Файл: Введение 3 Глава Теоретические основы доходов населения и социальной политики государства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 57

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Функциональное распределение дохода создает первичные доходы населения и их структуру.

Источники денежных доходов населения представлены на рисунке 4.


Рис. 4. Источники денежных доходов населения
Основным источником доходов населения считается заработная плата, выплачиваемая трудящимся и служащим компаниями или же муниципальными учреждениями, в которых они трудятся.

Заработок маленьких владельцев (в т.ч. и от самозанятости) – медицинских работников, защитников, фермеров, хозяев маленьких и других некорпорированных компаний – считается сочетанием заработной платы, прибыли, ренты и процента.

В РФ осязаемую долю в доходах населения занимают доходы владельцев и предпринимателей. Их удельный вес в структуре доходов превышает показатель в США. Таким образом, на исходном этапе рыночных реформ случилось резкое перераспределение доходов – от заработной платы к доходам от денежных средств. Доля заработной платы в РФ меньше показателя в развитых государствах с рыночной экономикой. Обесценение труда на фоне неэффективного применения значимых доходов от капитала считается одной из ведущих причин системного упадка российского общества.

Личное распределение доходов и их структура связаны с методикой, которым совместный доход общества делится между отдельными домохозяйствами. Общий объем денежных доходов неравномерно делится по группам населения. За годы реформ уровень неравномерности в распределении совместного фонда собственных доходов значительно увеличилась. Это проявляется в быстро выросшем неравенстве населения по душевым денежным доходам.

Ведущими основаниями неравенства доходов считаются следующие:

– различия в способностях;

– образование и обучение;

– профессиональные вкусы и риск;

– владение собственностью;

– господство на рынке;

– удача, связи, несчастья и дискриминация.

Наряду с перечисленными причинами срабатывают и своеобразные моменты углубления неравенства:

– неоправданно низкая заработная плата на исходном этапе рыночных реформ;

– неотрегулированность правовой базы реформ, позволяющие сравнительно маленький группе россиян присваивать большие теневые доходы.

В процессе корректировки общественных реформ нужно гарантировать более справедливое распределение доходов на основании:


– совершенствования системы персонального налогообложения доходов и собственности граждан;

– введения действенного контроля за реальными доходами, в т.ч. методом проверки соответствия объемов декларируемых налогоплательщиками доходов фактически выработанным затратам.

В литературе приводятся доводы за и напротив равенства. Ведущей довод в пользу равного распределения дохода состоит в том, что равенство доходов нужно для максимизации удовлетворения нужд потребителя, или же максимальной полезности. Основной аргумент в пользу неравенства доходов состоит в том, что нужно сберечь стимулы для производства продукции и дохода.


1.2 Социальная политика: реформы и обязательства



Социальная политика - законодательное установление и обеспечение выполнения общественных обязательств страны, совокупность которых призвана обеспечивать конституционно закрепленные общественные права людей и их реализацию в законодательно установленных направлениях, сферах и областях [14, с. 85].

Состав социальной политики представлен на рисунке 5.


Рис.5. Состав социальной политики
Социальная политика страны подразумевает наличие:

– общественно поддерживаемой общественной доктрины;

– конституционных и законодательных установлений и конкретизирующих их нормативных подзаконных актов по группам и отдельным общественным обязательствам государства;

– институционального каркаса и устройств организации выполнения общественных обязательств государства;

– организационной структуры мониторинга и контроля;

– ресурсов для реализации прошлых позиций и для непосредственного выполнения общественных обязательств страны.

Базу системы социальной поддержки составляют:

– всеобщие социальные трансферты;

– субсидии на продукты и услуги;

– категориальные льготы.

Данная система неспособна решать задачу перераспределения ресурсов в пользу более нуждающихся домохозяйств. В критериях возросшего недофинансирования общественных программ эта проблема приобрела более огромную остроту, в т.ч. политическую.

