Файл: Реферат (тема практического задания) фио студента Пулина Елена олеговна.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Энциклопедизм возрожденческой культуры


Энциклопедизм — это мировоззрение, направленное на включение широкого спектра знаний в одно произведение. Термин охватывает как https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.7b50c657-6214e606-a124e38e-74722d776562/https/en.wikipedia.org/wiki/Encyclopediaсами энциклопедии, так и связанные с ними жанры, в которых полнота является заметной особенностью. Слово энциклопедия является латинизацией греческого enkýklios paideía, что означает всестороннее образование Энциклопедия — «одно из немногих обобщающих влияний в мире сверхспециализации. It serves to recall that knowledge has unity,» according to Lewis Shore, editor of Collier’s Encyclopedia. По словам британского писателя Герберта Уэллса, это должна быть не «смесь, а концентрация, прояснение и синтез» . В XVIII веке понятие энциклопедист относится уже не к определенному человеку, а энциклопедизм является характеристикой, свойством некой группы людей, их называли «энциклопедисты, просветители». Направление оказало огромное влияние на культуру Европы. Дидро и Жан д’Аламбер стали организатором и редактором «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел» (1759 г). В написании статей участвовали ведущие французские философы и ученые, работавшие в различных областях естественных и общественных наук (Ж. Бюффон, Вольтер, К. Гельвеций, П. Гольбах, Л. де Жокур, М. Ж. Кондорсе, др.). И. И. Горлова сообщает, что энциклопедия Дидро и д’Аламбер (рис.1) включала материал накопленный людьми о природе, науке, обществе и искусстве. Необычность энциклопедии заключалась в том, что она была идейной платформой, авторами были лишь единомышленники, в задвчи входило освещение просвещенческой идеологиис главным принципом — принципом словаря . Рис.1. Титульная страница энциклопедии Дидро и д’Аламбер Согласно В. М.Диановой, Ю. Н.Солонину Дидро удалось собрать вокруг «Энциклопедии» выдающихся людей своего времени – знаменитых философов, писателей, историков, государственных деятелей, ученых, прогрессивно настроенных священников. Они стремились познакомить подписчиков, число которых год от года росло, с последними открытиями в науке, достижениями техники. Дидро настоял на обращении энциклопедии к техническим изобретениям и ремеслам, сопровождение статей по этим вопросам рисунками и чертежами . По философским воззрениям Дидро стоял на научно обоснованных позициях среди французских просветителей. В своих работах («Разговор Даламбера и Дидро», «Сон Даламбера» и др.) он исходил из понимания материализма XVIII в., как механистического, развивал идеи Спинозы и Локка. По В.П.Лега областью интересов Жан Батист Д’Аламбер была математика, физика, астрономия. Его философские взгляды выражены в работе «Основы философии», во «Введении к Энциклопедии». Исходный пункт философии — сенсуализм Локка. Выступал против картезианской философии, в частности дуализма, но не мог преодалеть его в ряде моментов . Первый том Энциклопедии» появился в 1752. Последние тома были вручены подписчикам в 1762. Издание неоднократно приостанавливалось, его авторы подвергались преследованиям, но было благополучно завершено. Не в последнюю очередь это стало возможным благодаря ому, что оно явило собой образец успешного капиталистического предприятия, принесшего в конце концов своим издателям 2,5 млн франков чистой прибыли. «Декларация прав человека и гражданина» опиралась на «Энциклопедию», являла собой идеологию первого этапа Французской революции 1789, объявлялось оравенстве политических прав, основанном на природном равенстве сех людей перед разумом, об исконной свободе каждого гражданина. Указывалось, что государственная власть принадлежит не монарху, не какоому либо сословию, но всей нации. Создатели «Энциклопедии»
сходились в неприятии клерикальной идеологии, которую считали выражением социального неравенства и деспотизма, противопоставляя ей точку зрения «здравого смысла». Их идеал общественного устройства признавал в качестве суверена народ и отвергал как несостоятельные все сословно-абсолютистские ограничения. Принцип «разумного эгоизма», признаваемый большинством авторов «Энциклопедии» обосновывал естественность стремления каждого человеческого индивида к счастью и необходимость устраивать общество в соответствии с этим стремлением. За 30 лет (1751 — 1780гг) вышло тридцать пять томов, одиннадцать справочных книг, включающих карты, схемы, рисунки, чертежи, а также восемь томов указателей. По Н.Г. Поповой задачами энциклопедистов были преодоление консервативной идеологии, царившей во всех проявлениях жизни общества, развивавшегося в феодальных традициях, борьбу с повсеместным влиянием клерикализма, включая культуру и науку . По обобщениям А.С. Корнилова энциклопедисты подвергались нападкам иезуитов. Благодаря тому движению Фридрих 2 в Пруссии, Иосиф 2 в Австрии ввели общее начальное образование. Принцип «мозаичности», на основе которого из «кусочков» сведений по различным наукам, ремеслам и искусствам складывается целостная картина знания и умений (гениально угаданный Дидро), повлиял на структуру общеобразовательной школы 19–20 вв . Таким образом, «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел» Д. Дидро и коллектива авторов пропагандировала новое естественнонаучное мышление, проводила критику идеологии феодализма. Энциклопедисты полагали, что «идеи» воздействуют на реальный общественный прогресс. Много времени уделяли проблемам образования и воспитания, подчеркивали определяющее значение «хороших законов». На наш взгляд, «Энциклопедия» был необходимым, давно назревшим трудом в эпохе Просвещения, будившим средневековое общество от патриархальных устоев, продвигавшим его вперед на пути к истинному знанию.

