Файл: Введение 3 Глава Теоретические основы доходов населения и социальной политики государства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 56

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
;

– проблемы занятости.

Занятость – это не только проблема трудовых отношений или социального развития субъектов хозяйствования. Это комплексная проблема, решение которой зависит от общеэкономической ситуации, бюджетной и кредитной политики страны, в которой занятость считается определяющим моментом.

Таким образом, анализ современных проблем развития общественного государства в РФ говорит о том, что для решения нужно:

– формирование целостной социально-экономической политики, как на региональном уровне, так и в масштабах страны в целом;

– оказание финансовой и кредитной поддержки регионам. Это одна из самых ключевых задач федеральной власти, которая пока не выполняется [17, с. 106].

В реальное время в условиях финансовых, структурных, общественных кризисных явлений эти задачи могут быть сгруппированы следующим образом:

– активная политика по увеличению уровня жизни, социальной помощи населению, созданию критерий для реализации его возможностей самостоятельно обеспечивать свое благосостояние;

– действенные меры на рынке труда по оптимизации структуры занятости и уменьшению безработицы;

– формирование механизма социальной защиты социально неблагополучных и социально уязвимых категорий населения, социального обеспечения нетрудоспособного населения;

– разработка действенной системы защиты прав личности и обеспечения защищенности.

Институционные преобразования в социально-бытовой инфраструктуре и социально-культурной сфере с целью расширения вероятностей получения соответствующих услуг населением, увеличения качества обслуживания, обеспечение доступности для каждого минимального набора бесплатных услуг образования, здравоохранения и т. п.

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИИ И РАЗВИТЫХ СТРАНАХ




2.1 Дифференциация доходов России и особенности их формирования



В условиях макроэкономической нестабильности, характерной для современной РФ, проблема неравенства доходов приобретает особую актуальность и значимость.

Основные социально-экономические индикаторы уровни жизни населения за 2013-2017 гг. представлены в таблице 1.

Таблица 1

Основные социально-экономические индикаторы уровня жизни населения РФ за 2013-2017 гг.

Показатели

2013г.

2014г.

201г.

2016г.

2017г.

Среднемесячная начисленная заработная плата 1 работника, рублей

20780

23221,1

25928,2

27766,6

30224,5

Реальная начисленная заработная плата 1 работника, в процентах к предыдущему году

100,5

104,6

104,0

99,3

95,7

Среднемесячный размер назначенных пенсий на конец года, рублей

7820

8272,7

9153,6

10029,7

10888,7

Реальный размер назначенной месячной пенсии на конец года, в процентах к предыдущему году

104,2

104,6

103,3

103,3

97,5

Прожиточный минимум в среднем на душу населения, рублей в месяц

6369

6510

7306

8050

9701

Численность населения с доходами ниже величины прожиточного минимума, в процентах от общей численности населения

12,7

10,7

10,8

11,2

13,3

Децильный коэффициент фондов, в разах

16,2

16,4

16,3

16,0

15,6



На основании таблицы 1 можно сделать следующие выводы.

В настоящее время в РФ наблюдается значительный разрыв в доходах населения.

За 2013-2017гг. произошел рост следующих показателей:

– среднемесячной начисленной заработной платы;

– среднемесячного размера начисленных пенсий;

– промежуточного минимума в среднем на душу населения.

Для большей наглядности динамику основных социально-экономических индикаторов уровня жизни населения РФ за 213-2017 гг. на рисунке 7.



Рис. 7. Основные социально-экономических индикаторы уровня жизни населения РФ за 213-2017 гг.
Несмотря на рост основных показателей, представленных на рисунке 1, наблюдаются и отрицательные моменты.

За 2013-2017 гг. произошло снижение реальной заработной платы и пенсий, возросла численность населения с доходами ниже величины прожиточного минимума.

Устойчивое снижение реальных доходов населения в сочетании с сокращением социальных расходов, а также усиление негативных тенденций на рынке труда, о наличии которых свидетельствуют данные официальной статистики, может негативно отражаться на социальном самочувствии населения и вызывать рост социальной напряженности.

Уровень дохода – макроэкономический показатель. Он показывает результат становления экономики РФ, а также развитие социальной сферы – главных моментов, определяющих доходы населения. Естественно, заработок каждого человека всегда будет коррелировать с его личными качествами и особенностями (интеллект, образования, характер и т.п.) и эта характеристика будет субъективна.

Различия в доходах складываются под действием всевозможных факторов. Естественно, люди не равны, и нередко личные неравенства, те, что были перечислены ранее, дополняются особенностями положения в обществе, которые и сформируют различия в уровне жизни.

