Файл: сущность и роль имущественного налогообложения в россии тенденции и перспективы развития.doc
Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 59
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы имущественного налогообложения
1.1. Сущность и понятие имущественного налогообложения
2.2. Роль имущественных налогов в налоговой системе России
Глава 2. Механизм имущественного налогообложения в Российской Федерации
2.3. Налог на имущество организаций
2.5. Налог на имущество физических лиц
Глава 3. Перспективы развития имущественного налогообложения в РФ
В случае, если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, стоимость указанных объектов для целей налогообложения определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода.
Налоговой базой в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства, признается инвентаризационная стоимость указанных объектов по данным органов технической инвентаризации.
Налоговым периодом признается календарный год.
Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2%. В Дагестане – 2%.
Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Налоговые ставки, определяемые законами субъектов Российской Федерации в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, не могут превышать в 2013 году 0,4%, в 2014 году – 0,7 %, в 2015 году –1,0 %, в 2016 году – 1,3 %, в 2017 году – 1,6 %, в 2018 году – 1,9 %. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации [7].
В случае, если налоговые ставки не определены законами субъектов Российской Федерации, налогообложение производится по налоговым ставкам, приведённым выше [7].
Налоговые льготы по налогу на имущество организаций представлены в виде освобождения от налогообложения.
Освобождены от налогообложения:
1) организации и учреждения уголовно-исполнительной системы – в отношении имущества, используемого для осуществления возложенных на них функций;
2) религиозные организации – в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности;
3) общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, – в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности;
-учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, – в отношении имущества, используемого ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;
4) организации, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции, – в отношении имущества, используемого ими для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями;
5) организации - в отношении федеральных автомобильных дорог общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации [7];
6) имущество специализированных протезно-ортопедических предприятий;
7) имущество коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций;
8) имущество государственных научных центров;
9) организации, за исключением организаций, указанных в НК;
10) организации, признаваемые управляющими компаниями в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре "Сколково"»;
11) организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково"».
В Дагестане помимо приведённых в НК РФ субъектов освобождаются от налогообложения:
-организации по производству сельскохозяйственной продукции при условии, что выручка от указанного вида деятельности за прошедший год составляет не менее 70% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг);
-бюджетные учреждения и организации, полностью финансируемые за счет республиканского бюджета Республики Дагестан, местных бюджетов. При осуществлении ими предпринимательской деятельности и сдачи в аренду имущества они являются плательщиками налога на данное имущество в общеустановленном порядке;
-органы местного самоуправления;
-организации ‒ в отношении находящихся в государственной собственности Республики Дагестан автомобильных дорог и дорожно-мостовых сооружений общего пользования, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов;
-организации ‒ в отношении объектов, признаваемых памятниками истории и культуры в соответствии с законодательством Республики Дагестан.
Сумма налога исчисляется по итогам налогового периода как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период.
2.4. Земельный налог
Земельный налог повсеместно введён в действие на территории Российской Федерации нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований с 1 января 2006 года в качестве местного налога, формирующего доходную базу местных бюджетов.
Земельный налог в Российской Федерации регулируется главой 31 «Земельный налог» НК РФ [7].
Целью введения земельного налога является стимулирование рационального использования охраны и освоения земель, повышения плодородия почв, выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества, обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах, формирование специальных фондов финансирования этих мероприятий.
Налогоплательщиками земельного налога – признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения [7].
В отношении земельных участков, входящих в имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, налогоплательщиками признаются управляющие компании. При этом налог уплачивается за счет имущества, составляющего этот паевой инвестиционный фонд.
Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог [7].
Не признаются объектом налогообложения [7]:
1) земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
3) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
4) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, в пределах лесного фонда;
5) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда, за исключением земельных участков, занятых обособленными водными объектами.
Главой 31 НК РФ установлен перечень видов земель, не являющихся объектом обложения земельным налогом. К таким землям относятся земли, изъятые из оборота, а именно:
- государственные природные заповедники и национальные парки;
- здания, строения и сооружения, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы;
-здания, строения и сооружения, в которых размещены военные суды;
- объекты организаций федеральной службы безопасности;
- объекты организаций федеральных органов государственной охраны;
- объекты использования атомной энергии, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;
– объекты, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;
- объекты учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний;
- воинские и гражданские захоронения;
- инженерно-технические сооружения, линии связи и коммуникации, возведенные в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.
К землям, исключенным из объекта обложения земельным налогом, относятся также земельные участки, ограниченные в обороте (ст. 389 НК РФ).
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса [7].
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом [7].
Налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок