Файл: Психология как наука о внутреннем мире человека. Этапы становления психологии как науки. Задачи и предмет психологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 281

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

4. Структура психических явлений. Психические процессы, психические состояния, психические свойства. Антропологический принцип в науках о человеке. Структура психических явлений

Психоанализ как учение о бессознательной психике.

Структура личности по З. Фрейду

Фрейд выделил окольные пути бессознательного:

Личность и ее трактовка в различных психологических теориях.

Ключевые свойства личности

Способности

Темперамент

Характер

Воля

Эмоции

Мотивация

Разница между деятельностью и поведением

Определение

Сравнение

Функции мотива

Мечты, фантазии, грезы, галлюцинации и сновидения.

Эмоционально-потребностная сфера в структуре личности.

Воля – это сознательное регулирование человеком своих действий и поступков, требующих преодоления внутренних и внешних трудностей.

Признаки волевого поведения

Функции воли

Структура волевого акта.

Волевые качества личности: первичные, вторичные, третичные

Социально-ролевое общение



Проблема взаимоотношения формальных и неформальных групп была подробно исследована в ходе знаменитого Хотторнского эксперимента, проведенного в США в 1924-1932 гг. Многолетние исследования выявили, неформальные межличностные отношения в трудовом коллективе играют большую роль в эффективной организации производства. Поиск оптимальных сочетаний формальных и неформальных групп на производстве стал одной из ведущих задач так называемой индустриальной социологии и теории менеджмента.

Любая социальная группа представляет собой достаточно сложное социально-психологическое образование. В ней одновременно могут функционировать формальная и неформальная системы отношений. В свою очередь, неформальные отношения включают ценностно-нормативную систему группы, статусно-ролевую структуру и систему межличностных связей и предпочтений. Кроме того, группа находится в сложной системе взаимоотношений с другими группами. Образно говоря, в социальной группе, как в капле воды, отражается все многообразие общества в целом. Поэтому в ней в той или иной степени могут иметь место самые разнообразные конфликты. Наиболее характерными из них являются следующие:

  • 1) внутриличностный конфликт:

    • а) вызванный внутригрупповыми проблемами;

    • б) привнесенный членом группы извне и вызывающий

внутригрупповую напряженность;

  • 2) межличностный конфликт:

    • а) ценностно-нормативный;

    • б) статусно-ролевой;

    • в) психологической несовместимости;

  • 3) конфликт между группой (подгруппой) и членом группы;

  • 4) конфликт между подгруппами в отдельной группе;

  • 5) конфликт между формальной и неформальной системами отношений;

  • 6) межгрупповые конфликты.

Групповые конфликты можно также классифицировать в зависимости от разновидностей социальных мотивов внутригруппового взаимодействия, таких, например, как:

  • 1) мотив максимизации общего выигрыша (кооперация);

  • 2) мотив максимизации собственного выигрыша (индивидуализм);

  • 3) мотив максимизации относительного выигрыша (соперничество);

  • 4) мотив максимизации выигрыша другого (альтруизм);

  • 5) мотив минимизации выигрыша другого (агрессия);

  • 6) минимизация различий между собственным и чужим выигрышем (равенство).


Каждый из перечисленных мотивов предполагает свои причины возникновения противоречий, свою конфликтную установку и свои способы конфликтного взаимодействия[1].

Лидерство в группе – это процесс межличностного влияния. Лидера порождают не столько личные качества или их особое сочетание, сколько структура взаимоотношений в данной конкретной группе. Эта система межличностных связей формируется и определяется целями группы, ценностями и нормами, в ней сформировавшимися. И именно на основе этих ценностей и целей выдвигается конкретный лидер группы. Лидер как бы олицетворяет систему предпочитаемых группой целей и ценностей, является их носителем, активным проводником в жизнь. Лидером принимается и считается тот, чьи установки и ориентации становятся референтными, то есть исходными эталонами для всех или большинства членов группы в оценке ими значимых аспектов ее жизнедеятельности. За ним признается право вести за собой, быть последней инстанцией в оценке различных групповых ситуаций и обстоятельств.

В практике лидер часто определяется через систему социометрических выборов как наиболее эмоционально предпочитаемый член группы. Это не всегда оправданный подход. В социальной психологии известно, что социометрическая "звезда" не всегда является лидером, хотя последний в некоторых группах может быть одновременно и "звездой" и коммуникативным центром группы. В основе лидерской позиции и высокого социометрического статуса лежат различные механизмы, эти фигуры создаются или выдвигаются группой для решения различных задач, имеют различную природу. Так, "звезда" может быть охарактеризована как "душа группы", центр ее эмоционального притяжения. Это человек, к которому тянутся в общении, чувствуют себя комфортно рядом с ним. Лидер – это лицо, облеченное властью, имеющее авторитет и право на влияние и оценку.

Вместе с тем лидерство в группе – процесс столь многоликий, что могут быть выделены виды лидерства, весьма близкие по своим задачам к социометрической "звезде".
39. Понятие «толпа». Виды толпы: окказиональная, конвенциональная, экспрессивная, действующая. Активная, пассивная, агрессивная виды толпы.

