Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 55
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Досуг как сфера социализации личности
1.1. Молодежная политика: тенденции развития и принципы реализации
1.2. Понятие «досуг» и его характеристики
1.3. Социально-психологические особенности подросткового возрастов
2. Досуговая деятельность подростков по месту жительства
2.1. Особенности досуга подростков
2.2. Досуговые социальные институты в социализации подростков по месту жительства
3. Основные направления и формы работы с молодежью культурно-досугового центра «Цементник»
Содержание
с.
Содержание 2
Введение 3
1. Досуг как сфера социализации личности 5
1.1. Молодежная политика: тенденции развития и принципы реализации 5
1.2. Понятие «досуг» и его характеристики 7
1.3. Социально-психологические особенности подросткового возрастов 11
2. Досуговая деятельность подростков по месту жительства 14
2.1. Особенности досуга подростков 14
2.2. Досуговые социальные институты в социализации подростков по месту жительства 18
3. Основные направления и формы работы с молодежью культурно-досугового центра «Цементник» 22
30
Заключение 31
Список источников и литературы 32
Введение
Актуальность темы работы. Место жительства, учеба и работа являясь компонентом локального социокультурного пространства, составляет основу пространства жизни. У молодежи есть потребность в решении проблем на местном уровне, для решения конкретных проблем молодежи. Специалист по социальной работе с молодежью осуществляет свою деятельность по месту жительства молодых людей, попавших в трудную жизненную ситуацию, в комплексных центрах социального обслуживания молодежи. Такой центр социального обслуживания молодежи создается как в городе, так и в сельском поселении, и весь комплекс социальных услуг концентрируется именно в этом учреждении. Поддержка оказывается всем категориям молодых граждан, проживающих и данном населенном пункте. Приоритетными направлениями деятельности данного учреждения являются профориентация и трудоустройство.
Организация досуга детей и подростков по месту жительства – одна из важных проблем современной жизни. В каждом районе города значительную часть населения составляют дети и подростки, которые половину своего свободного времени проводят вне школы. Ведь именно свободное время становится той сферой, где происходит формирование личности, гуманистических идеалов и ценностей, а также повышение культурных возможностей молодежи. Досуг подрастающего поколения при недостаточной культуре его организации не только не приносит расцвета творческих способностей и ожидаемого восстановления утраченных сил за время учебном процесса, а наоборот превращается в криминогенный фактор общества. Дети и подростки наиболее подвержены негативному влиянию улицы (пагубные привычки, «плохие компании» и т.д.), что влечет за собой асоциальное поведение.
Важнейшими задачами учреждений дополнительного образования по месту жительства являются создание единого воспитательного пространства, адаптация подростков к современным условиям, социализация через организацию культурно-досуговых и физкультурно-оздоровительных мероприятий, расширение видов творческой деятельности для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей подростков, организация их общения. Все это помогает в профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.
Волонтерство еще одно из актуальных и действующих способов организации досуга в настоящее время. В соответствии с Концепцией долгосрочного социально – экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, важнейшим фактором устойчивого развития страны и общества, роста благосостояния ее граждан и совершенствования общественных отношений является эффективная государственная молодежная политика, одна из основных целей которой – вовлечение молодежи в социальную практику путем развития добровольческой деятельности.
Объект исследования: досуг детей и подростков. Предмет исследования: особенности организации досуга детей и подростков.
Цель работы - выявить особенности организации досуга детей и подростков в настоящее время.
Задачи работы:
-
рассмотреть молодежную политику тенденции развития и принципы реализации; -
изучить понятия «досуг», «досуг по месту жительства», «организация досуга». -
выделить социально-психологические особенности детей подросткового возраста; -
вывить особенности организации досуга по месту жительства; -
рассмотреть основные направления и формы работы с молодежью культурно-досугового центра «Цементник»; -
сделать выводы по работе.
1. Досуг как сфера социализации личности
1.1. Молодежная политика: тенденции развития и принципы реализации
Молодежная политика - это неотъемлемая часть целостной политики государства, которая представляет собой систему мер и законодательных актов по установлению и поддержанию соответствующего общественного статуса подрастающего поколения, а вместе с ним определенного качества жизни самой молодежи, которая в перспективе станет экономически активным населением [3].
Молодежь обладает значительным потенциалом, который не всегда используется в полной мере, - мобильностью, инициативностью, восприимчивостью к инновационным изменениям, новым технологиям, способностью противодействовать негативным вызовам. В России сформирован достаточный базис для преодоления этих тенденций и создания эффективной системы непрерывного развития и подготовки талантливой молодежи к реализации программ и проектов в целях социально-экономического развития страны.
Молодежная политика осуществляется в целях:
- создания правовых, социально-экономических условий выбора молодыми гражданами своего жизненного пути, осуществления выдвигаемых ими программ (проектов) в области молодежной политики, социального становления, самореализации и участия молодых граждан в общественной деятельности;
- воспитания и образования молодежи, защиты ее прав и законных интересов;
- реализации общественно значимых инициатив, общественно полезной деятельности молодежи, молодежных, детских общественных объединений;
- содействие социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодежи;
- недопущение дискриминации молодых граждан по мотивам возраста;
-создание условий для более полного включения молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества;
- расширение возможностей молодого человека в выборе своего жизненного пути, достижении личного успеха;
- реализация инновационного потенциала молодежи в интересах общественного развития и развития самой молодежи [1].
