Файл: Курсовая работа по дисциплине Организация коммерческой деятельности на тему Коммерческие риски и способы их уменьшения на примере ооо Хозяин и К.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 74

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 2. Коммерческие риски, рассмотренные на примере ООО «Хозяин и К»

2.1 Краткая характеристика торгового предприятия ООО «Хозяин и К»


С теоретической основой коммерческих рисков я разобрался, теперь я перехожу к исследовательской части моей работы. Для начала я дам характеристику предприятию, на основе которого я проводил свое исследование.

Организация ООО «Хозяин и К» занимается продажей керамической плитки и керамогранита в городе Волгодонске. Данное предприятие существует на рынке строительных материалов уже на протяжении восьми лет. За все время своей работы торговое предприятие зарекомендовало себя, как надежный партнер и как стабильная в финансовом отношении фирма. Деятельность торгового предприятия связана с реализацией продукции конечному потребителю, что является завершающим этапом ее продвижения из сферы производства. Предметом розничной торговли является не только продажа товаров, но и торговое обслуживание и предоставление дополнительных услуг своим покупателям.

Общество с ограниченной ответственностью «Хозяин и К» действует на основании решения учредителя о создании общества, согласно уставу предприятия. Единственным участником общества является его владелец и по совместительству Генеральный директор компании – Кириеня Надежда Николаевна. Штат компании составляет 27 человек, среди которых: генеральный директор – 1 человек, финансовый директор - 1 человек, коммерческий директор - 1 человек, диспетчер- 1 человек, бухгалтера – 2 человека, дизайнер – 2 человека, руководитель отдела закупок – 1 человек, начальник логистического отдела – 1 человек, водитель - 16 человек, уборщица - 1 человек. Управление происходит на линейно- функциональном уровне (коммерческий директор - финансовому, финансовый - генеральному, и тд) (Рисунок 1). При такой структуре управления всю полноту власти берет на себя линейный руководитель - генеральный директор. Деятельность сотрудников осуществляется согласно трудовым договорам.



Рисунок 1. Схема линейно-функциональной структуры

В случае разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций.


ООО «Хозяин и К» предлагает потребителям товары: керамическую плитку и керамический гранит, а также предоставляет услуги: разработка дизайн-проектов, логистические услуги. Данные об объеме выручке в сравнении двух лет представлены ниже. (Таблица 2).

Таблица 2. Объем реализации

Наименование показателя

2020 год

2021 год

Объем выручки от оказания услуг, тыс. руб. всего:


86 050


104 352

В том числе объем выручки от реализации товаров, тыс. руб.


226 982

259 524

Поставщики ООО «Хозяин и К», на долю которых приходится 20% и более всех поставок товарно-материальных ценностей, с указанием их доли в общем объеме поставок (Таблица 3).

Таблица 3. Процентная доля поставок

Полное фирменное наименование поставщика


Доля фирм в объеме поставок, %, 2020 г.


Доля фирм в объеме поставок, %, 2021 г.


«PLAZA»


53

35

Концерн «ABSOLUT»


22

49

ООО «Метр2»


25

16

Основная доля приходится на импортные закупки. (Первые два поставщика).

Основными потребителями ООО «Хозяин и К» являются частные лица. Кроме этого, ООО «Хозяин и К» успешно работает с большим количеством оптовых и корпоративных компаний, в числе которых государственные структуры, что обеспечивает дополнительную стабильность бизнесу.

Я провел анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия ООО «Хозяин и К». Изучив таблицу вертикального анализа баланса предприятия ООО «Хозяин и К» можно сделать следующие выводы. В структуре баланса произошли изменения. Имущество предприятия возросло на 15 106 тыс. руб., это обусловлено тем, что сумма незавершенного производства увеличились на 144 тыс.руб. Возросли расчеты с дебиторами на 15825 тыс. руб., это может быть связано с тем

, что продукцию отгрузили, но срок оплаты не наступил.

В пассиве баланса увеличилась кредиторская задолженность на 8963 тыс. руб.

Наряду с вертикальным балансом я провел горизонтальный анализ баланса. Горизонтальный анализ отчетности заключается в построении одной или нескольких аналитических таблиц, в которых абсолютные показатели дополняются относительными темпами роста (снижения).

За анализируемый период наблюдается увеличение валюты баланса на 15106 тыс. руб. Данные увеличения обусловлены ростом дебиторской задолженности с 19,45% до 22,42% и до 58,92%, что играет немаловажную роль. Также сказывается уменьшение денежных средств с 6,7 % до 0. Это говорит о том, что у предприятия нет в наличии денежных запасов.

Финансовые результаты отчетного года в определенной степени характеризуются данными отчета о прибылях и убытках). Исследуя отчет о прибылях и убытках за 2021 год, можно сделать следующий вывод. За 2015 год выручка от реализации составила 38912 тыс. руб., себестоимость реализованной продукции 34705 тыс. руб. чистая прибыль ООО «Хозяин и К» за 2021 год составила 3164 тыс. руб.

Несомненно, что риск есть вероятностная категория, и в этом смысле наиболее обосновано с научных позиций характеризовать и измерять его, как вероятность возникновения определенного уровня потерь.

2.2 Основные виды рисков предприятия ООО «Хозяин и К»

Как и в работе любого предприятия, в работе ООО «Хозяин и К» присутствуют риски. Одни из них могут быть прогнозируемыми, другие частично непрогнозируемыми, но все они в той или иной мере оказывают влияние на работу предприятия. Я определил, к каким рискам у данной организации существует подверженность.