Заключение


Эпоха Возрождения – интереснейший период истории Европы, когда, начиная с Италии, постепенно все страны Европы пережили настоящий духовный и культурный подъем, вылившийся в новый виток развития всех без исключения сфер жизни общества. Важнейшую основу эпохи Возрождения заложила философия гуманизма. Новое антропоцентрическое мышление в центр поставило человека со всеми его достоинствами и недостатками, не только как вместилище духа, но и как телесное существо со свойственными ему желаниями, движениями. Обратились к античному искусству, для которого характерно воспевание телесной красоты, физического совершенства, без которого невозможно совершенство духа. Совершенство, гармония, пропорциональность – эти моменты выразились в той или иной степени во всех сферах искусства и науки, которые в эту эпоху развивались в очень тесном взаимодействии. Подводя итоги рассмотренных в реферате вопросов, следует подчеркнуть, что эпоха Возрождения представляет собой значимый переход от Средневековья к эпохе Нового времени. Именно Возрождение закладывает ряд важнейших для последующей эпохи идей, среди которых и энциклопедизм, как особая форма мыслительной деятельности. Проведя
рассмотрение ключевых философских идей Возрождения, а также ярчайших представителей эпохи, среди которого, прежде всего, блистает множеством граней таланта Леонардо да Винчи, приходим к выводу о том, что энциклопедизм возрожденческой культуры выразился в первую очередь в многообразии проявлений творческой личности, охватывающей различные передовые направления человеческой деятельности в науке, технике, искусстве, философии. В рамках данного реферата была достигнута поставленная цель, а именно выявлена специфика энциклопедизма возрожденческой культуры. Заключается она в том, что уже сформировалось само представление об энциклопедизме, было употреблено само слово в научном обиходе, были изданы первые собрания энциклопедического характера. Но все же главнейшим проявлением энциклопедизма остаются биографии и разнообразные работы ведущих деятелей и мыслителей эпохи, стремившихся к познанию человека и всего мира, художественному воплощению своих идей.

В заключение можно сделать выводы: 1.«Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел» — совместный многотомный труд французских просветителей под редакцией Д. Дидро, превратившего первоначально задуманную как словарь энциклопедию в мероприятие огромной политической и культурной важности, монументальное произведение общенационального значения. Целью была пропаганда нового естественнонаучного мышления, критика идеологии феодализма. По философским воззрениям Дидро стоял на научно обоснованных позициях среди французских просветителей. В своих работах он исходил из понимания материализма XVIII в., как механистического, развивал идеи Спинозы и Локка. В создании энциклопеции так же участвовали Э. Кондильяк, Ж. Л. Д’Аламбер, П. А. Гольбах, К. А. Гельвеций, Ж. -Ж. Руссо. В «Энциклопедии» содержался полный свод знаний и просветительских представлений о природе, обществе, науке, искусстве того времени. В 1751 — 1780 гг вышло тридцать пять томов «Энциклопедии», одиннадцать справочных книг, включающих карты, схемы, рисунки, чертежи, а также восемь томов указателей. 2. Задачами энциклопедистов были преодоление консервативной идеологии, царившей во всех проявлениях жизни общества, развивавшихся в феодальных традициях, борьбу с повсеместным влиянием клерикализма, включая культуру и науку. Энциклопедисты полагали, что «идеи» воздействуют на реальный общественный прогресс. Много времени уделяли проблемам образования и воспитания, подчеркивали определяющее значение «хороших законов». Несмотря большие расхождения во взглядах и различия в имущественно-сословном положении, энциклопедистов объединяло стремление к скорейшим социальным переменам, устранению сословного деления, более равномерному распределению собственности. Они были убеждены в том, что 18 век приближает наступление «царства разума», считали на их долю выпала миссия способствовать этому. Энциклопедисты стремились воспитать чувство гражданского мужества, способность мыслить самостоятельно. Сначала их называли «философами» из-за мировоззренческой
установки на философские идеи Просвещения; позже стали называть энциклопедистами. 3.Просвещение — культурное движение в Европе и Северной Америке в конце XVII — XVIII в., ставившее своей целью распространение идеалов научного знания, политических свобод, прогресса и разоблачение предрассудков и суеверий. Деятели эпохи Просвещения поставили под сомнение традиционные ценности, выдвинули идею о том, что общество может быть улучшено с помощью рациональных преобразований. Основными идеями эпохи Просвещения были: культ разума и науки, объединение разума и природы, вера в преобразующую силу идей и образования, признание влияния социальной и естественной среды на формирование личности, мн.др. Цель просветить народ, не была достигнута. Просветители пытались бороться с предрассудками, с религиозными воззрениями. Главными очагами Просвещения были Англия, Франция, Германия. Идеями Просвещения были вдохновлены Американская и Французская революции. Благодаря эпохе Просвещения заметно расширились культурные рамки, они охватывали до этого лишь незначительный слой общества.

