Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 60
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Досуг как сфера социализации личности
1.1. Молодежная политика: тенденции развития и принципы реализации
1.2. Понятие «досуг» и его характеристики
1.3. Социально-психологические особенности подросткового возрастов
2. Досуговая деятельность подростков по месту жительства
2.1. Особенности досуга подростков
2.2. Досуговые социальные институты в социализации подростков по месту жительства
3. Основные направления и формы работы с молодежью культурно-досугового центра «Цементник»
специалистов включает посещение подростков, заключенных под стражу до гуда в следственном изоляторе, проведение бесед с подростками и их семьями. В Российской Федерации действует около 1650 клубов для подростков и молодежи по месту жительства.
Управление дополнительного образования Министерства образования Российской Федерации определило следующие приоритетные направления деятельности клубов по месту жительства [7]:
В практике работы клубов совершенствуются направления деятельности социально-воспитательной и досуговой работы с детьми, подростками и молодежью. В деятельности клубов по месту жительства могут сочетаться различные направления деятельности.
Организация досуга по месту жительства достаточно сложный процесс, требующий дополнительных резервов. Одним из таких резервов является волонтерское движение, очень актуальное в настоящее время.
Волонтерство (добровольческая деятельность) – это общественно полезная деятельность (индивидуальная или коллективная), осуществляемая людьми безвозмездно на основе доброй воли и свободного выбора в пользу третьих лиц или обществом в целом.
По основам государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года 1 "молодежная добровольческая (волонтерская) деятельность" - добровольная социально направленная и общественно полезная деятельность молодых граждан, осуществляемая путем выполнения работ, оказания услуг без получения денежного или материального вознаграждения (кроме случаев возможного возмещения связанных с осуществлением добровольческой (волонтерской) деятельности затрат).
Некоторые характеристики, присущие волонтерской деятельности [6]:
Главное обратить внимание на следующие функции добровольческих ресурсов:
Добровольческая деятельность может быть организована различными организациями и общественными институтами, такими как:
Привлечение в свои ряды новых добровольцев – одна из важнейших задач учреждений, работающих в социальной сфере. Поиск, мотивирование и организация добровольцев – более сложный процесс, чем наём оплачиваемых работников. В данном случае требуется не только наличие высоких организационных навыков, но и личный пример добровольчества самого организатора.
Для уральской молодежи характерны те же проблемы, которые характерны для страны в целом. Молодежь в последнее десятилетие ХХ века и в начале ХХI века оказалась в так называемом «обществе риска». Многие возникающие проблемы они не в силах решать самостоятельно. Среди этих проблем следующие: состояние здоровья, уровень физического и духовного развития, наркотики и алкоголь и др.
Различие жизненных стартов у молодежи, отсутствие или недостаточность возможности ее самореализации, деформация ценностно-нормативных представлений приводит молодежь к неопределенной жизненной позиции и появлению у них новых ценностей. Ценности литературы и классической музыки у современной молодежи стоят на последнем месте.
Лишь четверть молодежи гордится своей страной и готова ее защищать и поднимать. В условиях социальной неопределенности появилась молодежная преступность, продолжает сохраняться межнациональная напряженность в обществе. Эффективная организация системы социального развития молодежи, ее воспитания позволит преодолеть духовно-нравственный кризис в обществе. При анализе проблемы жизнеспособности молодого поколения необходимо рассматривать, прежде всего, социально-культурный, нравственный фактор. Ученые утверждают, что в самые сложные критические периоды истории человек спасался «запасами» духовных ценностей, нравственными устоями. Новые походы к воспитанию молодежи связаны с возрождением испытанных временем традиций и принципов воспитания, а также с нетерпимостью к проявлениям формализма, бюрократизма, консерватизма с очищением мышления от негативных наслоений прошлого, по существу речь идет об изменении самой идеологии управления процессами воспитания молодежи средствами и формами клубной работы.
КДЦ «Цементник» введен в эксплуатацию в 1971 году. Сегодня он рассматривается как многофункциональное учреждение культуры, обладающее широким спектром деятельности для молодежи.
Молодежь - наиболее сложная категория населения в организации досуга, поэтому работники культуры в постоянном поиске новых форм и методов работы с молодежью. Наиболее значимым звеном становится неформальные молодежные группы и задачей массового отдела в работе с молодежью является создание оптимально комфортных условий для развития новых молодежных групп.
