Файл: Влияние цифровых медиа на социализацию молодежи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 123

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание

Введение

Глава 1. Основные теоретические подходы к исследованию процессов влияния цифровых медиа на социализацию студенческой молодежи

1.1 Особенности формирования и специфика интернет социализации молодежи в современном информационном обществе

1.2 Изучение процесса социализации и основных научных подходов в условиях развития современных информационных технологий

Глава 2. Анализ воздействия информационных технологий на образование процесса социализации студентов

2.1 Рассмотрение основных достоинств и характеристик пользования цифровыми медиа через swot анализ

2.2 Возможности развития интернет социализации, как механизм передачи институциональных и социокультурных норм и правил

3. Социологическое исследование «Влияние цифровых медиа на социализацию молодежи

3.1 Анализ и описание результатов социологического исследования

3.2 Практические рекомендации

Заключение

Список использованных источников

Приложения

3.2 Практические рекомендации


На основе проведенного исследования и информации описанной в первой и второй главе данной работы, можно прийти к выводу, что цифровые медиа играют важную роль в социализации современной молодежи. Как бы люди не старались оградиться от чрезмерного пользования интернет - пространством, оно присутствует во всех сферах жизнедеятельности индивида. Важно осознавать и разграничивать потребление цифровых медиа, чрезмерное погружение в интернете пагубно влияет на развитие молодого поколение и вредит полноценной социализации индивида в обществе.

Чтобы избежать подобного сценария развития событий и ограничить влияние цифровых медиа на социализацию современной молодежи, можно предложить ряд практических рекомендаций:

        1. Не стоит полностью заменять живое общение виртуальным. Цифровые медиа никогда не смогут заменить вам искренних эмоций от общения с живым человеком.

        2. Не стоит приукрашиваться себя в сети, тем более не стоит формировать свое альтернативное «я» в интернете. Это может привести к большим проблемам с восприятием себя как личности в целом, не говоря уже о том, что окружающие вас люди не смогут вам доверять, как следствие может возникнуть отчуждение от общей социальной группы.

        3. Разграничивайте свое потребление цифровыми медиа, не стоит весь свой досуг занимать интернет -пространством. Не забывайте читать книги, гулять на свежем воздухе и заниматься спортом. Помните, что жизнь в сети никогда не заменит реальную.

        4. Тщательно анализируйте всю информацию, которую вы получаете с помощью цифровых медиа. Интернет — это не надежный источник информации. Тем более не стоит воспринимать всерьез информацию касательно того, как вам стоит себя вести, что говорить и как выглядеть. Не позволяйте цифровым медиа уничтожать вашу индивидуальность.

        5. Социализация – это важнейший процесс в жизни индивида, особенного молодого человека. С помощью него человек становится полноценным членом социума, цифровые медиа могут негативно сказаться на данном процессе, так как благодаря интернету теряются навыки коммуникации с другими людьми.

Заключение



Подводя итог, можно сказать, что поставленная цель данной работы была достигнута в полном объеме, а задачи решены.

Особенности формирования интернет социализации молодежи в современном информационном обществе весьма сложны и многогранны, поскольку в последние десятилетия весь информационно-технологический мир постоянно подвергается множеству изменений. С каждым годом все больше и больше увеличивается значимость информационной среды, а классические коммуникационные связи, такие как школа, университет, семья уходят, к сожалению, на второй план.

Специфика социализации молодого поколения в современное информационное общество заключается в непосредственном влиянии общественных и социальных трансформаций, а также в дальнейших последствиях становления информационного общества. Современное молодое поколение полностью лишено целостного смысла общественного существования и собственное роли, поскольку сегодня институты социализации весьма неустойчивы и не взаимосвязаны между собой. Таким образом, трансформационные изменения в мире, в том числе в Российской Федерации непосредственно связаны с масштабными изменениями в существовании информационных сетей, вместо традиционных институтов на первый план вышли современные интерактивные средства коммуникации.

Можно сделать вывод, что виртуальный мир — это обыденная часть современного социального мира. Особенно важной в развитии такая обыденность является для молодого поколения, поскольку существенно влияет на характер механизма социализации молодежи. Безусловно, молодому поколению не стоит забывать про реальный мир социализации, и в большей степени социализироваться в нем. Однако, мир диктует свои правила, и следовательно, принуждает следовать в большей части виртуальному пространству.

Исследованные теории показывают существенную роль информационных технологий в механизме социализации личности. На взгляд автора исследования, единый подход к информационным технологиям и процессу их развития однозначно отсутствует.

Исходя из проведенного SWOT анализа, можно сказать, что сфера цифровых медиа имеет свои различные характеристики, которые постоянно меняются и являются многогранны и разнообразны.