В реальное время наиболее ключевым индикатором социального неравенства считается индекс Джини. Он более буквально демонстрирует, как размеренно распределены доходы между горожанами РФ.

При Ij = 0 прибыли распределены безусловно размеренно.

Значения показателя Индекса Джинни за 2010-2017 гг. представлены в таблице 2.

Таблица 2

Значения показателя индекса Джинни I
j

Год

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

Ij

0.421

0.421

0.417

0.42

0.419

0.416

0.413

0.416

  

На основании таблицы 2 можно сделать вывод, что за 2010-217гг. коэффициент Джини имеет тенденцию к увеличению.

Для большей наглядности представим динамику коэффициента Джинни на рисунке 2.



Рис. 7. Коэффициент Джинни РФ за 2013-2017 гг.
Дифференциация доходов в значимой степени приводит к:

– усилению поляризации социума;

– возникновению вражды и негатива меж людьми.

Данные моменты в результате всегда негативно сказывается на уровне жизни.

В итоге реформ 90х годов в РФ был совершен переход к рыночной экономике. Это повлекло изменение модели рассредоточения доходов между различными категориями населения государства. То, что происходило в рамках рыночных реформ: приватизация, реструктуризация экономики, лишь усилили дифференциацию доходов населения и привело к большим масштабам обнищания людей, наращиванию доли бедных.

Можно отметить ряд оснований продолжения усиления дифференциации доходов в РФ:

1. Сокращение доли официального дохода в общем доходе населения и значительное наращивание роли неформальных доходов.

2. Ослабление роли страны в перераспределении доходов.

3. Инфляция.

4. Сращивание частного бизнеса с государством.

5. Ухудшение ситуации на рынке труда.

6. Коррупция.

Недоступность реструктуризации и приватизации на конкурентной базе привели к тому, что в руках небольшой доли населения оказались большие объемы производственных фондов, а с ними и активы, приносящие сверхвысокий заработок.

Недоступность действенного регулирования рынка и откладывание реформ только усилили коррупцию, которая отвечает заинтересованностям интересам богатых людей.

Все это привело к печальным результатам. В их числе:

1. Растет количество людей за чертой бедности, что элементарно не позволительно в развитом обществе.


2. Социум содержит направленность к расслоению на «наших» и «чужих», люди утрачивают совместные цели, интересы и ощущение патриотизма. Появляются межэтнические инциденты.

3. Происходит «отток мозгов» за рубеж. По причине чего происходит селекция сотрудников, которая влечет за собой сокращение интеллектуального уровня в стране в длительной перспективе.

4. Из-за невысокого уровня жизни снижается трудовая активность населения, портится самочувствие, снижается рождаемость, что приводит к демографическим упадкам.

Разрешение такой проблемы как борьба с неравенством – одно из главных направлений социальной политики страны. Считается необходимостью снижение количества граждан, живущих за чертой бедности, а также законодательное установление минимальной заработной платы. Для данных целей она должна приближаться к прожиточному минимуму либо приравниваться к нему.

Реформированию подлежит и сам способ расчета прожиточного минимума, который очерчивает формальные грани бедности. Нужен расчет прожиточного минимума на базе доли к среднему уровню дохода населения (40-50%).

Для влияния на категорию населения, доходы которой ниже прожиточного минимума, станут эффективны программы, в комплексно-включающие социальную поддержку в связи со сложной жизненной ситуацией, переобучение, повышение квалификации. Это способствует развитию человеческого капитала – фактора финансового подъема. Для воплощения аналогичных реформ можно применить подход, заключающийся в аккумулировании средств в руках страны методом взимания прямых и косвенных налогов.

Приобретенный в итоге экономический эффект даст вероятность вывести служащих бюджетной сферы из категории малоимущих, доведя их заработок до значения прожиточного минимума.

Высокий уровень дифференциации денежных доходов населения считается предпосылкой социальной нестабильности и влечет за собой большое количество неблагоприятных явлений. Но в тоже время, небольшая дифференциация оказывает позитивное влияние на экономику.

Безоговорочное равенство «убьет» у людей стимул к действенному труду. В случае если оплачивать одинаково — то закончат трудиться люди, работающие с большей эффективностью и имеющие исключительные компетенции. Результатом сего будет замедление экономического прогресса государства и темпов роста благосостояния ее людей. В следствие этого оплачивать деятельность людей во всяком случае будет необходимо по-разному. В силу этого, неравенство доходов все же следует признать нормальным. Кроме того, это важный инструмент стимулирования трудовой активности людей.