КДЦ «Цементник» предоставляет населению широкий выбор досуговых занятий. Проводятся игровые программы, концерты, спектакли, дискотеки, вечера-отдыха. Работают молодежные кружки:
- Цирковая студия «Каскад»;
- ансамбль эстрадной песни «Своя компания»;
- танцевальные коллективы;
- клуб спортивного танца «Грация»;
- вокальные группы;
- художественного чтения;
- театральный молодежный коллектив «Зеркало»;
- народная изостудия;
- дискуссионные клубы, клубы общения;
- профориентационный клуб «Кем быть?»;
- спортивные секции (волейбол, футбол, настольный теннис, шахматный клуб, минифутбол);
- клуб молодежного актива CMC;
- молодежный клуб КВН «NEXT»;
Время изменило ценностный ряд. Уже уходит на второй план материальное благополучие. Уверенность в себе приходит через общение, проявление активной позиции, через творчество, интеллектуальную деятельность. На экране телевидения все чаще появляются передачи для «знаек» «Кто самый умный?», «Умники и умницы», «Кто хочет стать миллионером», «Своя игра» и т.п. Телевизионные игры мотивируют молодежь к самообразованию, повышению уровня знаний в различных областях, расширению кругозора. Что мешает уральским подросткам и молодежи стать на одну интеллектуальную ступень со столичными ровесниками? Отсутствие системы мероприятий с направленностью на развитие интеллекта и кругозора школьников и учащихся ссузов в городе и районе. Одним из самых популярных и действенных форм организации досуга является КВН.
Добрые традиции конкурса веселых и находчивых вот уже более сорока лет объединяют дерзкие умы молодежи. КВН включает в себя добрый юмор, состязания в остроумии и море творчества; пение, хореография, акробатика, пантомима, клоунада, поэзия, актерское мастерство, эстетический вкус и чувство меры. КВН - это дружелюбная планета абсолютно для всех, кто хочет себя попробовать на сцене. В процессе подготовки новой программы или выполнения конкурсного задания ребята, сами того не подозревая развиваются интеллектуально и творчески в итоге каждый раз дарят праздник зрителю, своим соперникам и себе. Увлечение КВНом - пожизненный диагноз, но еще никого он не сделал несчастным.
Сегодня уже никому не надо доказывать, что игра - необходимый атрибут социализации личности, что в игре гораздо легче постигаются ученые премудрости
Управление дополнительного образования Министерства образования Российской Федерации определило следующие приоритетные направления деятельности клубов по месту жительства [7]:
-
помощь семье в решении проблем, связанных с учебой, воспитанием, присмотром за ребенком; -
помощь подростку в устранении причин, негативно влияющих на его поведение, успеваемость и посещение общеобразовательного учреждения; -
привлечение детей, родителей, общественности к организации и проведению социально-педагогических мероприятий, акций по месту жительства; -
изучение, диагностирование, разрешение конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы ребенка, на ранних стадиях развития с целью предотвращения серьезных последствий; -
индивидуальное и групповое консультирование детей, родителей, педагогов по вопросам разрешения проблемных ситуаций, конфликтов, снятию стресса, воспитанию детей в семье и т.п.; -
выявление запросов, потребностей детей и разработка мер помощи конкретным учащимся с привлечением специалистов из соответствующих организаций; -
пропаганда и разъяснение прав детей, семьи; -
решение практических вопросов обеспечения учебно-воспитательной деятельности вне учебного процесса; -
организация реабилитационных лагерей для дезадаптированных детей; -
проведение летних профильных смен (трудовых, творческих, досуговых, спортивных) по месту жительства подростков на базе клубов, школ и иных учреждений дополнительного образования детей.
В практике работы клубов совершенствуются направления деятельности социально-воспитательной и досуговой работы с детьми, подростками и молодежью. В деятельности клубов по месту жительства могут сочетаться различные направления деятельности.
Организация досуга по месту жительства достаточно сложный процесс, требующий дополнительных резервов. Одним из таких резервов является волонтерское движение, очень актуальное в настоящее время.
Волонтерство (добровольческая деятельность) – это общественно полезная деятельность (индивидуальная или коллективная), осуществляемая людьми безвозмездно на основе доброй воли и свободного выбора в пользу третьих лиц или обществом в целом.
По основам государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года 1 "молодежная добровольческая (волонтерская) деятельность" - добровольная социально направленная и общественно полезная деятельность молодых граждан, осуществляемая путем выполнения работ, оказания услуг без получения денежного или материального вознаграждения (кроме случаев возможного возмещения связанных с осуществлением добровольческой (волонтерской) деятельности затрат).
Некоторые характеристики, присущие волонтерской деятельности [6]:
-
Вознаграждение. Волонтер не должен заниматься волонтерской деятельностью главным образом с целью получения финансовой прибыли, и любое финансовое возмещение должно быть меньше стоимости выполненной работы. -
Добровольность. Хотя мотивация участия в волонтерской деятельности, возможно, всегда будет состоять из нескольких причин, включая давление со стороны коллег (или родителей) и долг перед обществом, все же эта деятельность должна осуществляться добровольно, без принуждения со стороны. -
Приносимая польза. -
Благотворительность или служба на благо других.
Главное обратить внимание на следующие функции добровольческих ресурсов:
-
Привлечение добровольцев (средства и методы PR). -
Предварительная работа перед набором добровольцев. -
Набор добровольцев. -
Текущая работа с добровольцами.