В первую очередь, необходимо понять и определить границу ответственности, которая непосредственно ложится на плечи «новых медиа», поскольку именно они являются основными средствами коммуникации масс сегодня. Именно на сегодняшний день, такие медиа имеют весомую роль в жизнедеятельности общества и в развитии подрастающего поколения. Цифровые медиа могут воздействовать на общество при принятии решений, могут закладывать любую информацию в сознание человека или группы лиц. Если личность ориентируется на традиционные рациональные основы здравого поведения, то безусловно, цифровые медиа принесут положительное влияние и вклад. Однако, если личность социально не развита, не имеет твердых жизненных позиций, то в данном случае задача цифровых медиа отчасти формировать и развивать жизненные ценности индивидуума, взгляды и желательно, правильное полноценное мнение. К сожалению, на рынке цифровых медиа существует множество положительных и отрицательных источников воздействия на личность, и таким образом главенствующей основой является эффективность таких источников, которые могут оказать разное специфическое влияние: как положительный, так и негативный эффект.

Главные участники социализации в виртуальном пространстве - молодежь, которое имеет свою специфику, обусловленную особенностями жизненной деятельности, образа жизни, а также времяпрепровождения, неотъемлемой частью которого является Интернет.


Список использованных источников


    1. Федеральный Закон от 27.12.1991 №2124-ФЗ (ред. От 01.01.2021) "О средствах массовой информации" (действующая редакция от 01.01.2021)

    2. Бергер, Л. Социальное конструирование реальности: трактат по социологическому знанию / под общ. ред. Е. Д. Рудкевича. – М.: Моск. филос. фонд, 1955. – 322 с.

    3. Волков, Ю. Г. Социология молодежи: Учебное пособие для студентов / под общ. ред. В. И. Добренькова и др. – Ростов / на Дону.: Феникс, 2001. – 517 с.

    4. Гречин, А. С. Социология правового сознания: Учебн. Пособие для вузов. / под ред. А. С. Гречина. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2001. – 256 с.

    5. Зубок, Ю. А. Социальная интеграция молодежи в условиях нестабильного общества / под ред. Ю. А. Зубока. – М.: Социум, 1998. – 142 с.

    6. Мудрик, А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / под ред. В. А. Сластенина. 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский цент «Академия», 2000. – 200 с.

    7. Назаров, М. М. Массовая коммуникация и общество: введение в теорию и исследования / под ред. М. М. Назарова. – М.: Аванти плюс, 2004. – 427 с.

    8. Трофимов, В. В. Информационные технологии: учебное пособие для вузов / под ред. В. И. Кияева. – М.: Издательство Юрайт, 2011. – 624 с.

    9. Чугунов, А. В. Теоретические основания концепции «Информационного общества» / под ред. А. В. Чугунова. – СПБ.: Питер, 2000. – 52 с.

    10. Эриксон, Э. Детство и Общество / под ред. А. А. Алексеевой. 2-е изд., перераб. и доп. – СПБ.: Речь, 2002. – 589 с.

    11. Акимова, И. А. СМИ как фактор формирования идентичности личности в обществе / И. А.Акимова // Журнал «Сервис Plus». – 2009. - №1 – С. 10-14.

    12. Амиржан, К. Ж. Становление теории информационного общества / К. Ж. Амиржан // Вестник ОмГУ. Серия. Право. – 2014. - №3. – С. 51-54.

    13. Гвинтовкин, А. Н. Особенности социализации молодежи в условиях становления информационного общества / А. Н. Гвинтовкин // Социально – гуманитарные знания. – 2013. - №11. – С. 25.

    14. Китиева, М. И. Влияние и последствия развития цифровых технологий в современном обществе / М. И. Китиева и др. // Colloquium-journal. – 2019. - №2-6. С. - 17-19.

    15. Киямова, Л. У. Влияние СМИ на развитие мировоззрения молодежи / Л. У. Киямова // Пермь: Меркурий. – 2012. С. 96-97.

    16. Кожевников, А. Е. Проблемы и тренды современных медиа / А. Е. Кожевников // Вестник Курганского государственного университета. – 2010. - №3. – С. 32-34.

    17. Марокова, М. В. Роль социальных сетей в социализации молодежи / М. В. Марокова, З. Е. Бисинова // Система ценностей современного общества. – 2012. - №22. – С. 258-263.

    18. Прилукова, Е. Г. Человек в эпоху масс-медиа / Е. Г. Прилукова // Вестник ЮУрГУ. Серия: Социально – гуманитарные науки. – 2008. - №6 – С. 100-103.

    19. Самыгин, С. И. Социальные сети как социальный институт социализации молодежи / С. И. Самыгин и др. // Гуманитарные, социально – экономические и общественные науки. – 2015. - №5 – С. 46 – 49.

