Файл: Реферат (тема практического задания) фио студента Пулина Елена олеговна.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.









Российский государственный социальный университет





ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

по дисциплине «Методология научных исследований»
Реферат

(тема практического задания)

ФИО студента

Пулина Елена олеговна

Направление подготовки

Управление в сфере культуры и искусства

Группа

КЛТ-М-2-Д-2022-1


Москва


Оглавление


Введение 4

1.Характеристика эпохи Просвещения 6

2. Энциклопедизм возрожденческой культуры 9

Заключение 12

Список литературы 14





Введение


Эпоха Возрождения представляет собой большой интерес для современных философов, культурологов, историков, искусствоведов и др. Ослабление господства церкви в жизни народов Европы положительно сказалась на всестороннем развитии социальной, политической и культурной жизни людей. Под эпохой Средневековья была подведена черта и начался принципиально новый этап в человеческой истории. Характерными особенностями этого этапа стали жажда жизни и многосторонней деятельности, вместо религиозного аскетизма и представления о греховности плоти произошел возврат к античным ценностям, воспевающим красоту человека, обращающимся к благам земной жизни. Человек как личность способная к творческой созидательной деятельности оказался в центре внимания мыслителей этой эпохи. Актуальность темы данного реферата обусловлена тем, что идеи и ценности эпохи Возрождения являются непреходящими, а важнейшей особенностью их реализации в данный исторический период стал именно энциклопедизм. Сегодня невозможно представить себе человека, который бы не прибегал к энциклопедическим источникам в процессе обучения, профессиональной деятельности или в часы досуга для расширения собственного кругозора.


«Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремёсел» был создан во Франции в 1751-1780 гг по инициативе Дени Дидро и математика Жана д’Аламбера. Дидро удалось собрать вокруг «Энциклопедии» выдающихся людей своего времени – знаменитых философов, писателей, историков, государственных деятелей, ученых, прогрессивно настроенных священников. Они стремились познакомить подписчиков, число которых год от года росло, с последними открытиями в науке, достижениями техники. Дидро настоял на обращении энциклопедии к техническим изобретениям и ремеслам, сопровождение статей по этим вопросам рисунками и чертежами. Движение энциклопедистов родилось после создания «Энциклопедии». Круг энциклопедистов был объединением единомышленников, ставивших своей целью распространение знаний и пропаганду просветительских идеалов. В их число входили философы Вольтер, Дидро, д’Аламбер, Кондорсе, Руссо (до 1757), натуралист Бюффон, химик Малюэн и многие другие просветители, выдающиеся естествоиспытатели, прогрессивно настроенные священнослужители, включая министров. Несмотря на большие расхождения во взглядах и различия в имущественно-сословном положении, энциклопедистов объединяло стремление к скорейшим социальным переменам, устранению сословного деления, равномерному распределению собственности. Они были убеждены в том, что 18 век приближает наступление «царства разума» они должы были способствовать этому. Энциклопедисты воспитывали чувство гражданского мужества, способность мыслить самостоятельно. Изучение энциклопедизма возрожденческой культуры и определили актуальность темы нашего исследования. Тема исследовалась учеными: Н.Г.Поповым, А.П.Разумовым, А.С.Корниловым, др., они изучали вопросы энциклопедизм в культурном аспекте, история создания «Энциклопедии» Дидро, движения энциклопедистов, др. Цель нашего исследования – изучение энциклопедизма возрожденческой культуры. Объект исследования — культура эпохи возрождения. Предмет исследования — энциклопедизм возрожденческой культуры. Для достижения цели решались следующие задачи: 1. Охарактеризовать эпоху Просвещения 2. Изучить энциклопедизм возрожденческой культуры. 3. Исследовать работу энциклопедистов. Методы исследования -теоретический анализ литературных источников по теме исследования (анализ, синтез, обобщение, индукции, дедукции, др.). Источниковая база. Монографии Н.Г.Попова «История и философия науки» А.С.Корнилова «История зарубежной литературы от античнностидо середины 19 века» приводили исторические сведения эпохи возрождения, включали много фактов, Научная статья А.П. Разумова характеризовала энциклопедизм в культурном аспекте, сообщала факты о б итогах эпохи Просвещения в Европе. Интернет источники , характеризовали новейшие современные данные по теме исследования. Структура работы соответствует логике исследований и включает введение, основную часть, заключение, список литературы. Во введении дается обоснование выбора темы, обсуждается ее актуальность и степень изученности. Основная часть исследования включает в себя две главы, в каждой из которых разбирается один из аспектов проблемы. В первой главе характеризуется эпоха Просвещения. Во второй главе анализируется энциклопедизм возрожденческой культуры. В заключении подводятся итоги исследования.


1.Характеристика эпохи Просвещения


Предпосылками формирования просвещения были условия: развитый уровень буржуазных отношений, развитие машинного производства, которое приведет к отчуждению человека от природы, утверждение и упрочение государственной власти, развитие национального самосознания, развитие свободомыслия и как следствие развитие публицистики, усиление власти рационализма и формирование этики разумного эгоизма. Просвещение, идейное течение и широкое культурное движение в Европе и Северной Америке конца 17 – 18 вв., основанное на убеждении в решающей роли разума и науки в познании «естественного порядка», соответствующего подлинной природе человека и общества, ставившее своей целью распространение идеалов научного знания, политических свобод, общественного прогресса и разоблачение соответствующих предрассудков и суеверий. Невежество, мракобесие, религиозный фанатизм просветители считали причинами человеческих бедствий; выступали против феодально-абсолютистского режима, за политическую свободу, гражданское равенство. Представители Просвещения в Англии – Дж. Локк, Дж. А. Коллинз, Дж. Толанд, А.Э. Шефтсбери; во Франции – Вольтер, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, К. А. Гельвеций, П. А. Гольбах; в Германии – Г. Э. Лессинг, И. Г. Гердер, Ф. Шиллер, И. В. Гете; в США – Т. Джефферсон, Б. Франклин, Т. Пейн. Предоставляли решение возникших проблем конкретным наукам, фиксируя очевидность существования субъекта, природы и бога-первопричины. Старались обосновать теорию прогресса, связать ее со стадиями хозяйственного, политического развития общества. Согласно Т. Г.Грушевицкой, А. П.Садохину во Франции за XVIII век количество образованных людей увеличилось с 63 до 79%. Образовательные реформы привели к социальному расколу в обществе добавили критики со стороны образованных людей по отношению к государству, просвещенческая идеология – это идеология незначительного круга людей. Цель просветить народ, не была достигнута. Просветители пытались бороться с предрассудками, с религиозными воззрениями . По А.П. Разумову основными идеями эпохи Просвещения были: культ разума и науки объединение разума и природы вера в преобразующую силу идей и образования признание влияния социальной и естественной среды на формирование личности возражение врождённых идей, признание преимущества опыта переосмысление вопросов мироздания и общественного порядка провозглашение «царства разума» стремление согласовать жизнь человека с естественными законами утверждение ценности личности независимо от ее социального положения провозглашение равенства всех людей (все имеют одинаковые права на счастье и свободную жизнь) вера в возможность воспитания гармоничной человеческой личности живущей по законам разума и природы утверждение большой воспитательной роли искусства в обществе стремление к общей перестройке мира («граждане мира»). Просветители достаточно негативно относились к церкви. Просветители считали, что бог создал мир, но в последствия уже не вмешивался в ход. Церковь нее
смогла ответить на позиции просветителей, т.к сама находилась в кризисе. Постепенно исчезает ордер иезуитов. В большинстве стран прекратились суды инквизиции, и в Европе стало открываться все более светских школ. Считали, что социальную разницу между людьми установил не бог, а люди, поэтому социальные различия необходимо устранять. Современное государство — это государство, где соблюдаются права человека, имеет естественные права, которыми он наделяется благодаря своему разуму. За счет этого оказывается возможным счастливая жизнь человека в обществе. Примером воплощением таких идеи, стали идеи просвещенных монархов: Фридрих II(Пруссия), австрийская императрица Мария Терезия, сын Иосиф II, Екатерина II (до 1773) . Эпоха Просвещения выбирала в качестве идеала государственного устройства просвещенную монархию. С позиции просветителей монарх обязан быть просвещенным. Они выступали за идеи гражданского общества – общество, в котором все равны перед законом и природой. Человек как носитель разума мог быть гражданином мира, задача культуры по отношению к человеку сводилась к тому, чтобы объяснить, что хорошо для человека, что плохо. Особое влияние имела концепция Жан Жака Руссо «Концепция естественного состояния». Руссо был родоначальником романтической традиции, выступал против идеи государства, культуры. Говорит, что культура это искусственное образование, поэтому ее надо устранить, естественный человек — это счастливый человек, счастье достижимо только в слиянии человека с природой. Он ввел