Файл: Освещение петровских реформ в отечественной историографии.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 44
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание
-
Освещение петровских реформ в отечественной историографии
(3-5 стр)
-
Проследите эволюцию роли религии в нашей стране ,начиная с киевской Руси и до современной России. Сделать выводы о причинах на каждом этапе развития. (6-10 стр)
-
Покажите достоинства и недостатки советского строя, созданного большевиками (с1917г. По 1991г.) (10-15 стр) -
Список литературы
-
Освещение петровских реформ в отечественной историографии
Освещение петровских реформ в отечественной историографии
Вопрос о результатах реформ Петра и его наследии является дискуссионным. 1. С одной стороны, несомненна модернизация экономики при Петре, построение им самостоятельной промышленной базы России. Однако из-за мощного давления и контроля государства утверждение рынка, конкуренции, становление частного предпринимательства шло медленно. Крепостничество также тормозило развитие капиталистических отношений. 2. В России при Петре появилось светское специальное образование. Но была подорвана зарождавшаяся народная, национальная высшая и средняя школа, а Академия наук, университет и гимназия при ней, основанные императором, в значительной мере выполняли сугубо престижные функции. 3. Церковь подверглась секуляризации, стала частью государственного аппарата. Однако этот шаг одновременно означал моральную абсолютизацию всех деяний государственной, императорской власти, её освобождение от всех нравственных норм. 4. Были преобразованы (на европейский манер) быт и культура, но этот шаг положил начало национальной трагедии –расколу общества на «почву» и «цивилизацию».
Цивилизационные элементы | «Почва» | «Цивилизация» |
1 | 2 | 3 |
1. Социальные группы | Общинное крестьянство, рабочие и ряд других категорий населения, ориентированных на уклад жизни, характерный для Московского царства (подавляющее большинство населения). Общинно-корпора-тивное устройство | Собственники, интеллигенция и ряд других категорий населения, ориентированных на европейский (прозападный) уклад жизни (крайне малочисленны). Классовое устройство |
2. Экономический уклад | Патриархально-общинный и феодальный | Рыночный, капиталистический. Однако в России он носил деформированный характер (чрезмерное воздействие государства на экономику, отсутствие достаточно развитого частного предпринимательства, рынка рабочей силы и потребления и т.д.) |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 |
3.Духовные ценности | Православные идеалы. Пра-вославное образование (духовные школы, семинарии). Православная и патриархальная культура (жития и сказы, икона и лубок, скоморохи). Использование в разговорной речи русского языка | Духовные поиски в области масонства, протестантизма и атеизма. Светское, специальное образование. Наука. Светская и прозападная культура (повесть и роман, жанровая живопись и портрет, театр). Использование в разговорной речи иностранных языков |
4. Черты менталитета | Коллективизм («соборно-сть»), стремление к социальной справедливости, «нестяжательство», «духовность» | Индивидуализм, уважение к частной собственности, конкуренции, рационализм |
5. Отношение к политическому устройству | Сакрализация власти, вертикальные связи | Рационализация власти, горизонтальные связи |
Цивилизационный раскол российского общества сохранялся на протяжении двух веков и стал, по мнению большинства российских и зарубежных историков, причиной глубоких социальных потрясений и катаклизмов. Все остальные противоречия русской жизни (социальные, классовые, религиозные и др.), накладываясь на этот главный, глубинный раскол, многократно осложнялись и обострялись.
В целом материалистическое направление историографии, отдающее приоритет развитию общества (советские историки Б.А. Рыбаков, Н.И. Павленко, В.И. Буганов и др.), оценивает результаты реформ Петра как однозначно способствовавшие прогрессу России. Либеральное же направление (И.Н. Ионов, Р. Пайпс и др.), отдающее приоритет развитию личности, считает, что преобразования максимально сузили в пользу государства свободу личности и способствовали движению России не в сторону западного, а в сторону восточного цивилизационного пути развития.
