Файл: Программа подготовки специалистов среднего звена 44. 02. 01 Дошкольное образование Фо р ма о б у.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 21
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.Работа дошкольной образовательной организации по приобщению к чтению детей 5-6 лет
1.1 Работа дошкольной образовательной организации по приобщению детей к чтению 5-6 лет
1.1.1 Методы и приемы работы по детскому чтению в дошкольной образовательной организации
1.2 Виды бесед с детьми дошкольного возраста на занятиях по чтению художественной литературы
Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Минусинский педагогический колледж имени А.С. Пушкина»
Выпускная квалификационная работа
Использование вводной беседы на занятиях по чтению художественной литературы у детей 5-6 лет
Выполнила обучающаяся группы 372 Кузнецова Екатерина Семёновна
_______________
подпись
Программа подготовки специалистов среднего звена
44.02.01 Дошкольное образование
Форма обучения: очная
Руководитель: преподаватель Карнаухова Анна Игоревна | ___________________ подпись |
Минусинск
2022
Оглавление
Введение 3
1.Работа дошкольной образовательной организации по приобщению к чтению детей 5-6 лет 6
1.1 Работа дошкольной образовательной организации по приобщению детей к чтению 5-6 лет 6
1.1.1 Методы и приемы работы по детскому чтению в дошкольной образовательной организации 8
1.2 Виды бесед с детьми дошкольного возраста на занятиях по чтению художественной литературы 9
1.3 Использование вводной беседы на занятиях по чтению художественной литературы в процессе приобщения к чтению детей 5-6 лет 14
2. Практическое применение вводной беседы на занятиях по чтению художественной литературы в процессе приобщения детей к чтению 5-6 лет 16
2.1 Анализ календарно тематического планирования на предмет использования вводной беседы на занятиях по развитию речи 19
2.2 Описание практической работы по приобщению детей старшей группы «Рябинки» к чтению посредством вводной беседы на занятиях по чтению художественной литературы 22
Заключение 25
Список использованных источников 26
Приложение 28
Введение
Сегодня детская художественная литература, должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить его, сделать интересным, полным необычайных открытий. Приобщение к красоте родного слова, развитие культуры речи, методика работы с литературным текстом с детьми дошкольного возраста прослеживается в истории педагогики, начиная с XIX века, в частности в педагогическом наследии С.Ф. Русовой, Е.И. Тихеевой, К.Д. Ушинского, Е.А. Флёриной. Именно этими педагогами заложен фундамент современной методики организации речевой деятельности детей. Идеи педагогов в воспитательном, познавательном и эстетическом значении остаются актуальными и в современных условиях развития дошкольного образования.
Формирование книжной культуры в рамках литературного образования детей дошкольного возраста регламентируется Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), в рамках реализации образовательной области «Речевое развитие» предусматривается овладение детьми речью как средством общения и культуры, знакомство с книжной культурой, детской литературой, а в художественно-эстетическом развитии – восприятие художественной литературы и фольклора [14].
Вводная беседа, или беседа, способствующая получению новых знаний, играет роль связного между уже накопленным опытом детей с опытом, который они приобретут. В водной беседе существуют ограничения. Ее целью становится выявление различного опыта детей и создание интереса к предстоящей деятельности. Определяющую роль в ней играет воспитатель. Ее эффективность зависит от того, насколько и каким образом будут вовлечены в исследуемый процесс родители воспитанников.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. ... Ведущей формой работы по развитию речи детей является образовательная ситуация» [14].
Таким образом, актуальность исследуемой проблемы послужила основанием для выбора темы курсовой работы: «Использование вводной беседы на занятиях по чтению художественной литературы у детей 5-6 лет».
Объект исследования: приобщения детей к чтению художественной литературы детей 5-6 лет.
Предмет исследования: изучение и применение вводной беседы на занятиях по чтению художественной литературы в процессе приобщения детей к чтению.
Цель исследования: изучение методики работы с художественной литературой в дошкольной образовательной организации.
Задачи:
-
Изучить психолого-педагогическую литературу по теме курсовой работы. -
Изучить особенности восприятия литературных произведений детьми дошкольного возраста. -
Рассмотреть задачи и содержание ознакомления дошкольников с художественной литературой. -
Описать методы работы по детскому чтению в дошкольной образовательной организации. -
Выявить приемы работы по приобщению детей к чтению. -
Определить роль иллюстрации в понимании детьми литературных произведений. -
Рассмотреть особенности использования художественной литературы вне занятий.
На важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты (К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флёрина, Л.С. Выготский, СЛ. Рубинштейн, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, Ф.А. Сохин, А.М. Шахнарович, Л.И. Айдарова и др.).
Методы исследования:
Теоретические: анализ психолого- педагогической литературы, обобщение информации.
Теоретическая значимость заключается в систематизации материала по теме исследования.
Практическая значимость заключается в составлении технологических карт по развитию речи с использованием вводной беседы на занятиях по чтению художественной литературы могут использовать студенты педагогических учебных заведений и педагогами дошкольных образовательных организаций в процессе приобщению детей 5-6 лет.
Цель и задачи исследования определили структуру работы. Работа состоит из введения, двух глав (теоретической, практической), заключения, списка литературы.
1.Работа дошкольной образовательной организации по приобщению к чтению детей 5-6 лет
1.1 Работа дошкольной образовательной организации по приобщению детей к чтению 5-6 лет
Современное, быстро развивающееся информационное общество выдвигает новые требования к дошкольной образовательной организации касательно развития личности ребенка дошкольного возраста. Сейчас особое внимание уделяется художественно-эстетическому развитию детей, поскольку оно является составляющей самопознания и последующего самоопределения ребенка.
