Файл: Программа подготовки специалистов среднего звена 44. 02. 01 Дошкольное образование Фо р ма о б у.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Введение

1.Работа дошкольной образовательной организации по приобщению к чтению детей 5-6 лет

1.1 Работа дошкольной образовательной организации по приобщению детей к чтению 5-6 лет

1.1.1 Методы и приемы работы по детскому чтению в дошкольной образовательной организации

1.2 Виды бесед с детьми дошкольного возраста на занятиях по чтению художественной литературы

2. Практическое применение вводной беседы на занятиях по чтению художественной литературы в процессе приобщения детей к чтению 5-6 лет

2.1 Анализ календарно тематического планирования на предмет использования вводной беседы на занятиях по развитию речи

2.2 Описание практической работы по приобщению детей старшей группы «Рябинки» к чтению посредством вводной беседы на занятиях по чтению художественной литературы

Заключение

Список использованных источников

Приложение

прочитано должно быть понятно, т. е. объяснено.

Беседа — это заранее подготовленный диалог (разговор) между педагогом и детьми; тщательно продуманная система вопросов, постепенно подводящая к нужной теме, мысли, знанию [5].

Успех беседы зависит от точности формулировки вопросов и доступности их содержания детям. Вопрос должен стимулировать работу мысли, способствовать поиску ответа, активизировать детей. Вопросы должны быть сформулированы заранее.

Задачи беседы как метода: подготовить детей к восприятию текста, уточнить его, сделать более глубоким; способствовать пониманию текста детьми; развивать у них интерес к чтению, к обдумыванию прочитанного; учить детей аргументированно и эмоционально говорить о прочитанном.

Все указанные здесь виды бесед проводятся с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, но отдельные вопросы по восприятию и анализу текста можно задавать детям младшего возраста.

Можно выделить несколько основных видов бесед:

  1. Прогностическая беседа.

  2. Подготовительная (вводная) беседа.

  3. Беседа по восприятию художественного текста.

  4. Беседа по содержанию произведению (аналитическая- анализ художественного текста). [15].

Подготовительная (вводная, вступительная) беседа. Само определение «подготовительная» или «вводная» свидетельствует о цели беседы — подготовить детей к восприятию текста, настроить их на внимательное слушание и понимание произведения. Содержанием подготовительной беседы может быть биография автора, история создания произведения, время, отраженное в нем, чьи-то читательские впечатления. В ходе беседы нужно объяснить те непонятные детям слова, которые повлияют на глубину восприятия читаемого.

Вводная беседа должна касаться только литературы. Ее содержание настраивает детей на восприятие творчества автора в целом или отдельного произведения — в этом ее смысл. Не следует говорить с детьми о том, что не связано или косвенно связано с чтением.

Для того чтобы данный вид беседы не превратился в рассказ, надо заранее подготовить те вопросы, на которые смогут ответить дети и которые будут способствовать активизации мысли, поддержке внимания и интереса к повествованию. После этого детям станет ясна правота авторского утверждения.

Вводные беседы строятся так, чтобы вызвать симпатию к создателю произведения, пробудить интерес к тексту, помочь детям понять главное в нем.

Беседа по восприятию художественного текста. Цель беседы — выявить, какое воздействие на детей оказало прочитанное. В связи с этим беседу нельзя начинать сразу же после того, как чтение будет закончено. Надо дать детям минуту на то, чтобы вернуться в реальную действительность, и только после этого задавать вопросы. Известно, что интересное по содержанию, увлекательное, хорошо прочитанное взрослым произведение оказывает сильное впечатление на детей. Надо дать им возможность пережить это впечатление, не разрушить чувства, возникшие в ходе чтения. В процессе беседы по восприятию произведения выясняется эмоциональное отношение детей к прочитанному: понравился или не понравился текст; что в нем особо запомнилось маленьким слушателям, что вызвало их отрицательные эмоции; какое впечатление произвели на них события, описанные в произведении, или поступки героев. Можно обратиться к читательскому опыту детей и выяснить, читалось ли ими данное произведение раньше. Взрослый может поделиться с детьми собственным впечатлением от прочитанного, не подлаживаясь под эмоции детей, будучи искренним. В таком случае воспитатель или родитель направляет внимание детей на то, что ими самими замечено не было.


Задавать большое количество вопросов, быть назойливым в выяснении впечатлений не рекомендуется. Этот разговор не должен быть формальным. Все сказанное детьми следует учесть в дальнейшей работе.

