Файл: Психология как наука о внутреннем мире человека. Этапы становления психологии как науки. Задачи и предмет психологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 181

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

4. Структура психических явлений. Психические процессы, психические состояния, психические свойства. Антропологический принцип в науках о человеке. Структура психических явлений

Психоанализ как учение о бессознательной психике.

Структура личности по З. Фрейду

Фрейд выделил окольные пути бессознательного:

Личность и ее трактовка в различных психологических теориях.

Ключевые свойства личности

Способности

Темперамент

Характер

Воля

Эмоции

Мотивация

Разница между деятельностью и поведением

Определение

Сравнение

Функции мотива

Мечты, фантазии, грезы, галлюцинации и сновидения.

Эмоционально-потребностная сфера в структуре личности.

Воля – это сознательное регулирование человеком своих действий и поступков, требующих преодоления внутренних и внешних трудностей.

Признаки волевого поведения

Функции воли

Структура волевого акта.

Волевые качества личности: первичные, вторичные, третичные

Социально-ролевое общение



4. Структура психических явлений. Психические процессы, психические состояния, психические свойства. Антропологический принцип в науках о человеке. Структура психических явлений




Высшие психические функции (ВПФ) — теоретическое понятие, введенное Л.С.Выготским, обозначающее сложные психические процессы, социальные по своему формированию, которые опосредствованы и за счет этого произвольны. По его представлениям, психические явления могут быть натуральными, детерминированными преимущественно генетическим фактором, и культурными, надстроенными над первыми, собственно высшими психическими функциями, которые всецело формируется под влиянием социальных воздействий. Основным признаком высших психических функций является их опосредствованность определенными психологическими орудиями, знаками, возникшими в результате длительного общественно-исторического развития человечества, к которым относится прежде всего речь. Первоначально высшая психическая функция реализуется как форма взаимодействия между людьми, между взрослым и ребенком, как интерпсихологический процесс, и лишь затем - как внутренний, интрапсихологический. При этом внешние средства, опосредствующие это взаимодействие, переходят во внутренние, т.е. происходит их интериоризация. Если на первых этапах формирования высшей психической функции она представляет собой развернутую форму предметной деятельности, опирается на относительно простые сенсорные и моторные процессы, то в дальнейшем действия свертываются, становясь автоматизированными умственными действиями. Психофизиологическим коррелятом формирования высших психических функций выступают сложные функциональные системы, имеющие вертикальную (корково-подкорковую) и горизонтальную (корково-корковую) организацию. Но каждая высшая психическая функция жестко не привязана к какому-либо одному мозговому центру, а является результатом системной деятельности мозга, в которой различные мозговые структуры делают более или менее специфический вклад в построении данной функции. Считается, что они возникают на основе натуральных психических функций, за счёт опосредствования их психологическими орудиями, например, знаками. К высшим психическим функциям относят: восприятие, произвольное внимание, память, мышление, речь.


Антропологический принцип в конкретных науках

Антропологический принцип был положительно воспринят не только представителями философских и педагогических наук. Стремление включить в объяснительные схемы категорию человека характерно для многих конкретных наук, предметная область которых как бы поворачивалась в сторону человека. Категориальный строй антропологически ориентированной науки обогащался понятиями и схемами, заимствованными из гуманитарных дисциплин.

В настоящее время оформился целый ряд антропологически ориентированных дисциплин. Культурная антропология исследует особенности связи человека и культуры: устройство культуры, культурные институты, обычаи, традиции, быт, языки, особенности социализации человека в различных культурах и другие проблемы. Социальная антропология изучает социальные структуры и взаимодействие в них людей. Структурная антропология — дисциплина, использующая приемы структурной лингвистики при анализе культуры и социального устройства. Биологическая антропология исследует человека в его связях и взаимоотношениях с природным миром. Специфический комплекс проблем выделяется в юридической, медицинской, исторической антропологиях. Выше уже упоминалось о таких формах вненаучного познания человека, как религиозная и художественная антропологии.

Надо полагать, что одна из тенденций развития современного научного знания заключается в его гуманитаризации, в возникновении все большего числа региональных антропологии, в интеграции конкретно-научных знаний в целостную картину мира. П.Тейяр де Шарден писал: «Истинная физика та, которая когда-либо сумеет включить всестороннего человека в цельное представление о мире»
5. Структура современной психологии. Основные отрасли психологии. Фундаментальные, прикладные, общие, специальные. Психология накопила такое огромное количество научных знаний о мире психических явлений, что сами психологи часто не вполне ясно осознают, как много они знают. Психология стала очень разветвленной наукой, и специалисты в одной отрасли психологии уже не могут быть достаточно компетентными в другой области психологических знаний и научных исследований.

