Файл: 1. Досуг как сфера социализации личности 5.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 59

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание


с.

Содержание 2

Введение 3

1. Досуг как сфера социализации личности 5

1.1. Молодежная политика: тенденции развития и принципы реализации 5

1.2. Понятие «досуг» и его характеристики 7

1.3. Социально-психологические особенности подросткового возрастов 11

2. Досуговая деятельность подростков по месту жительства 14

2.1. Особенности досуга подростков 14

2.2. Досуговые социальные институты в социализации подростков по месту жительства 18

3. Основные направления и формы работы с молодежью культурно-досугового центра «Цементник» 22

30

Заключение 31

Список источников и литературы 32


Введение



Актуальность темы работы. Место жительства, учеба и работа являясь компонентом локального социокультурного пространства, составляет основу пространства жизни. У молодежи есть потребность в решении проблем на местном уровне, для решения конкретных проблем молодежи. Специалист по социальной работе с молодежью осуществляет свою деятельность по месту жительства молодых людей, попавших в трудную жизненную ситуацию, в комплексных центрах социального обслуживания молодежи. Такой центр социального обслуживания молодежи создается как в городе, так и в сельском поселении, и весь комплекс социальных услуг концентрируется именно в этом учреждении. Поддержка оказывается всем категориям молодых граждан, проживающих и данном населенном пункте. Приоритетными направлениями деятельности данного учреждения являются профориентация и трудоустройство.

Организация досуга детей и подростков по месту жительства – одна из важных проблем современной жизни. В каждом районе города значительную часть населения составляют дети и подростки, которые половину своего свободного времени проводят вне школы. Ведь именно свободное время становится той сферой, где происходит формирование личности, гуманистических идеалов и ценностей, а также повышение культурных возможностей молодежи. Досуг подрастающего поколения при недостаточной культуре его организации не только не приносит расцвета творческих способностей и ожидаемого восстановления утраченных сил за время учебном процесса, а наоборот превращается в криминогенный фактор общества. Дети и подростки наиболее подвержены негативному влиянию улицы (пагубные привычки, «плохие компании» и т.д.), что влечет за собой асоциальное поведение.


Важнейшими задачами учреждений дополнительного образования по месту жительства являются создание единого воспитательного пространства, адаптация подростков к современным условиям, социализация через организацию культурно-досуговых и физкультурно-оздоровительных мероприятий, расширение видов творческой деятельности для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей подростков, организация их общения. Все это помогает в профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.

Волонтерство еще одно из актуальных и действующих способов организации досуга в настоящее время. В соответствии с Концепцией долгосрочного социально – экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, важнейшим фактором устойчивого развития страны и общества, роста благосостояния ее граждан и совершенствования общественных отношений является эффективная государственная молодежная политика, одна из основных целей которой – вовлечение молодежи в социальную практику путем развития добровольческой деятельности.

Объект исследования: досуг детей и подростков. Предмет исследования: особенности организации досуга детей и подростков.

Цель работы - выявить особенности организации досуга детей и подростков в настоящее время.

Задачи работы:

  • рассмотреть молодежную политику тенденции развития и принципы реализации;

  • изучить понятия «досуг», «досуг по месту жительства», «организация досуга».

  • выделить социально-психологические особенности детей подросткового возраста;

  • вывить особенности организации досуга по месту жительства;

  • рассмотреть основные направления и формы работы с молодежью культурно-досугового центра «Цементник»;

  • сделать выводы по работе.

1. Досуг как сфера социализации личности

1.1. Молодежная политика: тенденции развития и принципы реализации



Молодежная политика - это неотъемлемая часть целостной политики государства, которая представляет собой систему мер и законодательных актов по установлению и поддержанию соответствующего общественного статуса подрастающего поколения, а вместе с ним определенного качества жизни самой молодежи, которая в перспективе станет экономически активным населением [3].

Молодежь обладает значительным потенциалом, который не всегда используется в полной мере, - мобильностью, инициативностью, восприимчивостью к инновационным изменениям, новым технологиям, способностью противодействовать негативным вызовам. В России сформирован достаточный базис для преодоления этих тенденций и создания эффективной системы непрерывного развития и подготовки талантливой молодежи к реализации программ и проектов в целях социально-экономического развития страны.


Молодежная политика осуществляется в целях:

- создания правовых, социально-экономических условий выбора молодыми гражданами своего жизненного пути, осуществления выдвигаемых ими программ (проектов) в области молодежной политики, социального становления, самореализации и участия молодых граждан в общественной деятельности;

- воспитания и образования молодежи, защиты ее прав и законных интересов;

- реализации общественно значимых инициатив, общественно полезной деятельности молодежи, молодежных, детских общественных объединений;

- содействие социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодежи;

- недопущение дискриминации молодых граждан по мотивам возраста;

-создание условий для более полного включения молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества;

- расширение возможностей молодого человека в выборе своего жизненного пути, достижении личного успеха;

- реализация инновационного потенциала молодежи в интересах общественного развития и развития самой молодежи [1].

Молодежная политика направлена предоставление качественного образования, на поддержку и стимулирование семей, предприятий и учреждений некоммерческих организаций, общественных объединений и граждан, осуществляющих деятельность по созданию благоприятных условий жизни молодежи, по ее воспитанию, обучению и развитию.

