Файл: Введение 3 Глава Теоретические основы доходов населения и социальной политики государства.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 51
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
1.1 Сущность и значение доходов населения и их дифференциация
1.2 Социальная политика: реформы и обязательства
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИИ И РАЗВИТЫХ СТРАНАХ
2.1 Дифференциация доходов России и особенности их формирования
2.2 Сравнительный анализ проведения социальной политики в России и других странах
Таблица 4
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Жилищные услуги, вода, электроэнергия, газ и др. виды топлива | 21,5 | 25,9 | 21,6 | 24,1 | 26,3 |
Предметы домашнего обхода, бытовая техника и повседневный уход за домом | 5,3 | 5,3 | 4 | 6,8 | 4,9 |
Здравоохранение | 5,4 | 2,5 | 4,6 | 5,2 | 4,2 |
Транспорт | 12,3 | 9,6 | 11,8 | 14,2 | 12,9 |
Связь | 2,4 | 2,8 | 2,7 | 2,9 | 2,6 |
Организация отдыха и культурные мероприятия | 7,8 | 8,6 | 9,4 | 9 | 8,3 |
Образование | 1 | 0,5 | 1,6 | 0,9 | 0,9 |
Гостиницы и рестораны | 3,1 | 8,7 | 6,7 | 5,3 | 6,7 |
Другие товары и услуги | 13,3 | 8,3 | 6 | 13,1 | 12,3 |
Структура потребления российских домашних хозяйств имеет ряд следующих отличительных особенностей:
1. Для РФ характерна крайне высокая доля расходов на категорию «Продукты питания и безалкогольные напитки». В России этот показатель значительно превосходит аналогичную долю расходов в странах со схожим уровнем доходов, не говоря уже о наиболее экономически развитых странах. В РФ доля расходов на продукты и безалкогольные напитки составила 27-30%, а, например, в Польше, Чехии и Латвии– 16-19%.
2. Структура потребления удивительно устойчива.
3. Низкая доля расходов на развлечения и отдых. В сумме на «Организацию отдыха и культурные мероприятия» и «Гостиницы и рестораны» приходится около 10% расходов на конечное потребление. Это немногим меньше показателей в Польше (11% в 2015 г.), но уже заметно ниже соответствующей доли расходов в Чехии (17%) и Латвии (16%), а также в странах Западной Европы.
Кроме того, доля расходов, направляемая на одежду и обувь, стабильно снижалась в период 2010-2014 гг. с 10,8% в 2010 г. до 8,9% в 2014 г., немного отыграв падение в 2015 г. (9,2%). Такая структура расходов во многом является следствием неравенства в распределении доходов в России. Одно из его негативных последствий – затруднение воспроизводства человеческого капитала: значительная часть работников не может направлять средства на повышение уровня жизни, в том числе на современные услуги здравоохранения, культуры и качественный отдых.
Таким образом, при текущих уровнях доходов крайне сложно рассчитывать на динамичное повышение качества жизни, расширение уровня частных вложений в развитие человеческого капитала, выстраивание эффективной системы социальной поддержки и пенсионного обеспечения.
В связи с этим вопросы роста уровня благосостояния населения приобретают не менее значимый характер, чем наращивание инвестиционных вложений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении нужно отметить следующее.
Доходы населения – все доходы, полученные в виде:
- гонорары за работу по найму;
- доходы от собственного подсобного хозяйства;
- предпринимательской деятельности;
- персональной трудовой деятельности;
- поступления в виде пенсий, стипендий, пособий;
- поступления от реализации собственного и бытового имущества;
- доходы от сдачи в наем или реализации недвижимости;
- доходы от реализации сельскохозяйственной продукции;
- дивиденды.
В процессе анализа распределения доходов между населением:
- строятся кривые Лоренца;
- рассчитываются коэффициенты Джини;
- определяются пропорции между высокодоходными и низкодоходными слоями населения (домохозяйствами).