Добровольческая деятельность может быть организована различными организациями и общественными институтами, такими как:
-
Инициативные группы населения: -
Молодежные организации; -
Общественные организации (ветеранские, женские, и проч.);
Привлечение в свои ряды новых добровольцев – одна из важнейших задач учреждений, работающих в социальной сфере. Поиск, мотивирование и организация добровольцев – более сложный процесс, чем наём оплачиваемых работников. В данном случае требуется не только наличие высоких организационных навыков, но и личный пример добровольчества самого организатора.
3. Основные направления и формы работы с молодежью культурно-досугового центра «Цементник»
Для уральской молодежи характерны те же проблемы, которые характерны для страны в целом. Молодежь в последнее десятилетие ХХ века и в начале ХХI века оказалась в так называемом «обществе риска». Многие возникающие проблемы они не в силах решать самостоятельно. Среди этих проблем следующие: состояние здоровья, уровень физического и духовного развития, наркотики и алкоголь и др.
Различие жизненных стартов у молодежи, отсутствие или недостаточность возможности ее самореализации, деформация ценностно-нормативных представлений приводит молодежь к неопределенной жизненной позиции и появлению у них новых ценностей. Ценности литературы и классической музыки у современной молодежи стоят на последнем месте.
Лишь четверть молодежи гордится своей страной и готова ее защищать и поднимать. В условиях социальной неопределенности появилась молодежная преступность, продолжает сохраняться межнациональная напряженность в обществе. Эффективная организация системы социального развития молодежи, ее воспитания позволит преодолеть духовно-нравственный кризис в обществе. При анализе проблемы жизнеспособности молодого поколения необходимо рассматривать, прежде всего, социально-культурный, нравственный фактор. Ученые утверждают, что в самые сложные критические периоды истории человек спасался «запасами» духовных ценностей, нравственными устоями. Новые походы к воспитанию молодежи связаны с возрождением испытанных временем традиций и принципов воспитания, а также с нетерпимостью к проявлениям формализма, бюрократизма, консерватизма с очищением мышления от негативных наслоений прошлого, по существу речь идет об изменении самой идеологии управления процессами воспитания молодежи средствами и формами клубной работы.
КДЦ «Цементник» введен в эксплуатацию в 1971 году. Сегодня он рассматривается как многофункциональное учреждение культуры, обладающее широким спектром деятельности для молодежи.
Молодежь - наиболее сложная категория населения в организации досуга, поэтому работники культуры в постоянном поиске новых форм и методов работы с молодежью. Наиболее значимым звеном становится неформальные молодежные группы и задачей массового отдела в работе с молодежью является создание оптимально комфортных условий для развития новых молодежных групп.
КДЦ «Цементник» предоставляет населению широкий выбор досуговых занятий. Проводятся игровые программы, концерты, спектакли, дискотеки, вечера-отдыха. Работают молодежные кружки:
- Цирковая студия «Каскад»;
- ансамбль эстрадной песни «Своя компания»;
- танцевальные коллективы;
- клуб спортивного танца «Грация»;
- вокальные группы;
- художественного чтения;
- театральный молодежный коллектив «Зеркало»;
- народная изостудия;
- дискуссионные клубы, клубы общения;
- профориентационный клуб «Кем быть?»;
- спортивные секции (волейбол, футбол, настольный теннис, шахматный клуб, минифутбол);
- клуб молодежного актива CMC;
- молодежный клуб КВН «NEXT»;
Время изменило ценностный ряд. Уже уходит на второй план материальное благополучие. Уверенность в себе приходит через общение, проявление активной позиции, через творчество, интеллектуальную деятельность. На экране телевидения все чаще появляются передачи для «знаек» «Кто самый умный?», «Умники и умницы», «Кто хочет стать миллионером», «Своя игра» и т.п. Телевизионные игры мотивируют молодежь к самообразованию, повышению уровня знаний в различных областях, расширению кругозора. Что мешает уральским подросткам и молодежи стать на одну интеллектуальную ступень со столичными ровесниками? Отсутствие системы мероприятий с направленностью на развитие интеллекта и кругозора школьников и учащихся ссузов в городе и районе. Одним из самых популярных и действенных форм организации досуга является КВН.
Добрые традиции конкурса веселых и находчивых вот уже более сорока лет объединяют дерзкие умы молодежи. КВН включает в себя добрый юмор, состязания в остроумии и море творчества; пение, хореография, акробатика, пантомима, клоунада, поэзия, актерское мастерство, эстетический вкус и чувство меры. КВН - это дружелюбная планета абсолютно для всех, кто хочет себя попробовать на сцене. В процессе подготовки новой программы или выполнения конкурсного задания ребята, сами того не подозревая развиваются интеллектуально и творчески в итоге каждый раз дарят праздник зрителю, своим соперникам и себе. Увлечение КВНом - пожизненный диагноз, но еще никого он не сделал несчастным.
Сегодня уже никому не надо доказывать, что игра - необходимый атрибут социализации личности, что в игре гораздо легче постигаются ученые премудрости