    20. Смирнова, Е. А. Теоретико–концептуальные подходы к изучению феномена социальной практики / Е. А. Смирнова // Экология человека. – 2015. - №1 – С.40-48.

    21. Чванова, М. С. Новые формы социализации студенческой молодежи в интернет – пространстве / М. С. Чванова и др. // Вестник ТГУ. – 2017. - №6 – С. 32-40.

    22. Чванова, М. С. Влияние Интернета на социализацию молодежи / М. С. Чванова и др. // Вестник ТГУ. – 2017. - №5 – С. 23-36.

    23. Чудина, В. П. Социализация личности ребенка и медиа: острые проблемы / В. П. Чудинова // Школьная библиотека. – 2005. - №4. – С. 25-29.



Приложения


Приложение 1

Таблица 1

Понятие «информационное общество»

Автор

Понятие и сущность информационного общества

Д. Белл, Ж. Постер, Ч. Сейбл

Информационное общество — это принципиально новая стадия формации, новый уровень совершенствования человеческого общества.

Б. В. Марков

Информационное общество в течение многих веков формировалось, основой являлись всегда чтение и письмо. Однако, только «на глазах» одного поколения весь порядок подачи информации был тотально разрушен.

Мануэль Кастельс

Информационное общество исходя из распространения сетевой системы коммуникация. Современная трансформация информационного общества - главный признак современного изменения общества.

И.И. Маремшаова

Термин «истинная правда» сильно меняется из-за расширения доступа к различным информационным системам: искажается и деформируется механизм социализации. Внедряются новые каналы подачи информации, сама подача информации и ее содержания также меняется.



Таблица 2

Научные подходы в условиях современных информационных технологий




Автор идеи

Сущность и идея научного подхода

Первый научный подход

Д. Белл

Масштабная общественная активность происходит из-за активного образа жизни граждан в контроле зависимости детей от родителей. В социуме разрывается связь между социальной культурой, поскольку в социум больше внедряются комплексные силы науки. Сама по себе культура становится более выразительная, яркая, которая не принимает авторитетов. В последствии все сферы жизнедеятельности меняются и ведут к изменчивости социально-культурных норм общества распределению путей социализации.

Е. Масуда

Автор рассматривал главным фактором изменения процесса социализации - компьютерные технологии. Главная функция таких технологий — это замещение реального умственного труда и умственной деятельности, что приводит к изменению путей в процессе социализации.

П. Дракер

В данной идее заложены признаки изменений, в ходе которых, формируется новая система ценностей индивидуума, изменение идеи национального государства. Основная идея «знание используется для производства знаний». Иными словами, знание теперь основное условие общественного воспроизводства.

Э. Тоффлер

Автор рассмотрел такую концепцию средств массовой коммуникации аналогичную «конвейерному производству», иными словами, информация подается постоянно одинаково. Отмечается, что новые информационно-технологические механизмы приведут к сильному развитию процесса социализации индивида.

Второй научный подход

Г. Дебор

Кризис - является спецификой трансформационных процессов. Кризисные процессы создают нестандартный характер социализации, очертить который возможно только после его стабилизации

Ж. Бодрийяр

Автор использовал аллегорию виртуальности, когда описывал современные общественные процессы в социуме. Постоянно развиваются информационные технологии, огромную роль играет информация, которая непосредственно строит информационное общество.

М. Маклюэн

Автор рассматривает массовую коммуникацию с позиции того, что в будущем поколения познают мировое пространство через рекламу на телевизоре, и как следствие «демократические свободы в очень большой мере выражаются в том, что люди озабочены не политикой, а перхотью в голове, волосами на ногах, вялой работой кишечника, мало привлекательной формой груди, больными деснами, лишним весом и застойными явлениями кровообращения»9.

Третий научный подход

А. Бюль

Автор рассматривает процесс замещения реальной жизни виртуальным социумом при помощи информационного пространства. Более того, в пространстве Интернета абсолютно идентичные механизмы воспроизводства по сравнению с реальными: коммуникация с виртуальными героями, акции политики и экономики и т.п. Социализация отчасти происходит в виртуальном мире.

А. Крокер

Автор рассматривает теорию «виртуального класса», в которой общество выходит на уровень виртуальной жизни. Ядро класса - масштабные компании, внедряющие Интернет-программы.

М. Вэйнстейн

Дополняя вышеизложенную теорию, автор рассматривает определенный тип отчуждения от реального мира. Иными словами, индивидуум отдаляется от собственного тела в процессе использования информационных систем.

М. Паэтау

Автор рассматривает распространение такого пространства, как Интернет через использование социумом новых способов коммуникации для воспроизводства. Помимо традиционных форм используются непосредственно информационные технологии.