Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 92
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
автономная некоммерческая образовательная организация
высшего образования Центросоюза Российской Федерации
«Сибирский университет потребительской кооперации»
Кафедра теории и истории государства и права
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Теория государства и права»
на тему «Нетипичные источники права»
Студента 1 курса факультета «Юриспруденция»
Яшкиной А.В
Новосибирск 2023
Содержание
Введение 2
Глава 1. Понятие, сущность и основная характеристика источников права 4
1.1.Понятие и признаки источников права 4
1.2.Формирование нетипичных источников права 8
Глава 2. Нетипичные источники права 11
2.1.Характеристика нетипичных источников права 11
2.2.Виды и особенности нетипичных источников права 15
Глава 3. Нетипичные источники Российского права 19
Заключение 23
Библиографический список 25
Введение
Вопрос об источниках права является одним из традиционных в теории государства и права. Это вопрос также является и одним из дискуссионных, актуальных и недостаточно полно освещаемых в юридической литературе.
Для того чтобы право могло практически использоваться, оно должно быть структурно разработано и представлено адресатам в качестве официальной информации. Формы внешнего выражения права имеют богатую историю. Поэтому в и литературе и на практике допускается отождествление понятий источника и формы права. Однако сущестуют некие различия в понятиях. «Источник права» указывает на истоки правовой информации, и систему факторов, предопределяющих содержание этого явления.
Данный термин как минимум используется в двух смыслах, что свидетельствует о его неоднозначности. Именно данное обстоятельство способствует тому, что понятие источника права относится к числу дискуссионных в понятийном аппарате теории государства и права. Поэтому некоторые ученые-юристы считали, что стоит отказаться от использования понятия «источник права» и заменить его понятием «форма права». Другие авторы предлагали различать эти понятия, при этом отводя каждому из них собственное содержание и место в юридической науке. В частности, они предлагали употреблять термин "источник права" для обозначения материальных факторов, которые предопределяют необходимость издания правовых актов.
Все источники можно объединить в две группы: типичные (традиционные) и нетипичные (нетрадиционные).
Предметом данной курсовой работы выступают нетипичные источники права.
Таким образом, целью этой работы является раскрытие понятия, видов и сущности нетипичных источников права.
Глава 1. Понятие, сущность и основная характеристика источников права
-
Понятие и признаки источников права
Слово «источник» в русском языке имеет множество значений, но встречается особое значение данного понятия. Источник представляет собой письменный памятник, документ, на основе которого строится научное исследование. В этом смысле большое количество ученых имеют в виду правовые памятники, которые когда-то имели значение действующих юридических актов. Таким образом, именно на исследовании таких памятников, как «Законы Хаммурапи», «Русская Правда», мы строим свои знания о правовых системах прошлого. В таком значении понятия «источник» речь идет об источниках познания права.
Именно из этого смысла слова «источник» является возможным формулировка юридического значения понятия «источник права». Если источник представляет собой определенный документ, то под источником права понимают определенный правовой документ, акт. Важно понимать, что не все правовые документы следует относить к источникам права, а только те, которые связаны с основным пониманием права как нормативного регулятора общественных отношений. Таким образом, к источникам права можно отнести только те правовые документы, которые имеют нормативное значение, в которых закрепляются общеобязательные правила поведения.
Как правило, формы такого рода закреплений могут быть разными. Они могут быть выражены в общем виде, либо на примере разрешения судом конкретного дела, либо сформированы в результате договорной практики правотворческих органов, а могут быть просто санкционированы государством и т.д. В этой связи, следует говорить о формировании круга правовых документов, которые следует рассматривать в качестве источников права. К ним относятся: нормативный акт, нормативный договор, судебный прецедент правовой обычай и другие.
Большое количество ученых, среди которых есть и специалисты отраслевых юридических наук, считают, что термины «форма права» и «источник права» могут иметь тождественное значение в том случае, если под источником права понимать только специально-юридический, формальный аспект. В данном смысле в учебной и научной литературе используется словосочетание источник (форма) права.
Следовательно, в специально-юридическом смысле источник права представляет собой официально принятые в отдельном государстве формы и способы возведения в закон государственной воли, которая рассчитана на многократное применение.1
О.В. Мартышин формулирует подобное толкование источника права. Под источником права он понимает сформировавшийся или определенный государством способ оформления веления, содержащегося в норме права.2
Считается, что такое определение, которое акцентирует внимание на формах и способах внешнего выражения государственной воли, довольно точно определяет результаты и процесс правотворчества. «Формы возведения в закон государственной воли» обнаруживают его закрепление и воплощение в системе юридических документов, которые выступают носителями правовых норм, а «способы» раскрывают многообразие правотворчества и его социальную обусловленность.
