Файл: Курсовая работа (курсовой проект) по учебному курсу Психологопедагогические теории и технологии начального образования 2 Тема проектирование как способ формирования исследовательских умений младших школьников Студент.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 71

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»

Гуманитарно-педагогический институт
Кафедра «Педагогики и методики преподавания»

КУРСОВАЯ РАБОТА (КУРСОВОЙ ПРОЕКТ)
по учебному курсу «Психолого-педагогические теории и технологии начального образования 2»

Тема: проектирование как способ формирования исследовательских умений младших школьников



Студент

Д.С. Луковская







(И.О. Фамилия)




Группа

ППОбд-1902г













Преподаватель

Т.А. Гудалина

Д.А. Писаренко







(И.О. Фамилия)




Тольятти 2022

Оглавление


Введение 3

Глава 1. Теоретический анализ проблемы исследования 5

1.1Особенности исследовательских умений младших школьников 5

1.2 Способы формирования исследовательских умений младших школьников посредством проектирования 9

Глава 2. Экспериментальное изучение проблемы исследования 15

2.1 Методы и методики исследования 15

2.2 Результаты исследования 18

Заключение 22

Список используемой литературы 23



Введение


Образовательный процесс в современной педагогической практике, который строится на умениях исследовать, считается одним из эффективных путей познания для школьника. Каждому ребенку от природы свойственна склонность к исследованию, поиску и познанию нового. Если правильно организовать обучение, эта склонность будет только совершенствоваться, способствовать развитию умений и навыков, естественным образом связанных с исследованиями.


На сегодняшний день все более остро обнаруживается противоречие между тем, что начальное звено массово нуждается в расширение использования для младших школьников исследовательской деятельности и тем, что теоретическое обоснование что именно и как понимать под исследовательскими умениями детей младшего школьного возраста недостаточно, что обуславливает актуальность исследования.

Это противоречие позволяет обозначить проблему исследования – каковы возможности проектирования в формировании исследовательских умений у младших школьников. А также сформулировать тему исследования: «Проектирование как способ формирования исследовательских умений младших школьников».

Объект исследования – исследовательские умения детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования – особенности формирования исследовательских умений младшего школьника посредством проектирования.

Цель исследования: изучить проектирование как способ формирования исследовательских умений младших школьников.

Задачи:

  • рассмотреть особенности исследовательских умений младших школьников;

  • определить способы формирования исследовательских умений младших школьников посредством проектирования;

  • выбрать методы и методики исследования;

  • представить результаты исследования.

Гипотеза исследования. Проектирование является эффективным способом формирования исследовательских умений младших школьников.

Методики исследования:

1. Методика Р.С.Немова «Вербальная фантазия».

2. Методика Р.Н.Немова «Обведи контур».

3. Методика «Сравнение понятий».

Методы исследования:

  • теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;

  • диагностика сформированности исследовательских умений у младших школьников.

База исследования – ___________.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, теоретической главы, практической главы, заключения, списка использованной литературы.

Глава 1. Теоретический анализ проблемы исследования




    1. Особенности исследовательских умений младших школьников



Исследовательская деятельность это оптимальный способ взаимодействия с учащимися начального звена. Она обладает отличительными чертами и не существует как единственный вид занятия, так как основным отличием учебной исследовательской деятельности от научной является то, что главная цель этой деятельности не получение новых знаний, а получение исследовательских умений универсального способа познания действительности. При этом у них развиваются способности к исследовательскому типу мышления, активизируется личностная позиция [7].



Проблеме формирования у младших школьников учебно-исследовательской деятельности посвящены научные труды В.И. Андреева, Т.А. Байбара, Н.И. Бибик, А.П. Гладковой, В.В. Давыдова, JI.В. Занкова, А. Савенкова, Я.С. Кодлюк, А.В. Леонтовича, В.А. Паламарчук, А.Я. Савченко, А.И. Савенкова, Т.К. Чернецкой и др.

Согласно утверждениям А.И. Савенкова, практика проведения учебных исследований младшими школьниками может рассматриваться как особое направление внеклассной или внеурочной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, а так же на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений, навыков [13].

Савенков акцентирует внимание на двух основных компонентах исследовательских умений у младших школьников:

  • мотивационный, который формируется под влиянием целей новой деятельности;

  • содержательный, включающий ранее имеющуюся у человека систему умений [15].

В качестве исследовательских умений младших школьников А.И. Савенков называет: умение видеть проблемы, вырабатывать гипотезы, наблюдать, проводить эксперименты, давать определение понятиям, добывать информацию, проводить самостоятельное исследование, делать сравнения, давать оценку, доказывать правильность точки зрения, составлять внутренний план умственных действий, формулировать суждения [17].

Н.А. Семенова понимает под этим намеренно созданную, познавательную творческую деятельность учащихся, по структуре соответствующей научной деятельности, характеризующейся целенаправленностью, инициативностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью [19].

