Файл: Финансовые ресурсы некоммерческих организаций.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы исследования финансовых ресурсов некоммерческих организаций

1.1 Понятие некоммерческой организации: нормативно-правовые основы деятельности и виды

1.2 Формирование и использование финансовых ресурсов некоммерческих организаций

1.3 Основные подходы к оценке эффективности использования финансовых ресурсов некоммерческих организаций

Глава 2. Анализ формирования и использования финансовых ресурсов Торгово-промышленной палаты Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

2.1 Характеристика некоммерческой организации – объекта исследования

2.2 Анализ формирования и использования финансовых ресурсов ТПП ХМАО-Югры в 2014-2016 гг.

2.3 Проблемы формирования финансовых ресурсов и пути их решения

Заключение

Список литературы

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3



Таким образом, усложнение механизма финансирования некоммерческих организаций приводит к тому, что возникают проблемы, связанные с функционированием некоммерческой организации как субъекта рыночных отношений. Некоммерческая организация вынуждена решать проблемы оптимизации финансового результата деятельности, проводить оценку экономической эффективности мероприятий, проводить оптимизацию административных расходов, заниматься нейтрализацией рисков, следить за сохранением финансовой устойчивости. Сложность в решении вышеуказанных проблем связана с двойственным положением некоммерческой организации в рыночной экономике, чем и определяется проблема финансов некоммерческой организации.


1.3 Основные подходы к оценке эффективности использования финансовых ресурсов некоммерческих организаций



Сложность в оценке эффективности использования финансовых ресурсов некоммерческих организаций заключается в том, что, если для коммерческой организации целью деятельности является получение прибыли, а, следовательно, оценка эффективности подразумевает оценку экономической эффективности, то для некоммерческой организации оценка эффективности рассматривается гораздо шире и может включать в себя как оценку экономической эффективности, так и оценку социальной эффективности. [16; с. 47]

Одними из первых подход к оценке эффективности некоммерческих организаций разработали П. Роби и К. Сейлз, которые предложили оценивать эффективность работы некоммерческих организаций посредством критериев эффективности управления:

  1. Оценка качества управления;

  2. Оценка организации способности к инновациям;

  3. Оценка объема инвестирования (способность организации быть объектом инвестиционных капиталовложений);

  4. Оценка качества оказываемых услуг (продукции, работ);

  5. Оценка финансового положения;

  6. Оценка способности организации привлекать квалифицированную рабочую силу;

  7. Ответственность организации перед обществом;

  8. Использование активов организации.

В целом, критерии эффективности, предложенные П. Роби и К. Сейлзом для некоммерческих организаций, могут быть использованы и для коммерческих организаций.

Еще один интересный подход был предложен американским ученым С. Вайсбордом, который предложил рассчитывать специальный индекс (социальный индекс, общественный индекс), впоследствии названный индексом Вайсборда. Цель этого индекса – показывать, на каком уровне находится производство социального эффекта в некоммерческой организации. Индекс Вайсборда отражает связь между финансовыми поступлениями и социальным характером услуг, оказываемых некоммерческой организацией. [20; с. 68]

Индекс Вайсборда рассчитывается по формуле (1):

, где (1)

Iv – Индекс Вайсборда;

Rs – доходы некоммерческой организации от производства общественных благ, то есть дотации, благотворительные гранты, государственные субсидии и т.д.


Rp – доходы некоммерческой организации от производства частных благ, то есть доходы, получаемые от реализации товаров, членских и спонсорских взносов и т.д.

Индекс Вайсборда может принимать значения от 0 и до бесконечности и показывать, насколько велик уровень самофинансирования некоммерческой организации. Чем выше значение Индекса Вайборда, тем больше деятельность некоммерческой организации направлена на создание социальных эффектов.

Но для оценки эффективности использования финансовых ресурсов некоммерческой организации существует и достаточно традиционные показатели. Например, Т.Ю. Киселева предлагает рассматривать показатели эффективности некоммерческой организации на основе показателей эффективности коммерческой организации. Мера эффективности коммерческой организации – это прибыль и рентабельность. А для некоммерческой организации можно выбрать натуральные показатели. Оценить результат деятельности некоммерческой организации можно за счет темпа прироста потребителей общественного блага, которое производит некоммерческая организация (2):

, где (2)

Эод – эффективность основной деятельности некоммерческой организации;

Qб – количество товаров или услуг, которые произвела некоммерческая организация (в натуральных единицах или стоимостных показателях);

Qп – количество потребителей общественного блага, которое производит некоммерческая организация.

Но если некоммерческая организация ведет деятельность, которая приносит доходы, то оценка эффективности базируется на тех же принципах, как и оценка эффективности коммерческой организации (3):

, где (3)

Эд – эффективность деятельности, которая приносит доход, некоммерческой организации

D – доходы (финансовый результат) деятельности некоммерческой организации;

S – себестоимость товаров, работ, услуг, за счет производства или продажи которых был получен доход некоммерческой организации.


