Файл: сущность и роль имущественного налогообложения в россии тенденции и перспективы развития.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 67

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от:

1) кадастровой стоимости объекта налогообложения (суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, умноженной на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов);

2) вида объекта налогообложения;

3) места нахождения объекта налогообложения;

4) видов территориальных зон, в границах которых расположен объект налогообложения.

Если налоговые ставки не определены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), налогообложение производится [7]:

1) в случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения – по налоговым ставкам, 0,1%, 2%, 0,5%.

2) в случае определения налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости объекта налогообложения – по налоговой ставке 0,1 процента в отношении объектов с суммарной инвентаризационной стоимостью, умноженной на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов), до 500 000 рублей включительно и по налоговой ставке 0,3 процента в отношении остальных объектов.

Налог зачисляется в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения.

Исчисление налогов производится налоговыми органами.

Лица, имеющие право на льготы, самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы.

Глава 3. Перспективы развития имущественного налогообложения в РФ




Сегодня уровень доходов региональных бюджетов находиться в прямой зависимости от положений федерального законодательства, которое направлено на централизацию финансовых ресурсов на федеральный уровень. При этом особенность доходной части региональных бюджетов – высокая доля регулирующих налогов и безвозмездных перечислений из федерального бюджета, а также низкая доля собственных доходов. Преобладающая часть региональных и местных налогов занимают имущественные налоги. Они целенаправленно не включаются в систему федеральных налогов, поскольку объем налоговых доходов, мобилизуемых в процессе налогообложения объектов имущества, значительно проигрывает по сравнению с налоговыми поступлениями от обложения выручки, дохода (прибыли) или операции по реализации. Поэтому возникает диспозиция, вследствие которой основными собственными налоговыми доходами субъекта, являются налоги взимаемые с имущества.

Общепризнанно и доказано, что эффективность бюджетных доходов возрастает с увеличением степени децентрализации вследствие того, что на конкретной территории предпринимается больше усилий при мобилизации своих собственных доходов, чем при сборе налогов исключительно для правительства.

Решение этого вопроса лежит в области совершенствования налогового законодательства. Необходима фискальная децентрализация, то есть наделение количественно и качественно налоговыми полномочиями субъектов. Наличие большого количества собственных доходных источников и прав по управлению ими, при их незначительной роли, не позволяет говорить о финансовой независимости бюджетов субъектов РФ.

Таким образом, для улучшения финансового положения субъектов РФ, обеспечения устойчивого экономического роста и т.д., нужно:

1) Совершенствование действующего бюджетного и налогового законодательства РФ в области расширения фискальных полномочий региональных органов.

2) Увеличение доли собственных налоговых доходов в бюджетах субъектов РФ.

В связи с этим в Налоговом кодексе РФ приняты изменения, направленные на улучшения финансового положения субъектов РФ, обеспечения их устойчивого экономического роста.



1. По Транспортному налогу. Если ставки транспортного налога законом субъекта РФ не определены, то применяются ставки, установленные Налоговым кодексом РФ [7].

Дополнительный налог в отношении роскошных автомобилей также пока не нашел себе места в Налоговом кодексе РФ. Минфин еще летом предлагал установить минимальный размер транспортного налога для легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 410 лошадиных сил в размере 300 рублей с одной лошадиной силы.

По налогу на имущество организаций.

Основные изменения в отношении налога на имущество организаций касаются порядка применения налоговых льгот.

Субъекты РФ наделены правом устанавливать на своей территории льготу в отношении движимого имущества, принятого на учет в качестве основных средств (ст. 381.1 НК РФ). Законом введена новая статья, согласно которой льготы по уплате налога на имущество (в отношении любого движимого имущества, а также имущества, расположенного в российской части дна Каспийского моря), будут применяться только в случае введения соответствующих льгот законами субъектов РФ [7].

Если регион не воспользуется этим правом, то с 2019 года эта льгота на его территории действовать больше не будет.

Пока ставки транспортного налога, как и налога на имущество, полностью остаются на усмотрении регионов.

Предполагается, что в плановом периоде общие контуры сформированной к настоящему моменту налоговой системы останутся без изменений, однако с учетом складывающей экономической ситуации и состояния бюджетной системы налоговые инициативы, намеченные к реализации в 2017-2019 годах, равно как и иные параметры налоговой системы, могут быть скорректированы налоговой политики на 2019 и последующие годы [28].