Список литературы


  1. Баткин Л. М. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления. – М.: Искусство, 1990. – 415 с.

  2. Блохина И. В. Архитектура: Всемирная история архитектуры и стилей. – М.: АСТ, 2014. – 400 с.

  3. Горлова И. И. Культурология — М.: Кнорус, 2021. — 304 c.

  4. Грушевицкая Т. Г., Садохин А. П. Культурология — М.;Юнити-Дана, 2020 — 688 c.

  5. Дианова В. М., Солонин Ю. Н. История культурологии — М.; Юрайт, 2020. — 464 c.

  6. Иванов А.П. Идеи Просвещения // Вестник РГУ имени С.А.Еленина.- 2021- № 6. — С.32-34

  7. Иванов С.П.История мировой культуры. — М.: Владос, 2020. — 321 с.

  8. Корнилов А.С.История зарубежной литературы от античнностидо середины 19 века. — М.: Владос, 2019. — 213с.

  9. Кох В. Энциклопедия архитектурных стилей. Классический труд по европейскому зодчеству от античности до современности / Пер. с нем. – М.: БММ АО, 2005. – 528 с.

  10. Лега В.П. Лекции по истории западной философии https://azbyka.ru/otechnik/6/lektsii-po-istorii-zapadnoj-filosofii/2

  11. Лоренцо Валла [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.hrono.ru/biograf/bio_we/vallal.php (дата обращения: 3.05.2018).

  12. Луков В. А. Эпоха Возрождения [Электронный ресурс] // Знание. Понимание. Умение. 2013. №1. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/epoha-vozrozhdeniya (дата обращения: 03.05.2018).

  13. Лысак И. В. Культура эпохи Возрождения: Уч. пособие. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010. 48 с.

  14. Попова Н.Г.История и философия науки – М.: МАРХИ, 2021.– 80 с.

  15. Разумов А.П. Энциклопедизм и культура // Высшее образование в России. — № 7. — 2020. — С.45-47

  16. Рымаренко О. Леонардо да Винчи. Жизнь и открытия. – М.: Эксмо, 2013. – 240 с.

  17. Свидерская М. И. Леонардо на рубеже Ренессанса и Нового времени [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://vinci.ru/probl_13.html (дата обращения: 3.05.2018).

  18. Семенов И. Н. Энциклопедизм: вчера, сегодня, завтра (статья первая: рефлексия истоков междисциплинарности естествознания и психологии – от древности до Нового времени) / И. Н. Семенов, Ю. А. Ссорин // Методология психологии и междисциплинарных исследований. Психология. 2012. № 5. С. 7-45.

  19. Слепцова А. О. Культура повседневности в эпоху Возрождения [Электронный ресурс] // Аналитика культурологии. 2010. №17. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kultura-povsednevnosti-v-epohu-vozrozhdeniya (дата обращения: 03.05.2018).

  20. Феномен энциклопедизма в культуре XVIII века https://lektsii.net/1-54364.html

  21. Философия эпохи Возрождения — общая характеристика, этапы и

  22. Эльфонд И. Я. История мировой культуры. Эпоха Возрождения: Уч. пособие / И. Я. Эльфонд, Е. В. Гаврилова. Волгоград: ИУНЛ ВолгГТУ, 2015. 128 с.