Итогом исследовательской деятельности является формирование познавательных мотивов и исследовательских умений, субъективно новых для учащегося знаний и методов работы, формирование личности ученика. К основным исследовательским умениям у младших школьников, Н.А. Семенова относит:

  • умения самоорганизовать свою деятельность,

  • работать с информацией,

  • реализовывать учебное исследование,

  • оформлять и представлять результат исследования,

  • анализировать и рефлексировать [19].

Гладкова А.П. считает, что подобные умения, на соответствующем возрастным особенностям уровне, необходимо формировать в начальной школе [4].

Опираясь на исследования А.Н. Подъякова, А.И. Савенкова, А.В. Леонтовича [9], исследовательские умения она рассматривает как способность к организации собственно исследовательской деятельности, отбору и анализу существующей информации, самостоятельному выбору и применению методов и приемов исследования, обеспечивающие достижение желаемого результата.


На основе теоретического анализа и собственного педагогического опыта А.П. Гладкова выделила четыре группы исследовательских умений, формирующихся в младшем школьном возрасте [4]:

  • организационно-практические (умение планировать работу; задавать вопросы и отвечать на них; преобразовывать полученные данные; выдвигать предположения; умения, связанные с применением обще-логических приемов; умение использовать различные формы представления результатов исследования);

  • поисковые (умение выбрать тему исследования; увидеть проблему и поставить цель исследования (Что я хочу узнать? Зачем я это делаю? Для чего мне будут нужны полученные знания?); умение выбирать и применять доступные методы исследования; устанавливать причинно-следственные связи);

  • информационные (умение находить источники информации, пользоваться ими; внимательно слушать выступающего; работать с определениями, понятиями, терминами; понимать и интерпретировать устный и письменный текст; фиксировать информацию в виде символов, условных знаков; формулировать выводы);

  • оценочные (умение оценить свою работу, определить ее достоинства и недостатки; оценить работу, представленную другим исследователем; формулировать оценочные суждения, рекомендации, отзывы; обосновывать свою оценку) [8].

К моменту поступления в первый класс у ребенка формируется способность к аналитическо-синтетической деятельности не только в отношении непосредственно воспринимаемых предметов, но и на основе представлений. Доминирующее наглядно-образное мышление дает ребенку возможность усваивать обобщенные знания о предметах и явлениях действительности. Пользуясь образным мышлением, изучая заинтересовавший их объект, первоклассники могут обобщать свой собственный опыт, устанавливать новые связи и отношения вещей, если ребенок действительно заинтересован в данном объекте, то он может без особого труда усваивать полученные понятия о нем и научиться использовать их при решении исследовательской деятельности. Отсюда начинают закладываться основы логического мышления.

Овладевая исследовательской деятельностью, ребенок усваивает эталоны, вырабатывает свои правила поведения, свои способы действий и приобретает внутренний опыт, что приводит к формированию исследовательской деятельности [10].


Таким образом, многие педагоги и психологи сходятся во мнении, что исследовательские умение необходимо формировать в младшем школьном возрасте, поскольку именно этот возраст является наиболее сензитивным. Анализируя специализированную психолого-педагогическую и методологическую литературу можно сгруппировать все выделенные исследовательские умения, сформированные у младших школьников в четыре большие группы:

  • организационно-практические (умение планировать работу; задавать вопросы и отвечать на них; умение использовать различные формы представления результатов исследования, пр.);

  • поисковые (умение выбрать тему исследования; умение выбирать и применять доступные методы исследования; устанавливать причинно-следственные связи и др.);

  • информационные (умение находить источники информации, пользоваться ими; понимать и интерпретировать устный и письменный текст; фиксировать информацию в виде символов, условных знаков; формулировать выводы, пр.);

  • оценочные (умение оценить свою работу, определить ее достоинства и недостатки; обосновывать свою оценку и др.).

1.2 Способы формирования исследовательских умений младших школьников посредством проектирования



Младший школьный возраст по своему определению является периодом исследований. Этот фактор должен использоваться в процессе обучения учителем, настроенным на результат. В этом случае особенно актуальным является использование метода проектов. Этот метод дает возможность проявления обучающимся своего «Я», формирует у них собственную позицию, дает возможность планирования своих результатов, способствует развитию творческого потенциала. С помощью метода проектов есть возможность решить не только учебные задачи, но и воспитательные. В этом случае обучающиеся более открыты к диалогу, устремлены на достижение целей [11].

Метод проектов может использоваться в группе, паре, либо индивидуально, при этом на его выполнение дается определенный промежуток времени. В основе проектного метода лежит решение конкретной задачи, в процессе достижения которой обучающийся не только использует области различных наук, но и увеличивает объем знаний внеурочного формата. Отличие между проектом и исследованием заключается в том, что проект предполагает создание определенной модели, а исследование – нет. Исследование – это не более, чем поиск знаний, ранее не имеющийся.

По словам А.И. Савенкова, «в полном понимании проект и исследование – это разноплановые виды деятельности. Так основе исследования лежит поиск истины, а в основе проекта – поиск конкретного решения». Но, стоит отметить, что задачи, формы, способы и в том и другом случае одинаковы. И тот и другой способ предполагает самостоятельную деятельность обучающихся [13].