Файл: Семейно демографическая политика в условиях депопуляции в России.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.05.2024
Просмотров: 127
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы семейно-демографической политики государства
1.1 Сущность и понятие семейно-демографической политики государства
1.2 Основные модели современной семейно-демографической политики: история возникновения и специфика
2.2 Демографическая ситуация в современной России: на пути к депопуляции.
Глава 3. Семейно-демографическая политика Российской Федерации в условиях депопуляции
3.1 Семейная политика в СССР как предшественник российской семейно-демографической политики
3.2 Семейно-демографическая политика в Российской Федерации: в условиях депопуляции
Принципиальная особенность демографической политики заключается в воздействии на динамику демографических процессов не прямо, а опосредовано, через человеческое поведение, через принятие решений в сфере брака, семьи, рождения детей, выбора профессии, сферы занятости, места жительства и др. Меры демографической политики влияют как на формирование демографических потребностей, обусловливающих специфику демографического поведения, так и на создание условий для их реализации. Особую сложность демографической политике как части социального управления придает необходимость учитывать и согласовывать интересы разных уровней: индивидуальных и семейных, групповых и общественных; локальных, региональных и общегосударственных; экономических, социально-политических, экологических и этнокультурных; ближайших, среднесрочных и долгосрочных.
В совокупности мероприятий, воздействующих на демографические процессы, обычно выделяют два основных направления:
- изменение характера процессов естественного возобновления поколений (рождаемости, брачности, разводимости, возрастной структуры, смертности) в их тесной взаимосвязи;
- влияние на миграцию населения (миграция, иммиграция, эмиграция, географическое распределение, плотность населения и т.д.); проводимая государством миграционная политика органически связывалась с политикой в области расселения населения по территории страны.
В целом, первое направление достаточно тесно перекликается с семейной политикой, которая определяется как целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов, призванная создавать оптимальные условия для выполнения семьей ее функций, гармонизировать отношения между личностью, семьей и обществом. Вместе с тем, следует понимать, что понятие «семейная политика» шире, чем вышеупомянутое направление политики демографической, она не имеет направленности на достижение каких-то определенных демографических результатов. Соответственно, существует два подхода к пониманию соотношения семейной и демографической политики.
Сторонники первого говорят о недопустимости их смешения. В частности, С. В. Дармодехин подчеркивает: «Отождествление целей социальной, семейной и экономической политики приводит к серьезным последствиям в социальной практике; семейная политика не подменяет другие направления государственной практики, а обеспечивает в процессе их разработки и реализации учет интересов семьи … Включение семейной политики в состав демографической, на наш взгляд, неправомерно сужает значение политики в отношении семьи, сводит ее
практически к репродуктивной функции, ограничивает возможности воздействия на другие направления социальной политики…»1.
Сторонники второго подхода обращают внимание на то, что практически все аспекты социальной и демографической политики затрагивают интересы семьи. В семейную политику включаются меры как общесоциальной, так и демографической направленности, что позволяет значительной части отечественных исследователей отождествлять семейную и демографическую политику, что позволяет говорить о семейно-демографической политике.
Объектом семейной политики является семья и в ее функции входит как социальная защита семей и снижение социальных рисков, так и повышение числа детей в семьях (за счет предоставления возможности иметь желаемое число детей). Само обоснование необходимости проведения пронаталистской семейной политики заключается в том, что в странах с низкой рождаемостью сохраняется разрыв между представлениями населения о желаемом числе детей в семье и их фактическим числом. В то же время демографическая политика может включать в себя пропаганду семейных ценностей и определенных норм детности, другими словами, влиять на репродуктивные установки населения.
В зависимости от спектра решаемых социальных проблем, а также от того, какая помощь в реализации каких семейных функций оказывается государством, в литературе выделяются следующие измерения (направления) семейной политики:
– демографическое – ориентировано на стимулирование рождаемости;
– социальное – направлено на борьбу с бедностью в семье (в настоящее время акцент делается на детскую бедность);
– гендерное – на достижение гендерного равенства в семейной сфере и профессиональной занятости;
– экзистенциальное – на помощь семье в осуществлении ухода за уязвимыми и недееспособными категориями (детьми, стариками, инвалидами).
В нашей работе мы остановимся в первую очередь на взаимопересекающихся аспектах семейной и демографической политики, которые отвечают за поддержание воспроизводства населения. В первую очередь нас будут интересовать те меры семейно-демографической политики, которые могут быть отнесены к пронаталистским. Меры поддержки отдельных категорий семей (например, пособия семьям с детьми-инвалидами, монородительским семьям и др.) не рассматриваются, так как нельзя говорить о том, что они вводятся для повышения рождаемости среди своих адресатов.