Доходы населения – фактор расслоения общества, влияющий на появление неравенства.
Различают следующие ыиды неравенств:
- социальное;
- финансовое.
Лишние неравенство доходов содействует появлению бедности в стране.
Бедность – это обусловленные невысоким уровнем дохода недопустимое лишение важных вещественных благ. Порог бедности – это показатель, позволяющий масштаб деятельности в стране.
Важным показателем считается критерий нуждаемости. Критерий нуждаемости – это минимальный уровень дохода, дающий право на получение государственной помощи. В качестве государственной помощи выступают пособия, льготы, поддержка в естественной форме и т.д.
Социальная политика – это деятельность государственных структур, которая ориентирована на:
- управление общественным развитием;
- наращивание и распределение вещественных и духовных благ.
Данные направленности используются для обеспечивания добродетельного значения населения страны.
Задача социальной политики страны заключается в формировании социально размеренного и высокоразвитого общества, в котором:
- отсутствует бедность и резкие общественные контрасты;
- достигнуты применимые уровень и качество жизни населения;
- имеется достаточный уровень социального согласия;
- общественные противоречия решается без конфликтов.
Социальная политика должна гарантировать вероятность самореализации человека, обеспечивая равенство стартовых критерий существования и удовлетворения важнейших социальных потребностей.
Для тех членов общества, которые более функциональны, правительство должно создать возможность получать за свой труд большой объем доходов.
Уровень жизни – образовавшийся уровень потребления материальных и духовных благ.
Потребности, образующиеся в сфере потребления – беспристрастная необходимость людей в обеспечении собственного физического, социального существования, а также развития.
Качество жизни напрямую находится в зависимости от ее уровня.
Качество жизни обширнее, чем уровень жизни и представляет собой уровень развития и уровень удовлетворения всего комплекса потребностей и интересов людей.
Таким образом, оценка качества жизни выступает в формах:
- уровень удовлетворения научно обоснованных потребностей;
- довольство самих людей качеством жизни.
Система социальной защиты предназначена для создания конкретной безопасности и защищенности социально уязвимым слоям населения. Функция социальной защиты заключается в предложении помощи человеку, находящемуся в сложной жизненной ситуации, или в том, дабы предотвратить вероятные материальные трудности.
Для нетрудоспособных членов общества ключевой упор обязан быть сделан на поддержание их благосостояния, обеспечение конкретного значения потребления, создание необходимых надежных гарантий уровня доходов и т.п. Собственно, что же касается трудоспособных, то для них муниципальные гарантии в области уровня жизни обязаны быть сведены к минимальному значению. Здесь должен действовать принцип зарабатываемости, зависимости потребления от трудового вклада каждого. Социальными гарантиями для них считаются создание условий для получения трудового дохода, залогов занятости, профессиональной подготовки и квалификационного роста, а также защита иных социальных прав и прав людей в сфере трудовых отношений.
Система социальной защиты обязана быть:
- гибкой;
- рассчитанной на предупреждение моментов общественного риска.
Почвой для этого должна быть научно обоснованная система социальных гарантий в облике системы наименьших социальных стандартов, которые уточняются органами государственной власти как социальные нормативы, определяющие степень гарантированного удовлетворения важнейших необходимостей человека в материальных благах, бесплатных и общедоступных социально-культурных услугах.
