Файл: 1 Ознакомление с учетной политикой организации, постановкой бухгалтерского учета и инструктивными документами по учету в бухгалтерии.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 56
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.2. Учет основных средств и нематериальных активов
1.3. Учет производственных запасов
1.4. Учет труда и заработной платы
1.5. Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции, работ, услуг
1.6. Учет готовой продукции (работ, услуг), ее отгрузки и реализации
1.7. Учет денежных, расчетных и кредитных операций
1.8. Учет финансовых результатов, источников собственных средств и резервов
2. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия
1.8. Учет финансовых результатов, источников собственных средств и резервов
Завершающей стадией кругооборота средств организации является реализация произведенной продукции, выполненных работ, услуг. В результате хозяйству возмещаются в денежной форме затраченные на ее производство сбыт материально-денежные ресурсы.
Информация о реализации отражается в соответствующих формах первичных и сводных документов, данные которых служат основанием для бухгалтерских записей.
Для отражений операций по учету процесса реализации и расчетов с покупателями в плане счетов бухгалтерского учета предусмотрены синтетические счета 90 «Реализация»; 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Бухгалтерский учет реализации продукции, работ и услуг ведется на счете 90 «Реализация».
По отношению к балансу этот счет является операционным сопоставляющим и предназначен для учета реализации сельскохозяйственной продукции, работ и услуг покупателям, выдачи сельхозпродукции натурой в счет оплаты труда, а также для получения необходимой информации в целях определения финансовых результатов.
В течение года по дебету счета отражают плановую стоимость реализованной продукции, работ и услуг, которую в конце года доводят до фактической путем списания калькуляционных разниц соответствующим методом.
По кредиту счета 90 отражается выручка от реализации продукции, работ и услуг.
В конце отчетного периода на счете 90 определяется финансовый результат: прибыль (убыток) от реализации продукции, работ и услуг, который списывают со счета 90 на счет 99 «Прибыли и убытки».
Для отражения операций по учету реализации в 1С: Бухгалтерия формируют отчет по контрагентам/продукции за отчетный месяц, в котором зашифровывают по счетам совершенные операции. Этот отчет позволяет отнести реализованную продукцию по контрагентам.
Для отражения общей суммы и количества реализованной продукции по видам продукции, а также суммы и ставки НДС по этим видам формируют отчет по готовой продукции за отчетный период.
Учет финансовых результатов деятельности предприятия ведется на счете 99 «Прибыли и убытки». По кредиту данного счета отражаются прибыль, полученная от реализации продукции (работ, услуг), операционные и внереализационные доходы. По дебету этого счета учитываются убытки и суммы операционных и внереализационных расходов. Путем сопоставления кредитовых и дебетовых оборотов по данному счету определяют конечный финансовый результат: прибыль и убыток.
Учет операционных доходов и расходов ведется на счете 91 «Операционные доходы и расходы» не используя группировку по субсчетам, предусмотренных Типовым планом счетов бухгалтерского учета.
Операционные доходы и расходы признаются по мере поступления и уплаты.
Учет внереализационных доходов и расходов ведется на счете 92 «Внереализационные доходы и расходы. Внереализационные доходы и расходы в виде штрафов, пени, неустоек за нарушение условий договора, а также суммы возмещения причиненных убытков отражаются в учете по мере получения их от должника и уплаты.
Другие внереализационные доходы и расходы в целях бухгалтерского учета признаются по мере их образования
После определения финансового результата за отчетный период у организации остается чистая прибыль, за счет которой могут создавать различные резервные фонды. В частности в ОДО «Колос» в соответствии с учетной политикой необходимо формировать резервный фонд на выплату заработной платы в размере 7% начисленного фонда оплаты труда за предыдущий год.
За счет прибыли отчетного года могут быть покрыты убытки прошлых лет. Добавочный фонд в ОДО «Колос» формируется за счет переоценки основных средств, проводящейся в соответствии с законодательством.
Таблица 8. Информация об операциях, отраженных по счетам бухгалтерского учета 90,91, 92, 97, 98, 99, 84, 80, 82, 83, 96 за декабрь 2008 г. по ОДО «Колос»
Содержание хозяйственной операции | Наименование документа, ссылка на приложение в отчете | Корреспонди рующие счета | Сумма, руб. | Учетный регистр, ссылка на приложение в отчете | |
дебет | кредит | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. Отражена выручка от реализации | Выписки банка, ТТН-1 и ТН-2 | 62.1 | 90.1 | 126 937 918 | Анализ счета 90.1, Приложение № 56 |
2. Отражены коммерческие расходы | Акты выполненных работ, ведомости ЗП и т.д. | 90.2 | 44.2 | 6 334 915 | Анализ счета 90.2, Приложение № 55 |
3. Отражена покупная стоимость реализованных товаров | ТТН-1, ТН-2 | 90.2 | 45.1 | 91 023 932 | Анализ счета 90.2, Приложение № 55 |
4. Начислен НДС на реализованные товары | ТТН-1, ТН-2 | 90.3 | 68.25 | 17 472 617 | Анализ счета 90.3, Приложение № 58 |
5. Начислен НДС на товары, отгруженные покупателям но не оплаченные по истечении 60 дней | | 90.3 | 97 | 2 211 694 | Анализ счета 97, Приложение № 72 |
6. Отражен финансовый результат от реализации | | 90.9 | 99 | 9 894 760 | Анализ счета 99, Приложение № 73 |
7. Отражено закрытие счета 99 "Прибыли и убытки " | Бухгалтерская справка-расчет | 99 | 84.1 | 44 156 202 | Анализ счета 84, Приложение № 74 |
8. Произведена переоценка ОС на 01.01.09 г. | Акт и ведомость переоценки ОС Приложение № 75 | 01.1 | 83 | 12 903 376 | Анализ счета 83, Приложение № 76 |
9. Образован резервный фонд выплаты ЗП | Учетная политика на 2009 год Приложение № 77 | 84.1 | 82.1 | 2 807 540 | Оборотно-сальдовая ведомость по счету 82, Приложение |
1.9. Отчетность предприятия
Окончание финансового года влечет необходимость в течение 90 дней по его окончании составить годовую бухгалтерскую отчетность и представить ее всем заинтересованным пользователям.
