Файл: Семейно демографическая политика в условиях депопуляции в России.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.05.2024
Просмотров: 125
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы семейно-демографической политики государства
1.1 Сущность и понятие семейно-демографической политики государства
1.2 Основные модели современной семейно-демографической политики: история возникновения и специфика
2.2 Демографическая ситуация в современной России: на пути к депопуляции.
Глава 3. Семейно-демографическая политика Российской Федерации в условиях депопуляции
3.1 Семейная политика в СССР как предшественник российской семейно-демографической политики
3.2 Семейно-демографическая политика в Российской Федерации: в условиях депопуляции
Жилищное законодательство выделяло категорию граждан, которые признавались нуждающимися в улучшении жилищных условий в первоочередном порядке. Среди них значились и многодетные семьи, то есть семьи, имеющие трех и более детей. Это положение было записано в жилищном кодексе РСФСР. Родителям, на иждивении которых находились больные дети, улучшались жилищные условия вне очереди1.
Помощь многодетным семьям и малообеспеченным семьям оказывали отделы социального обеспечения, комиссия по делам несовершеннолетних, детский фонд, фонд милосердия и здоровья.
Подводя итоги, укажем, что, начиная с середины 30-х гг., в нашей стране сложился особый подход к семье, который просуществовал вплоть до начала 90-х гг. Для этого подхода были характерны следующие черты: 1) семья понималась как важнейший институт советского общества, поэтому находилась под контролем государства и партии; 2) материнство рассматривалось как важная социальная и государственная функция женщин и поддерживалось государством морально и материально; 3) государство брало на себя львиную долю ответственности за воспитание, образование, охрану здоровья детей; 4) матери несли ответственность за семью и семейный быт; 5) матери несли ответственность за детей (за их здоровье, учебу, успешную социализацию).
3.2 Семейно-демографическая политика в Российской Федерации: в условиях депопуляции
В процессе социально-политической трансформации России было начато формирование новых политических подходов и соответствующей законодательной базы государственной семейной политики.
В основу новой концепции государственной семейной политики были положены важнейшие международно-правовые документы Организации Объединенных Наций, Международной организации труда, Европейской социальной Хартии.
В Конституции Российской Федерации провозглашено, что в России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина. Согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, «Материнство и детство, семья находятся под защитой государства» (статья 38). «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом» (статья 39). В Конституции нашли свое отражение идеи тендерного равноправия, столь важные в семейных отношениях: «Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации» (статья 19)1.
В соответствии с новой Конституцией принято несколько сотен законов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных актов федеральных министерств и ведомств и нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации, обеспечивающих права семьи и детей в Российской Федерации. Это нормативно-правовые документы как общего, так и специального характера, содержащие конкретные нормы, гарантирующие соблюдение прав и интересов семьи.
К базовым конституционным законам, закрепляющим права семьи в Российской Федерации, относятся Семейный кодекс Российской Федерации (1995)2, Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»3 (1995), Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»4 (1998).
Особое значение в формировании новой концепции и практики государственной семейной политики имеет Семейный кодекс Российской Федерации, вступивший в действие с 1 марта 1996 года.
В соответствии с Конституцией России в Семейном кодексе сформулированы основные принципы семейно-брачного законодательства, пределы законодательной федеральной компетенции и компетенции субъектов Федерации в этой области. Определены условия и порядок вступления в брак и его прекращения или признания недействительным, личные имущественные, и неимущественные отношения между членами семьи и другими родственниками, порядок и формы устройства в семью детей,
оставшихся без попечения родителей
Семейный кодекс еще раз подтвердил традиционные; семейные ценности - добровольность брака, основанного на взаимном доверии, любви, поддержке, единобрачие, равенство прав в семье. Законодательно закреплен также приоритет семейного воспитания детей и первостепенное обеспечение их прав и свобод.
Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», вступил в действие с 19 мая 1995 года. Он впервые свел воедино и упорядочил на уровне федерального закона все многочисленные виды государственных пособий и компенсаций на детей и пособий в связи с рождением и воспитанием детей, ранее регламентировавшиеся различными нормативными документами (указами, постановлениями правительства, подведомственными актами). Это позволило существенно упростить и унифицировать законодательство, сделать его более понятным для населения и органов исполнительной власти.
Таким образом, в основном, законодательно гарантированы основные права семьи, супругов и детей на жизнь, защиту чести и достоинства, личную неприкосновенность, жилище, образование, свободу передвижения, нормальные условия и оплату труда, социальное обеспечение и социальное обслуживание, охрану здоровья и медицинскую помощь, доступ к культурным ценностям и другие.
Политическая практика России в 90-е годы XX века развивалась в направлении постепенного отказа от сложившейся в советское время, инфраструктуры социализации детей и конкретных мер поддержки семей советского периода и перехода к защите самых малообеспеченных семей.
