Файл: Семейно демографическая политика в условиях депопуляции в России.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.05.2024
Просмотров: 121
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы семейно-демографической политики государства
1.1 Сущность и понятие семейно-демографической политики государства
1.2 Основные модели современной семейно-демографической политики: история возникновения и специфика
2.2 Демографическая ситуация в современной России: на пути к депопуляции.
Глава 3. Семейно-демографическая политика Российской Федерации в условиях депопуляции
3.1 Семейная политика в СССР как предшественник российской семейно-демографической политики
3.2 Семейно-демографическая политика в Российской Федерации: в условиях депопуляции
семейно- демографическая политика в условиях депопуляции в России.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы семейно-демографической политики государства 7
1.1 Сущность и понятие семейно-демографической политики государства 7
1.2 Основные модели современной семейно-демографической политики: история возникновения и специфика 14
Глава 2 Демографические процессы в России в ХХ – начале XXI вв. и процесс трансформации российских семей 28
2.1 Основные тенденции развития российской семьи в XX – начале XXI вв. 28
2.2 Демографическая ситуация в современной России: на пути к депопуляции. 39
Глава 3. Семейно-демографическая политика Российской Федерации в условиях депопуляции 47
3.1 Семейная политика в СССР как предшественник российской семейно-демографической политики 47
3.2 Семейно-демографическая политика в Российской Федерации: в условиях депопуляции 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 75
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы и темы исследования. В настоящее время российское общество стоит перед лицом демографического кризиса. Россиянам как нации грозит физическое вымирание: уже в течение нескольких десятилетий смертность превышает рождаемость. Численность населения неуклонно снижается.
Ситуация усугубляется углубляющимся кризисом российской семьи, проявляющемся не только в резком сокращении рождаемости, но и в сокращении легитимной брачности; росте числа разводов; распространении внебрачной рождаемости; ухудшении репродуктивного здоровья.
Грозящая демографическая катастрофа ставит перед обществом и правящей элитой задачу принять срочные и эффективные меры по стимулированию рождаемости и укреплению семьи, ее экономической и социальной базы. И такие меры после длительного периода очевидного безразличия государства по отношению к семье начинают приниматься. В сентябре 2001 г. Правительством РФ была утверждена «Концепция демографического развития России на период до 2015 г.»1 В этом основополагающем документе были сформулированы цели, задачи, приоритеты и направления реализации государственной демографической политики Российской Федерации в области здоровья и продолжительности жизни,
рождаемости и семейной политики, миграции и расселения. Решение демографической проблемы является основной задачей национального проекта «Здоровье», представленного В.В. Путиным в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации (2006 г.)2. Соответствующие приоритеты определены в «Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года»1.
В этой связи необходим скрупулезный анализ основных направлений и мер семейно-демографической политики Российской Федерации, ее эффективности в условиях демографического кризиса в стране. При этом следует учитывать, что политика государства в сфере стимулирования рождаемости – это не только прямое решение вопросов, связанных с рождением детей, но и выплата детских пособий, обеспечение молодых семей жильем, решение многих иных социальных проблем, оказывающих влияние на социоструктурные изменения в обществе и динамику семьи как социального института. Все это необходимо учитывать при анализе мер семейно-демографической политики.
Проблема исследования заключается в необходимости проанализировать основные меры семейно-демографической политики России и их влияние на развитие демографической ситуации в стране.
Степень научной разработанности исследуемой проблемы
Теоретические основы и общие методологические вопросы формирования политики народонаселения и управления демографическими процессами представлены в трудах А. И. Антонова, В. А. Борисова, А. Я. Боярского, Д. И. Валентея, А. Г. Вишневского, А. Г. Волкова, А. Я. Кваши, Г. П. Киселевой, В. И. Козлова, В. П. Пискунова, Л. Л. Рыбаковского, В. С. Стешенко, Б. Ц. Урланиса и др.
Воспроизводству населения в постсоветской России посвящены работы А.И. Антонова, С.А. Сорокина, В.М. Медкова, В.Н. Архангельского, А.Г. Вишневского, О.Д. Захаровой, С.В.Захарова, В.И. Бутова, В.Г.Игнатова. Специальные исследования брака, факторов рождаемости и продолжительности жизни проведены в работах А.И. Антонова, В.А. Борисова, А.Б. Синельникова, C.B. Захарова, С.А. Сорокина, Е.В. Ивановой
Значительный вклад в разработку концепций демографической политики России внесли А.И.
Антонов, В.А. Борисов, В.И. Архангельский.
Объект исследования демографические процессы в Российской Федерации
Предмет исследования: семейно-демографическая политика Российской Федерации
Цель работы: проанализировать основные направления семейно- демографической политики в условиях депопуляции в России
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
-
раскрыть сущность и понятие семейно-демографической политики государства; -
рассмотреть основные модели современной семейно-демографической политики; -
проанализировать Основные тенденции развития российской семьи в XX – начале XXI вв.; -
проанализировать демографическую ситуацию в современной России; -
рассмотреть семейную политику в СССР как предшественницу российской семейно-демографической политики; -
проанализировать основные направления и меры семейно-демографической политики современной России.
