Файл: Освещение петровских реформ в отечественной историографии.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 50
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Во времена Второй мировой войны советскому руководству требовались дополнительные стимулы для поднятия боевого духа и сплочения солдат, и оно прибегло к помощи церкви. Несмотря на официальную политику, в стране оставалось очень большое количество верующих, для которых патриарх был авторитетом. Так во время войны была разрешена религиозная деятельность, восстанавливались многие храмы.
Вторым важным поводом для ослабления антирелигиозной политики стали условия западных союзников, в основном президента Рузвельта, который через своего личного представителя в октябре 1941 года заявил, что оказание помощи Советскому Союзу напрямую зависит от позиции государства в отношении церкви.
В послевоенное время Русская церковь уже не встречала такого жёсткого противостояния. Но государство, всё же, старалось её контролировать и не допускать масштабного расширения. Церковная деятельность была обложена налогами, которые заметно превышали остальные. Порой, священнослужителям требовалось отдавать вплоть до 85% своих доходов.
Новая антирелигиозная кампания развернулась при Никите Хрущёве. Церковные структуры были загнаны в ещё более жёсткие налоговые и правовые рамки, в СМИ велась агитация, призванная показывать религию как пережиток прошлого. Однако, что самое важное, не принимались никакие попытки уголовного преследования.
После отставки Хрущёва, вплоть до 1980-х годов отношения государства и церкви были довольно стабильными. Активная антиклерикальная кампания была прекращена, немного ослабли налоги, которые, несмотря на это, всё равно значительно превышали те, которые взымались с других организаций.
Во время Перестройки впервые за многие годы значительно увеличилось количество новых храмов, были сняты почти все ограничения на религиозную деятельность, ослаблены финансовые обязательства церкви перед государством. Переломным моментом стало празднование 1000-летия Крещения Руси в 1988 году. Был снят запрет на освещение религиозной жизни по телевидению. Впервые в СССР люди смогли увидеть прямые трансляции богослужений. Важным маркером стало и то, что в 1989 году порядка 300 священнослужителей стали народными депутатами различных уровней.
Современная ситуация
Сегодня Русская Православная Церковь имеет довольно высокий вес обществе, и, порой, играет далеко не последнюю роль в политической жизни страны.
Но не обходится без кризисов: начиная с 90 годов православная церковь на Украине стремится отделиться от Московского патриархата и получить независимость. Сегодня этот конфликт ощущается довольно остро, и, скорее всего, раскол церквей произойдёт. Нарастает недовольство и в либеральных кругах, которые считают, что церковь и государство сегодня слишком тесно связаны.
3. Покажите достоинства и недостатки советского строя, созданного большевиками (с1917г. По 1991г.)
Советский строй - это реализация цивилизационного проекта, рожденного Россией и лежащего в русле ее истории и культуры, это было жизнеустройство со своим типом хозяйства, государства, национального общежития. Советская система сложилась в ходе революции 1905-1917 гг., гражданской войны, НЭПа («Новой экономической политики» 20-х годов), коллективизации и индустриализации 30-х годов.
Первым конституционным законом обобщающего характера для Советской России стала разработанная Лениным Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа. Всероссийский съезд Советов утвердил Конституцию РСФСР, основной задачей которой стало установление диктатуры пролетариата и беднейшего крестьянства в целях полного подавления буржуазии. Она открыто провозглашала классовый принцип организации власти и демократических прав. Отменялась плата за обучение, упразднялось преподавание Закона Божьего, вводилось новое правописание. Конституция РСФСР 1925 г. установила, что фабрики, заводы, водный, железнодорожный и воздушный транспорт и средства связи составляют собственность государства.
Коммунистическая партия, пролетарское государство уделяли большое внимание развитию марксистской исторической науки и пропаганде исторических знаний; историческая наука заняла важное место в ряду общественных наук, призванных служить коммунистическому воспитанию трудящихся. Были приняты меры, обеспечивавшие развертывание исторических исследований: открыт доступ к новым архивным материалам, созданы новые научные учреждения.