Ни одна из общественных функций страны не реализуется в тех количественных и качественных параметрах, которые учтены законодательством. Эффективность ряда направлений социальной политики, таких как выплата пособий на детей и финансирование программ занятости, достигла критически низкого значения. Существенно увеличился уровень фактической платности услуг здравоохранения и образования, что сделало многие из этих услуг труднодоступными для малоимущих слоев населения. Следовательно, реформирование социальной политики стало задачей, решение которой невозможно далее откладывать.


Направления социальной политики РФ представлены на рисунке 6.



Рис. 6. Направления социальной политики РФ
Последние попытки реформирования общественной сферы в РФ нередко подвергаются критике за то, собственно что основная часть населения экономически и финансово не самодостаточна, а предлагаемые федеральным правительством меры дополнительно снизят его жизненный уровень. Но невозможно не видеть иного. Без сомнения, положительной доминантой предлагаемых реформ считается ослабление головного реформатора целостности социального пространства РФ, связанного с множественностью социальных обязательств страны, не обеспеченных необходимыми ресурсами повсеместно, прежде всего, на муниципальном уровне.

В любое время и во всех государствах региональные и районные власти сталкиваются со следующей проблемой. Согласовать свои денежные и административные ресурсы с многочисленным числом дел, не дающих незамедлительную экономическую отдачу, и проблем, «по определению» не имеющих окончательного и вполне удовлетворительного для участвующих сторон заключения. Речь идет обо всем, относящемся к социальной сфере, - о социальной защите неимущих, муниципальном жилище, благоустройстве и т.п.

В РФ социальные функции региональных и тем более районных властей шире, чем в иных государствах мира, а финансовые ресурсы на их реализацию минимальны. И выход из сего тупика обязаны сделать социальные обязательства страны, которые можно квалифицировать как конституционную или законодательную зафиксированную совокупность социальных благ (услуг, льгот, субсидий и т. п.) которые правительство и только оно, обязуется сделать доступным для своих граждан, при этом гарантируя для конкретной их части и по конкретному кругу этих благ бесплатность последних (т. е. их предоставление за счет бюджетных средств).

Внедрение шоковых способов рыночных преобразований, обнаружило проблемы не только в экономике, но и в социальной сфере, критериях жизнедеятельности всего населения.


Не преодолен спад производства и инвестиционной деятельности. Не случается структурных перестроек, понижается покупательная способность компаний и населения. Розничный товарооборот, включая услуги, в 2 с лишним раза превышает выпуск товаров народного потребления, что говорит о беспрецедентном завышении издержек обращения и не содействует формированию механизма конкурентного ценообразования. Последнее не только затрудняет реализацию крупномасштабных программ реконструкции народного хозяйства, но непосредственно воздействует на общественное социальное развитие, состояние дел в товаропроизводящих секторах экономики, уровень жизни занятого и неработающего населения [8, с. 89].

С точки зрения общественных результатов обозначенных явлений, особенно важно понять, что в случае недоинвестирования экономики отражается, прежде всего, на структуре деятельности, занятости и т.д., то недопотребление сказывается на продолжительности жизни, самочувствие населения. Вызывает боязнь и тот факт, что в среднем по РФ прирост денежных доходов за счет наращивания оплаты труда в секторах экономики происходит более медленным темпом, ежели за счет других источников.

Во многих регионах остается острой проблема неплатежей, задержке заработной платы. Средняя заработная оплата сотрудников возрастает гораздо меньше официального повышения минимального размера оплаты труда. Уровень жизни всевозможных групп населения изменялся не в соответствии с трудовым вкладом, а в зависимости от степени приближения к верхним ступеням в иерархии власти. Случается замена в социальном сознании системы ценностей: все менее желаемым становится добросовестный, творческий труд: он не стимулируется соответствующим образом, а все больше элитным – имущество, достояние, независимо от того какими методами они нажиты. С иной стороны, добросовестный труд становится в массовом сознании чем-то ненужным, лишним. А парадоксальность образовавшейся ситуации проявляется также в том, что собственный потенциал (знания, возможности, навыки и опыт) по месту основной работы применяется не достаточно [12, 34].

С проблемами социального развития напрямую связаны:

– снижение уровня жизни рабочих и расслоение населения по доходам