Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 125
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 2. Анализ воздействия информационных технологий на образование процесса социализации студентов
2.1 Рассмотрение основных достоинств и характеристик пользования цифровыми медиа через swot анализ
3. Социологическое исследование «Влияние цифровых медиа на социализацию молодежи
3.1 Анализ и описание результатов социологического исследования
, которые напрямую связаны с непосредственно обществом потребления.
Для того, чтобы раскрыть особенности формирования и специфику интернет социализации молодежи в современном информационном обществе, необходимо в первую очередь рассмотреть термин «информационное общество». Данный термин существует уже давно. Сущность данного термина заключается в том, что он рассматривает возможные изменения в процессе социального воспроизводства, а также анализирует резкие перемены в обыденной жизни: изменение ценностей, формирование морали и взглядов и т. д. Как правило существует несколько точек зрения на тему формирования и развития понятия и сущности «информационное общество» (Приложение 1, табл. 1)
Таким образом, в ходе изменения процесса социализации, на людей начали воздействовать в большей степени не собственное мышление, а определенный образ мышления. Средства массовой коммуникации - самые эффективные приемы формирования образа мышления человека. На данный момент средства массовой информации увеличились и усовершенствовались до огромных масштабов. Объединились всевозможные источники подачи информации и ее содержания через интернет для общественности.
Именно механизм социализации молодежи среди различных категорий людей имеет качественно другую характеристику, поскольку молодежь - подрастающее поколение. Ранее, молодежь руководствовалась в сфере социальных и моральных норм исключительно институтами образования. Однако теперь, появились новые сетевые структуры.
Молодежь непосредственно в условиях информационного общества становится интегрированным не только в глобальную коммуникационную среду, но и в глобальное общество потребления – производства духовных продуктов. Разумеется, это откладывает непосредственный отпечаток на сознании молодежи: молодежные субкультуры, как это ни странно, развиваются в настоящее время как глобальные культурные волны.2
Теперь, интернет-жизнь является важной и главенствующей системой коммуникации в информационном обществе, поскольку существует новая жизнь для молодежи именно там, в виртуальном реальном пространстве. Как основной субъект воздействия в информационном обществе, молодое поколение имеет способность развивать коммуникационное информационные технологии, которые впоследствии меняют общество и людей будущего поколения.
В первую очередь, молодежь — это непосредственно главный субъект социализации, поскольку именно молодое поколение наиболее вовлечено в механизм общественного воспроизводства и представляет собой перспективную часть общества, которая характеризуется различиями в ценностях, взглядах, жизненных приоритетах.3
Некоторые ученые рассматривают психологическое состояние молодого поколения напрямую со структурой общества, отношениями в сфере распределения в обществе. Основные жизненные ценности молодого поколения, исходя из множества исследований это:
Такие ценности выглядят весьма благополучно для развития будущего любой страны, в частности Российской Федерации. Однако, по мнению многих ученных, из-за развития новых информационных технологий меняется влияние средств массовой информации и коммуникации на молодое поколение, вследствие чего, увеличивается уровень свободы информации среди молодежи. Из-за такой свободы происходят следующие результаты:
1. Масштабное воздействие на социализацию уступает место индивидуализированному воздействию;
2. Уменьшаются способности классических средств массовой информации и коммуникации определять направление и содержание подаваемой информации, которая показывается молодому поколению. Иными словами, сущность коммуникации все в большей степени определяется не официальным источником, а непосредственно потребителем информации, средства массовой коммуникации и информации превращаются в агента удовлетворения информационных запросов молодого поколения;
3. Роль и место государства, как источника формирования сознания общества и в частности, молодого поколения, перестает существенно воздействовать.
Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что с течением времени, современное информационное общество напрямую связано с формированием и развитием виртуальной реальности. Виртуальная реальность — это такая новая система, которая распространяет собственные ценности, и оказывает влияние на массы. Процесс коммуникации формирует общественно-социальную реальность, поскольку производство, потребление, подача и передача информации в 21 веке очень важная сфера жизни. Молодое поколение объединяется в глобальную информационную среду и в непосредственно глобальное общество потребления.