Если взрослый заметил, что восприятие текста детьми не соответствует авторскому замыслу или является внеконтекстным, не надо оставлять это без внимания. Нужно бережно и тактично скорректировать сказанное дошкольниками.

Беседа по содержанию произведений (аналитическая беседа). Цель этого вида беседы — выявить глубину понимания произведения детьми.

В любом случае беседа как форма общения детей дошкольного возраста, в результате которого происходит обсуждение художественного текста, без воспитателя как организатора процесса, с одной стороны, и заинтересованного собеседника, направляющего обсуждение, с другой, невозможна.

В ходе беседы воспитатель старается воздействовать на чувства детей, обращается к прочитанному ранее, чтобы дети могли вспомнить и заново пережить те яркие эпизоды, которые врезались в память когда-то, и будут способствовать развитию беседы в настоящее время. Проводя беседу по содержанию художественного произведения, воспитатель сосредоточен на предмете обсуждения и к тому же приучает детей. В ходе беседы неуместны отступления, не связанные с содержанием текста или творчеством конкретного автора. Воспитатель исподволь ведет детей к намеченной цели — выяснению главной мысли произведения или решению той задачи, которая была определена им заранее. Ответы детей не должны быть заученными. Естественность, взаимное уважение и простота общения в беседе ценятся более всего.

Качество беседы зависит от того, какое произведение избрано для обсуждения. Оно должно быть доступно, интересно детям, в нем должна заключаться проблема, неоднозначный вопрос, например: правильно ли поступил Коля Уральцев, бросив камень в жабу? (Р. Погодин «Жаба»).

Для разного возраста детей существуют разные типы вопросов:

1-3 лет преимущественно задаются репродуктивные вопросы, помогающие ребенку воспроизвести текст, следовать его логике: кто? где? как? Такие вопросы задаются преимущественно к прозаическим текстам, или к поэтическим текстам сюжетного характера.

На четвертом году жизни ребенка в его речь естественным образом входят вопросы «почему?» и «зачем?». Желание познать окружающий мир с помощью этих вопросов, частота их употребления, активность в стремлении добиться ответов свидетельствуют о том, что ребенку необходим анализ литературного произведения. Пришла пора вопросов аналитического характера, побуждающих мыслить, сопоставлять, сравнивать. Главным из них является вопрос «Почему?».



Вопросы можно условно классифицировать: позволяющие узнать эмоциональное отношение к событиям и героям («Кто вам больше понравился? Почему? Нравится герой или нет?»); направленные на выявление основного смысла произведения, его проблему. Например, после чтения сказки

А. М. Горького «Воробьишко» можно задать такой вопрос: «Кто виноват в том, что мама осталась без хвоста?»; направленные на выяснение мотива поступков («Почему Маша не разрешала медведю отдыхать?» – сказка «Маша и медведь»); обращающие внимание на языковые средства выразительности; направленные на воспроизведение содержания; подводящие к выводам («Почему писатель так назвал свой рассказ? Зачем писатель рассказал нам эту историю?»).

При чтении научно-популярных книг, например о труде, о природе, беседа сопровождает чтение и даже включается в процесс чтения. Содержание книг познавательного характера указывает на необходимость беседы для успешного решения главной образовательной задачи (по книгам С. Баруздина «Кто построил этот дом?», С. Маршака «Откуда стол пришел», В. Маяковского «Конь-огонь» и др.).

Исследователи выделяют ряд вопросов, которые не следует задавать ребенку в процессе беседы:

  1. Двойные вопросы: где и почему? кто и где? и т.д., чтобы не рассеивать внимание ребенка, нацеливать на один, но верный и глубокий ответ.

  2. Подсказывающие вопросы, так как в них фактически содержится ответ на вопрос. Например: этот мальчик смелый, да?

  3. Альтернативные вопросы, требующие однозначных ответов – «да» или «нет».

  4. Бессодержательные вопросы типа «Что ты еще можешь сказать?» или «А кто еще что скажет?» свидетельствуют о слабой подготовке воспитателя к беседе, поэтому не должны звучать в ходе анализа. [12].

Таким образом, беседа является важнейшей частью занятия по чтению художественной литературы, так как не только развивает диалогическую форму речи у детей, но и помогает ребенку правильно воспринимать и анализировать художественный текст.

1.3 Использование вводной беседы на занятиях по чтению художественной литературы в процессе приобщения к чтению детей 5-6 лет


На протяжении второй половины XX в. дети были практически лишены тех традиционных способов общения со взрослыми, которые существовали веками: исполнение колыбельных песен, слушанье сказок, бывальщин и быличек, участие в земледельческих праздниках, хороводах, ярмарках.


