Файл: Понятие прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 111

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Другой формой международной защиты прав и свобод человека выступает Европейский Суд по правам человека, который был учрежден в соответствии с Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года. Главной задачей Европейского Суда является обеспечение соблюдения обязательств, принятых на себя государствами-членами. В Европейский Суд может обращаться любая жертва нарушения прав, если конечно исчерпаны все внутренние средства решения спора, ибо Европейская Конвенция утверждает всеобщий характер прав человека и защищает не только граждан данной страны, но также иностранцев и лиц без гражданства, который также присущ Комитету ООН по правам человека. Решения Европейского Суда являются окончательными, которые обязательны для исполнения всеми государствами-членами Совета Европы. Окончательное решение Суда по существу дела направляется Комитету Министров Совета Европы, который осуществляет надзор за его исполнением.

Определенными полномочиями по обеспечению прав человека обладает и Организация Объединенных Наций по вопросам образования науки и культуры (ЮНЕСКО), которые изложены в принятых ею конвенциях и рекомендациях. Кроме того, обеспечение и защита прав и свобод человека осуществляется другими международными организациями в пределах их компетенции и полномочий.

Несмотря на наличие гарантий прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, каждый из нас в соответствии с частью 3 статьи 46 Конституции России имеет право обратиться с жалобой в международные органы по защите прав и свобод человек. Это право обусловлено непосредственно наличием соответствующих международных договоров Российской Федерации и используется в силу указанного выше конституционного положения, а также части 4 статьи 15 Конституции России, если исчерпаны все имеющиеся средства правовой защиты. Следовательно, жалоба может подаваться в международный орган по защите прав и свобод после отказа личности во всех судебных органах России.

Нарушения духовно-нравственных прав и свобод человека и гражданина должны незамедлительно пресекаться, ибо их ущемление всегда ведет к духовным, нравственным и физическим страданиям (уничтожению) личности, что никак недопустимо. В связи с тем, что упомянутые международные органы по защите прав человека загружены личными и коллективными обращениями людей по фактам нарушения их прав и свобод, наблюдается волокита на реагирование вопиющихся нарушений прав человека и гражданина. Эти обстоятельства своевременно не обеспечивают защиту духовно-нравственных прав и свобод. Кроме того, из-за отсутствия в международной и отечественной юриспруденции понятия духовно-нравственных прав и свобод человека и гражданина, а также в связи с этим правосознания о ценности и приоритете указанных прав, в международном праве еще не предусмотрены наиболее эффективные правовые средства и механизмы их гарантий, что, конечно, желает лучшего.


59. Органы внесудебной защиты нарушенных прав и свобод человека и гражданина

Внесудебная защита прав человека - это автономный правовой институт, который регулирует социальные взаимоотношения, предусматривающие связь с отстаиванием субъективного права личности без присутствия судебных органов. Институт несудебной защиты выступает межотраслевым, охранительным, процессуальным институтом, обладающим особенным нормативно-правовым регулированием. Внесудебные формы защиты достаточно перспективны и стремительны, и, в отличие от судебной формы, они довольно статичны, решения выносятся намного быстрей, не требуется следование жестким процедурам. Помимо этого не нужно наличие особенных финансовых расходов, как со стороны страны, так и населения, чье право преступлено. Очевидно, что судебная защита уникальна и может употребляться к любым препирательствам, но недооценивать и несудебные формы защиты не следует. В практической деятельности защиты прав человека несудебные формы защиты имеют второстепенное место, потому и законодательство достаточно фрагментарно регулирует представленный институт. Малоразвитость обозначенной формы защиты и сложности при ее применении имеются из-за отсутствия отчетливой юридической регламентации процессии несудебного рассмотрения споров.

На данный момент в теории права употребляются обусловленные попытки установить главные направления улучшения форм защиты, также и несудебной, для увеличения обеспечения прав и свобод граждан и их союзов. Последовательность данных предложений обнаружила свое отображение и в функционирующих нормативных документах. Наряду с этим, с сожалением стоит обратить внимание на то, что многие из теоретических и законодательных новшеств были сформированы без довольно серьезного рассмотрения феномена защиты права, а также без учета объективных обстоятельств существования российского населения.

Внесудебная защита в структуре права это автономный институт права, который располагает следующими критериями:

· относительной независимостью;

· характерностью метода правового регулирования, регулируются сходные родственные взаимоотношения (защищаются права и свободы человека).

Институт внесудебной защиты прав человека - это межотраслевой, охранительный и процессуальный институт. В границах этого института имеются группы норм, которые регулируют некоторые методы несудебной защиты.


Субъектами права на несудебную защиту прав и правомерных интересов выступают как государственные органы (прокуратура, государственный нотариат, органы исполнительной власти, Уполномоченный по правам человека РФ), так и негосударственные (общественные объединения, частный нотариат, третейский суд), уполномоченные лица, чьи права и правомерные интересы преступлены (самооборона).