Специфика социализации молодого поколения в современное информационное общество заключается в непосредственном влиянии общественных и социальных трансформаций, а также в дальнейших последствиях становления информационного общества. Современное молодое поколение полностью лишено целостного смысла общественного существования и собственное роли, поскольку сегодня институты социализации весьма неустойчивы и не взаимосвязаны между собой. Таким образом, трансформационные изменения в мире, в том числе в Российской Федерации непосредственно связаны с масштабными изменениями в существовании информационных сетей, вместо традиционных институтов на первый план вышли современные интерактивные средства коммуникации.
Любой человек, любой гражданин того или иного государства в ходе становления личности проходит определенный и очень важный период в жизнедеятельности - процесс социализации. Этот процесс является крайне существенным для индивидуума и общества, поскольку полноценный социум складывается непосредственно из отдельных структурных элементов. Для структурного элемента, то есть для личности и общества формируются различные общественные качества и социальные принципы. Так, существует множество условий, которые напрямую влияют на формирование и развитие личности и его поведения в жизни.4
Впервые, такое понятие как «социализация» рассматривал и изучал социолог из США Генри Гиддинс Франклин, а именно в 1887 году. В последствии его идеи были заложены, рассмотрены и развитых в множествах работ таких известных ученых, как: Габриель Тард, Зигмунд Фрейд, Джеймс Уильям. Они рассматривали процесс познания индивидуума и общества на всех этапах социализации в индивидуальном формате, который дает способность развиваться непосредственно обществу, передавать собственную культурную часть, правовую часть из поколения в поколение.
Примерно в двадцатом веке на процесс социализации некоторые ученые такие, как Хабермас Юрген, Парсонс Толкотт, Чарльз Кули, начали смотреть кардинально по-новому. Они рассматривали такой факт, что слияние непосредственно личности с нормами социума происходит из-за принятия общеизвестных социальных норм и установок. Развивающаяся личность в течение взросления контактирует с другими личностями и тем самым, формируются определенные ценности и морали.
Классические элементы механизма социализации — это семейные отношения, дружеские отношения, как на улице, так в и различных учреждениях, религия, политика. Однако, все большее и большее внимание оказывает на механизм социализации интернет.
Можно рассмотреть данный процесс с нескольких сторон. Так, процесс социализации — это такое автоматизированное внедрение развивающемуся человеку роли в социуме, без которой личность не сможет полноценно существовать в том или иной обществе или социальной группы. Вторая сторона такого механизма состоит прежде всего, в личностном формировании образа жизни и мышления, иными словами образа «Я».
5 В процессе социализации у человека непосредственно складываются определенные взгляды на мир, формируются жизненные позиции, определенные принципы касаемо государства и общества. На это способствовали всегда классические субъекты социализации, о которых шла речь выше. Однако, на сегодняшний день, субъекты социализации существенно изменились, как и непосредственно влияние их на формирование личности.
Если раннее классические субъекты внедряли в личность определенные ценности, морали, знания путем книг, развивающих игрушек, взаимоотношений от поколения к поколению, общественных традиций и т. п., то сегодня, технологический прогресс и такая социальная сфера, как интернет заменяют множество инструментов классических субъектов для формирования и развития личности в социуме.
Теперь, интернет является одним из основных средств массовой коммуникации, а также передачи данных, сформирована новая социальная форма, которая именуется в научных источниках, как «сетевое общество». Прежде всего, интернет-пространство — это теперь важная и обыденная часть социального общества, которая кардинально меняет жизнь множества людей, в частности, подрастающего поколения: расширился объем и скорость распространяемой информации, следовательно, увеличился выбор ролей в социуме, мотивов и форм поведения, появились новые варианты передачи социального опыта.
В наше время, сфера интернет-пространства, в том числе цифрового медиа напрямую связано с целостностью общества. Однако, нужно иметь в виду, что всемирная сеть Интернет - безграничное пространство, и поэтому возникает некое ощущение неполноты реального социального опыта. Безусловно, информационные технологии на данный момент очень продвинуты и полезны тем, что существенно облегчают жизнедеятельность индивидуума: быстрый поиск нужной информации, скоростная подача информации в массы и т. д. Однако, необходимо все же учитывать, что существует один существенный недостаток - огромный объем подаваемой информации абсолютно не контролируется.6
На сегодняшний день развивается и формируется новое поколение новейшего социального типа. Причин множество, однако основная - замещение Интернетом привычных классических форм социализации: живое общение, игровая форма. Группы людей имеют возможность образовываться по виртуальной реальности исходя из виртуального общения, виртуальных взглядов и т. д. Иными словами, теперь механизм коммуникации всецело отделяется от психического воздействия, телесного воздействия и других.