культ доисторического человека. Народы, люди счастливы только до появления культуры, а культура делает человека несчастным, но в своей концепции Русср не отвечал на вопрос, почему народы рано или поздно находясь в естественном состоянии, переходят к культуре. Идеи Руссо оказали мощное влияние на рождение революционных настроений. Его считали даже идеологом Французской революции. Поклонение просветителей природе привело к космополитизму, последнее выражалось в осуждении национализма, признании равных возможностей всех наций. Распространение космополи¬тизма привело к падению чувства патриотизма, это ярко видно во Франции. По Э. Фагэ французская революция отлича¬лась космополитизмом, ее трудно было назвать собственно французской, идеалом считался скорее абстрактный «человек», но отнюдь не Родина. Всё чаще высказывается мысль о единстве человечества и культуры . Знание дает возможность мыслителям XVIII в говорить не только о доприродном и сверхприродном, заявлять, что все есть природа и все может быть выражено на языке причинно-следственных отношений. В такой задаче в свернутом виде содержались попытки создать энциклопедический синтез, ввести в него эволюцию, эволюционную историю как замену Божественной иерархии. Для мыслителей эпохи Просвещения был характерен универсализм творческих и жизненных интересов. В целом, культура эпохи Просвещения – культура доступных для всех знаний. Ведущие мыслители считали, что только с помощью распространения образования можно покончить с социальными неурядицами.
Благодаря Просвещению, определения «культурный» и «образованный» могли уже относиться к любому человеку, стремящемуся к обогащению своего внутреннего мира, даже если этот человек обладал малыми средствами. Идеей просветителей была идея самопознания. Сначала она была интуитивной, далее переросла в одну из главных идей просветителей. Они считали, что через познание себя можно познать и окружающий мир. Критикуя существующую реальность, в своих работах они предлагали идеальный мир, модель мироустройства (Монтескье «Персидские письма», Даниэль Дефо «Приключения Робинзона Круза», Свифт «Приключения Гулливера»). Главным видом искусства XVIII века была литература, она способна четко сформулировать идею, идеологию и донести ее до читателей. XVIII веке Франция становится гегемоном духовной жизни Европы. В философии, литературе, искусстве страны появляются новые веяния проявляющиеся с особой силой. Французскому образцу подражали в Испании, Германии, Польше, России. Даже Англия, считающая себя противницей Франции, признавала авторитет французской культуры. XVIII в отодвигает на второй план религиозные и национальные различия, апеллирует только к «человеческому» содержанию культуры. Так, в живописи между персонажами картин разных мастеров возникает неожида. Искусство XVIII в отходит от «возвышенного», аллегорически-надуманного к «простому», непосредственному, соизмеримому с человеком, его каждодневной жизнью. «Соизмеримость» проявляется в философии и науке. Частная жизнь противопоставляются холодной официальности, фальшивой торжественности и претенциозной возвышенности Эпоха Просвещения может быть названа «золотым веком утопии». Философия подталкивала к размышлениям о таких условиях существования, которые бы способствовали торжеству добродетели, вселенского счастья. Никогда ранее европейская культура не рождала такого количества трактатов об идеальных обществах, путей их построения и установления. XVIII в выдвигал новое понимание доминант человеческого бытия: отношение к Богу, обществу, государству, другим людям и, в конце концов, новое понимание самого Человека. Эпоха Просвещения создала красивый миф о том, что история разных людей и народов демонстрирует их склонность к терпимости и свободе, к человечности, взаимопомощи. Уже в последние десятилетия XVII века появляется много произведений художественной литературы, путевых заметок, философских сочинений, где с симпатией повествуется о турках, персах, китайцах, индусах, причем в симпатии содержится косвенный упрек европейским обычаям, законам, религиям. Просветители предлагают непринужденно и изящно отмахнуться играючи от норм и предписаний своих стран, своих традиций, своей религии. Возникает ощущение большого, всемирного простора, по которому движется мысль, который в целом принадлежит просвещенному человеку . Таким образом, идеи Просвещения серьёзно изменили жизнь людей. Благодаря им широко распространилось образование, утвердились представления о естественных правах человека, усилился процесс секуляризации сознания.