Файл: Психология как наука о внутреннем мире человека. Этапы становления психологии как науки. Задачи и предмет психологии.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 244
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Психоанализ как учение о бессознательной психике.
Структура личности по З. Фрейду
Фрейд выделил окольные пути бессознательного:
Личность и ее трактовка в различных психологических теориях.
Разница между деятельностью и поведением
Мечты, фантазии, грезы, галлюцинации и сновидения.
Эмоционально-потребностная сфера в структуре личности.
Именно по этой причине говорится, что все болезни проистекают от нервов. Чтобы продлить свое здоровье и молодость, необходимо увеличивать количество стенических, и уменьшать количество астенических чувств и эмоций.
Эмпа́тия — осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания.
Фрустра́ция — психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей, или, проще говоря, в ситуации несоответствия желаний имеющимся возможностям.
Чувства и эмоции. В чем разница?
Чувства и эмоции – очень близкие понятия, и в жизни они часто смешиваются или используются как синонимы, но это не одно и тоже.
Различия между ними заключаются вот в чем:
Возникновение в процессе эволюции: эмоции возникли раньше, чем чувства;Кому присущи: эмоции присущи животным и человеку, а чувства – только человеку;Осознаваемость: эмоции как правило не осознаются и проявляются бессознательно, а чувства представлены в сознании; Продолжительность: эмоции мгновенные, кратковременные и могут быстро меняться, а чувства – постепенные, долговременные и устойчивые;К чему привязаны: эмоции привязаны к ситуациям и состояниям, а чувства – к объектам;С чем связаны: эмоции связаны с биологическими процессами, а чувства - с социальной сферой;Где «живут»: эмоции – в теле, чувства – в душе.
Следовательно, эмоции – это явление физиологическое, а чувства – психологическое.
Эмоции проявляются снаружи, а чувства – внутри.Что изменяют: вызванные эмоции ведут к изменению настроения, а чувства – к изменению ощущения.
Изменение настроения и ощущения очень субъективны и индивидуальны. Они зависят от личностных оценок ситуативной реальности, так как реакции на раздражитель у каждого разные.
32. Функции эмоций. Стресс и дистресс. Эмоциональная сфера в структуре личности.
Функции эмоций:
Стресс (от англ. stress — давление, нажим, напор; гнёт; нагрузка; напряжение) — состояние психического напряжения, возникающее у человека при деятельности в трудных условиях (как в повседневной жизни, так и в специфических обстоятельствах, например во время космического полёта).
Дистресс — разрушительный процесс, ухудшающий протекание психофизиологических функций. Дистресс чаще относится к длительному стрессу, при котором происходят мобилизация и расходование и «поверхностных», и «глубоких» адаптационных резервов. Такой стресс может переходить в психическую болезнь (невроз, психоз).
Эмоции, влечения и потребности связаны с формированием личности и с развитием ее интересов. Они возникают вследствие взаимодействия человека со всем тем, что его окружает в реальной жизни, и занимают существенно важную сферу в структуре личности.
Хотя в общей структуре жизнедеятельности доминирующее положение и руководящая роль принадлежат сознанию, человек воспринимается подлинно как личность лишь тогда, когда его внутренний мир полон чувств, переживаний и желаний. Без них человек был бы подобен думающей машине, которая, обладая памятью и логическим разумом, не способна ни чувствовать, ни желать, ни осуществлять какую-либо творческую деятельность.
Не следует думать, что эмоции, влечения и потребности являются неким составным элементом биологической сущности человека. Напротив, необходимо подчеркнуть уже отмеченное нами положение, что они составляют существенно важную сферу в структуре личности. Если бы эмоции, влечения и потребности всецело относились к области биологической жизни человека, на них не распространялись бы требования нравственного закона. Так, например, быть сытым или голодным не является нравственным или безнравственным, потому что эти физиологические состояния относятся не к личности, а к природе. Но проявление или отсутствие чувства сострадания к голодному человеку подлежит этической оценке, поскольку это чувство относится к характеру проявления личности.
Таким образом, приступая к изучению эмоций, влечений и потребностей, мы должны иметь в виду, вообще, все то, что, входя в эмоционально-потребностную сферу личности, подлежит ее этической оценке, подчиняется требованиям нравственного закона и контролю со стороны сознания.
Виды эмоциональных состояний.
Универсальное значение эмоций в жизни человека является очевидным. Какие бы условия ни определяли жизнь человека и его деятельность, действительными они становятся лишь тогда, когда проникают в сферу его эмоциональных переживаний. Благодаря эмоциональным переживаниям, восприятие жизни приобретает ценность и полноту. События и впечатления окружающей жизни находят отражение в различных и многообразных эмоциональных состояниях человека.