Механизмы образования толпы: слухи, циркулярная реакция.



Толпа — это временное скопление большого числа людей на территории, допускающей непосредственный контакт, которые спонтанно реагируют на одни и те же стимулы сходным или идентичным образом.



По степени организации:

  • Стихийная толпа. Возникает спонтанно, не организована какими-то лицами. К этому виду относятся такие толпы как толпа людей в метро или в фойе кинотеатра. Хотя они собрались по определённому случаю, у толпы как таковой нет зачинщиков.

  • Ведомая толпа — толпа, организованная лидерами. У такой толпы есть подстрекатели. Интересным видом ведомой толпы является флешмоб — толпа людей, внезапно собирающаяся в одном месте и так же внезапно исчезающая. Флешмобыобычно организуются через Интернет.

  • Организованная толпа. Толпа, имеющая ярко выраженную организацию, упорядоченность. Понятие введено Гюставом Лебоном, который считал такие формирования, как рота солдат и даже заседание парламента, разновидностью толпы. Лебон также употреблял термин одухотворённая толпа, подчёркивая, что у толпы возникает своя собственная душа. Многие исследователи не соглашаются с таким расширенным толкованием и полагают, что толпой можно называть лишь неорганизованную массу народа. [источник не указан 2994 дня]

По характеру поведения людей:

  • Окказиональная толпа — сборище любопытствующих (зевак), например толпа, собравшаяся по случаю автомобильной аварии.

  • Конвенциональная толпа — толпа, собравшаяся по заранее известному поводу (фестиваль, карнавал и т. д.)

  • Экспрессивная толпа — толпа, выражающая общие эмоции (протест, ликование и т. д.).

  • Экстатическая толпа — толпа, объятая экстазом.

  • Действующая толпа — толпа, совершающая физические действия.

    • Агрессивная толпа — людская масса, совершающая деструктивные действия.

    • Паническая толпа — толпа, спасающаяся от кого-то (чего-то).

    • Стяжательская толпа — толпа, борющаяся за ценности.

    • Повстанческая толпа — толпа, противодействующая властям.

Основные механизмы формирования толпы и развития ее специфических качеств — 
циркулярная реакция(нарастающее взаимонаправленное эмоциональное заражение), а также слухи.

Механизмами формирования толпы являются слухи и циркулярная реакция, под которой понимают нарастающее взаимонаправленное эмоциональное заражение. Механизмами воздействия на толпу также являются заражение, внушение, убеждение и подражание. Основную роль в развитии этих механизмов играет массовое общение, обладающее свойством психологического воздействия на поведение и деятельность участников толпы, которое сознательно используется организаторами эксцессов.


40. Гуманистическая теория личности А. Маслоу. Феноменологическая теория личности К. Роджерса. Гуманистическая теория личности Э. Фромма. Гуманистические теории личности


Если фрейдизм изучает невротическую личность, желания, поступки и слова которой расходятся между собой, суждения о самом себе и о других людях часто диаметрально противоположны («Обычно люди неискренни». «Я обычно искренен»), т.е. противоречивую, нецелостную, несовершенную личность, то гуманистическая психология, напротив, изучает здоровые, гармоничные личности, достигшие вершины личностного развития, вершины «самоактуализации». Такие «самоактуализирующиеся» личности, к сожалению, составляют лишь 1-4% от общего количества людей, а остальные находятся на той или иной ступени развития.

А. Маслоу, один из ведущих психологов США в области исследования мотивации, разработал «иерархию потребностей». Она состоит из следующих ступеней:

  1. ступень - физиологические потребности - это низшие, управляемые органами тела потребности, как дыхание, пищевая, сексуальная, потребность в самозащите.

  2. ступень - потребность в надежности - стремление к материальной надежности, здоровью, обеспечению в старости и т.п.

  3. ступень - социальные потребности. Удовлетворение их потребностей необъективно и трудноописуемо. Одного человека удовлетворяют очень немногие контакты с другими людьми, в другом человеке эта потребность в общении выражается очень сильно.

  4. ступень - потребность в уважении, осознании собственного достоинства - здесь идет речь об уважении, престиже, социальном успехе. Вряд ли эти потребности удовлетворяются отдельным лицом, для этого требуются группы.

  5. ступень - потребность в развитии личности, в осуществлении самого себя, в самореализации, самоактуализации, в осмыслении своего назначения в мире.

Маслоу выявил следующие принципы мотивации человека:

  1. мотивы имеют иерархическую структуру;

  2. чем выше уровень мотива, тем менее жизненно необходимыми являются соответствующие потребности: тем дольше можно задержать их реализацию;

  3. пока не удовлетворены нижние потребности, высшие остаются сравнительно неинтересными. С момента выполнения низшие потребности перестают быть потребностями, т.е. они теряют мотивирующую силу;

  4. с повышением потребностей повышается готовность к большей активности.