Файл: Курсовая работа (курсовой проект) по учебному курсу Психологопедагогические теории и технологии начального образования 2 Тема проектирование как способ формирования исследовательских умений младших школьников Студент.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 61

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В трудах Румянцевой Н.Ю. исследовательские проекты имеют конкретную продуманную структуру, которая почти схожа со структурой реального научного исследования: актуальность темы; проблема, предмет и объект исследования; цель, гипотеза и вытекающие из них задачи исследования; методы исследования: наблюдение, опыты, эксперименты и т.д. [19].

Методы исследования и проектирования тесно взаимосвязаны, каждый из них способствует интересу к определенным проблемам, скорее всего они связаны с детской деятельностью, в которой каждый ребёнок выполняет свою работу по своему желанию, в результате чего удовлетворяют творческий интерес и создают что-нибудь новое для себя.

Первым важным условием для развития исследований считается овладение младшими школами умениями проектирования проблем, целеполагания, планирования работы, рассмотрения необходимой информации, фактического использования знаний, проведения исследований, понятия результата своей работы. Такая деятельность должна осуществляться регулярно, целенаправленно, в виде школьных занятий, в уроках и внеучебной деятельности.

Педагогические ситуации создаются на уроках, которые заставляют школьника защитить свое мнение, предоставить аргументы своего мнения, задать вопросы, обратиться в разные источники информации и т.д.

Еще одно немаловажное педагогическое условие для развития научных умений – использование систем стимулирования. Учителю необходимо поощрение учеников, замечание оригинальности решения задачи, творческого подхода, глубины раскрытия проблемы и т.д. Это делается для того, чтобы он правильно выстраивал диалог по учебе, который будет способствовать стимулированию учащихся, развитию их творческого потенциала, воспитанию характера, углублению опыта, подчеркивании индивидуальности [20].

Следующим педагогическим условием является учёт особенностей возраста. Педагогу следует учесть, что тематика исследований младшего школьного возраста должна быть довольно схожа с темами учебных дисциплин. Срок исследования должен быть не слишком долгим, поскольку учащиеся могут ощущать слабую концентрацию внимания в процессе подготовки к проекту, истощение фантазий в процессе подготовки к проекту, утомление и потерю интереса вообще к работе.

Далее учителю необходимо учитывать следующие аспекты развития исследовательских, поисковых методов младшего школьного возраста:


- иметь все возможности для организации исследовательской самостоятельной работы обучающихся;

- способность организовывать дискуссию без навязывания своей точки зрения, без подавления авторитета обучающихся;

- установить и поддержать в группе, работающей над проектом, деловой и эмоциональный наклон, направляющий учащихся к поиску решения поставленных задач;

- способность интегрировать содержания разных предметов в решение задач выбранного проекта [5].

Чтобы формировать исследовательские умения, необходимо следующее:

- Систематизация. Эта работа должна быть постоянной, в рабочей и внерабочей деятельности.

- Мотивация. Ученик должен быть мотивирован наставником, раскрывать и развить исследовательские способности, реализовывая их в навыках.

- Психология комфорта. Поощрение и вдохновение творческих проявлений. Ученик должен быть готов для того, чтобы открыть и изучать новый материал. Он не должен бояться изучения нового.

- Учёт возраста. Исследования должны быть серьезными и интересными. Не надо перегружать и расслаблять учащихся в своей деятельности.

После того, как учащиеся попадают в сложную ситуацию, начинают думать, появляется потребность в его решении. Ребёнок начинает задавать вопрос: «Что это такое? Как это удалось? Что я могу сделать? А если, что? «Дети начинают рассматривать проблему со всех сторон. Здесь учитель ставит перед собой сложную задачу - развивать познавательный потенциал младшего школьного возраста, не давать ему угасать, наоборот, каждый раз разжигать [3].

После этого возникает ситуация, в которой развивается гипотетическое мышление. Гипотеза – это способ умственного искажения, система мыслей и образов. Ребенок постепенно учится выдвигать варианты и предположения, развивается умение доказывать и аргументировать. Открыта возможность создания «нового» знания, познавательного интереса к изучаемой тематике и пути деятельности.

Участие в дискуссиях о различных гипотезах способствует укреплению межличностных отношений. Большое значение имеет способности к рефлексии для развития. Отмечается рефлексия: умение отличать известное от неизвестного; умение определять и понимать, каких знаний не хватают для успеха; умение рассмотреть и оценить свою мысль и поступки «со стороны». Так формируется понимание: «Несмотря на то, что моя точка единственно возможна, я должен критично относиться к мыслям и поступкам других». Эти изменения относятся к такому учебному действию, как контрольная независимость.



Самоконтроль учит учеников относиться ответственно к выполняемым работам. Одноклассникам, учителям, родителям могут представлять результаты своих исследований обучающиеся для оценки значимости полученных сведений. Педагогу нужно поддержать и стимулировать учеников к творческому поиску и стремлению узнать что-то новое и не заставить детей замыкаться, не привязывать свои мнения и свои представления. Педагог должен создавать гармоничный климат, благоприятный для творчества учащихся.

Ученикам не стоит бояться высказать свое мнение, допускать ошибки. Задача педагога не подавлять желание, порыв, творческие мысли учащихся, но поддерживать и направлять их. Образование исследовательских навыков младшего школьного возраста осуществляется в четырех этапах, которые соответствуют 4 годам образования начальной школы. Каждый этап учтен по возрастным возможностям учащихся [14].

Первая ступень соответствует 1-му классу, начало участия детей в проектной деятельности. Одним из важнейших этапов является формирование фундамента знания в проектном процессе. Здесь развивать исследовательские навыки нужно с обучения, который представляет собой пропедевтику для проведения исследований в следующих классах.

