010 г. к 2009 г | 2011 г. к 2010 г. | ||||
Рентабельность активов организации | 3,67 | 7,07 | 1,91 | 3,40 | -5,16 |
Рентабельность внеоборотного капитала | – | 16,12 | 20,75 | – | 4,63 |
Рентабельность оборотного капитала | 1,22 | 0,89 | 1,27 | -0,33 | 0,38 |
Рентабельность продаж | 3,39 | 3,51 | 0,71 | 0,12 | -2,80 |
Коэффициент рентабельности основной деятельности | 2,41 | 2,86 | 0,61 | 0,45 | -2,25 |
Эффективность деятельности организации в значительной мере может быть охарактеризована показателями эффективности использования активов, рассчитываемыми как отношение полученной прибыли к величине используемых ресурсов. С помощью показателя рентабельности активов можно сделать оценку общеэкономической эффективности использования активов организации. Экономический смысл данного показателя состоит в том, что он характеризует величину прибыли, которую получает организация на рубль совокупного капитала, вложенного в активы, для всех заинтересованных сторон. По итогам 2009–2011 гг. рентабельность активов снизилась на 1,76 п. п., что указывает на снижение эффективности использования активов организации.
Рис. 1.3. Показатели рентабельности ООО «Техноресурс» в 2009–2011 гг., %
Рентабельность продаж определяет, сколько прибыли получено организацией в результате реализации продукции на один рубль выручки. Как видно из таблицы 1.3 значение данного показателя в 2009–2011 гг. снизилось с 3,39% до 0,7%.
Следует отметить положительную динамику рентабельность внеоборотного капитала ООО «Техноресурс». Остальные показатели рентабельности ООО «Техноресурс» в 2009–2011 гг. имели тенденцию к снижению.
- 1 2 3 4
2. Резервы увеличения прибыли и рентабельности предприятия
Торговля автозапчастями не может эффективно осуществляться без рекламных услуг. Анализ современной практики показывает, что рекламные услуги в сфере торговли автозапчастями включают: рекламу через печатные издания и средства вещания; наружную рекламу; рекламу на транспорте, в местах продажи; спонсорство при проведении культурно-зрелищных и спортивных мероприятий.
Особенно широко развита Интернет-реклама – реклама в сети Internet, обычно имеющая двухуровневый характер: рекламный носитель: внешняя реклама, размещаемая рекламодателем у издателя; непосредственно сайты рекламодателя. Причины: возросшая эффективность сетевых площадок, а также впечатляющие темпы роста рынка интернет-маркетинга все последние годы до кризиса – 2007 г.: +71%, 2009 г.: +67%, 2010 г.: +92%, 2011 г.: +39%. Многие рекламодатели всерьез рассматривают интернет-маркетинг как альтернативу таким широкоохватным, крупным медиаформатам, как телевидение.
На рисунке 1.2 представлена структура медиарекламного рынка России в 2011 г.
Рис. 1.2. Структура медиарекламного рынка в 2011 г., %
Используются также медиа-средства, как совокупность средств аудио-, теле- и визуальной коммуникации. Достаточно развита наружная реклама – рекламные средства в виде вывесок, наружных плакатов, щитов, перетяжек, витрин, козырьков, световых установок на зданиях, улицах и обочинах дороги. Наружная реклама содержит и использует лаконичный запоминающийся текст, рисунок. Имеет место звуковая реклама – распространяемая по радио или посредством громкоговорящих каналов связи в крупных торговых центрах, кинотеатрах и на транспорте. При звуковой рекламе наглядный образ автозапчастей заменяется их развернутой характеристикой. Сейчас практикуется так называемая фантастическая реклама – стиль коммерческой телевизионной рекламы, предполагающий использование специальных эффектов или карикатурных изображений для создания в воображении зрителя представления об автозапчастях. Есть косвенная реклама – неявная реклама, рекламирование товаров и услуг посредством интервью, публикаций, радио и телепередач, в которых упоминается рекламируемый товар. При этом сообщаются сведения о предмете рекламы и его производителях.