Файл: Основные категории специальной психологии и коррекционной педагогики. Их краткая характеристика.ppt
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 55
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ И КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ. ИХ КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА.
ОБЪЕКТОМ КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ ЯВЛЯЕТСЯ
ПРЕДМЕТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ
В СОСТАВ КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ ВХОДЯТ РАЗЛИЧНЫЕ ЕЕ ОТРАСЛИ:
МЕДИКО-КЛИНИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ И ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С НАРУШЕНИЯМИ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРУЕТСЯ В КОНЦЕ ХVIII — НАЧАЛЕ ХIХ В.
1. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ (Э.КРЕПЕЛИН, Г. И.РОССОЛИМО, Г. Я.ТРОШИН, ЖАН ДЕМОР)
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ (А.БИНЕ, Т. СИМОН, Ж. ФИЛИПП, О. ДЕКРОЛИ, П. БОНКУР)
ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ И КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ. ИХ КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА.
КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
отрасль педагогики, изучающая сущность и закономерности обучения и воспитания детей и подростков, имеющих не резко выраженные недостатки в развитии и отклонения в поведении.
КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
область педагогического знания, предметом которого является разработка и реализация в образовательной практике системы условий, предусматривающих своевременную диагностику, профилактику и коррекцию педагогическими средствами нарушений социально-психологической адаптации индивидов, трудностей в освоении, соответствующих возрастным этапам развития социальных ролей. (Г.Ф. Кумарина)
Основной целью коррекционной педагогики является определение и преодоление (исправление) недостатков в развитии личности ребенка, помощь ему в успешном освоении картины мира и адекватной интеграции в социум.
ЗАДАЧИ:
1.Определить природу и сущность недостатков в развитии и отклонений в поведении детей и подростков, выявить причины и условия их появления.
2. Изучить историю становления и развития коррекционно-педагогической деятельности с детьми с недостатками в развитии и девиациями в поведении.
3. Выявить ведущие тенденции в профилактике и педагогической коррекции отклонений в развитии и поведении детей и подростков.
4. Разработать технологии, совокупность методов, приемов и средств коррекционно-педагогического воздействия на личность ребенка с недостатками в развитии и отклонениями в поведении.
ЗАДАЧИ:
5. Провести анализ опыта коррекционно-развивающего образования детей с отклонениями в развитии и поведении в условиях массовой школы.
6. Определить организационно-педагогические основы функционирования классов компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения.
7. Создать необходимую учебно-методическую базу в подготовке педагогов к коррекционно-педагогической работе с детьми и подростками с недостатками в развитии и девиациями в поведении.
ОБЪЕКТОМ КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ ЯВЛЯЕТСЯ
личность ребенка, имеющего отклонения в психофизическом развитии или поведении, затрудняющие его адекватную социализацию и адаптацию — дети, имеющие 4 «Д».
— дети, имеющие не ярко выраженный дефект.
— дети, перенесшие в раннем возрасте депривиацию (лат. Denrivatio — лишение)
— в силу этого испытывающие дезадаптацию
— и проявляющие девиацию (отклонение) в поведении.
ПРЕДМЕТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ
является процесс обучения и воспитания детей и подростков с недостатками в развитии и отклонениями в поведении, испытывающими временные адаптационные трудности и сложности в освоении образовательных программ.
СВЯЗЬ С ДРУГИМИ НАУКАМИ
Имеет самую тесную взаимосвязь с общей педагогикой, дошкольной педагогикой определяющей цели, задачи, содержание, формы и методы обучения и воспитания подрастающего поколения, разностороннее развитие личности развития.
С психологией (общей, возрастной), рассматривающей вопросы индивидуального развития ребенка, его типологические особенности, возрастные особенности.
С социальной психологией прослеживается связь в том, что она изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также разносторонней психологической характеристикой самих этих групп.
В СОСТАВ КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ ВХОДЯТ РАЗЛИЧНЫЕ ЕЕ ОТРАСЛИ:
Сурдопедагогика отрасль коррекционной педагогики, изучающая особенности обучения и воспитания детей со стойкими нарушениями слуха.