Оптимизация налоговых льгот по региональным и местным налогам.

В целях децентрализации полномочий между уровнями публичной власти в пользу субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в 2019 году будет продолжена работа по оптимизации установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах льгот по региональным и местным налогам.

Между тем, отмена названных налоговых льгот может привести к незапланированному росту затрат субъектов естественных монополий в газовой сфере, сфере электроэнергетики и на железнодорожном транспорте и, как следствие, – к увеличению тарифов на перевозки грузов и пассажиров железнодорожным транспортом, тарифов на электрическую энергию и оптовых цен на природный газ.


Таким образом, c учетом необходимости обеспечения бюджетной сбалансированности следует предпринимать усилия, направленные на увеличение доходов бюджетной системы Российской Федерации. Основными источниками роста налоговых поступлений может стать как повышение налоговых ставок, изменение правил исчисления и уплаты отдельных налогов, так и принятие мер в области налогового администрирования. Отдельным направлением политики в области повышения доходного потенциала налоговой системы будет являться оптимизация существующей системы налоговых льгот и освобождений, а также ликвидация имеющихся возможностей для уклонения от налогообложения.

Таким образом, содержанием налоговой политики в среднесрочной перспективе является определенный налоговый маневр, который будет заключаться в снижении налоговой нагрузки на труд и капитал и ее повышении на потребление, включая дорогую недвижимость, на рентные доходы, возникающие при добыче природных ресурсов, а также в переходе к новой системе налогообложения недвижимого имущества.

В послании Президента Российской Федерации указывалось на необходимость ускорить подготовку введения налога на недвижимость, в том числе формирование соответствующих кадастров, а также разработать систему, позволяющую взимать данный налог исходя из рыночной стоимости облагаемого имущества с необлагаемым минимумом для семей с низкими доходами.

В качестве мер, позволяющих обеспечить внедрение налога на недвижимость, следует рассматривать:

- организацию процесса формирования кадастра объектов недвижимости;

- установление общих принципов проведения кадастровой оценки объектов недвижимости, а также определение порядка утверждения результатов кадастровой оценки объектов недвижимости;

- разработка методик оценки кадастровой стоимости объектов недвижимости, обеспечивающих гибкий механизм оценки налоговой базы;

- определение размеров налоговых ставок и налоговых вычетов, применение которых при исчислении налога на недвижимое имущество не должно привести к увеличению налогового бремени для малообеспеченных граждан.

Заключение



Налоги являются одним из главных инструментов управления экономикой. Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы. Основная роль региональных и местных налогов заключается в том, что они призваны формировать финансовые ресурсы региона и муниципального образования, аккумулируемых в бюджете и необходимых для осуществления функций и задач регионального и местного значения.

Глубокое и всестороннее рассмотрение сущности имущественного налогообложения и налогов на имущество показало, что данные налоги были одной из первых форм налогового изъятия средств в пользу государства и не утратили своего фискального и регулирующего значения в настоящее время, занимая важное место в большинстве налоговых систем развитых и развивающихся стран.

Налогообложение имущества предполагает, что речь идет об обложении объекта имущества, приносящего или способного приносить доход лицу, владеющему этим имуществом в течение долговременного периода. При этом обязательным условием обложения является право владения, а долговременным периодом времени считается период, характеризующий потребление или использование имущества более одного производственного или потребительского цикла. То есть, по сути, это обложение конкретного объекта имущества.

В настоящее время система имущественных налоговых платежей, действующая в РФ, довольно полно и точно отражена в приказе Министерства финансов РФ от 07.12.2016 № 230н. Согласно этому закону, к налогам на имущество относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на имущество физических лиц;

3) транспортный налог;

4) земельный налог;

5) налог на игорный бизнес.

Имущественные налоги значительно в меньшей степени, чем ресурсные платежи или налоги на прибыль и НДС, зависят от мировой конъюнктуры цен на углеводородное сырье и от финансового состояния организаций, а потому являются наиболее устойчивым источником доходов для бюджета. Особенно ярко это проявилось в условиях экономического кризиса. Динамика поступлений имущественных налогов опережает динамику общего объема бюджетных доходов.