Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 118
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 2. Анализ воздействия информационных технологий на образование процесса социализации студентов
2.1 Рассмотрение основных достоинств и характеристик пользования цифровыми медиа через swot анализ
3. Социологическое исследование «Влияние цифровых медиа на социализацию молодежи
3.1 Анализ и описание результатов социологического исследования
3.2 Практические рекомендации
На основе проведенного исследования и информации описанной в первой и второй главе данной работы, можно прийти к выводу, что цифровые медиа играют важную роль в социализации современной молодежи. Как бы люди не старались оградиться от чрезмерного пользования интернет - пространством, оно присутствует во всех сферах жизнедеятельности индивида. Важно осознавать и разграничивать потребление цифровых медиа, чрезмерное погружение в интернете пагубно влияет на развитие молодого поколение и вредит полноценной социализации индивида в обществе.
Чтобы избежать подобного сценария развития событий и ограничить влияние цифровых медиа на социализацию современной молодежи, можно предложить ряд практических рекомендаций:
-
Не стоит полностью заменять живое общение виртуальным. Цифровые медиа никогда не смогут заменить вам искренних эмоций от общения с живым человеком. -
Не стоит приукрашиваться себя в сети, тем более не стоит формировать свое альтернативное «я» в интернете. Это может привести к большим проблемам с восприятием себя как личности в целом, не говоря уже о том, что окружающие вас люди не смогут вам доверять, как следствие может возникнуть отчуждение от общей социальной группы. -
Разграничивайте свое потребление цифровыми медиа, не стоит весь свой досуг занимать интернет -пространством. Не забывайте читать книги, гулять на свежем воздухе и заниматься спортом. Помните, что жизнь в сети никогда не заменит реальную. -
Тщательно анализируйте всю информацию, которую вы получаете с помощью цифровых медиа. Интернет — это не надежный источник информации. Тем более не стоит воспринимать всерьез информацию касательно того, как вам стоит себя вести, что говорить и как выглядеть. Не позволяйте цифровым медиа уничтожать вашу индивидуальность. -
Социализация – это важнейший процесс в жизни индивида, особенного молодого человека. С помощью него человек становится полноценным членом социума, цифровые медиа могут негативно сказаться на данном процессе, так как благодаря интернету теряются навыки коммуникации с другими людьми.
Заключение
Подводя итог, можно сказать, что поставленная цель данной работы была достигнута в полном объеме, а задачи решены.
Особенности формирования интернет социализации молодежи в современном информационном обществе весьма сложны и многогранны, поскольку в последние десятилетия весь информационно-технологический мир постоянно подвергается множеству изменений. С каждым годом все больше и больше увеличивается значимость информационной среды, а классические коммуникационные связи, такие как школа, университет, семья уходят, к сожалению, на второй план.
Специфика социализации молодого поколения в современное информационное общество заключается в непосредственном влиянии общественных и социальных трансформаций, а также в дальнейших последствиях становления информационного общества. Современное молодое поколение полностью лишено целостного смысла общественного существования и собственное роли, поскольку сегодня институты социализации весьма неустойчивы и не взаимосвязаны между собой. Таким образом, трансформационные изменения в мире, в том числе в Российской Федерации непосредственно связаны с масштабными изменениями в существовании информационных сетей, вместо традиционных институтов на первый план вышли современные интерактивные средства коммуникации.
Можно сделать вывод, что виртуальный мир — это обыденная часть современного социального мира. Особенно важной в развитии такая обыденность является для молодого поколения, поскольку существенно влияет на характер механизма социализации молодежи. Безусловно, молодому поколению не стоит забывать про реальный мир социализации, и в большей степени социализироваться в нем. Однако, мир диктует свои правила, и следовательно, принуждает следовать в большей части виртуальному пространству.
Исследованные теории показывают существенную роль информационных технологий в механизме социализации личности. На взгляд автора исследования, единый подход к информационным технологиям и процессу их развития однозначно отсутствует.
Исходя из проведенного SWOT анализа, можно сказать, что сфера цифровых медиа имеет свои различные характеристики, которые постоянно меняются и являются многогранны и разнообразны.