Тифлопедагогика отрасль коррекционной педагогики, изучающая особенности обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями зрения.
Логопедия отрасль коррекционной педагогики, изучающая особенности обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи.
Олигофренопедагогика — отрасль коррекционной педагогики, изучающая особенности обучения и воспитания детей с нарушением интеллектуального развити и вопросы их социальной реабилитации.
Древняя Спарта
Воспитание детей осуществлялось по принципу: «В здоровом теле - здоровый дух». Больных и слабых детей уничтожали –сбрасывали в Тайгетскую пропасть.
В Древней Спарте не было семей, женщины рожали от воинов.Спарта исчезла как государство из-за жестокого отношения к детям.
Законы Ликурга – социальное устройство Спарты
Умерщвление детей-уродов имело место и в Древнем Риме:
Философ Сенеко
« Мы поступаем так не из-за злобы на этих детей, а с единственной целью: отделить негодное от здорового»
В средневековой Европе людей, страдающих психическими расстройствами, объявляли «одержимыми нечистой силой» или «злым духом», уничтожали на кострах инквизиции или бросали в тюрьмы, подвергали пыткам.
Эпоха Возрождения (XV-XVII вв.) в Западной Европе ознаменовалась борьбой взглядов на природу человека, его психическую деятельность между религиозной схоластикой, и гуманистическими идеями возвеличивания человеческого разума, сострадания и милосердия к человеческим порокам и недостаткам, к психическим и физическим аномалиям. В это время зарождаются гуманистические тенденции в области медицины, когда врачи посещают монастыри и тюрьмы, ведут наблюдение за душевнобольными, пытаясь осмыслить и оценить это психическое состояние человека. Философские трактаты Э Роттердамского и Дж. Бруно, теория Ф Платтера и идеи Я.А. Коменского, оказали большое значение на изменение отношения общества к людям с отклонениями в развитии.
Виднейший гуманист эпохи Возрождения
Эразм Роттердамский (1469-1536)
утверждал, что подлинного человека формирует не природа сама по себе, а целенаправленное воспитание.
Педагогические труды:
"Речь о достойном воспитании детей для добродетели и наук", "О приличии детских нравов"
В них идея о том, что никому не дано выбирать себе родителей и Родину, но всякий способен сформировать свой нрав и характер.
Ян Амос Коменский (1592-1670)
педагог, философ, мыслитель.
Впервые с педагогической точки зрения рассматривает взаимосвязь интеллектуального развития ребенка и его поведения.
Он выделил шесть типов детей, отличающихся друг от друга степенью умственного развития и особенностями характера.
Я.А.Коменский глубоко был убежден в животворящей силе образования, в преобразующей силе воспитания, какая бы аномалия в развитии и поведении ребенка ни существовала. Каким бы трудным ни был ученик, он имеет право на образование.
МЕДИКО-КЛИНИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ И ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С НАРУШЕНИЯМИ
Первые попытки гуманного отношения к душевнобольным, а также научного подхода к этим заболеваниям предпринял французский врач-психиатр Филипп Пинель (1745−1826) — дает классификацию душевных болезней, выделил две формы слабоумия: врожденную и приобретенную.
Продолжил заниматься ученик Пинеля — Жан-Этьен-Доминик Эскироль (1772−1840).
Он ввел понятия «аменция» и «деменция» — врожденное и приобретенное слабоумие; «умственная отсталость».
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРУЕТСЯ В КОНЦЕ ХVIII — НАЧАЛЕ ХIХ В.
Впервые мысль о том, что слабоумные дети нуждаются в особых формах обучения и воспитания, высказал швейцарский педагог Иоган Генрих Песталоцци (1746−1827).
Он обосновал принципы работы с «тупоумными»:
— посильность в обучении;
— использование дидактических материалов;
— сочетание умственного и физического труда;
— соединение обучения с производительным трудом.