На уроках 1 класса необходимо применять задачи по анализу, синтезу, классификации, сравнению, обсуждению. Главная цель данного этапа - активизация познавательного исследовательского процесса учащихся в образовательном процессе. Рекомендуется использовать: загадки, ребусы, шутки, логические задачи и задачи по развитию творческих навыков; игры, в которых вводятся сказочные персонажи, они помогут задавать вопросы, изучать, рассматривать, исследовать и описывать и так далее.

На втором этапе 2 класса работа направлена на знакомство с основами теоретической работы, ознакомление с плановой работой, на занятиях всё чаще применяются проблемные методики, где обучающиеся, используя различные поисковые источники, смогут найти нужные данные.

На третьей стадии - в 3-м классе обучающиеся продолжат обобщать теорию исследований, автоматизируют навыки работы в коллективе и откроют новые формы работы – самостоятельные, индивидуальные: смогут использовать полученные навыки и знания на краткосрочных проектах.

На четвертом заключительном этапе 4 класса все внимание будет уделяться навыкам работы с информацией и проведению долгосрочных исследований.


Итак, с учетом вышеуказанного, можно делать следующие выводы: исследование — бескорыстной поиск истины и проектирование — решение определенного, ясно понимаемого вопроса. Однако оба метода основаны на той же задаче, способе, форме деятельности. Оба предназначены для самостоятельной деятельности, индивидуальной, парной, групповой, которую выполняют в установленное время от минут урока до недель, месяцев.

Младшие школьники формируют исследовательские навыки на 4 этапах, которые соответствуют 4 годам начальной школы, то есть с 1 до 4 классов. В процессе перехода из класса к классу содержание, формы образования исследовательских навыков постепенно упрощается. Наиболее эффективное педагогическое условие в этом случае - проектная работа по развитию исследовательских навыков младшего школьного возраста. Кроме того, педагог создает ряд условий для воспитания: применения системы стимулирования, учета особенностей возраста, создание творческой и психологической комфортности, развитие интересов и мотиваций, систематизацию работы и целеустремленность к результату.


Глава 2. Экспериментальное изучение проблемы исследования




2.1 Методы и методики исследования


Исследование по теме работы проводилось на базе _________. В эксперименте приняли участие 30 детей 4-х классов. Среди них 20 девочек и 10 мальчиков, средний возраст составил – 9,5 лет.

Исследование проводилось в 3 этапа.

На первом этапе диагностировался уровень сформированности исследовательских умений обучающихся.

На втором этапе внедрялся метод проектов как способ формирования исследовательских умений.

На третьем этапе оценивалась эффективность данного метода.

Для диагностирования были выбраны следующие методики:

    1. Методика Р.С.Немова «Вербальная фантазия».

Цель – определение способности обучающегося менять свою точку зрения, смотреть на проблему со стороны.

Материалы – модифицированная методика Р. С. Немова «Вербальная фантазия», материалы работ А. И. Савенкова.

Критерии – скорость процессов воображения; необычность, оригнальность; глубина и детализированность образа; впечатлительность, эмоциональность образа.

    1. Методика Р.Н.Немова «Обведи контур».

Цель – оценка образного мышления.

Материалы – 3 рисунка, карандаш, ручка, секундомер.

Критерии – скорость, качество, точность выполнения задания.

    1. Методика «Сравнение понятий».


Цель – изучить способность младших школьников обучаться и синтезировать знания.

Материалы – лист с понятиями, ручка.

Критерии – конкретность мышления, устойчивость.

Результаты по первой методике получились следующие (рис.1).



Рисунок 1 - Методика Р.С.Немова «Вербальная фантазия» (констатирующий этап)
Рисунок 1 показывает, что количество детей с высоким уровнем воображения составляет 10 человек (33%), со средним 15 (50%), с низким 5 (17%).

Результаты по второй методике получились следующие (рис.2).



Рисунок 2 - Методика Р.Н.Немова «Обведи контур» (констатирующий этап)

Так, исходя из данных рисунка 2, уровень мышления у испытуемых: 3 человека имеют очень высокий уровень (10%), 4 – высокий (13%), 16 - средний (53%), 6 – низкий (20%), 1 - очень низкий (4%).

Результаты по третьей методике получились следующие (рис.3).



Рисунок 3 - Методика «Сравнение понятий» (констатирующий этап)
Рисунок 3 демонстрирует, что из 20 испытуемых у 26 (87%) сравнение понятий находится на уровне нормы, они делают это без особых усилий. У 4 (13%) показатели ниже нормы, нет понимая различий в понятиях.

Так, нами диагностирован уровень исследовательских умений младших школьников.

Далее предложено внедрение проекта на втором этапе исследования, проведены уроки, и проанализированы полученные результаты. Эффективность проделанной работы представлена в следующем параграфе исследования.

2.2 Результаты исследования


После использования проекта в формировании исследовательских умений, мы провели повторную диагностику по предложенным ранее методикам. Результаты представлены на рисунках 4-6.



Рисунок 4 - Методика Р.С.Немова «Вербальная фантазия» (контрольный этап)
Рисунок 4 показывает, что после применения проектов, уровень вербальной фантазии у младших школьников изменился. Так, количество обучающихся со средним уровнем составило 17 человек (56%), с высоким – 13 человек (44%).



Рисунок 5 – Методика Р.Н.Немова «Обведи контур» (контрольный этап)

Рисунок 5 показывает, что после применения проектов, уровень мышления младших школьников также изменился. У 5 (16,5%) обучающихся отмечен очень высокий уровень мышления, у 7 (23,5%) высокий, у 17 (56,5%) средний, у 1 (3,5%) низкий.