Файл: Семейно демографическая политика в условиях депопуляции в России.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.05.2024

Просмотров: 127

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Принципиальная особенность демографической политики заключается в воздействии на динамику демографических процессов не прямо, а опосредовано, через человеческое поведение, через принятие решений в сфере брака, семьи, рождения детей, выбора профессии, сферы занятости, места жительства и др. Меры демографической политики влияют как на формирование демографических потребностей, обусловливающих специфику демографического поведения, так и на создание условий для их реализации. Особую сложность демографической политике как части социального управления придает необходимость учитывать и согласовывать интересы разных уровней: индивидуальных и семейных, групповых и общественных; локальных, региональных и общегосударственных; экономических, социально-политических, экологических и этнокультурных; ближайших, среднесрочных и долгосрочных.

В совокупности мероприятий, воздействующих на демографические процессы, обычно выделяют два основных направления:

- изменение характера процессов естественного возобновления поколений (рождаемости, брачности, разводимости, возрастной структуры, смертности) в их тесной взаимосвязи;

- влияние на миграцию населения (миграция, иммиграция, эмиграция, географическое распределение, плотность населения и т.д.); проводимая государством миграционная политика органически связывалась с политикой в области расселения населения по территории страны.

В целом, первое направление достаточно тесно перекликается с семейной политикой, которая определяется как целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов, призванная создавать оптимальные условия для выполнения семьей ее функций, гармонизировать отношения между личностью, семьей и обществом. Вместе с тем, следует понимать, что понятие «семейная политика» шире, чем вышеупомянутое направление политики демографической, она не имеет направленности на достижение каких-то определенных демографических результатов. Соответственно, существует два подхода к пониманию соотношения семейной и демографической политики.

Сторонники первого говорят о недопустимости их смешения. В частности, С. В. Дармодехин подчеркивает: «Отождествление целей социальной, семейной и экономической политики приводит к серьезным последствиям в социальной практике; семейная политика не подменяет другие направления государственной практики, а обеспечивает в процессе их разработки и реализации учет интересов семьи … Включение семейной политики в состав демографической, на наш взгляд, неправомерно сужает значение политики в отношении семьи, сводит ее
практически к репродуктивной функции, ограничивает возможности воздействия на другие направления социальной политики…»1.

Сторонники второго подхода обращают внимание на то, что практически все аспекты социальной и демографической политики затрагивают интересы семьи. В семейную политику включаются меры как общесоциальной, так и демографической направленности, что позволяет значительной части отечественных исследователей отождествлять семейную и демографическую политику, что позволяет говорить о семейно-демографической политике.

Объектом семейной политики является семья и в ее функции входит как социальная защита семей и снижение социальных рисков, так и повышение числа детей в семьях (за счет предоставления возможности иметь желаемое число детей). Само обоснование необходимости проведения пронаталистской семейной политики заключается в том, что в странах с низкой рождаемостью сохраняется разрыв между представлениями населения о желаемом числе детей в семье и их фактическим числом. В то же время демографическая политика может включать в себя пропаганду семейных ценностей и определенных норм детности, другими словами, влиять на репродуктивные установки населения.

В зависимости от спектра решаемых социальных проблем, а также от того, какая помощь в реализации каких семейных функций оказывается государством, в литературе выделяются следующие измерения (направления) семейной политики:

– демографическое – ориентировано на стимулирование рождаемости;

– социальное – направлено на борьбу с бедностью в семье (в настоящее время акцент делается на детскую бедность);

– гендерное – на достижение гендерного равенства в семейной сфере и профессиональной занятости;

– экзистенциальное – на помощь семье в осуществлении ухода за уязвимыми и недееспособными категориями (детьми, стариками, инвалидами).

В нашей работе мы остановимся в первую очередь на взаимопересекающихся аспектах семейной и демографической политики, которые отвечают за поддержание воспроизводства населения. В первую очередь нас будут интересовать те меры семейно-демографической политики, которые могут быть отнесены к пронаталистским. Меры поддержки отдельных категорий семей (например, пособия семьям с детьми-инвалидами, монородительским семьям и др.) не рассматриваются, так как нельзя говорить о том, что они вводятся для повышения рождаемости среди своих адресатов.



Таким образом, демографическая и семейная политика призваны воздействовать на формирование желательного для общества режима воспроизводства населения, сохранения или изменения тенденций в области динамики численности и структуры населения, темпов их изменений, динамики рождаемости, смертности, семейного состава, расселения, внутренней и внешней миграции, качественных характеристик населения. И это позволяет нам говорить о возможности их анализа как единого целого, общей семейно-демографической политики в Российской Федерации.