Не меньшие споры в научном мире вызывает сущность преобразований Петра: что они представляли собой – реформы или революцию? Сторонники первой точки зрения аргументируют своё мнение следующим образом. 1. Преобразования проводились «сверху» самим монархом и ничего радикально не изменили в феодально-крепостническом характере социально-экономического строя и абсолютистской форме государственного правления. Преобразования только укрепили их. 2. Кроме того, реформы, по их мнению, не поддерживались подавляющим большинством общества и даже вызвали несколько мощных социальных взрывов. В этихвосстаниях участвовали слои населения, наиболее пострадавшие от преобразований:а) казачество и крестьянство – восстание Кондратия Булавина 1707– 1708 гг.; б) посадские – астраханское восстание 1705–1706 гг.; в) «инородцы» – башкирские восстания 1705 и 1711 гг. Этой точки зрении придерживалось большинство советских историков. Сторонники второй точки зрения обращают большее внимание на следующее: 1) сравнительно сжатые темпы преобразований; 2) их радикальный характер; 3) насильственные методы проведения преобразований; 4) хозяйственное разорение государства, колоссальный рост налогов (увеличившихся в семь раз, особенно благодаря распространявшейся на крестьян и низы горожан
подушной подати), убыль населения в результате смертности и бегства (от 20 до 40 %) и в целом − на резкое опережение внешнеполитических успехов страны, её политического развития по сравнению с экономическим «базисом». Это, по их мнению, и отличает революцию от реформ (П.Н. Милюков, Н.Я. Эйдельман).
-
Проследите эволюцию роли религии в нашей стране ,начиная с киевской Руси и до современной России. Сделать выводы о причинах на каждом этапе развития.
Крещение Руси
Официальная история Русской Церкви берет своё начало в 988 году, когда по решению князя Владимира Русь приняла крещение по греческому образцу. Это событие описывается в Повести временных лет. Это самая ранняя из дошедших до нас летописей, которая датируется 12 веком. В ней описывается красивая легенда о том, почему Владимир выбрал именно греческий вариант христианства. Согласно ей, к князю приходили послы от разных религий: мусульмане, иудеи, посланники Папы Римского и византийцы. Мусульманам Владимир отказал из-за запрета на вино, иудеям, так как они не имели собственного государства, посланникам Папы из-за давней вражды, а вот рассказ посла из Византии произвёл на князя впечатление. Позже Владимир отправил посланников, чтобы посмотреть на обряды каждой из религий, но лишь византийские произвели на них впечатление.
Говорить о том, что это, скорее всего, не более чем легенда нам позволяют выводы современных историков. Вероятно, выбор религии был обусловлен политическими факторами. Во-первых, славяне имели давние связи с Византией. Во-вторых, в 10 веке эта страна была одной из самых могущественных в военном и культурном плане, и объединение с ней на религиозной основе было очень выгодно для молодой Киевской Руси.
Первые пять столетий Русская церковь не имела самостоятельности и подчинялась константинопольскому патриарху, которой назначал главу Русской церкви (митрополита) из числа греков. Эта ситуация изменилась в 1051 году, когда князь Ярослав Мудрый добился того, чтобы главой впервые стал русский – митрополит Иларион.
Практически сразу после официального распространения христианства, на Руси основываются монастыри, которые становятся центрами духовной и культурной жизни. В них пишутся летописи и книги, создаются иконы. Один из самых известных монастырей — Киево-Печерская лавра, был основан в 1051 году и до сих пор остаётся одной их важнейших православных святынь.
До 13 века резиденцией митрополита был Киев
, однако, ввиду его упадка после нашествия Золотой Орды, в 1299 году резиденция была перенесена в город Владимир, а позже, в 1325 году, в Москву.
Последним митрополитом, которого назначал Константинополь был грек Исидор (1436 год). Он был сторонником т.н. Унии – объединения римской и византийской церквей. Однако, в самой Византии это начинание поддержали только патриарх и император. В конечном итоге сближения церквей не состоялось. Так произошло окончательное их разделение, и становление католичества и православия как разных ветвей христианства.
Москва – Третий Рим
Стремления митрополита Исидора не были поддержаны и в Москве. В 1448 году Московский князь Владимир назначает главой Русской церкви епископа Иону. Данное назначение он не согласовывает с Византией (напомним, что император и Византийский патриарх поддерживали Унию). Таким образом с 15 декабря 1448 года Русская церковь де-факто становится самостоятельной.