В первую очередь, необходимо понять и определить границу ответственности, которая непосредственно ложится на плечи «новых медиа», поскольку именно они являются основными средствами коммуникации масс сегодня. Именно на сегодняшний день, такие медиа имеют весомую роль в жизнедеятельности общества и в развитии подрастающего поколения. Цифровые медиа могут воздействовать на общество при принятии решений, могут закладывать любую информацию в сознание человека или группы лиц. Если личность ориентируется на традиционные рациональные основы здравого поведения, то безусловно, цифровые медиа принесут положительное влияние и вклад. Однако, если личность социально не развита, не имеет твердых жизненных позиций, то в данном случае задача цифровых медиа отчасти формировать и развивать жизненные ценности индивидуума, взгляды и желательно, правильное полноценное мнение. К сожалению, на рынке цифровых медиа существует множество положительных и отрицательных источников воздействия на личность, и таким образом главенствующей основой является эффективность таких источников, которые могут оказать разное специфическое влияние: как положительный, так и негативный эффект.
Главные участники социализации в виртуальном пространстве - молодежь, которое имеет свою специфику, обусловленную особенностями жизненной деятельности, образа жизни, а также времяпрепровождения, неотъемлемой частью которого является Интернет.
Список использованных источников
-
Федеральный Закон от 27.12.1991 №2124-ФЗ (ред. От 01.01.2021) "О средствах массовой информации" (действующая редакция от 01.01.2021) -
Бергер, Л. Социальное конструирование реальности: трактат по социологическому знанию / под общ. ред. Е. Д. Рудкевича. – М.: Моск. филос. фонд, 1955. – 322 с. -
Волков, Ю. Г. Социология молодежи: Учебное пособие для студентов / под общ. ред. В. И. Добренькова и др. – Ростов / на Дону.: Феникс, 2001. – 517 с. -
Гречин, А. С. Социология правового сознания: Учебн. Пособие для вузов. / под ред. А. С. Гречина. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2001. – 256 с. -
Зубок, Ю. А. Социальная интеграция молодежи в условиях нестабильного общества / под ред. Ю. А. Зубока. – М.: Социум, 1998. – 142 с. -
Мудрик, А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / под ред. В. А. Сластенина. 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский цент «Академия», 2000. – 200 с. -
Назаров, М. М. Массовая коммуникация и общество: введение в теорию и исследования / под ред. М. М. Назарова. – М.: Аванти плюс, 2004. – 427 с. -
Трофимов, В. В. Информационные технологии: учебное пособие для вузов / под ред. В. И. Кияева. – М.: Издательство Юрайт, 2011. – 624 с. -
Чугунов, А. В. Теоретические основания концепции «Информационного общества» / под ред. А. В. Чугунова. – СПБ.: Питер, 2000. – 52 с. -
Эриксон, Э. Детство и Общество / под ред. А. А. Алексеевой. 2-е изд., перераб. и доп. – СПБ.: Речь, 2002. – 589 с. -
Акимова, И. А. СМИ как фактор формирования идентичности личности в обществе / И. А.Акимова // Журнал «Сервис Plus». – 2009. - №1 – С. 10-14. -
Амиржан, К. Ж. Становление теории информационного общества / К. Ж. Амиржан // Вестник ОмГУ. Серия. Право. – 2014. - №3. – С. 51-54. -
Гвинтовкин, А. Н. Особенности социализации молодежи в условиях становления информационного общества / А. Н. Гвинтовкин // Социально – гуманитарные знания. – 2013. - №11. – С. 25. -
Китиева, М. И. Влияние и последствия развития цифровых технологий в современном обществе / М. И. Китиева и др. // Colloquium-journal. – 2019. - №2-6. С. - 17-19. -
Киямова, Л. У. Влияние СМИ на развитие мировоззрения молодежи / Л. У. Киямова // Пермь: Меркурий. – 2012. С. 96-97. -
Кожевников, А. Е. Проблемы и тренды современных медиа / А. Е. Кожевников // Вестник Курганского государственного университета. – 2010. - №3. – С. 32-34. -
Марокова, М. В. Роль социальных сетей в социализации молодежи / М. В. Марокова, З. Е. Бисинова // Система ценностей современного общества. – 2012. - №22. – С. 258-263. -
Прилукова, Е. Г. Человек в эпоху масс-медиа / Е. Г. Прилукова // Вестник ЮУрГУ. Серия: Социально – гуманитарные науки. – 2008. - №6 – С. 100-103. -
Самыгин, С. И. Социальные сети как социальный институт социализации молодежи / С. И. Самыгин и др. // Гуманитарные, социально – экономические и общественные науки. – 2015. - №5 – С. 46 – 49. -
Смирнова, Е. А. Теоретико–концептуальные подходы к изучению феномена социальной практики / Е. А. Смирнова // Экология человека. – 2015. - №1 – С.40-48. -
Чванова, М. С. Новые формы социализации студенческой молодежи в интернет – пространстве / М. С. Чванова и др. // Вестник ТГУ. – 2017. - №6 – С. 32-40. -
Чванова, М. С. Влияние Интернета на социализацию молодежи / М. С. Чванова и др. // Вестник ТГУ. – 2017. - №5 – С. 23-36. -
Чудина, В. П. Социализация личности ребенка и медиа: острые проблемы / В. П. Чудинова // Школьная библиотека. – 2005. - №4. – С. 25-29.