С этой точки зрения, мы можем говорить наличии стратегических (долгосрочных) и тактических (краткосрочных) целей семейно-демографической политики. Стратегической целью семейной политики является укрепление семьи как социального института. Эта цель наиболее полно выражается в упрочении семейного образа жизни и требует переориентации всей социальной жизнедеятельности с интересов индивида на интересы семьи. Конкретизация этой стратегической цели — требование под­держки и поощрения со стороны общества и государства семей с несколькими детьми. Основной моделью семьи, поощряемой государством, должна быть полная семья с 3-4 детьми. Только ориентация на поддержку таких семей, не ограничивающаяся оказанием помощи в неблагоприятных условиях, конфликтных и стрессовых ситуациях, носящая неконъюнктурный, долговременный ха­рактер, может гарантировать упрочение семьи как социального института и семейного образа жизни вообще.

Тактические цели семейной политики тесно связаны с ее стратегической целью. Возродить семью можно, лишь помогая отдельным семьям решать их жизненные проблемы, преодолевать трудности, возникающие на различных ста­диях жизненного цикла семьи. Поэтому тактическими, краткосрочными целями семейной политики являются цели, связанные с социальной поддержкой семей, которые на стадии родительства сталкиваются с теми или иными проблемами, стрессовыми ситуациями. Причем основное внимание должно уделяться тем се­мьям, внутренний потенциал которых не позволяет им самим своими силами справиться с конфликтами и стрессами и которые поэтому нуждаются в эконо­мической, социальной и социально-психологической помощи со стороны специ­ализированных социальных (семейных) служб
.

В целом, мы можем заключить, что для реализации данных целей требуется изучение международного опыта проведения семейно-демографической (семейной) политики, на котором мы и остановимся ниже. Поскольку российская семья и общество традиционно близки к европейским и испытывают сходные проблемы, нам представляется возможным остановиться на анализе именно европейских моделей семейно-демографической политики.


1.2 Основные модели современной семейно-демографической политики: история возникновения и специфика



За символическую точку отсчета развития мер общественной помощи семьям в Европе можно принять вторую половину XIX в., когда семья стала рассматриваться не как частный, а как общественный вопрос, решение которого требует государственного вмешательства.

В это время стали вводиться первые детские пособия отдельным категориям семей, а также появляться первые детские дошкольные образовательные учреждения, в которых дети могли проводить весь день, пока их матери работали.

В 1930-х гг. в ряде европейских стран (Франции, Германии и Швеции) меры поддержки семьи носили уже системный, концептуальный характер, выкристаллизовывались основные направления и модели семейной политики.

Мощным катализатором становления и развития семейной политики в период между двумя мировыми войнами стала ситуация с рождаемостью в Европе начала XX в. В 1925–1929 гг. рождаемость упала ниже уровня, обеспечивающего простое замещение поколений, в четырех странах Европы: Германии, Франции, Чешской Республике и Швеции. В 1936 г. к группе этих стран присоединились: Австрия, Англия, Бельгия, Дания, Латвия, Люксембург, Испания, Норвегия, Швейцария1. Вместе с тем, этот спад рождаемости был обусловлен отказом от рождения детей вообще, а откладыванием рождения детей на будущее.

Тем не менее, возникновение данной проблемы обусловила демографическую (пронаталистическую) направленность семейной политики крупнейших европейских держав в 1930 – 1940-х гг.

В эти же годы встал вопрос, какую модель семьи нужно поддерживать. Развернувшиеся споры привели к формированию различных моделей семейной политики.

Консервативная модель (просемейная политика или фамилиализм) ориентирована на поддержку традиционной семьи с детьми, с традиционным гендерным разделением семейных ролей. Следует различать государственный фамилиализм как форму поддержки семьи, имеющую научные основания, и фамилиализм церковный, базирующийся на религиозных ценностях.

Альтернативная, «либеральная», политика ориентирована на признание и поддержку новых семейных форм и гендерных отношений.

Примером страны с просемейной политикой является, в частности, Франция периода 1930–1940-х гг., а хорошей иллюстрацией меры этой направленности является «пособие для домохозяек», которое было введено во Франции в 1939 г. В 1941 г. оно было переименовано в «пособие семье, живущей на одну зарплату» и просуществовало до 1978 г. Солидная денежная выплата позволяла матерям не работать, а оставаться дома с детьми, обеспечивая им уход и заботу. Вместе с другими семейным пособиями в 1947 г. (это год, когда семейные выплаты были самыми высокими) семья с двумя детьми получала 90% от