Файл: Российский государственный социальный университет Факультет политических и социальных наук Кафедра психологии, конфликтологии и бихевиористики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Первая глобальная научная революция


Первая глобальная научная революциязавершилась формированием науки как социального института в XVI-XVII вв. благодаря исследованиям Г. Галилея, П. Гассенди, Р. Декарта, И. Ньютона и других, в ходе которых была создана первая фундаментальная естественнонаучная теория (в строгом смысле этого слова) - механика. Она стала ядром механической картины мира, в которой мироздание представлено как бесконечное число атомов, перемещающихся в пространстве и времени по неизменным законам движения. Универсальным средством материальных тел выступает тяготение (гравитация), которое проявляется в их взаимном притяжении. В механической картине мира пространство и время мыслятся как две сущности, не зависящие ни от материи, ни друг от друга. Взаимодействие тел, обладающих массой (что эквивалентно их материальности), рассматривалось с позиций принципа дальнодействия: взаимодействие передается на любое расстояние мгновенно без участия какого-либо материального агента в абсолютной пространственно-временной среде. Любое событие в этой картине мира жестко детерминировано, предопределено, свершается с «железной» необходимостью. Любая случайность исключена, она трактуется как недостаток знания, его ограниченность. В этом аспекте механическую картину мира характеризует «демон Лапласа» - гипотетический разум, способный обозревать весь мир, точно реконструировать прошлое и предсказывать будущее любого тела на основе знания его пространственных координат в настоящий момент времени, равно как и всех сил, воздействующих на него.

В механической картине мира природа предстает как монолит, внутри которого исчезает различие между живым и неживым, механическим и телесным. Поэтому гипотетическое исчезновение живого и разумного - человека - ничего не изменило бы в мире. Такое представление о жизни и разуме стало возможным в результате абсолютизации в механической картине мира редукционизма, т.е. сведения всех многообразных явлений универсума к простым и неизменным частицам материи - атомам и законам их движения.

С этого момента и вплоть до 30-х гг. XX в. длился классический этап развития науки, прежде всего классического естествознания.

Вторая глобальная научная революция


Вторая глобальная революция в науке проходила в ходе создания теории относительности и квантовой теории, которые послужили фундаментом квантово-релятивистской (квантово-полевой) картины мира, характеризующей неклассический этап развития науки.


Первоначально теория относительности А. Эйнштейна создавалась с целью разрешить трудности, возникшие в электромагнитной картине мира (недостаточность объяснения фотоэффекта, линейного спектра атомов, теплового излучения и т.д.). Эпохальные открытия на рубеже XIX-XX вв. стали основой неразрешимых противоречий между фундаментальными постулатами и представлениями электромагнитной картины мира и новыми фактами и идеями, например М. Планка, высказанными по поводу этих фактов.

В этой картине мира нашли свое разрешение противоречия и парадоксы первых двух научных картин мира, что стало возможным благодаря открытию нового уровня организации материального мира - микромира. Квантово-полевые представления о материи позволили свести воедино противоположные свойства материальных объектов - непрерывность (волна) и прерывность (дискретность). Установление единства противоположностей в строении материи позволило отказаться от постулата о неизменности материи. Переход квантового поля из одного состояния в другое сопровождается взаимопревращением частиц друг в друга, аннигиляцией одних частиц и порождением других.

Кардинально меняются представления о пространстве и времени, свойства которых определяются характером движения материальных систем. Как следствие, в квантово-полевую картину мира вводится представление о едином пространственно-временном континууме, окончательно утверждается относительность основных форм существования материи.

В новой картине мира существенно трансформируется понимание о закономерности и причинности, их вероятностной природе. Фундаментальными признаны статистические законы, частной формой которых выступают динамические. Принципиально новым является постулат о закономерной взаимосвязи свойств изучаемых объектов и наблюдателя, человека. Более того, утверждается фундаментальная согласованность основных законов и свойств Вселенной с существованием в ней жизни и разума.

Третья глобальная научная революция


Третья глобальная революция совершается в наши дни (началась приблизительно в 70-е гг. XX в.). Ее сущность связана с утверждением в науке принципов развития, системности и самоорганизации, а также антропного принципа. На их основе формируется новая научная картина мира — эволюционно-синергетическая. С началом этой революции наука вступила в новую стадию своего развития— постнеклассическую.



Одна из комплексных научных революций в науке связана с созданием квантовой теории, которая стала причиной радикальных изменений не только в физике, но и в химии и гeoлогии. Как следствие, возник целый ряд пограничных наук - квантовая химия, физическая химия, геохимия и др.

Примером же частной научной революции может служить создание генетической теории в биологии.

Заключение


Научным революциям принадлежит решающая роль в обновлении и быстром росте новых научных знаний, в качественном изменении представлений о мире и человеке, в обеспечении жизнеспособности рода Homo sapiens.