Сторонником медико-педагогического подхода в обучении и воспитании умственно отсталых детей выступил французский психиатр Жан Итар (1775−1838).
Он предпринял попытку обучения и глубоко умственно отсталого ребенка — «Авейронского дикаря».
В середине ХIХ века наметились два направления в изучении слабоумных детей.
1. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ (Э.КРЕПЕЛИН, Г. И.РОССОЛИМО, Г. Я.ТРОШИН, ЖАН ДЕМОР)
Немецкий психиатр Эмиль Крепелин (1856−1926) объединил все формы слабоумия в одну группу под общим названием «задержка психического развития» (ЗПР) и ввёл термин «олигофрения».
Известный русский невропатолог Григорий Иванович Россолимо (1826−1928) предложил свой оригинальный метод — «метод психологических профилей», по которому исследовались восемь основных способностей ребёнка:
— стойкость памяти;
— быстрота запоминания;
— толкование рисунков;
— обнаружение нелепостей;
— способность комбинировать;
— состояние моторики;
— воображение;
— наблюдательность.
Большой вклад в отграничении форм психического недоразвития от детских неврозов и психозов внёс психиатр Георгий Яковлевич Трошин (1874−1938):
законы развития детей как нормальных, так и ненормальных идентичны, имеют одну и ту же природу.
Бельгийский психиатр Жан Демор (1867−1941) впервые отграничил причины умственного отставания по патологическим признакам нарушения развития организма ребенка от причин внешних.
По этиологии он разделяет отсталых детей на — детей медицински отсталых
и педагогически отсталых.
К медицински отсталым относит тех, чьё отставание в развитии связано с патологическими факторами проявившимися в утробном периоде или раннем детстве к педагогически отсталым — тех, кто в раннем детстве не получил должного воспитания в семье, перенёс какие-либо болезни.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ (А.БИНЕ, Т. СИМОН, Ж. ФИЛИПП, О. ДЕКРОЛИ, П. БОНКУР)
Появилось психометрическое направление в изучении интеллектуальной недостаточности, основоположниками которого были
Альфред Бине (1857−1911) французский психолог и Томас Симон — врач — психиатр.
Они разработали тестовый метод, в основу которого положили состояние коммуникативной функции речи. Ими был предложен набор заданий (задач, тестов), которые предъявлялись ребенку вербально и требовали от него выполнения определенных действий и устного ответа.
Соотношение сложности выполняемых заданий к истинному физиологическому возрасту выражалось определенным (коэффициентом, IQ).
В первой четверти ХХ века французский педагог Жан Филипп и врач Поль Бонкур изучая школьников с психическими аномалиями, пришли к выводу, что критерием их ненормальности является неспособность обучаться обычным образом.
Они разделяли таких детей на две группы:
неизлечимые и малоизлечимые дети, чья жизнь в обществе невозможна без опеки.
излечимые дети, у которых УО обуславливается отставанием в развитии нормальных сверстников. Они нуждаются лишь в благоприятных педагогических средствах воздействия.
На рубеже веков известный итальянский педагог Мария Монтессори (1870−1952)
создаёт спец. школу для отсталых детей, где применяет систему сенсомоторного воспитания слабоумных детей как основу лечебной педагогики. Ею были разработаны различные игры и занятия, специальный дидактический материал, около 40 видов приспособлений для воспитания чувств детей (рамки М. Монтессори).
Её методика помогла большинству детей через определенное время обучаться уже с нормальными детьми и даже опережать их.
У истоков отечественной дефектологии стоял Всеволод Петрович Кащенко (1870−1943) известный педагог, врач, талантливый организатор научных исследований в области дефектологии (К.П.).
В 1909 г. он основал в Москве школу-санаторий для дефективных детей, которая переросла в НИИ дефектологии АПН (1943г.), а затем в Институт Коррекционной педагогики РАО. Его книга «Педагогическая коррекция» изданная в 20-е годы ХХ столетия, является и в настоящее время практическим руководством в коррекционной педагогике.