В действующем законодательстве не были обеспечены четкие механизмы, позволяющие реализовать в полном объеме приоритетные направления государственной семейной политики.
Фактически в 90-е годы XX века в России возникли и углубились противоречия между сформулированными в законодательных актах целями и принципами государственной семейной политики и правоприменительной практикой в указанной области.
На практике в результате постепенного отказа государства от общественных форм воспитаниям социализации детей, происходило разрушение инфраструктуры воспитания детей советского периода без формирования новой эффективной системы социализации и досуга детей в условиях рыночных отношений.
В 90-е годы XX века существенно сократилось число, выросла платность и снизилась доступность для семей детских дошкольных учреждений, образовательных заведений, домов детского творчества, детских санаториев, домов культуры, спортивных учреждений, музеев, учреждений семейного отдыха и досуга и летнего отдыха детей, музыкальных и художественных школ. Прекратили существование пионерская организация и комсомол, многочисленные бесплатные школьные кружки и секции. Негативную роль сыграла отмена обязательного среднего общего образования и коммерциализация профессионального образования.
Финансовое обеспечение государственной семейной политики в 90-е гг. чрезвычайно скромно. Часть предусмотренных законодательством правовых норм не реализовывалась в полном объеме даже при наличии четких механизмов реализации из-за отсутствия финансовых ресурсов государства. На протяжении последнего десятилетия ХХ в. постоянно образовывались задолженности по выплате ежемесячных и других пособий на детей, неоднократно нарушались сроки и сокращались объемы финансирования расходов на реализацию федеральных целевых программ по, социальной поддержке семьи, женщин, детей, инвалидов, охрану здоровья, в том числе президентской программы "Дети России". Сокращались расходы социальных статей федерального и региональных бюджетов и др. В определяющей степени это связано с тяжелым социально-экономическим положением России в конце 90-х годов XX столетия и с отсутствием реальных источников финансирования, а также тем, что крайне ограниченные ресурсы направлялись в другие сферы государственной деятельности.
Говоря об эволюции старых форм государственной семейной политики в 90-е годы XX века, нельзя не отметить позитивное влияние на положение семей новой формы прямой поддержки семей – социального обслуживания семей. Это новая для России форма государственной семейной политики. Она представлена многопрофильными территориальными центрами социальной помощи семье и детям, социальными гостиницами и приютами, кризисными центрами, центрами экстренной социальной помощи (телефонами доверия), центрами реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями и девиантным поведением, центрами планирования семьи, центрами опеки и попечительства и другими социальными учреждениями. В то же время сеть таких учреждений нуждалась в развитии и совершенствовании нормативно-правовой базы, улучшении финансирования и кадрового обеспечения, укреплении материально-технической базы.
В целом, можно говорить о неэффективности сложившейся в 90-е годы прошлого века семейно-демографческой политики, которая оказалась не в состоянии ни предотвратить, ни преодолеть последствия депопуляции в стране. В связи с этим в середине первого десятилетия XXI века правительство всерьез страны озаботилось проблемами преодоления демографического кризиса и формирования системы мер эффективной семейно-демографической политики.
Президент Российской Федерации в своѐм Послании, представленном Федеральному Собранию 10 мая 2006 года, поставил вопрос о необходимости разработки программы, рассчитанной на срок более десяти лет, предполагающей три основных направления (снижение смертности, эффективная миграционная политика, повышение рождаемости)1. Остановимся подробнее на системе мер, призванных решить последнюю задачу. Они носят преимущественно экономический характер.
Современная система экономических мер в области рождаемости включает в себя:
-
Материнский (семейный) капитал, введѐнный с 2007 года Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»2). Закон предусматривал предоставление материнского капитала женщинам, рожающим второго (или последующего) ребенка, который может быть использован для различных целей (на улучшение жилищных условий, в т.ч. на ремонт жилья, покупку стройматериалов, на получение образования ребѐнком (детьми), на формирование накопительной части трудовой пенсии матери, также в связи с кризисом было разрешено брать 12 000 руб. наличными). В 2014 году размер материнского (семейного) капитала составил 429 408,5 рубля. Регионы России могут устанавливать дополнительный региональный материнский капитал на третьего или последующего ребѐнка (вводился в регионах в 2011-2012 гг.) и расширять список целей, на которые он может быть использован. Подробнее об этом речь пойдѐт ниже. -
Отпуск по уходу за ребѐнком до трѐх лет. Условно этот отпуск можно разделить на два периода: отпуск по уходу за ребенком до полутора лет, в течение которого женщина получает пособие по уходу за ребенком, и отпуск по уходу за ребенком от полутора до трех лет. -
Иные пособия, компенсации и выплаты: