Файл: Семейно демографическая политика в условиях депопуляции в России.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.05.2024

Просмотров: 134

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
последующего ребѐнка (до достижения ребѐнком 3-хлетнего возраста), в которых сложилась неблагоприятная демографическая ситуация и величина СКР ниже средней по стране. Указом также было предписано определить перечень регионов, в которых будет осуществляться такое софинансирование. В 2013 году в этот перечень вошли 50 регионов, в 2014 году перечень расширился.

В настоящее время дифференцированная политика, проводимая на федеральном уровне, способствует скорее сглаживанию, нежели поддержке разнообразия режимов воспроизводства населения. Регионы с заметно более низким уровнем рождаемости как бы «дотягиваются» до более высокого уровня, именно для них в первую очередь предусмотрены первоочередные меры, вводимые с целью повышения рождаемости.

Особое внимание на федеральном уровне в последнее время уделяется корректировке и расширению уже введенных мер с учетом особенностей регионов.

Среди дополнительных мер, реализуемых в регионах в настоящий момент можно выделить три основные:

  1. Ежемесячная выплата в размере прожиточного минимума ребѐнка семьям, чей среднедушевой доход ниже среднего в данном субъекте, в случае рождения после 31 декабря 2012 г. третьего ребѐнка или последующих детей до достижения ребѐнком возраста трѐх лет соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2012 N 606 " О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации");

  2. Единовременное предоставление на безвозмездной основе земельных участков под строительство жилого дома или дачи при рождении третьего (или последующего) ребенка рамках утверждѐнного распоряжением от 10 марта 2011 г. 367-р Правительства РФ планом мероприятий по реализации в 2011 - 2015 годах Концепции демографической политики РФ на период до 2025 года)

  3. Региональный материнский (семейный) капитал при рождении третьего (или последующего) ребѐнка (также в рамках утверждѐнного Правительством РФ плата мероприятий по реализации Концепции демографической политики).


Следует отметить, что применение данных мер может осуществляться в различных регионах России по-разному, что определяется региональной спецификой.

В целом, следует отметить, что вышеозначенные меры семейно-демографической политики как федерального, так и регионального уровня могут быть оценены лишь исходя из их эффективности. И данные оценки отнюдь не однозначны. В настоящее время сложились, по крайней мере, две точки зрения относительно влияния демографической политики на рождаемость. С одной стороны, влияние благоприятной возрастной структуры сходит на «нет», рождаемость реальных поколений и средняя очерѐдность рождений стабилизируются, репродуктивные намерения практически не изменяются. Все эти факты не позволяют говорить о значительном влиянии политики на рождаемость и ставят под сомнение еѐ результативность. С другой стороны, доля вторых и третьих рождений растѐт, средний возраст матери и суммарный коэффициент рождаемости по очерѐдности рождений увеличиваются, резкого спада показателей рождаемости пока не происходит.

Сегодня может быть проведена только предварительная оценка результативности новых мер демографической политики. Реальную оценку современным тенденциям

и влиянию на них демографической политики можно будет дать только по результатам переписи 2020 года.

Выводы по главе:

  1. Начиная с середины 30-х гг. ХХ в., в СССР сложился особый подход к семье, который просуществовал вплоть до начала 90-х гг. Для него было характерно: 1) понимание семьи как важнейшего института советского общества, что обусловило стремление поставить ее под контроль государства и партии; 2) материнство рассматривалось как важная социальная и государственная функция женщин и поддерживалось государством морально и материально; 3) государство брало на себя львиную долю ответственности за воспитание, образование, охрану здоровья детей; 4) матери несли ответственность за семью и семейный быт; 5) матери несли ответственность за детей (за их здоровье, учебу, успешную социализацию).

  2. С распадом СССР в Российской Федерации начинает формироваться семейная политика, основывающаяся на демократических принципах и соответствующая принципам мирового права. Складывается ее нормативно-правовая база, формируется система социальной поддержки семей. Вместе с тем, постоянное недофинансирование мер семейной политики на фоне распада социальной инфраструктуры, унаследованной о СССР обусловили ее неэффективность, неспособность преодолеть сложные демографические проблемы, с которыми столкнулась страна в 90-е годы.

  3. Новый этап развития семейно-демографической политики в России начинается в середине первого десятилетия XXI века, когда демографические проблемы выходят на первый план в деятельности правительства РФ. На федеральном и региональном уровнях складывается система мер государственной поддержки семьи и детей, которая включает в себя, в частности, введение материнского капитала (федерального и регионального), отпуска по уходу за ребенком до 3-х лет, налоговые вычеты, жилищные субсидии и немонетарные жилищные льготы. Льготы в медицинском обслуживании.

  4. Вышеперечисленные меры привели к определенной позитивной динамике, однако среди исследователей не сложилось единого мнения по вопросу их эффективности. Сегодня может быть проведена только предварительная оценка результативности новых мер демографической политики. Реальную оценку современным тенденциям и влиянию на них демографической политики можно будет дать только по результатам переписи 2020 года





ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Семейно-демографическая политика в современной России на настоящий момент призвана решить, пожалуй, самую главную из стоящих перед государством и обществом задач: преодоление демографического кризиса, который привел страну к ситуации депопуляции. Проанализированные нами мероприятия семейно-демографической политики уже принесли определенные плоды, но говорить о изменении демографических тенденций, стабилизации численности населения страны, пожалуй, преждевременно. Необходимо дальнейшее совершенствование мер семейно-демографической политики, как на федеральном, так и на региональном уровнях.

В ходе проведённого исследования были решены следующие задачи:

  • раскрыта сущность и понятие семейно-демографической политики государства;

  • рассмотрены основные модели современной семейно-демографической политики;

  • проанализированы основные тенденции развития российской семьи в XX – начале XXI вв.;

  • проанализирована демографическая ситуация в современной России;

  • рассмотрена семейная политика в СССР как предшественница российской семейно-демографической политики;

  • проанализированы основные направления и меры семейно-демографической политики современной России.

Достигнута цель исследования: проанализированы основные направления семейно- демографической политики в условиях депопуляции в России.

Решена проблема исследования: проанализированы основные меры семейно-демографической политики России и их влияние на развитие демографической ситуации в стране.

Проведённый теоретический анализ и обобщение опыта практической деятельности позволили сделать следующие выводы:

  1. Семейно-демографическая политика формируется на стыке демографической и семейной политик и охватывает аспекты семейной и демографической политики, которые отвечают за поддержание воспроизводства населения.

  2. Тенденции развития семейно-демографической политики европейских государств с некоторыми оговорками можно распространить и на Россию, которая сталкивается со схожими проблемами, а, значит, может и должна учитывать европейский опыт

  3. Современная семейно-демографическая политика Европы восходит к мерам по поддержке семей конца XIX столетия и проходит в своем развитии несколько этапов, которые приводят к формированию основных моделей семейной политики: консервативной, социал-демократической, либеральной. Каждая из них обладает своей спецификой на национальном уровне и видоизменяется в течение времени.

  4. Современная российская семья переживает серьезный кризис, который связан не только с завершением начавшегося еще в советский период процесса смены типа семьи, но и с усилением негативных тенденций в развитии российской семьи в постсоветский период. Данный кризис обусловлен как общемировыми тенденциями развития семьи, так и спецификой исторического развития семьи в России, в том числе сжатыми сроками, за которые происходила смена типов семьи и неблагоприятными социально-экономическими и политическими условиями развития страны в конце XX – начале XXI вв.

  5. В конце ХХ – начале XXI века в России наблюдается резкий спад рождаемости, что в сочетании с устойчивой тенденцией к повышению смертности приводит страну к депопуляции. Важнейшими факторами сокращения населения в современной России являются вступление страны в фазу демографического перехода, резкое сокращение количества многодетных семей и изменение основного типа семьи на нуклеарный.

  6. Начиная с середины 30-х гг. ХХ в., в СССР сложился особый подход к семье, который просуществовал вплоть до начала 90-х гг. Для него было характерно: 1) понимание семьи как важнейшего института советского общества, что обусловило стремление поставить ее под контроль государства и партии; 2) материнство рассматривалось как важная социальная и государственная функция женщин и поддерживалось государством морально и материально; 3) государство брало на себя львиную долю ответственности за воспитание, образование, охрану здоровья детей; 4) матери несли ответственность за семью и семейный быт; 5) матери несли ответственность за детей (за их здоровье, учебу, успешную социализацию).

  7. С распадом СССР в Российской Федерации начинает формироваться семейная политика, основывающаяся на демократических принципах и соответствующая принципам мирового права. Складывается ее нормативно-правовая база, формируется система социальной поддержки семей. Вместе с тем, постоянное недофинансирование мер семейной политики на фоне распада социальной инфраструктуры, унаследованной о СССР обусловили ее неэффективность, неспособность преодолеть сложные демографические проблемы, с которыми столкнулась страна в 90-е годы.

  8. Новый этап развития семейно-демографической политики в России начинается в середине первого десятилетия XXI века, когда демографические проблемы выходят на первый план в деятельности правительства РФ. На федеральном и региональном уровнях складывается система мер государственной поддержки семьи и детей, которая включает в себя, в частности, введение материнского капитала (федерального и регионального), отпуска по уходу за ребенком до 3-х лет, налоговые вычеты, жилищные субсидии и немонетарные жилищные льготы. Льготы в медицинском обслуживании.

  9. Вышеперечисленные меры привели к определенной позитивной динамике, однако среди исследователей не сложилось единого мнения по вопросу их эффективности. Сегодня может быть проведена только предварительная оценка результативности новых мер демографической политики. Реальную оценку современным тенденциям и влиянию на них демографической политики можно будет дать только по результатам переписи 2020 года