Во-первых, это риск конкуренции. Российский рынок строительных материалов характеризуется высокой концентрацией. Разнообразие фирм и строительных торговых центров, специализирующихся на продаже керамической плитки: Сквирел, Кубатура, Мир плитки, Шахтинская плитка. Конкуренция ведётся и в ценовой политике, и в ассортименте, и в сервисе.

Во-вторых, это так называемое понятие «Бой». Ведь зачастую при транспортировке, при отгрузке и при перестановке товаров на складе возможен бой. Если бой происходит в партии, которая была привезена на склад в большом объёме, то потери не настолько критичны. Если же бой происходит в заказе, который был привезён под конкретного заказчика, то здесь есть вероятность того, что клиент полностью откажется от всей партии, несмотря на то, что есть возможность привезти недостающее количество. Соответственно, помимо «боя» остаются ещё и остатки от заказа, и транспортные расходы, и расходы складские. Остатки, как правило, либо не реализуются, либо реализуются по сниженным ценам, что приносит своего рода убытки для организации.


В-третьих, это наличие сезонных факторов реализации товаров. Есть виды товаров, для которых сезонность играет решающее значение. Например, это материалы для укладки на улице. В выставочном зале они занимают достаточную площадь, но продаются только с апреля по октябрь

В-четвертых, покупательская активность – это тоже в своём роде риск для компании, так как приходится быть постоянно в развитии, следовать новым тенденциям, быть пластичными в ценообразовании. В оптовом отделе покупательская активность зависит от работы менеджера с той или иной организацией. Наличие среднестатистического товара на складе и эксклюзивных новинок на выставке тоже играют не малую роль в повышении покупательской способности.

В-пятых, это срывы сроков поставки. Это может произойти по вине поставщика, транспортной компании, таможенной службы. Не всегда на стоке той или иной фабрики находится материал в нужных количествах, из-за чего увеличивается срок поставки. Складские запасы не пополняются должным образом, что сказывается на объёмах продаж в первую очередь.

И в-шестых, это риски возникновения непредвиденных расходов. Они возникают в случае увеличения рыночных цен на ресурсы (услуги). К причинам этого риска можно отнести изменение политики ценообразования у поставщиков ресурсов, с которыми у предприятия заключены долгосрочные договоры. Либо повышение цен на аренду офисных и складских помещений.

При всесторонней оценке риска следовало бы устанавливать для каждого абсолютного или относительного значения величины возможных потерь соответствующую вероятность возникновения такой величины. Я выделил определенные области или зоны риска в зависимости от величины потерь (Рисунок 2).



Рисунок 2. Схема зон риска
В применении к анализируемой сфере предпринимательства - это в большинстве случаев крайне трудная задача. Поэтому фактически приходится ограничиваться упрощенными подходами, оценивая риск по одному или нескольким показателям, представляющим обобщенные свойства, более значимые для суждения о приемлемости риска.

Первая рассмотренная зона – безрисковая. В данной зоне потери равны нулю или уходят в отрицательное значение, следовательно, происходит превышение прибыли.

Под второй зоной рассмотрена зона допустимого риска. Даная зона характеризует ту область
, в пределах которой данный вид предпринимательской деятельности сохраняет свою экономическую целесообразность, что означает допустимость потерь, но не превосходящих уровень ожидаемой прибыли. Граница зоны допустимого риска соответствует уровню потерь, равному расчетной прибыли от предпринимательской деятельности.

Следующая более опасная область - зона критического риска. Это область, характеризуемая возможностью потерь, превышающих величину ожидаемой прибыли, вплоть до величины полной расчетной выручки от предпринимательства, представляющей сумму затрат и прибыли. Зона критического риска характеризуется опасностью потерь, которые заведомо превышают ожидаемую прибыль и в максимуме могут привести к невозмещаемой потере всех средств, вложенных предпринимателем в дело. В последнем случае предприниматель не только не получает от сделки никакого дохода, но несет убытки в сумме всех затрат.

И самая опасная зона – зона катастрофического риска. Данный вид риска опасен тем, что несет собой потери, превосходящие по своей величине критический уровень убытков. Величина таких потерь может достигать величине, равной имущественному состоянию бизнеса. Катастрофический риск способен привести к краху и банкротству предприятия, что влечет за собой его закрытие, а в следствие продажу имеющегося имущества. Однако такой вид риска предприятию ООО «Хозяин и К» никогда не грозил.

В процессе принятия ООО «Хозяин и К» решений о допустимости и целесообразности риска важно представлять не столько вероятность определенного уровня потерь, сколько вероятность того, что потери не превысят некоторого уровня. По логике именно это и есть основной показатель риска. Вероятность того, что потери не превысят определенного уровня, есть показатель надежности и уверенности. Несомненно, что показатели риска и надежности предпринимательского дела тесно связаны между собой.

Изучить статистику потерь, допущенных в предпринимательской деятельности организации в прошлые годы, а также установить частоту появления определенных уровней потерь можно при помощи статистического метода.

Для снижения рисков ухудшения сбыта ООО «Хозяин и К» разрабатывает и внедряет специальные программы лояльности для удержания клиентской базы, продолжает строить сильную торговую марку, разрабатывает эффективную маркетинговую политику. В этом организации помогает метод экспертных оценок - он может быть реализован путем обработки мнений опытных предпринимателей или специалистов в данной сфере.