Внесудебная защита содержит в себе, в первую очередь, работу специально уполномоченных органов и лиц по употреблению права, которая осуществляется со следованием отдельных процессов, далее, если отсутствует особенная процедура несудебной защиты прав человека, то в каждой определенной ситуации личность автономно устанавливает последовательность защиты личного права, истекая из личных интересов и возможностей.

Характерностью процедур, употребляемых в рамках несудебной защиты прав человека, выступает то, что личности дается возможность независимого их предпочтения для отстаивания личного права. Какие действия будет свершать личность, отстаивая свое право - это ее усмотрение, самое важное, чтобы это осуществлялось в рамках законодательства.

Правомерное регулирование права на внесудебную защиту в Российской Федерации реализовывается Конституцией Российской Федерации, федеральным законопроектом, законодательными документами субъектов Российской Федерации.

60. Ограничения прав и свобод человека, пределы допустимого вмешательства ОВД

Развитие гражданского общества неизбежно рождает ситуации, требующие от государства ограничить гражданские права и свободы. Вопрос, однако, заключается в том, кто, на каком основании, на какое время и в каких пределах может или должен это делать.

В Российской Федерации конституционное регулирование вопроса об ограничении прав и свобод начинается с установления незыблемости этих прав. Часть 2 ст. 55 гласит: "В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина". Это общее правило, которое указывает на невозможность принятия законов, попирающих права и свободы без всяких оснований (термин "умаление", однако, следует признать юридически недостаточно ясным, скорее всего в данном контексте он означает любое сокращение объема разрешаемых действий). Но, следуя ст. 29 Всеобщей декларации прав человека, Конституция (ч. 3 ст. 55) вводит институт ограничения прав и свобод при наличии определенных оснований. Права и свободы могут ограничиваться в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.


Эти основания - всего шесть и ни одним больше - сами по себе не вызывают сомнений, поскольку речь идет о защите прав и интересов большинства людей от злоупотреблений со стороны меньшинства или о создании необходимых условий для реализации прав и свобод. Вопрос состоит в том, что конкретно должно быть вложено в эти основания, чтобы не допустить злоупотреблений. Как бы отвечая на этот вопрос, в данной статье указываются два важных условия: 1) права могут быть ограничены только федеральным законом и 2) "только в той мере, в какой это необходимо".

Ограничения прав и свобод граждан в целях, указанных в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, предусмотрены в ряде других федеральных законов. Эти ограничения чаще всего выступают как необходимые условия для деятельности правоохранительных органов, призванных охранять права и свободы всех граждан. Такие законы, абсолютно необходимые в интересах большинства граждан, одновременно таят опасность злоупотреблений ими, что заставляет законодателя тщательно фиксировать пределы прав соответствующих органов и условия применения ими принуждения по отношению к гражданам. Среди такого рода законов, принятых в Российской Федерации, особенно важны законы об органах федеральной службы безопасности, о внутренних войсках МВД, о полиции, об оперативно-розыскной деятельности, о государственной охране.

Как пример можно взять закон о полиции. Мы знаем, что согласно Конституции, каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Закон о полиции закрепляет право полицейского на задержание граждан. Но одновременно с этим устанавливается ряд ограничений. Например, до судебного решения в случаях, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов. Задержанное лицо вправе пользоваться в соответствии с федеральным законом услугами адвоката (защитника) и переводчика с момента задержания.

Полиция защищает право каждого на неприкосновенность жилища. Сотрудники полиции не вправе входить в жилые помещения помимо воли проживающих в них граждан иначе как в случаях и порядке, установленных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Однако, если необходимо задержать преступника, полицейский имеет право проникновения в жилые помещения, на земельные участки и т.д.

Таким образом, в РФ закреплены необходимые правовые основания для правомерного ограничения прав и свобод граждан сотрудниками правоохранительных органов, но одновременно с этим установлены и пределы ограничения таких прав.


61. Основания ограничения прав и свобод человека и гражданина

КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 55

3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Статья 56

1. В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия.

2. Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом.

3. Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46 - 54 Конституции Российской Федерации.

Статья 79

Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации.

ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

Статья 29

2. При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПАКТ О ГРАЖДАНСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРАВАХ

Статья 4.

1. Во время чрезвычайного положения в государстве, при котором жизнь нации находится под угрозой и о наличии которого официально объявляется, участвующие в настоящем Пакте Государства могут принимать меры в отступление от своих обязательств по настоящему Пакту только в такой степени, в какой это требуется остротой положения, при условии, что такие меры не являются несовместимыми с их другими обязательствами по международному праву и не влекут за собой дискриминации исключительно на основе расы, цвета кожи, пола, языка, религии или социального происхождения.