Бифуркации или качественные изменения в развитии науки зависят не только от внутренней логики ее развития, совершенства ее понятий и теорий, но главным образом от того, в какой мере она способствует выполнению таких основных ее функций, как объяснение существующих фактов действительности и предсказание новых фактов для рационального осмысления и эффективного действия в будущем.

Концепция Т. Куна о структуре научных революций представляет собой интересную и полезную схему (модель) того, как и благодаря чему происходит замена научных теорий и систем взглядов (парадигм) новыми, радикально изменяющимися мировоззренческими теориями или способами научного мышления. Конечно, сама концепция Т. Куна обречена пройти этот путь парадигм и уступить место более продвинутым представлениям о механизмах развития науки. Как и большинство других правильно сформулированных понятий и гипотез, она может и должна быть подвергнута процедуре фальсификации (в терминологии К. Поппер5)., т. е. Можно предположить, что верификация концепции Т. Куна началась уже с момента ее публикации.

Революция предполагает глубокое качественное изменение в развитии явлений природы, общества или знания или радикальное преобразование производительных сил, основанное на превращении науки в ведущий фактор развития общества, в непосредственную производительную силу. Между тем далеко не каждый сдвиг парадигмы, овладевающий сознанием даже после исчезновения сторонников прежних концепций, догм, учений и мировоззренческих структур, соответствует революционным изменениям в науке. Некоторые теории, старея, уходят в прошлое (а некоторые – не навсегда) без каких-либо революционных, психологически сложных или катастрофических изменений в прогрессивном ходе науки и в менталитете научного общества.


Революции в науке представляют собой своеобразные «точки бифуркации» в процессе самоорганизации научного знания, а значит, характеризуются неопределенностью и непредсказуемостью. Отсюда вытекает невозможность предсказания победы одной из конкурирующих научных парадигм, научно-исследовательской программы, теории, подхода и т.п. Однако хаос научной революции — один из сущностных факторов, формирующих среду интенсивного научного поиска «заряженных» эвристической силой идей, гипотез, теоретических конструктов, разработка, апробация и селекция которых позволит увидеть новые горизонты научного познания мира.

Список использованной литературы


  1. . Барабанов, В.Ф. Научно-техническая революция и судьбы природы / В.Ф. Барабанов. - М.: Знание, 2021. - 706 c.

  2. Гвишиани Д. М., Научно-техническая революция и социальный прогресс, «Вопросы философии», 1974

  3. Глаголев В. Ф., Гудожник Г. С., Козиков И. А., Современная научно-техническая революция, М., 1974.

  4. И.Лакатос, Методология научных исследовательских программ//Вопросы философии, 1995, №4, стр.135-154

  5. Канке, В. А. Основные философские направления и концепции науки: Учебное пособие для вузов / В.А. Канке. - М.: Логос, 2004. - 328 c.

  6. Кирсанов, В.С. Научная революция XVII века / В.С. Кирсанов. - М.: Наука, 1987. - 344 c.

  7. Кузнецов В. Н. Понять науку в контексте культуры / В. Н. Кузнецов. - М.: ACT, 2001. — 215 с.

  8. Кун Т. Структура научных революций: Пер. с английского. Компания. Кузнецов В. Ю. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. 605 с.

  9. Микешина Л. А. Проблема универсальности понятия научной революции.

  10. Поппер К. Логика и рост научного знания. Избранные работы. ‒ М.: Прогресс, 1983. ‒ 605 с.

  11. Степин, В. С. Теоретическое знание : структура, ист. эволюция / В. С. Степин. – М.: Прогресс-Традиция, 2000. – 743 с.

  12. Ф. Франк, Философия науки. Связь между наукой и философией. Издание второе, М,:URSS

  13. Философский энциклопедический словарь. – М.: Совет. энцикл., 1989. – С. 460.

  14. Э.Эзер, Динамика теорий и фазовые переходы//Вопросы философии, 1995, №10, стр.37-44

  15. Яковец, Ю. В. Формирование постиндустриальной парадигмы: истоки и перспективы // Вопр. философии. – 1997. – № 1. – С. 3.

1 Кун Т. Структура научных революций: Пер. с английского. Компания. Кузнецов В. Ю. - М.: ООО «Издательство АСТ », 2003. 605 с.

2 Гвишиани Д. М., Научно-техническая революция и социальный прогресс, «Вопросы философии », 1974

3 Глаголев В. Ф., Гудожник Г. С., Козиков И. А., Современная научно-техническая революция, М., 1974.


4 Кун Т. Структура научных революций: Пер. с английского. Компания. Кузнецов В. Ю. - М.: ООО «Издательство АСТ », 2003. 605 с.

5 Поппер К. Логика и рост научного знания. Избранные работы. ‒ М.: Прогресс, 1983. ‒ 605 с.