Фундаментальная психология изучает психические явления, характерные для человека и животных в целом, наиболее общие психологические закономерности, которые одинаково проявляются во всех сферах психической жизни.


К числу отраслей фундаментальной психологии относятся общая психология, дифференциальная психология, психология личности, психофизиология, социальная психология, психология развития, специальная психология (или психология аномального развития), сравнительная и зоопсихология.

Общая психология изучает общие свойства и закономерности функционирования психики взрослого человека. Самые глобальные из ее вопросов касаются понимания самой психологии, ее структуры и функций, законов ее развития. Общая психология занимается проблемами сознания и бессознательного, личности, деятельности, изучает различные психические состояния и свойства человека, процессы произвольной регуляции деятельности. В рамках общей психологии также изучаются познавательные процессы: ощущение, восприятие, внимание, память, речь, мышление, воображение.

Дифференциальная психология (или психология индивидуальных различий) изучает индивидуально-психологические особенности людей: их темперамент, характер, способности, личностные свойства, их индивидуальный стиль, психологические особенности, определяемые возрастом, полом, социальным положением, местом жительства и т.п.

Нередко в качестве отдельной отрасли фундаментальной психологии выделяют психологию личности, которая занимается изучением социально обусловленных качеств человека, общих закономерностей самосознания, мотивации, характера.

Психофизиологияизучает взаимосвязь психических явлений с работой организма, деятельностью нервной системы. Особый научный интерес в этой отрасли представляет исследование физиологических механизмов деятельности мозга, в результате которых возникают психические процессы, состояния, свойства человека.

Нейропсихология занимается изучением анатомо-физиологических основ высших психических функций. нтернетологии исследуют нейронные процессы в головном мозге человека, лежащие в основе восприятия, памяти, воображения, мышления, внимания, эмоций.

Социальная психология изучает психические явления, возникающие в процессе взаимодействия людей друг с другом, межличностные отношения.

Психология развития (или возрастная психология) изучает общие закономерности развития различных психических процессов и качеств личности развивающегося человека. В психологии развития выделяют детскую психологию, психологию подростка, психологию юности, психологию взрослого человека, геронтопсихологию (психологию старости). Кроме того, эта отрасль изучает развитие различных психических функций.


Специальная психология(или психология аномального развития) изучает психологические проблемы, связанные с отклонениями от нормального развития. Эта отрасль включает в себя несколько разделов. Олигофренопсихология изучает патологию психического развития, связанную с врожденными дефектами мозга. Сурдопсихология изучает психологию развития ребенка при серьезных дефектах слуха. Тифлопсихология изучает психологию развития слабовидящих и незрячих детей. Специальная психология, как и специальная педагогика входит в состав дефектологии – комплексной научной дисциплины, изучающей особенности развития детей с физическими и психическими недостатками и закономерности их воспитания и обучения.

Патопсихологияизучает патологические изменения в психике, закономерности нарушения психической деятельности и свойств личности при психических заболеваниях.

Зоопсихологияизучает психику животных, врожденные и приобретенные формы их поведения. Сравнительная психология сопоставляет психику животных и человека.

Прикладная психология – особое направление научной психологии, которое занимается изучением путей практического применения научно-психологических знаний для решения практических задач. Она изучает общие психологические проблемы, характерные для конкретных сфер профессиональной деятельности людей.

К отраслям прикладной психологии относятся педагогическая, медицинская, юридическая, экономическая психология, психология религии, спорта, труда. В свою очередь психология труда включает в себя психологию инженерную, военную, транспортную, авиационную и космическую психологию, психологию торговли и пр. Прикладные отрасли психологии базируются на соответствующих академических исследованиях общих закономерностей психики и специальных проблем. Они заимствуют у академической психологии объективные методы исследования: наблюдение, эксперимент, тест, опрос и т.д.

Особенностью прикладных исследований является то, что они организуются непосредственно по заказу какого-либо социального института. Так как сфера прикладных исследований находится на границе профессиональной психологии и непрофессиональной (относительно данной науки) средой, встают новые требования к языку, на котором излагаются результаты исследований. Профессиональный жаргон здесь становится неприемлемым.