Считается, что рассказывание воздействует на детей сильнее, чем книга (Н. Румянцев, Е. Тихеева). Относительно современных детей эта мысль требует практической проверки. [3]

Рассказывание воспитателя. Это относительна свободная передача текста (возможны перестановки слов, замена их, толкование) Рассказывание даёт большие возможности для привлечения внимания детей.

Рассказывание как метод в первую очередь зависит от жанра произведения.

Народная сказка по своей природе — самый удобный жанр для рассказывания детям. Одна из специфи­ческих особенностей сказки — устность. Рассказчик в зависимости от ситуа­ции мог сделать сюжет кратким или пространным, украсить его цветистыми фразами или изложить лаконично и четко.

В процессе подготовки к рассказыванию не надо заучивать сказку наизусть: исчезнет живость и естественность интонаций. Существует мнение о том, что интонация иногда воздействует на слушателей сильнее, чем смысл.

Стоит учесть, что при рассказывании авторских произведений нельзя упускать слова, менять их местами, но можно заменить отдельные слова, конкретизировать какое-то понятие или действие героя, сделать лаконичным описание, сохраняя при этом те художественные находки, которые есть у автора, голосом, интонацией подчеркивая их особенность и неповторимость.

Для рассказывания эпических произведений следует выбирать короткие динамичные тексты или оригинальные отрывки из них. Повествование можно сочетать с выразительным чтением [4].

В целом рассказ педагога должен быть полным, красочным, с точно подобранными словами, грамматически правильно оформлен, выразителен, между отдельными частями должна быть установлена логическая связь.

При рассказывании необходимо уметь пользоваться синонимами, метафорами, эпитетами, которые делают речь выразительней, разнообразней, богаче по содержанию, шире использовать устное народное творчество (пословицы, поговорки), фразеологические обороты.

Таким образом, работая с детьми, воспитатель должен обратить внимание на следующее:

  1. Правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющиеся дефекты речи.

  2. Иметь ясную, четкую и отчетливую речь, т. е. хорошую дикцию.

  3. Использовать в своей речи литературное произношение, т. е. придерживаться орфоэпических норм [13].

Можно сделать вывод, что рассказывание воспитателя имеет огромное влияние на ребенка и может воспитать в бедующем грамотного человека.


2. Практическое применение вводной беседы на занятиях по чтению художественной литературы в процессе приобщения детей к чтению 5-6 лет


Художественное произведение ценно своим непосредственным воздействием на ребенка. Создавая его, автор, безусловно, предусматривает возможность самостоятельного усвоения ребенком содержания, добиваясь эмоциональности и понятности повествования, где мораль естественно вытекает из действий и поступков героев. Поэтому назначение многих методических приемов состоит в том, чтобы облегчить детям процесс слушания и понимания (помочь запомнить произведение, глубже пережить его). Конечно, приемы способствуют и лучшему усвоению текста, более глубокому восприятию его в целом [1].

Словарная работа. Зачастую детям бывают непонятны некоторые слова и выражения. В таких случаях надо давать им возможность понять новое слово или фразу путем осмысления ситуации. Так мы вовлекаем их в активную работу над языком произведения. Само же художественное произведение никогда не должно превращаться в средство освоения новых слов. На занятиях по чтению художественной литературы новые слова объясняют до ознакомления с произведением либо после него.

Не следует прерывать чтение объяснением отдельных слов, особенно в стихах, так как это нарушает восприятие художественного образа и ритма

Следующий прием — повторность чтения. Небольшое произведение, которое вызвало интерес детей, целесообразно повторить тут же еще 1—2 раза. Из большого произведения повторно можно зачитать отрывки, наиболее значимые и яркие. Необходимо повторение этого материала и на других занятиях, чтобы достичь наиболее глубокого восприятия, предотвратить забывание.

Один из приемов, способствующих лучшему усвоению текста,— выборочное чтение (отрывков, песенок, концовок).

В старших группах выборочное чтение может преподноситься детям игровым путем, в виде загадок, викторин (Из какого произведения этот отрывок? Чем закончился этот рассказ, сказка? Из рассказа или сказки этот отрывок?). Если после первого чтения произведение уже понято детьми, воспитатель может использовать ряд дополнительных приемов, которые усилят эмоциональное воздействие рассказа (стихотворения и пр.), — показ игрушки, иллюстрации, картинки, элементы инсценирования, движения пальцами, руками (в младших группах эти приемы употребляют чаще); можно рекомендовать и словесные приемы, например напоминание сходного случая из жизни. В