Методы исследования включают в себя общенаучные методы исследования: системный подход, сравнительно-исторический метод исследования, изучение научной литературы и нормативных документов, анализ статистического материала, обобщение, прогнозирование.
Эмпирическая база работы представлена нормативно-правовыми актами, регулирующими семейно-демографическую политику РФ, статистическими материалами, характеризующими демографическую обстановку в стране и положение семьи в разные исторические периоды.
Теоретическая значимость заключается в том, что в работе проанализированы основные модели семейной политики, рассмотрены основные черты кризиса российской семьи и семейно-демографической политики РФ.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы дипломной работы могут быть использованы в практической деятельности социальных работников в сфере социальной работы с семьей.
Глава 1. Теоретические основы семейно-демографической политики государства
1.1 Сущность и понятие семейно-демографической политики государства
Как следует из названия, семейно-демографическая политика государства содержит в себе две составляющие: политику семейную и политику демографическую. Эти два направления деятельности государства в социальной сфере тесно взаимосвязаны, что и позволяет рассматривать их в качестве единого целого. Остановимся подробнее на вышеозначенных элементах.
В отечественной науке присутствует несколько подходов к определению демографической политики. Рассмотрим некоторые из них. В.Г. Глушкова рассматривает демографическую политику в качестве системы мер, предпринимаемых государством для воздействия на естественное движение населения и достижения определенных демографических результатов1. Созвучное определение дается М.А. Клуптом: «Демографическая политика представляет собой комплекс мер, принимаемых государством с целью повлиять на режим демографического воспроизводства в заданном направлении»2. В целом же, можно сказать, что под демографической политикой понимается целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения, призванная сохранять или изменять тенденции динамики численности, структуры, расселения и качества населения. Она рассматривается как органическая часть социальной политики, специфическая по своим целям и отчасти по методам их достижения, но согласованная с другими сферами, такими, как регулирование условий занятости и труда, а также уровня жизни и социального обеспечения населения, образования, здравоохранения и т.д.
В наиболее широком смысле демографическая политика отождествляется с политикой народонаселения, в узком смысле - рассматривается как одна из ее составляющих, наряду с регулированием условий труда трудоспособного населения и условий жизни всего населения.
Основными элементами политики народонаселения являются:
-
влияние на условия труда (определение границ трудоспособного возраста, масштабов занятости работоспособной части населения, продолжительность рабочего дня и рабочей недели, забота об охране труда, квалификационная и специальная подготовка, профориентация и др.); -
улучшение жизненных условий всех слоев населения (повышение реальной заработной платы или уровня доходов, улучшение жилищных условий, обеспечение возможности пользоваться бытовыми услугами и достижениями культуры, медицинским обслуживанием; увеличение свободного времени и др.); -
воздействие на воспроизводство населения (естественное возобновление поколений, миграционная подвижность, социальная мобильность).
Последний элемент и трактуется как демографическая политика.
Широкое определение демографической политики подразумевает деятельность государства в сфере здравоохранения, образования, социальной защиты, охраны окружающей среды, занятости, налоговой политики, транспорта, строительства, жилищно-коммунальной сферы, что непосредственно или косвенным образом влияет на состояние жизни семей. В нее включаются меры, целью которых является поддержка семей с несовершеннолетними детьми (выплаты и пособия, налоговые льготы); обеспечение льготами работников, имеющих родительские обязанности (пособия по уходу за ребенком, больничные листы, декретный отпуск); создание системы дневного пребывания ребенка(ясли, детские сады, группы продленного дня, секции и кружки, летние лагеря); другие службы и льготы для семей с детьми в сфере социальной защиты, образования, жилищной политики, здравоохранения; законодательство, непосредственно нацеленное на семью (в т.ч. фиксирующее усыновления, разводы и т.д.)1.
Кроме административных и экономических мер регулирования демографических процессов, выделяют также меры информационно-пропагандистского характера и организационные меры. Главная задача информационных – подготовка общественного мнения в необходимости проведения демографической политики, отвечающей национальным интересам страны. К ним относятся: формирование общественного мнения, норм и стандартов демографического поведения; определение отношения к религиозным нормам, традициям и обычаям; политика планирования семьи; половое образование молодежи. К мероприятиям организационного характера относятся: создание властных структур в стране, занимающейся решением демографических проблем; создание общественных организаций (советов, фондов и др.), работающих по конкретным демографическим проблемам; создание советов, консультаций, занимающихся решением проблем семьи, в том числе и многодетных; создание служб доверия, помогающих молодым семьям; совершенствование работы служб, занимающихся созданием информационной базы о демографических процессах, в т.ч. о миграции населения; создание и поддержка служб, ведущих борьбу с наркоманией, алкоголизмом, курением. Таким образом, меры демографической политики воздействуют как на формирование демографических потребностей, обусловливающих специфику демографического поведения, так и на создание условий для их реализации.