Особенностью Советского государства, как государства нового типа, являлось также то, что советская власть стала величайшей школой государственного управления. Участвуя в государственном управлении, рабочие и крестьяне на собственном опыте осваивают труднейшее и ответственейшее дело организации государственных учреждений, руководства их работой в интересах трудящихся масс. Советская власть, как новый тип государственной власти, обеспечивает большинству населения возможность проявить свои организационные, административные и иные творческие силы и таланты, самую широкую самодеятельность и инициативу, выдвигая тысячи и тысячи новых людей, подлинных героев борьбы и труда. Широчайшая инициатива народных масс, подъем все новых народных пластов к вершинам политической жизни – характерная новая черта созданного Октябрьской революцией Советского государства. Как государство пролетарской диктатуры, Советское государство является подлинно народным государством. Это его первая и основная особенность. Из всех государств, существующих в мире, только Советское государство – самое демократическое государство и по классовой сущности и по государственной форме, государство, в котором последовательно проведены принципы демократии, так как Советы являются самой всеобъемлющей организацией трудящихся масс, охватывающей без исключения всех рабочих, крестьян, интеллигенцию – все трудовое население страны.
Результатом индустриализации и коллективизация в СССР стало формирование новой, невиданной ранее хозяйственной модели. Из сферы экономики ушло понятие частной собственности, вместо нее почти безраздельно утвердились другие формы — государственная и колхозно-кооперативная. Все рычаги управления экономической жизнью были сосредоточены в руках государства. Оно утвердило плановые начала хозяйственной жизни, их основой стали пятилетки. Советское хозяйство представляет собой как машину в состоянии равновесия, которая работает на основе купли-продажи, эквивалентного обмена. Но существуют и другие типы хозяйства, причем весьма сложно организованного, при которых ценности и усилия складываются, а не обмениваются - так, что все участники пользуются созданным сообща целым. Таковым являются, например, хозяйство семьи или крестьянского двора. Таковым было и советское плановое хозяйство. Именно сложение ресурсов без их купли-продажи позволило СССР после колоссальных разрушений 1941-1945 гг. очень быстро восстановить хозяйство и в 1948 г. СССР превзошел довоенный уровень промышленного производства Советский строй породил тип промышленного предприятия, в котором производство было неразрывно переплетено с поддержанием важнейших условий жизни работников, членов их семей и вообще "города". Это переплетение, идущее от традиции общинной жизни, настолько прочно вошло в массовое сознание, что казалось естественным. СССР стал супердержавой, позиция которой определяла равновесие сил в мире.
Конституция 1936г. гарантировала право на труд, на отдых, на материальное обеспечение в старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности, закрепив и обязанность трудиться, вводились единые трудовые книжки. Конституционный принцип “от каждого - по способности” означает обязательство государства организовать хозяйство таким образом, чтобы всем трудоспособным было обеспечено рабочее место. Изменился классовый состав населения: значительно вырос рабочий класс, новым, существенно иным классом стало колхозное крестьянство. Сформировалась многочисленная интеллигенция, почти на 90% состоявшая из выходцев из рабочих и крестьян. В 1940 г. была повышена обязательная мера труда. Был установлен 8-часовой рабочий день, предприятия и учреждения были переведены на шестидневную рабочую неделю, а впоследствии на пятидневную. Успехи системы здравоохранения, образования и воспитания, культуры, политика поддержки семьи и материнства, занятости и т. д., созданные в советском государстве, были признаны во всем мире.
Особенностью советского государства была руководящая роль Коммунистической партии. Партия осуществляла подбор кадров на все руководящие государственные должности с помощью механизма номенклатуры. Руководство партии принимало все важнейшие решения, которые в форме директив передавались Советам. Советы осуществляли эти директивы как свои решения или совместные с партией постановления, поскольку цели были общие. Руководящая роль Коммунистической партии выражалась в наличии реальной и авторитарной власти Генерального секретаря ЦК. Власть Генерального секретаря представляла собой одну из разновидностей президентской диктатуры. Советское государство не выработало механизма периодической передачи власти от одного вождя к другому, что создавало напряжение в обществе всякий раз, когда умирал очередной вождь. Правда, будучи не правовым, советское государство смогло реализовать социальную функцию.