Молодежная политика направлена предоставление качественного образования, на поддержку и стимулирование семей, предприятий и учреждений некоммерческих организаций, общественных объединений и граждан, осуществляющих деятельность по созданию благоприятных условий жизни молодежи, по ее воспитанию, обучению и развитию.
Поддержка молодежных объединений является не только актуальной задачей, но и перспективным направлением деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, преследующей цели самореализации молодежи в российском обществе, что невозможно без ее реального участия в реформах и
становлении новых социальных основ жизни россиян. Молодежные, детские общественные объединения -активные участники формирования и реализации молодежной политики [3].
Реализуется множество программ на территории Российской Федерации по поддержке детей - сирот, молодых людей, попавших в сложную жизненную ситуацию, поддержка талантливой молодежи и молодых семей.
Современная модель государственной молодежной политики базируется на взаимной ответственности государства и молодежи, на признании молодежи участником ее формирования и реализации, содержит установку на развитие партнерских отношений с молодежью.
Следует учитывать, что ныне российское общество переживает период столкновения с глобальными тенденциями и вызовами. В их числе: неравномерность экономического роста, демографические дисбалансы, миграционные потоки. Остро стоят проблемы обеспечения международной безопасности, борьбы с международным терроризмом. К этому следует добавить глобальные экологические проблемы, изменение климата, рост числа природных катастроф. Возрастает неопределенность мирового развития. Напряженность между мировыми центрами силы, накопление диспропорций в мировой торговле и финансовой системе повышает риск замедления темпов роста мировой экономики [3].
Очевидно, что для снижения таких рисков требуется эффективное использование научно-технического потенциала и всех ресурсов - труда, капитала, знаний. Все это предъявляет новые требования к качеству человеческого потенциала. Междисциплинарные знания и навыки работников становятся ключевыми компетенциями для любой отрасли экономики. Подготовка специалистов требует непрерывного образования (в течение всей жизни).
В социокультурной сфере существенным вызовом является столкновение традиционных и современных ценностей, что усиливает необходимость сохранения значимости основ
российской культуры, знания и уважения к истории, духовным ценностям многонационального народа России, уникального опыта ответственности российских граждан за свою страну, ее будущее и будущее всего мира.
В информационной сфере тревожная тенденция проявляется в нарастании угроз манипуляции массовым сознанием, навязывании знаний и представлений, норм и ценностей, чуждых российскому менталитету.
Таким образом, необходимость реакции на цивилизационные вызовы придает особую остроту проблеме социального развития молодежи и становится отправной точкой в анализе реализации государственной молодежной политики.
1.2. Понятие «досуг» и его характеристики
Плодотворное использование досуга человеком – важная задача общества, ибо, когда он осуществляет процесс своего досугового общения с искусством, техникой, спортом, природой, а так же с другими людьми, важно, чтобы делал он это рационально, продуктивно и творчески.
Так что же такое детский досуг? До сих пор нет общепринятого определения этого понятия. Более того, в специальной литературе досуг имеет самые разнообразные определения и толкования.
Досуг часто отождествляется со свободным временем (Ф. С. Махов, А.Т. Куракин, В.В. Фатьянов и д.р.), с внешкольной и внеклассной работой (Б. Э. Вульфов, Л. Н. Николаева, М. М. Поташник и д. р.), и даже с внеучебным временем (Л. К. Балясная, Т. В. Сорокина и д. р.). Но можно ли отождествлять свободное время с досугом? Нет, так как свободное время есть у всех, а досугом обладает не каждый. Существует много интерпретаций слова «досуг». Досугом называется деятельность, отношения, состояние ума. Множество подходов осложняет попытки понять, что значит досуг. 5
Английское слово досуг (LEISURE) берет свое начало из латинского языка (LIGERE), что означает «быть свободным». Из латинского языка во французский пришло (LOISIR), что означает «быть разрешенным», а в английский такое слово как (LICENSE), что означает «быть свободным» (свобода отклонять правило, практику и т. д.). Все эти слова являются родственными, подразумевая выбор и отсутствие принуждение. В древней Греции слово досуг (SCHOLE) означало «серьезная деятельность без давления необходимости». Английское слово (SCOOL) произошло от греческого слова SCHOLE, (досуг), что предполагает окончательное соединение между досугом и образованием.
Досуг способен объединить и отдых и труд. Большая часть досуга в современном обществе занята разными видами отдыха, хотя понятие «досуг» включает в себя и такие виды деятельности, как продолжение образования, общественная работа на добровольных началах.
Определение досуга распадается на четыре основных группы: 2, с. 98
-
Досуг как созерцание, связанное с высоким уровнем культуры и интеллекта; это состояние ума и души. В этой концепции досуг обычно рассматривается с точки зрения эффективности, с какой человек делает что-либо; -
Досуг как деятельность - обычно характеризуется как деятельность не связанная с работой. Это определение досуга включает ценности самореализации; -
Досуг, как свободное время, время выбора. Это время может быть использовано различным образом, причем оно может быть использовано для деятельности связанной с работой или не связанно с ней. Досуг рассматривается как время, когда человек занимается тем, что не является его обязанностью; -
Досуг интегрирует три предыдущих концепции, стирает грань между «работой» и «не работой» и оценивает досуг в терминах описывающих человеческое поведение. Включает в себя понятия времени и отношения к времени.