Таким образом, демографическая и семейная политика призваны воздействовать на формирование желательного для общества режима воспроизводства населения, сохранения или изменения тенденций в области динамики численности и структуры населения, темпов их изменений, динамики рождаемости, смертности, семейного состава, расселения, внутренней и внешней миграции, качественных характеристик населения. И это позволяет нам говорить о возможности их анализа как единого целого, общей семейно-демографической политики в Российской Федерации.
С этой точки зрения, мы можем говорить наличии стратегических (долгосрочных) и тактических (краткосрочных) целей семейно-демографической политики. Стратегической целью семейной политики является укрепление семьи как социального института. Эта цель наиболее полно выражается в упрочении семейного образа жизни и требует переориентации всей социальной жизнедеятельности с интересов индивида на интересы семьи. Конкретизация этой стратегической цели — требование поддержки и поощрения со стороны общества и государства семей с несколькими детьми. Основной моделью семьи, поощряемой государством, должна быть полная семья с 3-4 детьми. Только ориентация на поддержку таких семей, не ограничивающаяся оказанием помощи в неблагоприятных условиях, конфликтных и стрессовых ситуациях, носящая неконъюнктурный, долговременный характер, может гарантировать упрочение семьи как социального института и семейного образа жизни вообще.
Тактические цели семейной политики тесно связаны с ее стратегической целью. Возродить семью можно, лишь помогая отдельным семьям решать их жизненные проблемы, преодолевать трудности, возникающие на различных стадиях жизненного цикла семьи. Поэтому тактическими, краткосрочными целями семейной политики являются цели, связанные с социальной поддержкой семей, которые на стадии родительства сталкиваются с теми или иными проблемами, стрессовыми ситуациями. Причем основное внимание должно уделяться тем семьям, внутренний потенциал которых не позволяет им самим своими силами справиться с конфликтами и стрессами и которые поэтому нуждаются в экономической, социальной и социально-психологической помощи со стороны специализированных социальных (семейных) служб
.
В целом, мы можем заключить, что для реализации данных целей требуется изучение международного опыта проведения семейно-демографической (семейной) политики, на котором мы и остановимся ниже. Поскольку российская семья и общество традиционно близки к европейским и испытывают сходные проблемы, нам представляется возможным остановиться на анализе именно европейских моделей семейно-демографической политики.
1.2 Основные модели современной семейно-демографической политики: история возникновения и специфика
За символическую точку отсчета развития мер общественной помощи семьям в Европе можно принять вторую половину XIX в., когда семья стала рассматриваться не как частный, а как общественный вопрос, решение которого требует государственного вмешательства.
В это время стали вводиться первые детские пособия отдельным категориям семей, а также появляться первые детские дошкольные образовательные учреждения, в которых дети могли проводить весь день, пока их матери работали.
В 1930-х гг. в ряде европейских стран (Франции, Германии и Швеции) меры поддержки семьи носили уже системный, концептуальный характер, выкристаллизовывались основные направления и модели семейной политики.
Мощным катализатором становления и развития семейной политики в период между двумя мировыми войнами стала ситуация с рождаемостью в Европе начала XX в. В 1925–1929 гг. рождаемость упала ниже уровня, обеспечивающего простое замещение поколений, в четырех странах Европы: Германии, Франции, Чешской Республике и Швеции. В 1936 г. к группе этих стран присоединились: Австрия, Англия, Бельгия, Дания, Латвия, Люксембург, Испания, Норвегия, Швейцария1. Вместе с тем, этот спад рождаемости был обусловлен отказом от рождения детей вообще, а откладыванием рождения детей на будущее.
Тем не менее, возникновение данной проблемы обусловила демографическую (пронаталистическую) направленность семейной политики крупнейших европейских держав в 1930 – 1940-х гг.
В эти же годы встал вопрос, какую модель семьи нужно поддерживать. Развернувшиеся споры привели к формированию различных моделей семейной политики.
Консервативная модель (просемейная политика или фамилиализм) ориентирована на поддержку традиционной семьи с детьми, с традиционным гендерным разделением семейных ролей. Следует различать государственный фамилиализм как форму поддержки семьи, имеющую научные основания, и фамилиализм церковный, базирующийся на религиозных ценностях.
Альтернативная, «либеральная», политика ориентирована на признание и поддержку новых семейных форм и гендерных отношений.
Примером страны с просемейной политикой является, в частности, Франция периода 1930–1940-х гг., а хорошей иллюстрацией меры этой направленности является «пособие для домохозяек», которое было введено во Франции в 1939 г. В 1941 г. оно было переименовано в «пособие семье, живущей на одну зарплату» и просуществовало до 1978 г. Солидная денежная выплата позволяла матерям не работать, а оставаться дома с детьми, обеспечивая им уход и заботу. Вместе с другими семейным пособиями в 1947 г. (это год, когда семейные выплаты были самыми высокими) семья с двумя детьми получала 90% от