Для того, чтобы раскрыть особенности формирования и специфику интернет социализации молодежи в современном информационном обществе, необходимо в первую очередь рассмотреть термин «информационное общество». Данный термин существует уже давно. Сущность данного термина заключается в том, что он рассматривает возможные изменения в процессе социального воспроизводства, а также анализирует резкие перемены в обыденной жизни: изменение ценностей, формирование морали и взглядов и т. д. Как правило существует несколько точек зрения на тему формирования и развития понятия и сущности «информационное общество» (Приложение 1, табл. 1)
Таким образом, в ходе изменения процесса социализации, на людей начали воздействовать в большей степени не собственное мышление, а определенный образ мышления. Средства массовой коммуникации - самые эффективные приемы формирования образа мышления человека. На данный момент средства массовой информации увеличились и усовершенствовались до огромных масштабов. Объединились всевозможные источники подачи информации и ее содержания через интернет для общественности.
Именно механизм социализации молодежи среди различных категорий людей имеет качественно другую характеристику, поскольку молодежь - подрастающее поколение. Ранее, молодежь руководствовалась в сфере социальных и моральных норм исключительно институтами образования. Однако теперь, появились новые сетевые структуры.
Молодежь непосредственно в условиях информационного общества становится интегрированным не только в глобальную коммуникационную среду, но и в глобальное общество потребления – производства духовных продуктов. Разумеется, это откладывает непосредственный отпечаток на сознании молодежи: молодежные субкультуры, как это ни странно, развиваются в настоящее время как глобальные культурные волны.2
Теперь, интернет-жизнь является важной и главенствующей системой коммуникации в информационном обществе, поскольку существует новая жизнь для молодежи именно там, в виртуальном реальном пространстве. Как основной субъект воздействия в информационном обществе, молодое поколение имеет способность развивать коммуникационное информационные технологии, которые впоследствии меняют общество и людей будущего поколения.
В первую очередь, молодежь — это непосредственно главный субъект социализации, поскольку именно молодое поколение наиболее вовлечено в механизм общественного воспроизводства и представляет собой перспективную часть общества, которая характеризуется различиями в ценностях, взглядах, жизненных приоритетах.3
Некоторые ученые рассматривают психологическое состояние молодого поколения напрямую со структурой общества, отношениями в сфере распределения в обществе. Основные жизненные ценности молодого поколения, исходя из множества исследований это:
-
семейные отношения; -
дружеские отношения -
здоровье; -
увлекательная работа; -
финансовое состояние и благополучие; -
справедливость; -
религия.
Такие ценности выглядят весьма благополучно для развития будущего любой страны, в частности Российской Федерации. Однако, по мнению многих ученных, из-за развития новых информационных технологий меняется влияние средств массовой информации и коммуникации на молодое поколение, вследствие чего, увеличивается уровень свободы информации среди молодежи. Из-за такой свободы происходят следующие результаты:
1. Масштабное воздействие на социализацию уступает место индивидуализированному воздействию;
2. Уменьшаются способности классических средств массовой информации и коммуникации определять направление и содержание подаваемой информации, которая показывается молодому поколению. Иными словами, сущность коммуникации все в большей степени определяется не официальным источником, а непосредственно потребителем информации, средства массовой коммуникации и информации превращаются в агента удовлетворения информационных запросов молодого поколения;
3. Роль и место государства, как источника формирования сознания общества и в частности, молодого поколения, перестает существенно воздействовать.
Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что с течением времени, современное информационное общество напрямую связано с формированием и развитием виртуальной реальности. Виртуальная реальность — это такая новая система, которая распространяет собственные ценности, и оказывает влияние на массы. Процесс коммуникации формирует общественно-социальную реальность, поскольку производство, потребление, подача и передача информации в 21 веке очень важная сфера жизни. Молодое поколение объединяется в глобальную информационную среду и в непосредственно глобальное общество потребления.
Специфика социализации молодого поколения в современное информационное общество заключается в непосредственном влиянии общественных и социальных трансформаций, а также в дальнейших последствиях становления информационного общества. Современное молодое поколение полностью лишено целостного смысла общественного существования и собственное роли, поскольку сегодня институты социализации весьма неустойчивы и не взаимосвязаны между собой. Таким образом, трансформационные изменения в мире, в том числе в Российской Федерации непосредственно связаны с масштабными изменениями в существовании информационных сетей, вместо традиционных институтов на первый план вышли современные интерактивные средства коммуникации.