При правлении Ивана III (1462-1505) происходит объединение значительного количества русских земель вокруг Москвы, проводятся важные экономические и политические реформы. На фоне падения Константинополя в 1453 году от турок, укрепление Московской государственности формирует концепцию, которая позже будет названа «Москва – Третий Рим». Русская церковь объявила себя единственный наследницей истинного учения Христа. Приверженцы других христианских течений не считались истинными, и должны были заново проходить обряд крещения при переходе в русское православие.
В конце 16 века Русская церковь признается независимой де-юре, а митрополиты получают сан патриарха. Это самое высокое звание в православной церкви. С этих пор глава Русской церкви и формально и официально равен в правах с греческими патриархами.
Первый патриарший период
Под таким названием в историю Русской церкви вошёл отрезок с 1589 по 1700 год. В этот период церковь укрепляет своё влияние, а патриарх, как её глава начинает играть все большую роль в политической жизни страны. В том числе, церковь добивается того, что с 1625 года на принадлежащие ей земли (которых было не мало) не распространяется юрисдикция государства. По сути, она становится государством в государстве.
На протяжении 17 века Русская церковь активно занимается миссионерской деятельностью в Сибири, Карелии и Казанском крае. Создаются новые типографии, развивается духовная литература. В середине века патриарх Никон проводит реформы, которые главным образом касаются исправления богослужебных книг. В результате реформ происходит раскол церкви и появляется старообрядчество. С 1666 года старообрядцы преследуются уголовно на государственном уровне. В итоге это вызовет довольно масштабные репрессии против противников церковной реформы Никона. Многие старообрядцы будут вынуждены переселиться на окраины страны или за границу. Так большая община староверов появилась на территории нынешней Латгалии (восточной части Латвии), которая тогда была в составе Речи Посполитой. В том числе, немалая староверская община проживает и в Даугавпилсе. Конфликт между православными и староверами полностью не исчерпан до сих пор.
Синодальный период
Пётр I опасался большого влияния церкви на политическую жизнь в государстве, это мешало ему в полной мере проводить намеченные реформы. Когда в 1700 году умирает патриарх Адриан, Пётр I запрещает избирать нового главу церкви и некоторое время спустя учреждает Священный Синод. Синод — это своего рода парламент, который может принимать решения, связанные с жизнью церкви. В большинстве православных церквей такой орган существовал давно и был призван ограничивать власть патриарха, однако в русской традиции патриарх всегда был единоличным правителем церкви.
Синод, который создал Пётр I являлся государственным органом, членом которого был и сам царь. Это привело к ослаблению позиций церкви, которая теперь стала более закрытой, был ограничен доступ к духовенству из других сословий. По сути все священнослужители становятся государственными чиновниками. Такой порядок сохраняется до революции.
Второй патриарший период
В 1917 году Русская церковь воспользовалась сложной политической ситуацией, чтобы вновь увеличить свой вес в обществе. Несмотря на то, что многие члены Временного правительства были против восстановления власти патриарха, успех большевиков, которые были антирелигиозны в своих взглядах, позволил церкви «продавить» свою позицию.
Однако, стоит заметить, что церковная иерархия не была восстановлена в своём первоначальном виде. Был оставлен Священный Синод и организован Высший церковный совет. Оба эти органа не позволяли патриарху иметь абсолютную власть над церковью, и каждому были даны свои полномочия. Так Синод занимался вопросами церковного служения, а Высший церковный совет административными делами.
Победив в гражданской войне, большевики взяли курс на искоренение религии. Изначально был принят лишь указ о полном отделении церкви от государства и о прекращении финансирования церкви. На деле же, любая активность священнослужителей воспринималась как призыв к саботажу. Многие были репрессированы: расстреляны или отправлены в лагеря.
К 1939 году была практически уничтожена структура церкви, отсутствовало централизованное управление. Большинство духовенства ушли в подполье, организовав так называемую Катакомбную церковь, которая смогла сохранить несколько сотен приходов и единую структуру управления.