Самая первая трудность, с которой мы встречаемся, когда говорим о видах эмоциональных состояний, — это вопрос о терминах, которыми обозначаются различные формы внутренних переживаний человека. Многообразие поступающих в сознание человека впечатлений превосходит возможность их полного словесного выражения. С помощью слов мы можем лишь отчасти объяснить внутреннее состояние или впечатления, полученные из внешнего мира. Вполне адекватных средств для логической передачи эмоций при помощи абстрактных понятий не существует. Поэтому и термины, выражающие различные виды эмоций, относительны и условны. Однако в целом следует придерживаться следующих понятий и определений основных видов эмоциональных состояний.
Все эти понятия и определения в некоторой степени могут быть взаимозаменяемыми.
Что касается собственно эмоции, то ее обычно определяют как кратковременное переживание, являющееся немедленным ответом чувства, возникающего в результате впечатления, произведенного изменившимися условиями обстановки. В последнее время отмечается тенденция определять эмоцию как результат недостатка или отсутствия определенной информации о внешней среде, как незнание, что предпринять и как поступить. В этой новой интерпретации эмоции последняя трактуется более широко и универсально, а именно как переход, погружение человека во внутреннее переживание.
33. Воля. Признаки волевого поведения. Функции воли. Структура волевого действия. Волевые качества личности: первичные, вторичные, третичные.
1. Сознательность действий.
2. Связь волевого поведения с преодолением препятствий.
В качестве внутренних препятствий могут выступать усталость, желание развлечься, инертность, леность и т. д.
Примеромвнешних препятствий может служить отсутствие необходимого инструмента для работы или противодействие других людей, не желающих того, чтобы поставленная цель была достигнута.
3. Степень осознанности препятствий.
4. Связь воли с мыслительной деятельностью и чувствами.
1) сознательная саморегуляция человеком своей активности;
2) оптимизация деятельности, повышение ее эффективности и продуктивно-
сти;
3) выбор мотивов и целей деятельности;
4) регуляция побудительных механизмов (при недостаточной мотивации);
5) организация психических процессов и явлений в систему, которая соответ-
ствовала бы выполняемой человеком деятельности;
6) активизация всех возможных внутренних ресурсов организма в ситуации
преодоления трудностей при достижении поставленных целей.
Эмпа́тия — осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания.
Фрустра́ция — психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей, или, проще говоря, в ситуации несоответствия желаний имеющимся возможностям.
Чувства и эмоции. В чем разница?
Чувства и эмоции – очень близкие понятия, и в жизни они часто смешиваются или используются как синонимы, но это не одно и тоже.
Различия между ними заключаются вот в чем:
Возникновение в процессе эволюции: эмоции возникли раньше, чем чувства;Кому присущи: эмоции присущи животным и человеку, а чувства – только человеку;Осознаваемость: эмоции как правило не осознаются и проявляются бессознательно, а чувства представлены в сознании; Продолжительность: эмоции мгновенные, кратковременные и могут быстро меняться, а чувства – постепенные, долговременные и устойчивые;К чему привязаны: эмоции привязаны к ситуациям и состояниям, а чувства – к объектам;С чем связаны: эмоции связаны с биологическими процессами, а чувства - с социальной сферой;Где «живут»: эмоции – в теле, чувства – в душе.
Следовательно, эмоции – это явление физиологическое, а чувства – психологическое.
Эмоции проявляются снаружи, а чувства – внутри.Что изменяют: вызванные эмоции ведут к изменению настроения, а чувства – к изменению ощущения.
Изменение настроения и ощущения очень субъективны и индивидуальны. Они зависят от личностных оценок ситуативной реальности, так как реакции на раздражитель у каждого разные.
32. Функции эмоций. Стресс и дистресс. Эмоциональная сфера в структуре личности.
Функции эмоций:
-
Сигнальная – переживания возникают и изменяются связи с происходящими изменениями в окружающей среде. -
Регулятивная – стойкие переживания направляют наше поведение, заставляют преодалевать препятствия и становятся мотивами деятельности человека. -
Коммуникативная – с помощью эмоций человек выражает свое отношение к другим людям и к действительности. -
Когнитивная – эмоции дают нам знание об окружающем мире.
Стресс (от англ. stress — давление, нажим, напор; гнёт; нагрузка; напряжение) — состояние психического напряжения, возникающее у человека при деятельности в трудных условиях (как в повседневной жизни, так и в специфических обстоятельствах, например во время космического полёта).