1.2 Изучение процесса социализации и основных научных подходов в условиях развития современных информационных технологий
Любой человек, любой гражданин того или иного государства в ходе становления личности проходит определенный и очень важный период в жизнедеятельности - процесс социализации. Этот процесс является крайне существенным для индивидуума и общества, поскольку полноценный социум складывается непосредственно из отдельных структурных элементов. Для структурного элемента, то есть для личности и общества формируются различные общественные качества и социальные принципы. Так, существует множество условий, которые напрямую влияют на формирование и развитие личности и его поведения в жизни.4
Впервые, такое понятие как «социализация» рассматривал и изучал социолог из США Генри Гиддинс Франклин, а именно в 1887 году. В последствии его идеи были заложены, рассмотрены и развитых в множествах работ таких известных ученых, как: Габриель Тард, Зигмунд Фрейд, Джеймс Уильям. Они рассматривали процесс познания индивидуума и общества на всех этапах социализации в индивидуальном формате, который дает способность развиваться непосредственно обществу, передавать собственную культурную часть, правовую часть из поколения в поколение.
Примерно в двадцатом веке на процесс социализации некоторые ученые такие, как Хабермас Юрген, Парсонс Толкотт, Чарльз Кули, начали смотреть кардинально по-новому. Они рассматривали такой факт, что слияние непосредственно личности с нормами социума происходит из-за принятия общеизвестных социальных норм и установок. Развивающаяся личность в течение взросления контактирует с другими личностями и тем самым, формируются определенные ценности и морали.
Классические элементы механизма социализации — это семейные отношения, дружеские отношения, как на улице, так в и различных учреждениях, религия, политика. Однако, все большее и большее внимание оказывает на механизм социализации интернет.
Можно рассмотреть данный процесс с нескольких сторон. Так, процесс социализации — это такое автоматизированное внедрение развивающемуся человеку роли в социуме, без которой личность не сможет полноценно существовать в том или иной обществе или социальной группы. Вторая сторона такого механизма состоит прежде всего, в личностном формировании образа жизни и мышления, иными словами образа «Я».
5 В процессе социализации у человека непосредственно складываются определенные взгляды на мир, формируются жизненные позиции, определенные принципы касаемо государства и общества. На это способствовали всегда классические субъекты социализации, о которых шла речь выше. Однако, на сегодняшний день, субъекты социализации существенно изменились, как и непосредственно влияние их на формирование личности.
Если раннее классические субъекты внедряли в личность определенные ценности, морали, знания путем книг, развивающих игрушек, взаимоотношений от поколения к поколению, общественных традиций и т. п., то сегодня, технологический прогресс и такая социальная сфера, как интернет заменяют множество инструментов классических субъектов для формирования и развития личности в социуме.
Теперь, интернет является одним из основных средств массовой коммуникации, а также передачи данных, сформирована новая социальная форма, которая именуется в научных источниках, как «сетевое общество». Прежде всего, интернет-пространство — это теперь важная и обыденная часть социального общества, которая кардинально меняет жизнь множества людей, в частности, подрастающего поколения: расширился объем и скорость распространяемой информации, следовательно, увеличился выбор ролей в социуме, мотивов и форм поведения, появились новые варианты передачи социального опыта.
В наше время, сфера интернет-пространства, в том числе цифрового медиа напрямую связано с целостностью общества. Однако, нужно иметь в виду, что всемирная сеть Интернет - безграничное пространство, и поэтому возникает некое ощущение неполноты реального социального опыта. Безусловно, информационные технологии на данный момент очень продвинуты и полезны тем, что существенно облегчают жизнедеятельность индивидуума: быстрый поиск нужной информации, скоростная подача информации в массы и т. д. Однако, необходимо все же учитывать, что существует один существенный недостаток - огромный объем подаваемой информации абсолютно не контролируется.6
На сегодняшний день развивается и формируется новое поколение новейшего социального типа. Причин множество, однако основная - замещение Интернетом привычных классических форм социализации: живое общение, игровая форма. Группы людей имеют возможность образовываться по виртуальной реальности исходя из виртуального общения, виртуальных взглядов и т. д. Иными словами, теперь механизм коммуникации всецело отделяется от психического воздействия, телесного воздействия и других.