Приложения
Приложение 1
Таблица 1
Понятие «информационное общество»
Автор | Понятие и сущность информационного общества |
Д. Белл, Ж. Постер, Ч. Сейбл | Информационное общество — это принципиально новая стадия формации, новый уровень совершенствования человеческого общества. |
Б. В. Марков | Информационное общество в течение многих веков формировалось, основой являлись всегда чтение и письмо. Однако, только «на глазах» одного поколения весь порядок подачи информации был тотально разрушен. |
Мануэль Кастельс | Информационное общество исходя из распространения сетевой системы коммуникация. Современная трансформация информационного общества - главный признак современного изменения общества. |
И.И. Маремшаова | Термин «истинная правда» сильно меняется из-за расширения доступа к различным информационным системам: искажается и деформируется механизм социализации. Внедряются новые каналы подачи информации, сама подача информации и ее содержания также меняется. |
Таблица 2
Научные подходы в условиях современных информационных технологий
| Автор идеи | Сущность и идея научного подхода |
Первый научный подход | Д. Белл | Масштабная общественная активность происходит из-за активного образа жизни граждан в контроле зависимости детей от родителей. В социуме разрывается связь между социальной культурой, поскольку в социум больше внедряются комплексные силы науки. Сама по себе культура становится более выразительная, яркая, которая не принимает авторитетов. В последствии все сферы жизнедеятельности меняются и ведут к изменчивости социально-культурных норм общества распределению путей социализации. |
Е. Масуда | Автор рассматривал главным фактором изменения процесса социализации - компьютерные технологии. Главная функция таких технологий — это замещение реального умственного труда и умственной деятельности, что приводит к изменению путей в процессе социализации. | |
П. Дракер | В данной идее заложены признаки изменений, в ходе которых, формируется новая система ценностей индивидуума, изменение идеи национального государства. Основная идея «знание используется для производства знаний». Иными словами, знание теперь основное условие общественного воспроизводства. | |
Э. Тоффлер | Автор рассмотрел такую концепцию средств массовой коммуникации аналогичную «конвейерному производству», иными словами, информация подается постоянно одинаково. Отмечается, что новые информационно-технологические механизмы приведут к сильному развитию процесса социализации индивида. | |
Второй научный подход | Г. Дебор | Кризис - является спецификой трансформационных процессов. Кризисные процессы создают нестандартный характер социализации, очертить который возможно только после его стабилизации |
Ж. Бодрийяр | Автор использовал аллегорию виртуальности, когда описывал современные общественные процессы в социуме. Постоянно развиваются информационные технологии, огромную роль играет информация, которая непосредственно строит информационное общество. | |
М. Маклюэн | Автор рассматривает массовую коммуникацию с позиции того, что в будущем поколения познают мировое пространство через рекламу на телевизоре, и как следствие «демократические свободы в очень большой мере выражаются в том, что люди озабочены не политикой, а перхотью в голове, волосами на ногах, вялой работой кишечника, мало привлекательной формой груди, больными деснами, лишним весом и застойными явлениями кровообращения»9. | |
Третий научный подход | А. Бюль | Автор рассматривает процесс замещения реальной жизни виртуальным социумом при помощи информационного пространства. Более того, в пространстве Интернета абсолютно идентичные механизмы воспроизводства по сравнению с реальными: коммуникация с виртуальными героями, акции политики и экономики и т.п. Социализация отчасти происходит в виртуальном мире. |
А. Крокер | Автор рассматривает теорию «виртуального класса», в которой общество выходит на уровень виртуальной жизни. Ядро класса - масштабные компании, внедряющие Интернет-программы. | |
М. Вэйнстейн | Дополняя вышеизложенную теорию, автор рассматривает определенный тип отчуждения от реального мира. Иными словами, индивидуум отдаляется от собственного тела в процессе использования информационных систем. | |
М. Паэтау | Автор рассматривает распространение такого пространства, как Интернет через использование социумом новых способов коммуникации для воспроизводства. Помимо традиционных форм используются непосредственно информационные технологии. |