В 1960-1970-е годы в СССР успешно развивалась наука, а система образования считалась одной из лучших в мире. Поощрялся культ знаний. По данным ООН, население СССР было одним из наиболее образованных и читающих в мире.
Федеративная политика была направлена на предоставление большей самостоятельности республикам и на выравнивание уровня их экономического развития. Последнее достигалось в том числе за счет приоритетного финансирования экономически слабых регионов за счет общего бюджета. Много внимания уделялось интернациональному воспитанию, пропаганде дружбы народов, поддержке национальных культур, считавшихся достоянием многонациональной советской культуры. Была выдвинута концепция о формировании в СССР новой общности людей - «советский народ». Нельзя сказать, что усилия властей не принесли свои плоды, доказательством чему стало растущее число межнациональных браков.
В целом в материальном и бытовом плане в сравнительно короткий срок 1960-1970-х годов жизнь советских людей заметно улучшилась. Граждане начали забывать бедствия военных лет и жестокость сталинского режима, жизнь приобрела черты стабильности и предсказуемости, уверенности в завтрашнем дне. В стране практически отсутствовала безработица. Почти в каждом доме появились телевизоры, холодильники, стиральные машины. В городах наращивались объемы строительства государственного жилья, передаваемого гражданам бесплатно (официального рынка жилья в стране не существовало). С 1970-х годов в СССР началось массовое производство автомобилей для личного пользования, считавшихся в СССР основным предметом роскоши.
Тем не менее качество жизни и динамика потребления отставали и от западных стандартов, и от растущих потребностей граждан, что особенно было заметно по деревенской глубинке, в которой отсутствовали элементарные жилищные условия. На фоне увеличения денежных доходов населения нарастал товарный дефицит, и одновременно шло затоваривание.
Дефицит продуктов и товаров особенно ощущался в провинции, снабжавшейся хуже крупных городов. Разница между городом и деревней, центром и провинцией не только не сокращалась, как обещали идеологи партии, но даже увеличивалась.
Разоблачение сталинских преступлений, ликвидация ГУЛАГа, прекращение массовых политических репрессий, частичная демократизация в жизни страны и в партии положили начало эволюции системы в сторону «смягчения» режима. Появились разнообразные идейные течения. В то же время относительность перемен не удовлетворяла запросам части населения, вызвав численно небольшое, но активное диссидентское движение. В повседневной жизни широкое распространение получил феномен «двоемыслия» и «вольнономыслия». Но запаздывание с реформированием планово-директивной экономики и неспособность политической элиты перестраиваться в соответствии с вызовами времени в конечном счете оказались роковыми для страны.
В период «перестройки» была предпринята попытка создать на базе существующей модели «развитого социализма» новую идеологическую модель - социализма «с человеческим лицом». «Обновление социализма» включало в себя комплекс экономических, социальных, внешне- и внутриполитических мер: предоставление большей самостоятельности предприятиям и трудовым коллективам, допущение коммерческого сектора экономики и индивидуальной трудовой деятельности, гласность и частичное снятие цензуры, плюрализм мнений, расширение внутрипартийной демократии, «новое мышление» на международной арене с приоритетом общечеловеческих ценностей, отказ от противостояния с Западом и другое.
Однако с 1988-1989 годов ситуация фактически вышла из под контроля власти. Горбачев оказался под огнем критика как «справа», со стороны консервативной части номенклатуры, так и «слева» - со стороны более радикально настроенной демократической оппозиции. Ситуация усугублялась нарастанием экономического хаоса и утратой управляемости. Развитие коммерческого сектора экономики, в который перетекали госресурсы, еще больше дестабилизировало экономическое положение. Попытки реформ в рамках системы не увенчались успехом. Ряд союзных республик, а