Дистресс — разрушительный процесс, ухудшающий протекание психофизиологических функций. Дистресс чаще относится к длительному стрессу, при котором происходят мобилизация и расходование и «поверхностных», и «глубоких» адаптационных резервов. Такой стресс может переходить в психическую болезнь (невроз, психоз).
Эмоционально-потребностная сфера в структуре личности.
Эмоции, влечения и потребности связаны с формированием личности и с развитием ее интересов. Они возникают вследствие взаимодействия человека со всем тем, что его окружает в реальной жизни, и занимают существенно важную сферу в структуре личности.
Хотя в общей структуре жизнедеятельности доминирующее положение и руководящая роль принадлежат сознанию, человек воспринимается подлинно как личность лишь тогда, когда его внутренний мир полон чувств, переживаний и желаний. Без них человек был бы подобен думающей машине, которая, обладая памятью и логическим разумом, не способна ни чувствовать, ни желать, ни осуществлять какую-либо творческую деятельность.
Не следует думать, что эмоции, влечения и потребности являются неким составным элементом биологической сущности человека. Напротив, необходимо подчеркнуть уже отмеченное нами положение, что они составляют существенно важную сферу в структуре личности. Если бы эмоции, влечения и потребности всецело относились к области биологической жизни человека, на них не распространялись бы требования нравственного закона. Так, например, быть сытым или голодным не является нравственным или безнравственным, потому что эти физиологические состояния относятся не к личности, а к природе. Но проявление или отсутствие чувства сострадания к голодному человеку подлежит этической оценке, поскольку это чувство относится к характеру проявления личности.
Таким образом, приступая к изучению эмоций, влечений и потребностей, мы должны иметь в виду, вообще, все то, что, входя в эмоционально-потребностную сферу личности, подлежит ее этической оценке, подчиняется требованиям нравственного закона и контролю со стороны сознания.
Виды эмоциональных состояний.
Универсальное значение эмоций в жизни человека является очевидным. Какие бы условия ни определяли жизнь человека и его деятельность, действительными они становятся лишь тогда, когда проникают в сферу его эмоциональных переживаний. Благодаря эмоциональным переживаниям, восприятие жизни приобретает ценность и полноту. События и впечатления окружающей жизни находят отражение в различных и многообразных эмоциональных состояниях человека.
Самая первая трудность, с которой мы встречаемся, когда говорим о видах эмоциональных состояний, — это вопрос о терминах, которыми обозначаются различные формы внутренних переживаний человека. Многообразие поступающих в сознание человека впечатлений превосходит возможность их полного словесного выражения. С помощью слов мы можем лишь отчасти объяснить внутреннее состояние или впечатления, полученные из внешнего мира. Вполне адекватных средств для логической передачи эмоций при помощи абстрактных понятий не существует. Поэтому и термины, выражающие различные виды эмоций, относительны и условны. Однако в целом следует придерживаться следующих понятий и определений основных видов эмоциональных состояний.
Все эти понятия и определения в некоторой степени могут быть взаимозаменяемыми.
Что касается собственно эмоции, то ее обычно определяют как кратковременное переживание, являющееся немедленным ответом чувства, возникающего в результате впечатления, произведенного изменившимися условиями обстановки. В последнее время отмечается тенденция определять эмоцию как результат недостатка или отсутствия определенной информации о внешней среде, как незнание, что предпринять и как поступить. В этой новой интерпретации эмоции последняя трактуется более широко и универсально, а именно как переход, погружение человека во внутреннее переживание.
33. Воля. Признаки волевого поведения. Функции воли. Структура волевого действия. Волевые качества личности: первичные, вторичные, третичные.
Воля – это сознательное регулирование человеком своих действий и поступков, требующих преодоления внутренних и внешних трудностей.
Признаки волевого поведения
1. Сознательность действий.
2. Связь волевого поведения с преодолением препятствий.
В качестве внутренних препятствий могут выступать усталость, желание развлечься, инертность, леность и т. д.
Примеромвнешних препятствий может служить отсутствие необходимого инструмента для работы или противодействие других людей, не желающих того, чтобы поставленная цель была достигнута.
3. Степень осознанности препятствий.
4. Связь воли с мыслительной деятельностью и чувствами.
Функции воли
1) сознательная саморегуляция человеком своей активности;
2) оптимизация деятельности, повышение ее эффективности и продуктивно-
сти;
3) выбор мотивов и целей деятельности;
4) регуляция побудительных механизмов (при недостаточной мотивации);
5) организация психических процессов и явлений в систему, которая соответ-
ствовала бы выполняемой человеком деятельности;
6) активизация всех возможных внутренних ресурсов организма в ситуации
преодоления трудностей при достижении поставленных целей.