Художественно-эстетическое развитие способствует обогащению эмоциональной сферы ребенка, активизирует творческую деятельность, повышает познавательную активность детей и т. п. На протяжении многих лет такое воспитание связывают с изобразительной, музыкальной, литературной деятельностью. [1].
Подробнее рассмотрим литературную деятельность, а именно особенности восприятия детьми дошкольного возраста художественных произведений. Как отмечает Л.М. Гурович, задача детского сада заключается в подготовке к долгосрочному литературному образованию, которое начинается в школе. Детский сад может дать обширный литературный багаж, начитанность, так как в дошкольном детстве ребенок знакомится с разнообразием фольклорных жанров.
Однако готовность к восприятию художественных произведений не может появиться у детей сама собой, она проявляется в условиях воспитания и обучения в ДОО. Выдающийся педагог и методист Е.А. Флерина отмечала, что художественные тексты дают ребенку уже готовые языковые формы, образы, определения, которыми ребенок затем оперирует на протяжение всей жизни.
С методической точки зрения интересна позиция О.Н. Никифоровой [11].
В процессе восприятия художественной литературы исследователь различает три стадии:
-
Непосредственное восприятие произведения: воссоздание и переживание образов произведения (на этой стадии ведущим является процесс воображения). -
Понимание идейного содержания произведения, где основная роль отводится мышлению. -
Влияние художественной литературы на личность читателей как результат восприятия произведений [9].
Интерес к книге у ребенка появляется рано. Его можно разделить на несколько стадий: вначале ребенку интересно перелистывать странички, рассматривать иллюстрации, слушать чтение взрослого; с появлением интереса к иллюстрациям, появляется интерес и к самому тексту (как пишет М.М. Алексеева и Б.И. Яшина в своей книге «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников» уже на третьем году жизни ребенка можно вызвать у него интерес к судьбе героя повествования, заставить малыша следить за ходом события и переживать новые для него чувства); ребенок ставит себя на место героя, мысленно действует, борется с врагами.
В каждом возрастном этапе есть свои особенности работы с книгой и с художественным текстом:
-
дети в младшем дошкольном возрасте проводят параллель со своим личным опытом; воспринимают те тексты, где событие идут друг за другом; хотя в центре и стоит главный персонаж, но дети еще не понимают его переживаний, чувств и мотивов; эмоциональное отношение к героям ярко окрашен; у ребенка уже расширяется и свой собственный и читательский опыт. Дети уже легко устанавливают причинно-следственные связи и правильно оценивают поступки героев (хороший / плохой); появляется интерес к слову, это проявляется в том, что ребенок неоднократно произносит слово, осмысливает его, пытается применить в речи в какой-либо ситуации; -
в старшем дошкольном возрасте детей интересует уже мотивы героев. Некоторые могут улавливать скрытое (подтекст); эмоциональное отношение к героям возникает на основе осмысления ребенком всей коллизии произведения и учета всех характеристик героев [10].
Знание всех этих возрастных особенностей восприятия детьми художественной литературы позволит воспитателю ДОО качественно разработать содержание образовательной области художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста.
Умение воспринимать художественное литературное произведение дошкольниками, а также осознавать наряду с содержанием и основные элементы художественной выразительности произведения необходимо целенаправленно развивать и воспитывать на протяжение всего обучения в ДОО [15].
Воспитатель должен особое внимание уделять выбору книг. Литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и нравственные функции, т. е. оно должно быть средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. Кроме учета возрастных особенностей, надо помнить, что круг детского чтения должны составлять разные жанры: рассказы, сказки, поэмы, стихи, шутки и т. д. Также необходимо следить за выходом новой детской литературы.
Таким образом, при целенаправленном и рациональном педагогическом руководстве, возможно научить детей воспринимать содержание литературного произведения, обращать их внимание на детали и художественный язык, его особенности в разных жанрах. Самые важные качества, которые необходимо развивать у ребенка дошкольного возраста при работе в образовательной области являются: развитие восприятия художественных произведений, развитие художественного интереса, стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.
1.1.1 Методы и приемы работы по детскому чтению в дошкольной образовательной организации
Трудно представить дошкольное детство без книги. Сопровождающая человека с самых первых лет его жизни художественная литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка: она воспитывает воображение, дает прекрасные образцы русского литературного языка.
Задачи и содержание приобщения детей к художественной литературе определяются на основе знаний об особенностях восприятия и понимания произведений литературы и представлены в программах детского сада.
В общем виде задачи можно сформулировать следующим образом:
-
Воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность целостно воспринимать произведения разных жанров, обеспечивать усвоение содержания произведения и эмоциональную отзывчивость на него. -
Сформировать начальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия), об их специфических особенностях; о композиции; о простейших элементах образности в языке.
1.2 Виды бесед с детьми дошкольного возраста на занятиях по чтению художественной литературы
На протяжении дошкольного возраста происходит изменение восприятия художественной литературы. Но умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит само по себе, его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. Одним из эффективных методов, способствующих развитию такого восприятия, является беседа. О роли беседы в восприятии литературных произведений писали многое педагоги и психологи. Беседа, по мнению Е. И. Тихеевой, беседа служит прежде всего средством уточнения и систематизации полученной в процессе чтения (слушания) художественного произведения. К. Д. Ушинский писал, что всё, что