Файл: Введение 3 Глава Теоретические основы доходов населения и социальной политики государства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 51

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 4

1

2

3

4

5

6

Жилищные услуги, вода, электроэнергия, газ и др. виды топлива

21,5

25,9

21,6

24,1

26,3

Предметы домашнего обхода, бытовая техника и повседневный уход за домом

5,3

5,3

4

6,8

4,9

Здравоохранение

5,4

2,5

4,6

5,2

4,2

Транспорт

12,3

9,6

11,8

14,2

12,9

Связь

2,4

2,8

2,7

2,9

2,6

Организация отдыха и культурные мероприятия

7,8

8,6

9,4

9

8,3

Образование

1

0,5

1,6

0,9

0,9

Гостиницы и рестораны

3,1

8,7

6,7

5,3

6,7

Другие товары и услуги

13,3

8,3

6

13,1

12,3


Структура потребления российских домашних хозяйств имеет ряд следующих отличительных особенностей:

1. Для РФ характерна крайне высокая доля расходов на категорию «Продукты питания и безалкогольные напитки». В России этот показатель значительно превосходит аналогичную долю расходов в странах со схожим уровнем доходов, не говоря уже о наиболее экономически развитых странах. В РФ доля расходов на продукты и безалкогольные напитки составила 27-30%, а, например, в Польше, Чехии и Латвии– 16-19%.

2. Структура потребления удивительно устойчива.

3. Низкая доля расходов на развлечения и отдых. В сумме на «Организацию отдыха и культурные мероприятия» и «Гостиницы и рестораны» приходится около 10% расходов на конечное потребление. Это немногим меньше показателей в Польше (11% в 2015 г.), но уже заметно ниже соответствующей доли расходов в Чехии (17%) и Латвии (16%), а также в странах Западной Европы.


Кроме того, доля расходов, направляемая на одежду и обувь, стабильно снижалась в период 2010-2014 гг. с 10,8% в 2010 г. до 8,9% в 2014 г., немного отыграв падение в 2015 г. (9,2%). Такая структура расходов во многом является следствием неравенства в распределении доходов в России. Одно из его негативных последствий – затруднение воспроизводства человеческого капитала: значительная часть работников не может направлять средства на повышение уровня жизни, в том числе на современные услуги здравоохранения, культуры и качественный отдых. 

Таким образом, при текущих уровнях доходов крайне сложно рассчитывать на динамичное повышение качества жизни, расширение уровня частных вложений в развитие человеческого капитала, выстраивание эффективной системы социальной поддержки и пенсионного обеспечения.

В связи с этим вопросы роста уровня благосостояния населения приобретают не менее значимый характер, чем наращивание инвестиционных вложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ



В заключении нужно отметить следующее.

Доходы населения – все доходы, полученные в виде:

- гонорары за работу по найму;

- доходы от собственного подсобного хозяйства;

- предпринимательской деятельности;

- персональной трудовой деятельности;

- поступления в виде пенсий, стипендий, пособий;

- поступления от реализации собственного и бытового имущества;

- доходы от сдачи в наем или реализации недвижимости;

- доходы от реализации сельскохозяйственной продукции;

- дивиденды.

В процессе анализа распределения доходов между населением:

- строятся кривые Лоренца;

- рассчитываются коэффициенты Джини;

- определяются пропорции между высокодоходными и низкодоходными слоями населения (домохозяйствами).

Доходы населения – фактор расслоения общества, влияющий на появление неравенства.

Различают следующие ыиды неравенств:

- социальное;

- финансовое.

Лишние неравенство доходов содействует появлению бедности в стране.

Бедность – это обусловленные невысоким уровнем дохода недопустимое лишение важных вещественных благ. Порог бедности – это показатель, позволяющий масштаб деятельности в стране.

Важным показателем считается критерий нуждаемости. Критерий нуждаемости – это минимальный уровень дохода, дающий право на получение государственной помощи. В качестве государственной помощи выступают пособия, льготы, поддержка в естественной форме и т.д.

Социальная политика – это деятельность государственных структур, которая ориентирована на:

- управление общественным развитием;

- наращивание и распределение вещественных и духовных благ.

Данные направленности используются для обеспечивания добродетельного значения населения страны.

Задача социальной политики страны заключается в формировании социально размеренного и высокоразвитого общества, в котором:

- отсутствует бедность и резкие общественные контрасты;

- достигнуты применимые уровень и качество жизни населения;

- имеется достаточный уровень социального согласия;

- общественные противоречия решается без конфликтов.


Социальная политика должна гарантировать вероятность самореализации человека, обеспечивая равенство стартовых критерий существования и удовлетворения важнейших социальных потребностей.

Для тех членов общества, которые более функциональны, правительство должно создать возможность получать за свой труд большой объем доходов.

Уровень жизни – образовавшийся уровень потребления материальных и духовных благ.

Потребности, образующиеся в сфере потребления – беспристрастная необходимость людей в обеспечении собственного физического, социального существования, а также развития.

Качество жизни напрямую находится в зависимости от ее уровня.

Качество жизни обширнее, чем уровень жизни и представляет собой уровень развития и уровень удовлетворения всего комплекса потребностей и интересов людей.

Таким образом, оценка качества жизни выступает в формах:

- уровень удовлетворения научно обоснованных потребностей;

- довольство самих людей качеством жизни.

Система социальной защиты предназначена для создания конкретной безопасности и защищенности социально уязвимым слоям населения. Функция социальной защиты заключается в предложении помощи человеку, находящемуся в сложной жизненной ситуации, или в том, дабы предотвратить вероятные материальные трудности.

Для нетрудоспособных членов общества ключевой упор обязан быть сделан на поддержание их благосостояния, обеспечение конкретного значения потребления, создание необходимых надежных гарантий уровня доходов и т.п. Собственно, что же касается трудоспособных, то для них муниципальные гарантии в области уровня жизни обязаны быть сведены к минимальному значению. Здесь должен действовать принцип зарабатываемости, зависимости потребления от трудового вклада каждого. Социальными гарантиями для них считаются создание условий для получения трудового дохода, залогов занятости, профессиональной подготовки и квалификационного роста, а также защита иных социальных прав и прав людей в сфере трудовых отношений.

Система социальной защиты обязана быть:


- гибкой;

- рассчитанной на предупреждение моментов общественного риска.

Почвой для этого должна быть научно обоснованная система социальных гарантий в облике системы наименьших социальных стандартов, которые уточняются органами государственной власти как социальные нормативы, определяющие степень гарантированного удовлетворения важнейших необходимостей человека в материальных благах, бесплатных и общедоступных социально-культурных услугах.

Ведущими компонентами системы социальной защиты считаются: социальное страхование, социальная помощь и социальное обслуживание.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


  1. Конституция РФ.

  2. Абалкин, Л. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение / Л. Абалкин // Вопросы экономики. – 2016. - №12. – С. 30.

  3. Айзятов, Ф.А. Устойчивое развитие и стратегия общественного прогресса: монография / Ф.А. Айзятов, Г.Г. Зейналов. - М.: Прометей, 2014. - 108 с.

  4. Арсентьев, М. Экономическая безопасность / М. Арсентьв // Обозреватель. – 2016. - №5. – С. 36.

  5. Бабурин, С.Н. Стратегия национальной безопасности России: теоретико-методологические аспекты: монография / С.Н. Бабурин, М.И. Дзлиев, А.Д. Урсул. – М.: Магистр ИФРА-М, 2014. - 512 с.

  6. Вечканов Г.С. Экономическая безопасность: учебник для вузов. — СПб: Питер, 2015. - 384 с

  7. Виноградов, В.В. Экономика России: учебное пособие для вузов / В.В. Виноградов. - М.: Юристъ, 2015. - С. 51.

  8. Григорьева, Е.А. Институциональное обеспечение модернизации экономики как условие экономической безопасности: монография / Е.А. Григорьева. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 155 с.

  9. Загашвили, В.С. Экономическая безопасность России / В.С. Загашвили. - М.: Юристъ, 2014. – 188 с.

  10. Кононов, Д.А. Формирование сценарных пространств и анализ динамики поведения социально - экономических систем / Д.А. Кононов, В.В. Кульба, С.С. Ковалевский, С.А. Косяченко. – М.: ИПУ РАН, 2014. - 156 с.

  11. Логунов, А.Б. Региональная и национальная безопасность / А.Б. Логунов. - М.: ИНФРА-М. 2014. – 134 с.

  12. Мильнер, Б.З. Управление знаниями: Эволюция и революция в организации / Б.З. Мильнер. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 177 с.

  13. Одинцов А.А. Экономическая и информационная безопасность: учеб.пособие. М.: Экзамен, 2014. — 210 с.

  14. Ойкен, В. Основы национальной экономики / В. Ойкен. - М.: Экономика, 2013. - 235 с.

  15. Олейников, Е.А. Экономическая безопасность и инвестиции (теория и практика) / Е.А. Олейников, Ф.В. Акулинин. - М.: М-МЕГА, 2013. – 144 с.

  16. Олейников, Е.А. Экономическая и национальная безопасность: учебник / Е.А. Олейников. - М.: Экзамен, 2015. - 200 с.

  17. Орехов, В.И. Экономическая безопасность современной России в условиях кризиса: монография / В.И. Орехов, Т.Р. Орехова, О.С. Карагодина. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 1-5 с.

  18. Паньков, В. Экономическая безопасность: мирохозяйственный и внутренний аспекты / В. Паньков // Внешнеэкономические связи. - 2016. - № 8. – С. 56.

  19. Россия в глобализирующемся мире: Стратегия конкурентоспособности/ Российская академия наук, отделение общественных наук, секция экономики; акад. Д.С. Львов. - М.: Наука, 2015. - с. 22 - 24.

  20. Сенчагов, В. О сущности и основах стратегии экономической безопасности России / В.Сенчагов // Вопросы экономики. – 2015. - №1. - 18 с.

  21. Сенчагов, В.К. Мировой финансовый кризис и экономическая безопасность России. Анализ, проблемы и перспективы / В.К. Сенчагов. - М.: Экономика, 2015. – 188 с.

  22. Сенчагов, В.К. Экономическая безопасность России / В.К. Сенчагов. - М.: Норма, 2013. - 389 с.

  23. Сенчагов, В.К. Экономическая безопасность России / В.К. Сенчагов. - М.: Норма, 2013. – 234 с.

  24. Сенчагов, В.К. Экономическая безопасность России / В.К. Сенчагова. - М.: Дело, 2014. - 456 с.

  25. Стратегия демографического развития России / Под редакцией В.Н. Кузнецова и Л.Л. Рыбаковского. М.: ЦСП, 2015.– 15 с.

  26. Стровский, Л.Е. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: учеб. для студ. экон. спец. Вузов / Л.Е. Стровский. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 799 с.

  27. Фаминская, И.П. Глобализация экономики и внешнеэкономические связи России / И.П. Фаминская. - М.: Республика, 2014. - 321 с.

  28. Экономическая безопасность России: Общий курс: Учебник / Под ред. В.К. Сенчагова. 2-е изд. – М.: Дело, 2005. – 662 с.