Существует еще специальный аспект оценки эффективности некоммерческой организации. Это аспект, который связан с оценкой эффективности конкретного мероприятия некоммерческой организации. Например, некоммерческая организация занимается фандрайзингом, который осуществляет своими силами или привлекает специальных агентов. Фандрайзинг требует особых затрат (гранты, юридические услуги, рассылка по мобильным телефонам и т.д.), тогда оценка конкретного мероприятия, то есть фандрайзинга рассчитывается путем отношения средств, полученных от фандрайзинга к объему средств, затраченных на проведение кампании по фандрайзингу, если соотношение больше 1, то кампания по фандрайзингу проведена эффективно.

Таким образом, финансовыми ресурсами некоммерческой организации являются денежные доходы, а также поступления или накопления, которые использует некоммерческая организация для осуществления своей уставной деятельности. Организационно-правовая форма некоммерческой организации, а также вид ее деятельности может оказывать влияние на состав финансовых ресурсов. Основными источниками финансовых ресурсов некоммерческих организаций являются взносы учредителей, членские взносы, бюджетные средства, безвозмездные перечисления юридических и физических лиц, а также доходы, получаемые от приносящей доход деятельности некоммерческой организации. Особенность финансовых ресурсов некоммерческой организации заключается в том, что финансовые ресурсы должны использоваться только в соответствии с основной целью создания некоммерческой организации.


Глава 2. Анализ формирования и использования финансовых ресурсов Торгово-промышленной палаты Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

2.1 Характеристика некоммерческой организации – объекта исследования



Союз «Торгово-промышленная палата Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» (ТПП «ХМАО-Югры») была образована в 2000 г. и является общественной организацией.

Юридический адрес ТПП «ХМАО-Югра»: 628011 Россия, ХМАО - Югра, г.Ханты-Мансийск, ул.Студенческая, д. 19.

Торгово-промышленная палата решает две основные задачи в регионе ХМАО-Югра:

  1. Оказывает помощь предпринимателям и организациям в развитии бизнеса;

  2. Оказывает помощь по взаимодействию между крупным и малым бизнесом, а также органами региональной власти и предпринимателями.

Особенность ХМАО-Югра как региона заключается в том, что большое значение для развития региона имеет бизнес, связанный с нефтедобычей и нефтепереработкой. В то время как остальные виды бизнеса (например, оптовая и розничная торговля, пищевое производство, легкая промышленность) оказываются практически без внимания со стороны органов муниципальной власти. Задача ТПП ХМАО-Югра – это стать фактически профсоюзом всех предпринимателей, как крупных производственных структур, ориентированных на добычу и переработку полезных ископаемых, так и сегмента малого и среднего бизнеса.

Проблемы, которые решает ТПП ХМАО-Югры:

  1. Получение финансовой поддержки предпринимателям. Центр привлечения инвестиций, который сотрудничает с ТПП ХМАО-Югры, помогает предпринимателям выигрывать гранты, а также получать кредиты в финансово-кредитных организациях;

  2. Имущественная поддержка предпринимательского сектора. Центр коммерческой недвижимости помогает предпринимателям Югры продать, сдать в аренду или, наоборот, снять помещений в любом районе ХМАО-Югры;

  3. Развитие бизнеса. Наиболее сложной задачей ввиду снижения общей платежеспособности населения на фоне, проходящего в России с 2014 г. кризиса, является развитие предпринимательства в регионе. Существенная часть предпринимателей уменьшает количество торговых площадей, увеличивает требования по отсрочкам платежей, в результате чего снижаются выручки от реализации продукции. Но основной проблемой является то, что часть предпринимателей ушли с рынка, что привело к росту безработицы в регионе. Задача ТПП ХМАО-Югра заключается в том, чтобы подготовить оптимизационные планы для предприятий, переживающих кризис и совместными усилиями найти выход из кризисной ситуации;

  4. Продвижение бизнеса. Современный бизнес отличается от бизнеса 90-х гг. ХХ в. Продвижение играет значительную роль для развития бизнеса, если не сказать, основную. В России и в других странах мира наблюдается переизбыток предложения продукции, спрос в то же время отстает от роста предложения, что обуславливает применение специальных инструментов продвижения продукции. ТПП ХМАО-Югры занимается организацией встреч предпринимателей, организацией выставок, ярмарок, на которых предприниматели могут проводить переговоры по поставкам продукции и заключать контракты;

  5. Защита интересов бизнеса. ТПП ХМАО-Югры, используя процедуру ОРВ (Оценка регулирующего воздействия) может оказывать влияние на ход принятия нормативных актов, добиваясь того, чтобы нормативные акты принимались в интересах бизнес-сообщества ХМАО-Югры.