Поддержка молодежных объединений является не только актуальной задачей, но и перспективным направлением деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, преследующей цели самореализации молодежи в российском обществе, что невозможно без ее реального участия в реформах и

становлении новых социальных основ жизни россиян. Молодежные, детские общественные объединения -активные участники формирования и реализации молодежной политики [3].

Реализуется множество программ на территории Российской Федерации по поддержке детей - сирот, молодых людей, попавших в сложную жизненную ситуацию, поддержка талантливой молодежи и молодых семей.

Современная модель государственной молодежной политики базируется на взаимной ответственности государства и молодежи, на признании молодежи участником ее формирования и реализации, содержит установку на развитие партнерских отношений с молодежью.


Следует учитывать, что ныне российское общество переживает период столкновения с глобальными тенденциями и вызовами. В их числе: неравномерность экономического роста, демографические дисбалансы, миграционные потоки. Остро стоят проблемы обеспечения международной безопасности, борьбы с международным терроризмом. К этому следует добавить глобальные экологические проблемы, изменение климата, рост числа природных катастроф. Возрастает неопределенность мирового развития. Напряженность между мировыми центрами силы, накопление диспропорций в мировой торговле и финансовой системе повышает риск замедления темпов роста мировой экономики [3].

Очевидно, что для снижения таких рисков требуется эффективное использование научно-технического потенциала и всех ресурсов - труда, капитала, знаний. Все это предъявляет новые требования к качеству человеческого потенциала. Междисциплинарные знания и навыки работников становятся ключевыми компетенциями для любой отрасли экономики. Подготовка специалистов требует непрерывного образования (в течение всей жизни).

В социокультурной сфере существенным вызовом является столкновение традиционных и современных ценностей, что усиливает необходимость сохранения значимости основ

российской культуры, знания и уважения к истории, духовным ценностям многонационального народа России, уникального опыта ответственности российских граждан за свою страну, ее будущее и будущее всего мира.

В информационной сфере тревожная тенденция проявляется в нарастании угроз манипуляции массовым сознанием, навязывании знаний и представлений, норм и ценностей, чуждых российскому менталитету.

Таким образом, необходимость реакции на цивилизационные вызовы придает особую остроту проблеме социального развития молодежи и становится отправной точкой в анализе реализации государственной молодежной политики.

1.2. Понятие «досуг» и его характеристики



Плодотворное использование досуга человеком – важная задача общества, ибо, когда он осуществляет процесс своего досугового общения с искусством, техникой, спортом, природой, а так же с другими людьми, важно, чтобы делал он это рационально, продуктивно и творчески.

Так что же такое детский досуг? До сих пор нет общепринятого определения этого понятия. Более того, в специальной литературе досуг имеет самые разнообразные определения и толкования.

Досуг часто отождествляется со свободным временем (Ф. С. Махов, А.Т. Куракин, В.В. Фатьянов и д.р.), с внешкольной и внеклассной работой (Б. Э. Вульфов, Л. Н. Николаева, М. М. Поташник и д. р.), и даже с внеучебным временем (Л. К. Балясная, Т. В. Сорокина и д. р.). Но можно ли отождествлять свободное время с досугом? Нет, так как свободное время есть у всех, а досугом обладает не каждый. Существует много интерпретаций слова «досуг». Досугом называется деятельность, отношения, состояние ума. Множество подходов осложняет попытки понять, что значит досуг. 5

Английское слово досуг (LEISURE) берет свое начало из латинского языка (LIGERE), что означает «быть свободным». Из латинского языка во французский пришло (LOISIR), что означает «быть разрешенным», а в английский такое слово как (LICENSE), что означает «быть свободным» (свобода отклонять правило, практику и т. д.). Все эти слова являются родственными, подразумевая выбор и отсутствие принуждение. В древней Греции слово досуг (SCHOLE) означало «серьезная деятельность без давления необходимости». Английское слово (SCOOL) произошло от греческого слова SCHOLE, (досуг), что предполагает окончательное соединение между досугом и образованием.

Досуг способен объединить и отдых и труд. Большая часть досуга в современном обществе занята разными видами отдыха, хотя понятие «досуг» включает в себя и такие виды деятельности, как продолжение образования, общественная работа на добровольных началах.

Определение досуга распадается на четыре основных группы: 2, с. 98

  1. Досуг как созерцание, связанное с высоким уровнем культуры и интеллекта; это состояние ума и души. В этой концепции досуг обычно рассматривается с точки зрения эффективности, с какой человек делает что-либо;

  2. Досуг как деятельность - обычно характеризуется как деятельность не связанная с работой. Это определение досуга включает ценности самореализации;

  3. Досуг, как свободное время, время выбора. Это время может быть использовано различным образом, причем оно может быть использовано для деятельности связанной с работой или не связанно с ней. Досуг рассматривается как время, когда человек занимается тем, что не является его обязанностью;

  4. Досуг интегрирует три предыдущих концепции, стирает грань между «работой» и «не работой» и оценивает досуг в терминах описывающих человеческое поведение. Включает в себя понятия времени и отношения к времени.