Составление отчетов – завершающий этап учетного процесса. В них содержатся совокупные сведения о результатах производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия. Данные бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности являются источниками информации. Отчетность – это система обобщенных и взаимосвязанных показателей о состоянии и использовании основных и оборотных средств, об источниках формирования этих средств, финансовых результатах и направлениях использования прибыли и т.д.
При формировании показателей бухгалтерской отчетности следует руководствоваться Законом Республики Беларусь от 18.10. 1994 N 3321-XII "О бухгалтерском учете и отчетности", Инструкцией о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденной Министерством финансов Республики Беларусь от 14.02. 2008 N 19 (далее - Инструкция), Типовым планом счетов бухгалтерского учета и Инструкцией по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденными Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.05. 2003 N 89 и другими нормативно-правовыми актами. В этих нормативно-правовых документах изложены основные принципы и базовые положения по составлению и представлению бухгалтерской отчетности.
Организации составляют бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал и год нарастающим итогом с начала отчетного года. При этом месячная и квартальная бухгалтерская отчетность являются промежуточными.
Бухгалтерская отчетность за месяц состоит из бухгалтерского баланса (форма 1).
Бухгалтерская отчетность за квартал состоит из бухгалтерского баланса (форма 1) и отчета о прибылях и убытках (форма 2).
Бухгалтерская отчетность за отчетный год состоит из:
бухгалтерского баланса (форма 1);
отчета о прибылях и убытках (форма 2);
отчета об изменении капитала (форма 3);
отчета о движении денежных средств (форма 4);
приложения к бухгалтерскому балансу (форма 5);
отчета о целевом использовании полученных средств (форма 6).
Составлению бухгалтерской отчетности предшествует значительная работа по завершению отчетного финансового года, основные этапы которой следующие:
1. Инвентаризация активов и обязательств.
2. Проверка записей на счетах бухгалтерского учета. Правильность оформления хозяйственных операций первичными учетными документами и соответствие их действующему законодательству. Сверка данных синтетического и аналитического учета. Составление оборотно-сальдовой ведомости по счетам Главной книги.
3. Исправление выявленных ошибок. Уточнение распределения доходов и расходов между смежными отчетными периодами.
4. Определение финансового результата от реализации продукции (работ, услуг), операционных и внереализационных доходов и расходов. Закрытие субсчетов по счетам 90, 91, 92.
5. Переоценка основных средств, не завершенных строительством объектов и неустановленного оборудования.
6. Реформация баланса. Выявление чистой прибыли или непокрытого убытка. Закрытие счета 99 "Прибыли и убытки".
В соответствии с Законом Республики Беларусь от 18.10. 1994 N 3321-XII "О бухгалтерском учете и отчетности" проведение инвентаризации обязательно перед составлением годовой бухгалтерской отчетности. Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организаций, ведущих в соответствии с законодательством бухгалтерский учет, оформления результатов инвентаризации и отражения их в бухгалтерском учете установлен Инструкцией по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.11. 2007 N 180.
Сумма недостач, а также порча активов отражаются в бухгалтерском учете по кредиту счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей" в корреспонденции с дебетом счетов:
в пределах установленных норм естественной убыли - 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства", 25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы", 29 "Обслуживающие производства и хозяйства", 44 "Расходы на реализацию" и др.;
сверх норм естественной убыли, а также недостача денежных средств в кассе -
73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", если по недостаче или порче определено виновное лицо;
96 "Резервы предстоящих расходов", если в организации создается соответствующий резерв;
92 "Внереализационные доходы и расходы", если виновное лицо не установлено или судом отказано в возмещении с виновного лица, в других случаях выявления невозмещенных недостач.
Выявленные при инвентаризации суммы дебиторской задолженности, по которым срок исковой давности истек, в соответствии с решением руководителя организации списываются в соответствии со статьей 12 Закона Республики Беларусь от 18.10. 1994 N 3321-XII "О бухгалтерском учете и отчетности" в коммерческой организации на внереализационные расходы либо за счет резерва по сомнительным долгам, в некоммерческой организации - на увеличение расходов.