Предложенное толкование источника права не противоречит пониманию его как внешней формы объективизации, выражения права или закрепления нормативной государственной воли. Оно дает возможность концентрировать внимание на юридическом выражении источника права в системе официальных документов и на его правотворческом характере. Это все дает возможность выделить и проанализировать основные признаки источника права. К признакам источника права можно отнести такие признаки, как его правотворческая значимость; содержание в виде юридически оформленной государственной воли; государственная гарантированность и обязательность; особая юридическая форма; установление основ правового регулирования в отдельных сферах общественной жизни.
Рассмотрим правотворческое значение источника права. Оно определяется тем, что источник права либо формируется в процессе специальной правотворческой деятельности, либо его практическое значение проявляется в установлении норм права, которые создаются в особом порядке. В первом случае источники права в виде договоров, нормативных актов проходят особую процедуру разработки и принятия, наделяясь при этом официальной юридической силой. Во втором случае юридичсекая практика, правовая доктрина, обычаи, религиозные догматы имеют возможность приобрести правотворческое значение в результате их санкционирования органами государственной власти.3
Основной смысл государственного санкционирования норм, которые создаются субъектами, не обладающими правотворческими полномочиями, заключается в том, что происходит «возведение в закон», а именно наделение юридической силой правил общественного поведения, до этого не обладавших свойством государственной обязательности.
Источник права представляет собой официальную форму выражения и закрепления государственной воли. Государственная воля, в зависимости от исторического типа государства, права и особенностей сложившегося в данном обществе политического режима, может быть представлена либо в виде системы коренных и принципиальных интересов господствующего класса, а в определенные периоды даже одного лица, либо как сложное выражение политической борьбы и сотрудничества социальных слоев, которые принимают участие в правотворческой деятельности и политике.
Значимым признаком источника права также является его государственная обязательность и гарантированность. В данном смысле источник права являет собой не просто «емкость», наполненную нормами права, а юридический документ, который обладает свойством протекающей во времени государственной обязательности и служит основанием для применения мер государственного принуждения. Это правовой акт, который включает в себя запреты, дозволения, позитивные обязывания, несоблюдение которых повлечет за собой своеобразное применение механизма правоохранительной деятельности. Всегда обязательна ссылка на определенный источник права, которая сообщает черты легитимности и законности применяемого государственного принуждения. Всякие меры государственного принуждения нелегитимны и незаконны без источников права.
Источники права также характеризуются специфической формой выражения. В связи с этим, в науке отмечается, что форма определяет своеобразную юридическую материю, само содержание права, в процессе воплощения его в юридических структурах.4 Содержание права напрямую зависит от государственной воли, но юридическую силу оно получает только лишь с момента придания ему соответствующей формы.
Важными признаками источников права являются юридические последствия их установления, введения в действие в виде закрепления основ типичного правового регулирования в отдельных сферах общественной жизни. Таким образом, источник права закрепляет за собой регулирование особой сферы общественной жизни, а также целенаправленно воздействует на строго определенные виды общественных отношений. В него заложены все юридические возможности обеспечения действенного правового воздействия на общественную жизнь. Определяя истоки, начала правового регулирования, источники распределяют и концентрируют энергию правовой материи по основным отраслям и институтам права.
Возвратившись к общему пониманию источников права, надлежит обратить внимание на проблему многообразия их видов, которая раскрывается в различных классификациях.
-
Формирование нетипичных источников права
Издавна внимание отечественных правоведов привлекали проблемы теоретического освоения природы юридических источников позитивного права, в особенности в их типичном для России варианте. Вместе с исследованием традиционных для нашей страны источников права правовой обычай (обычное право) и прецедент, как феномен судебного правотворчества, также изучались в дореволюционной российской науке. В советское время традиционно внимание было уделено анализу типичных источников права: законов и подзаконных актов. Раскрывались их иерархические связи, юридическая природа, а также их отличие от других правовых актов.
Однако научно-теоретические исследования в области юридических источников позитивного права в 90-е гг. XX в. получили новый импульс, чему способствовали такие обстоятельства, как: формирование специфических источников личного права и возрождение идей частного права; внедрение в правовую систему России общепризнанных принципов и норм международного права; деятельность Конституционного Суда по формированию правовых позиций; становление института конституционного судопроизводства; укрепление независимости и самостоятельности судебной власти в процессе проведения судебной реформы. Эти обстоятельства явились толчком к активным исследованиям новых, нетипичных для прежней правовой системы России источников позитивного права. Активно подвергается рассмотрению проблема внедрения в правовую систему России классической доктрины прецедента, аргументируется прецедентный характер некоторых судебных решений, а также вероятности легализации их как источников права. Подергается пересмотру положение частного договора в научной картине мира.5 Значение своеобразного нетипичного источника частного права придается договорам.
Все-таки нетипичные источники права все еще являются малоизученными правовыми феноменами. Юридическая природа таких источников права нуждается в основательных исследованиях и в исчерпывающем обсуждении. Как правило, нынешние разработки в этой области осуществляются с учетом факторов англо-американской теории судебного прецедента. Обнаружение юридической природы активно формирующихся нетипичных юридических источников современного российского права затрудняет тот факт, что фактически новые источники права изучаются в русле доктрины общего права.