Ведущими компонентами системы социальной защиты считаются: социальное страхование, социальная помощь и социальное обслуживание.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
-
Конституция РФ. -
Абалкин, Л. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение / Л. Абалкин // Вопросы экономики. – 2016. - №12. – С. 30. -
Айзятов, Ф.А. Устойчивое развитие и стратегия общественного прогресса: монография / Ф.А. Айзятов, Г.Г. Зейналов. - М.: Прометей, 2014. - 108 с. -
Арсентьев, М. Экономическая безопасность / М. Арсентьв // Обозреватель. – 2016. - №5. – С. 36. -
Бабурин, С.Н. Стратегия национальной безопасности России: теоретико-методологические аспекты: монография / С.Н. Бабурин, М.И. Дзлиев, А.Д. Урсул. – М.: Магистр ИФРА-М, 2014. - 512 с. -
Вечканов Г.С. Экономическая безопасность: учебник для вузов. — СПб: Питер, 2015. - 384 с -
Виноградов, В.В. Экономика России: учебное пособие для вузов / В.В. Виноградов. - М.: Юристъ, 2015. - С. 51. -
Григорьева, Е.А. Институциональное обеспечение модернизации экономики как условие экономической безопасности: монография / Е.А. Григорьева. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 155 с. -
Загашвили, В.С. Экономическая безопасность России / В.С. Загашвили. - М.: Юристъ, 2014. – 188 с. -
Кононов, Д.А. Формирование сценарных пространств и анализ динамики поведения социально - экономических систем / Д.А. Кононов, В.В. Кульба, С.С. Ковалевский, С.А. Косяченко. – М.: ИПУ РАН, 2014. - 156 с. -
Логунов, А.Б. Региональная и национальная безопасность / А.Б. Логунов. - М.: ИНФРА-М. 2014. – 134 с. -
Мильнер, Б.З. Управление знаниями: Эволюция и революция в организации / Б.З. Мильнер. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 177 с. -
Одинцов А.А. Экономическая и информационная безопасность: учеб.пособие. М.: Экзамен, 2014. — 210 с. -
Ойкен, В. Основы национальной экономики / В. Ойкен. - М.: Экономика, 2013. - 235 с. -
Олейников, Е.А. Экономическая безопасность и инвестиции (теория и практика) / Е.А. Олейников, Ф.В. Акулинин. - М.: М-МЕГА, 2013. – 144 с. -
Олейников, Е.А. Экономическая и национальная безопасность: учебник / Е.А. Олейников. - М.: Экзамен, 2015. - 200 с. -
Орехов, В.И. Экономическая безопасность современной России в условиях кризиса: монография / В.И. Орехов, Т.Р. Орехова, О.С. Карагодина. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 1-5 с. -
Паньков, В. Экономическая безопасность: мирохозяйственный и внутренний аспекты / В. Паньков // Внешнеэкономические связи. - 2016. - № 8. – С. 56. -
Россия в глобализирующемся мире: Стратегия конкурентоспособности/ Российская академия наук, отделение общественных наук, секция экономики; акад. Д.С. Львов. - М.: Наука, 2015. - с. 22 - 24. -
Сенчагов, В. О сущности и основах стратегии экономической безопасности России / В.Сенчагов // Вопросы экономики. – 2015. - №1. - 18 с. -
Сенчагов, В.К. Мировой финансовый кризис и экономическая безопасность России. Анализ, проблемы и перспективы / В.К. Сенчагов. - М.: Экономика, 2015. – 188 с. -
Сенчагов, В.К. Экономическая безопасность России / В.К. Сенчагов. - М.: Норма, 2013. - 389 с. -
Сенчагов, В.К. Экономическая безопасность России / В.К. Сенчагов. - М.: Норма, 2013. – 234 с. -
Сенчагов, В.К. Экономическая безопасность России / В.К. Сенчагова. - М.: Дело, 2014. - 456 с. -
Стратегия демографического развития России / Под редакцией В.Н. Кузнецова и Л.Л. Рыбаковского. М.: ЦСП, 2015.– 15 с. -
Стровский, Л.Е. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: учеб. для студ. экон. спец. Вузов / Л.Е. Стровский. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 799 с. -
Фаминская, И.П. Глобализация экономики и внешнеэкономические связи России / И.П. Фаминская. - М.: Республика, 2014. - 321 с. -
Экономическая безопасность России: Общий курс: Учебник / Под ред. В.К. Сенчагова. 2-е изд. – М.: Дело, 2005. – 662 с.